Цели урока:
- Ознакомить учащихся с рассказом Л.Н.Толстого “Прыжок”
- Развивать эмоционально-эстетическое восприятие произведения
- Развивать творческие способности детей
- Обогащать словарный запас и способствовать развитию речи
- Учить выполнять проектные задачи
- Учить работать в группах
- Учить умению преобразовывать художественные тексты от лица героя
Учебные материалы:
Учебник по литературному чтению, презентация к уроку, аудиозапись рассказа Л.Н.Толстого “Прыжок”, раздаточный материал для выполнения проектных задач, раздаточный материал для рефлексии.
Ход урока
Слайд 1.
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний:
– С каким произведением мы работали на прошлом уроке? (С рассказом Л.Н.Толстого “Акула”).
III. Проверка домашнего задания:
– Сегодня мы будем пересказывать, продолжая друг друга. Что бы наш рассказ получился более точным, можно следить по тексту произведения.
Далее дети ведут пересказ по 3-4 предложения каждый, вызванный учителем.
- – Какая же главная мысль, которую хотел сказать этим произведением Л.Н.Толстой? (Дети порой не чувствуют опасности и совершают необдуманные поступки, которые могут привести к большой беде. А взрослые очень любят своих детей, переживают за них и порой идут на большой риск, выручая их из беды.)
IV. Введение в новую тему:
V. Звучит аудиозапись рассказа Л.Н.Толстого “Прыжок”.
VI. Работа над содержанием текста:
(Ответы, по-возможности, цитировать из текста).– Как вы думаете, откуда на корабле была обезьяна? Слайд 4. (Корабль возвращался из кругосветного путешествия, и, наверное, где-то в жарких странах её взяли.)
– Как понять выражение “ещё больше расходилась”? (Значит ещё больше корчилась, прыгала и т.д.).
– Почему малыш залез на мачту корабля? (Обезьяна сорвала с его головы шляпу, надела и живо взобралась на мачту. А все стали смеяться.)
– Как вела себя обезьяна? (Она ловко взбиралась всё выше и выше.)
– Что она сделала в конце концов?
– Как вначале реагировали люди на палубе на погоню мальчика за обезьяной?
– Когда все замерли от страха? Почему? Слайд 5.
– Что заставило мальчика опомниться, глянуть вниз и зашататься?
– Кто в этот момент вышел на палубу? Слайд 6. Что у него было в руках? Зачем?
– Что сделал капитан, когда увидел и оценил ситуацию?
– Что сделал мальчик?
– Как спасли мальчика?
VII. Характеристика героев:
– Случайно ли произошло то, что мальчик забрался на самый верх мачты или здесь сыграли роль какие-то черты его характера: геройство, смелость, хвастовство, самоуверенность, обидчивость, самолюбие, желание испытать себя или покрасоваться, сделать всё по-своему? Слайд 7. (Выбор детей). Слайд 8.
– Кто был виноват в том, что мальчик оказался в опасной ситуации?
Слайд 9. (Подвести детей к тому, что обезьяна лишь повод для конфликта между матросами и мальчиком. Ведь он был сыном капитана, а его подчинённые над ним смеялись.)
– Какие чувства овладевали мальчиком? (Сначала не знал, смеяться ему или плакать, потом покраснел, бросился за обезьяной, его разобрал задор, очень раззадорился, потом от крика опомнился и зашатался.)
– А что вы можете сказать о характере капитана, отца мальчика? (Сильный, находчивый, решительный, человек слова.)
– Как вы думаете, почему капитан заплакал? (Он пережил слишком сильное потрясение. Он очень испугался за сына.)
VIII. Проектная работа:
IX. Итог урока:
– Какова же основная мысль рассказа “Прыжок”? Что им хотел сказать автор? Слайд 10.
– Похожи ли эти два рассказа “Акула” и “Прыжок”? (Похожи местом действия – корабль на воде. Похожи настроением и переживаниями: вначале у всех хорошее настроение, потом тревога, волнение, страх, в конце облегчение, разрядка. И в одном и в другом произведении отец спасает сына, проявляет находчивость в трагические моменты. Когда их дети на волоске от смерти, они спасают их. Им помогают сильные отцовские чувства. В их характерах смелость, умение действовать и не теряться.
X. Рефлексия:
– Понравился вам сегодняшний урок?
– Понравилось ли вам произведение, с которым вы познакомились?
– Что вы вынесли для себя из этого произведения?
– Оцените на карточках свою работу на уроке.
– Сколько баллов у вас получилось? Слайд 11.
XI. Домашнее задание: подготовить выразительное чтение рассказа “Прыжок”.
Приложение
Карточки с заданием для групп:
1 группа
Расскажите о произошедшем от лица матроса, который был на палубе по плану:
- Что я увидел сначала и почему мне было смешно?
- Что произошло потом и почему мне стало страшно?
- Что сделал мой капитан?
- Что я об этом думаю?
2 группа
Расскажите о произошедшем от лица мальчика по плану:
- Что произошло и почему мне было обидно?
- Что я сделал и почему я не думал о последствиях?
- Когда мне стало страшно?
- Почему я прыгнул в воду?
- Что я об этом думаю?
3 группа
Расскажите о произошедшем от лица капитана по плану:
- Что я увидел, когда вышел на палубу и почему мне стало страшно?
- Что я предпринял?
- Что я чувствовал, пока сын был под водой?
- Почему я закричал и убежал в свою каюту?
Карточка для рефлексии:
Оцени свою работу на уроке (выбери ответ, обведи нужное количество баллов, подсчитай результат)
- Внимательно ли я слушал и читал рассказ? Да – 1балл. Нет – 0 баллов.
- Обдумывал ли я ответы на поставленные вопросы? Да – 1балл. Нет – 0 баллов.
- Участвовал ли я в проектной работе? Да – 1балл. Нет – 0 баллов.
- Сделал ли я правильные выводы, прочитав это произведение? Да – 1балл. Нет – 0 баллов.
- Был ли я активным на уроке? Да – 1балл. Нет – 0 баллов.
- Итого я заработал: ______ балла(ов).