Тема в программе “Омское Прииртышье”: “Культура Омского Прииртышья”.
Р1 “Летописи и устное народное творчество Омского Прииртышья”. Народные колыбельные песни в обработке Т. Белозёрова.
Тип урока: открытие нового знания.
Использование технологий: проблемно-диалогическая технология.
Уровень обученности школьников: высокий
Форма учебной работы: классно-урочная.
Форма проведения: интегрированный урок.
Цель урока: формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу в совместной деятельности при изучении устного народного творчества, литературы родного края.
Задачи урока:
- раскрыть особенности жанра колыбельные песни;
- развивать воображение, речь и память, коммуникативные умения;
- воспитывать любовь к русскому языку и уважение к другим народам, чувство гордости за свой народ, интерес к чтению литературы родного края, к творчеству Т. Белозёрова.
Форма проведения: интегрированный урок.
Формы организации: ИКТ, групповая и фронтальная формы работы.
Оборудование: компьютер; проектор; выставка книг: Т. Белозёрова, русский детский игровой фольклор; магнитофон; индивидуальные карточки для самостоятельной работы в группе и индивидуально.
Приложение: таблицы и презентация 23 слайда (среда POWER POINT).
Ход урока
Этапы урока, хронометраж |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формы, методы |
1.Самоопределение к деятельности. 2 мин. | (слайд 1) Приветствие. Проверка готовности. Наш урок начнём с пожелания добра. Повернитесь лицом к соседу, улыбнитесь и пожелайте друг другу добра. (слайд 2) |
– Я желаю тебе добра, – Ты желаешь мне добра, – Мы желаем друг другу доб ра, – Если тебе будет трудно, я помогу. |
фронтальн. |
2. Актуализация знаний. 5 мин. | Во саду ли, в огороде Девица гуляла, Во саду ли в огороде Цветочки поливала. Один цветочек сорвала И нам в класс передала. Лепестки здесь не простые, С надписями жанров устного народного творчества (слайд 3) – Что значит устное народное творчество? (слайд 4) – Какие мы жанры изучили? Учитель зачитывает отрывки из разных жанров, ученики определяют жанр. (появляется цветик-семицветик с 6 лепестками) (слайд 5) |
– люди передавали из уст в
уста то, что им рассказывали, передавали из
поколения в поколение, нет определённого автора
|
фронтальн., репродуктив., подводящий диалог |
3. Постановка проблемы. 2 мин. | – Поработаем в группах.
Вспомним правила работы в группе. (слайд 6) – Прочитайте отрывок и попробуйте определить жанр устного народного творчества. – Значит, какая тема нашего урока? – Народные песни. Какими бывают? Можем ответить на этот вопрос? Как вы думаете, какая цель нашего сегодняшнего урока? Сформулируйте её. Цель нашего урока: выяснить какими бывают песни, кто их исполняет, в чём секрет народной песни, зачем её поют? (слайд 7) |
– карточки для
самостоятельной работы в группах – песни – Народные песни. – ученики формулируют цель урока |
работа в группах, частично-поисковый, подводящий диалог |
4. “Открытие” нового знания. | 1. – Прочитаем ещё раз
тексты и определим: с какой целью поют эти
песни, кому? Так их и назовём.
(слайд 8) 2. Пелись эти песни без музыкального сопровождения, “речитативом” (слайд 9) 3. Главный секрет народной песни – её простота: песня умеет говорить простыми словами с лёгко запоминающейся мелодией. Колыбельные песни есть у каждого народа. Их в древности создали матери, качающие в люльках, колыбельках своих детей. Эти песни, как считали наши предки, защищали спящего ребёнка от тёмных сил. |
– чтобы усыпить дитя, о
сладком сне – колыбельные, – песни перед свадьбой, на свадьбе – свадебные, – развлечь, успокоить – прибаутки, – позвать весну, привлечь хорошую погоду-заклички, – прославить богатырей-былина. |
работа в группах, исследоват. |
Найдите в словаре синонимы
к слову: КОЛЫБЕЛЬ. Придумайте ключевые слова к теме урока. (слайд 10,11,12) |
Работа со
словарём-синонимов. Находят синонимы к слову
КОЛЫБЕЛЬ (люлька, качалка, зыбка, коляска). Запись синонимов, запись ключевых слов. |
Работа в гуппах со словарём Творческая работа в группах |
|
5. Физминутка. 3 мин. | – Прослушайте колыбельную
песню в грамзаписи. (слайд 13) – Физминутка “Лодочка качается”. (слайд 14) |
Физминутка | |
6. Закрепление. 5 мин. | – Чтение колыбельных песен
разных народов (на слайдах демонстрация природы
и рода занятий этого народа). Сравнение в группе
на карточках.
– Чем похожи? – Чем различаются? Почему? (слайд 15,16,17,18) |
РУССКАЯ, УКРАИНСКАЯ,
НОРВЕЖСКАЯ – содержание, ритм, цель исполнения, чувство любви к своим детям – разный быт, природа |
групповая, исследоват. |
7. Введение регионального компонента. 6 мин. | (слайд 19) – Тимофей Белозёров собрал и обработал русские народные колыбельные песенки. Прочитаем их в книге “Баюшки” – Определим цель, содержание, настроение, музыкальность. – Работа над выразительностью чтения. |
Самостоятельное чтение | самостоят.работа, индивид. |
8. Конкурс выразительного чтения. 6 мин. | – Прочитайте выразительно
песни, обработанные Т. Белозёровым.
(слайд 20) |
– конкурс чтецов | общекласс., творческая |
9. Рефлексия. 2 мин. | – Какие песни вам
запомнились, больше всего понравились? – Продолжите предложения (слайд 21) – Моё настроение. (слайд 22) |
– Сегодня на уроке я
вспомнил…. – Мне было интересно узнать …. – Мне помог…
|
общеклассная |
10. Домашнее задание. 1 мин | – Выучите песню наизусть и
проиллюстрируйте её. – Кому вы будете её петь? (слайд 23) |
– домовёнку, игрушкам, маме | Задание на выбор |