Работа в современной школе требует некоторого пересмотра видов работы школьников 5-8 классов на уроках литературы. Подготовка к сдаче экзамена по литературе в формате ГИА и ЕГЭ должна вестись уже с пятого класса.
Следует сделать акцент на следующих требованиях к умениям и знаниям учащихся:
- Чтение литературных произведений должно быть осознанным и творческим.
- Полноценное владение различными видами пересказа.
- Умение определять принадлежность текста к тому или иному роду и жанру литературы.
- Умение анализировать текст, выявлять авторский замысел и средства его воплощения.
- Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.
- Комментирование художественного текста.
- Умение давать письменный развёрнутый ответ.
Для того, чтобы к старшим классам довести эти умения до навыка, нужно уже с пятого класса вводит на уроках литературы тестовые задания типологии В и С1-С4.
Далее приводим некоторые примеры заданий для шестого класса.
Анализ лирического произведения.
Анализ стихотворения А.С.Пушкина "Зимнее утро".
В 8. Назовите род литературы, к которому относится это произведение.
В 9. Укажите название стилистического приёма, который заключается в использованиисогласных звуков, усиливающего выразительность художественной речи и рассчитанного на слуховое восприятие образа ("Ещё ты дРемлешь, дРугпРелестный - поРа, кРасавица, пРоснись").
В 10. Как называется созвучие концов стихотворных строк, играющее авжную организационную роль в стихе (чудесный - прелестный, злилась - носилась).
В 11. Как называется образное определение, являющееся средством художественной выразительности ("друг ПРЕЛЕСТНЫЙ", "ВЕЛИКОЛЕПНЫМИ коврами").
В 12. Укажите размер, которым написано стихотворение А.С.Пушкина.
С 3. К какому виду лирики относится это стихотворение и почему? Возможен ли здесь однозначный ответ?
С 4. Какие стихотворения о природе Вы знаете? Попробуйте сравнить одно из них со стихотворением А.С.Пушкина.
Анализ стихотворения А.С.Пушкина "И.И.Пущину".
В 8. Назовите жанр лирики, к которому относится это стихотворение.
В 9. Как называется приём художественной выразительности, использованный в первой строке стихотворения.
В 10. Назовите средство художественной выразительности, использованный в следующей строке: "Когда мой двор УЕДИННЁНЫЙ, ПЕЧАЛЬНЫМ снегом занесённый".
В 11. Как называется художественный приём, заключающийся в повторении одинаковых слов в начале строк.
В 12. Назовите стихотворный размер, которым написано это стихотворение.
С 3. Какова тема этого стихотворения? Какие периоды биографии А.С.Пушкина упоминаются в нём?
С 4. Кто из русских поэтов или писателей писал о дружбе? Попробуйте сравнить одно из этих стихотворений с произведением А.С.Пушкина.
Анализ эпического произведения.
А.С.Пушкин " Дубровский" том 2, глава 12(стр. 119-120).
В 1. Назовите род литературы, к которому относится данное произведение.
В 2. Назовите жанр, к которому относится данное произведение.
В 3. Как называется намеренное употребление в тексте однокоренных или одинаковых слов, усиливающих значимость высказывания("Не БОЙТЕСЬ, ради Бога, вы не должны БОЯТЬСЯ моего имени:Но вам не надобно меня БОЯТЬСЯ:").
В 4. Назовите термин, которым обозначается разговор одного человека.
В 5. Укажите термин, которым обозначается выразительная подробность, несущая в тексте определённую смысловую нагрузку (например, "стояла неподвижно", "плакала молча").
В 6. Укажите фамилию учителя, за которого выдавал себя Дубровский.
В 7. Как называется острое столкновение, непримиримое противоречие, на основе которого происходит развитие сюжета?
С 1. Какую роль играет приведённая сцена в развитии сюжета?
С 2. В каких ещё произведениях А.С.Пушкина описывается трагическая судьба героев? Что общего между этими произведениями?
На первый взгляд, эти работы трудны для восприятия шестиклассниками. Но это не так. Уже после 2-3 подобных работ дети свободно воспринимают формулировки вопросов и пытаются сравнивать различные произведения художественной литература (задания типологии С2, С4),что является наиболее трудным на экзамене.
Использованная литература:
- Самое полное издание типовых вариантов заданий ЕГЭ:2012/авт.-сост.С.А.Зинин.-М.:АСТ:Астрель, 2012.
- Литература.6 кл.Учеб.-хрестоматия для общеобразоват. Учреждений. В 4 ч. Ч.1./[авт.-сост. В.П.Полухина и др.]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.:Просвещение,ОАО "Московские учебники", 2007.