Тема: Библия для детей. Ветхий завет.
Цель: Первое знакомство со словом Божиим. Ввести детей в храм Слова. Дать первые понятия, представления о Боге, о значении Библии для человека.
1. Обучающие задачи урока:
- учить мыслить, анализировать, делать выводы,
- привить интерес к Божиему Слову
2. Воспитательные задачи:
- развивать чувство ответственности за свои поступки,
- воспитание любви к ближнему, сострадания к животным,
- воспитание чувства общности с другими людьми, природой,
- воспитание высокой нравственности, морали.
Оснащение: выставка детских Библий разных изданий, иллюстрации, книги Паустовского.
Ход урока
Объяснение нового материала.
1. Вступительное слово учителя:
Мы отправляемся в необычное путешествие– путешествие в Слово Божие. Кто-то из вас услышит о нем впервые, а кто-то сделает уже не первый шаг в познании Слова. Дорога, по которой идет человек – это тайна, которая заключена в слове Бог и в Слове, сказанным Им.
Слово – как глубокий колодец. Сейчас мы с вами прочитаем стихотворение А.Ахматовой “Молитва”.
Молюсь оконному лучу –
Он бледен, тонок, прям.
Сегодня я с утра молчу,
А сердце – пополам.
На рукомойнике моем
Позеленела медь.
Но так играет луч на нем,
Что весело глядеть.
Такой невинный и простой
В вечерней тишине,
Но в этой храмине пустой
Он словно праздник золотой
И утешенье мне.
Мы тоже знаем такие слова, но мы не можем так написать, чтобы написать так, нужно иметь талант. А талант – это дар от Бога. И мы обращаемся к нему – Всемогущему и Вездесущему, Бог – Творцу-Создателю. Нет на Земле ни одного человека, который бы как-то не обращался к нему и не представлял Его себе. В нас это заложено Богом. Часто говорят: Бог – это любовь. Да. Без этой любви мир давно бы уже погиб от собственного зла.
Итак, как же все было....
2. Чтение глав из Ветхого завета до грехопадения. Учебник стр.39 (или из “Детской Библии”).
3. Беседа по прочитанному.
- Как Бог создавал мир?
- Почему человек является венцом творения?
- Что представлял из себя первый человек на Земле?
- Как объясняет Библия неделю (7 дней). Что означает седьмой день недели и первые 6 дней?
- Почему человек потерял связь с Богом?
Учитель делает вывод: с тех пор люди совершают грехи и расплачиваются за них.
4. Чтение рассказа Паустовского “Теплый хлеб”. (Подготовленные ученики). Сейчас мы приступим к чтению произведения замечательного русского писателя К.Г. Паустовского. Этот замечательный писатель сочинил для детей несколько сказок: “Растрепанный воробей”, “Стальное колечко”, “Дремучий медведь”, “Теплый хлеб”. Может показаться, что они совсем не похожи на сказки – события в них реальные, жизненные только добавлено чуть-чуть чего – то неуловимо волшебного, прекрасного... Какие глубокие мысли заложены в этих сказках! И каждая сказка укрепляет наш дух, мудрость дает нам и тесно связаны эти сказки с Библией, Словом Божиим.
Жил Паустовский в такое время, когда слово Бог было под запретом, поэтому учить детей правде христовой открыто не мог. Вот он и выбрал форму притчи, назвав свои произведения сказками.
Мы будем прерывать чтение, чтобы найти связь между повествованием о событии в деревне Вережки и Библией. Итак, начнем.
5. Беседа после первого знакомства с главным героем Филькой.
– Ну, как вам мальчик — понравился?
– Не возник ли у вас вопрос: а почему он такой? И почему зовут его не Филей, не Филиппом, а Филькой и почему не с бабушкой-бабулечкой он живет, а с бабкой?
– Почему он живет не с родителями? Как вы думаете, легко ли ему приходится без помощи?
– А как художник относится к Фильке? Всмотритесь в рисунок и попробуйте передать словами то, что нарисовано.
6. Чтение. Описание зимы.
7. Беседа
– Какую живую картину мы видим?
8. Чтение эпизода встреча Фильки с раненым конем.
– Каким образом Филька обидел коня?
9. Чтение. “И вот после этого злорадного окрика приключилась беда...”
Беседа.
Учитель: Вот какая беда приключилась из-за одного злого окрика мальчишки для всей деревни. Есть о чем подумать. Бог так все устроил, чтобы люди несли ответственность не только за себя, но и за всех, с кем они связаны. Вы, наверно, не раз замечали, что скверные поступки одного человека огорчают всех ваших близких. И наоборот – доброе дело одного приносит радость всем окружающим. Мы все отвечаем друг за друга. И за все, что совершается вокруг нас. Но мы постоянно повторяем эти ошибки, расплачиваясь за них общей бедой.
– О каком же уроке жизни поведала Фильке бабушка? Давайте прочитаем.
Чтение: – Сто лет назад упал на нашу округу такой же сильный мороз…
Беседа:
- Что же происходит в душе маленького грешника после бабушкиного рассказа?
Дело-то ведь нешуточное – гибелью пахнет!
- Зачем бабушка рассказала внуку эту историю? Догадалась ли она, что Филька сотворил зло?
- Как Филька воспринял бабушкин урок? Понял ли он, что совершил очень дурной поступок?
(Страх овладел Филькой, но не сразу он решился искать путь исправления. Вспомни: Адам и Ева, когда провинились пред Богом и они так же, как Филька, спрятались от Бога. Им было стыдно. Фильке тоже. Вспомни себя, когда натворишь, совершишь дурное, тебе хочется, чтобы этого не заметили. Но ведь все равно рано или поздно становится известным, потому что Бог всевидящ, он присутствует рядом в виде совести.)
Чтение: “Ночью он слез с печи...”
Беседа:
- Представьте, что пережил мальчишка, когда бежал от дома до мельницы? (Всепоглощающий страх).
Чтение: “Садись к печке – сказал он. – Рассказывай...”
Беседа:
- Как Филька искупил свой грех?
- Какой ценой человек приходит к раскаянию в своих поступках?
Вывод: О чем заставляет задуматься сказка К. Паустовского. Как она помогает нам понять сущность Бога, его Слова?
Дурное совершается бездумно, легко и быстро, а вот исправить зло можно только большим трудом. Вот и учит нас Библия не совершать дурных поступков, чтобы не расплачиваться потом за них такой бедой.
Домашние задание.
Вспомните, какие поступки вы совершили, в которых впоследствии раскаивались. Что вы чувствовали при этом? (Письменный развернутый ответ).