Урок литературного чтения "Решение проектных задач на примере произведения Л.Н. Толстого "Прыжок"". 3-й класс

Разделы: Литература, Начальная школа

Класс: 3


Цели урока:

  • Ознакомить учащихся с рассказом Л.Н.Толстого “Прыжок”
  • Развивать эмоционально-эстетическое восприятие произведения
  • Развивать творческие способности детей
  • Обогащать словарный запас и способствовать развитию речи
  • Учить выполнять проектные задачи
  • Учить работать в группах
  • Учить умению преобразовывать художественные тексты от лица героя

Учебные материалы:

Учебник по литературному чтению, презентация к уроку, аудиозапись рассказа Л.Н.Толстого “Прыжок”, раздаточный материал для выполнения проектных задач, раздаточный материал для рефлексии.

Ход урока

Слайд 1.

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний:

– С каким произведением мы работали на прошлом уроке? (С рассказом Л.Н.Толстого “Акула”).

III. Проверка домашнего задания:

  1. – Что было задано на дом? (Пересказ этого произведения).
  2. – Сегодня мы будем пересказывать, продолжая друг друга. Что бы наш рассказ получился более точным, можно следить по тексту произведения.

Далее дети ведут пересказ по 3-4 предложения каждый, вызванный учителем.

  1. – Какая же главная мысль, которую хотел сказать этим произведением Л.Н.Толстой? (Дети порой не чувствуют опасности и совершают необдуманные поступки, которые могут привести к большой беде. А взрослые очень любят своих детей, переживают за них и порой идут на большой риск, выручая их из беды.)

IV. Введение в новую тему:

  1. – Рассмотрите парусник к рассказу “Акула”. А теперь посмотрите на парусник на слайде. Слайд 2. Такой корабль раньше служил основным средством для дальних морских плаваний. Палуба такого корабля делалась из твёрдых, как камень, пород дерева; мачты возвышались над палубой на 15-25 метров, т.е. имели высоту 5–8-этажного дома. На мачтах были перекладины, на которых держались паруса. От перекладины к перекладине протягивалось множество канатов, верёвочных лесенок.
  2. – Давайте попробуем почувствовать, как тяжело было матросам поднимать паруса к перекладинам на верху мачт. (Физминутка: дети встают и соответствующими движениями показывают, как поднимают наверх паруса).
  3. – Сегодня мы будем знакомиться с новым произведением. Это рассказ Л.Н.Толстого “Прыжок”. Слайд 3. Действие рассказа разворачивается на корабле, который находится в открытом море. Это произведение тоже очень поучительное. Слушайте внимательно и думайте, что же хотел нам сказать автор.

V. Звучит аудиозапись рассказа Л.Н.Толстого “Прыжок”.

  1. – Понравился вам рассказ?
  2. Повторное чтение произведения сильными учениками.

VI. Работа над содержанием текста: (Ответы, по-возможности, цитировать из текста).

– Как вы думаете, откуда на корабле была обезьяна? Слайд 4. (Корабль возвращался из кругосветного путешествия, и, наверное, где-то в жарких странах её взяли.)

– Как понять выражение “ещё больше расходилась”? (Значит ещё больше корчилась, прыгала и т.д.).

– Почему малыш залез на мачту корабля? (Обезьяна сорвала с его головы шляпу, надела и живо взобралась на мачту. А все стали смеяться.)

– Как вела себя обезьяна? (Она ловко взбиралась всё выше и выше.)

– Что она сделала в конце концов?

– Как вначале реагировали люди на палубе на погоню мальчика за обезьяной?

– Когда все замерли от страха? Почему? Слайд 5.

– Что заставило мальчика опомниться, глянуть вниз и зашататься?

– Кто в этот момент вышел на палубу? Слайд 6. Что у него было в руках? Зачем?

– Что сделал капитан, когда увидел и оценил ситуацию?

– Что сделал мальчик?

– Как спасли мальчика?

VII. Характеристика героев:

– Случайно ли произошло то, что мальчик забрался на самый верх мачты или здесь сыграли роль какие-то черты его характера: геройство, смелость, хвастовство, самоуверенность, обидчивость, самолюбие, желание испытать себя или покрасоваться, сделать всё по-своему? Слайд 7. (Выбор детей). Слайд 8.

Кто был виноват в том, что мальчик оказался в опасной ситуации?

Слайд 9. (Подвести детей к тому, что обезьяна лишь повод для конфликта между матросами и мальчиком. Ведь он был сыном капитана, а его подчинённые над ним смеялись.)

– Какие чувства овладевали мальчиком? (Сначала не знал, смеяться ему или плакать, потом покраснел, бросился за обезьяной, его разобрал задор, очень раззадорился, потом от крика опомнился и зашатался.)

– А что вы можете сказать о характере капитана, отца мальчика? (Сильный, находчивый, решительный, человек слова.)

– Как вы думаете, почему капитан заплакал? (Он пережил слишком сильное потрясение. Он очень испугался за сына.)

VIII. Проектная работа:

  1. – Сейчас вы разобьётесь на группы. Каждая группа получит карточку с проектной задачей. После обсуждения мы заслушаем ваши ответы.
  2. Дети обсуждают варианты ответов и выбирают выступающего.

IX. Итог урока:

– Какова же основная мысль рассказа “Прыжок”? Что им хотел сказать автор? Слайд 10.

– Похожи ли эти два рассказа “Акула” и “Прыжок”? (Похожи местом действия – корабль на воде. Похожи настроением и переживаниями: вначале у всех хорошее настроение, потом тревога, волнение, страх, в конце облегчение, разрядка. И в одном и в другом произведении отец спасает сына, проявляет находчивость в трагические моменты. Когда их дети на волоске от смерти, они спасают их. Им помогают сильные отцовские чувства. В их характерах смелость, умение действовать и не теряться.

X. Рефлексия:

– Понравился вам сегодняшний урок?

– Понравилось ли вам произведение, с которым вы познакомились?

– Что вы вынесли для себя из этого произведения?

– Оцените на карточках свою работу на уроке.

– Сколько баллов у вас получилось? Слайд 11.

XI. Домашнее задание: подготовить выразительное чтение рассказа “Прыжок”.

Приложение

Карточки с заданием для групп:

1 группа

Расскажите о произошедшем от лица матроса, который был на палубе по плану:

  • Что я увидел сначала и почему мне было смешно?
  • Что произошло потом и почему мне стало страшно?
  • Что сделал мой капитан?
  • Что я об этом думаю?

2 группа

Расскажите о произошедшем от лица мальчика по плану:

  • Что произошло и почему мне было обидно?
  • Что я сделал и почему я не думал о последствиях?
  • Когда мне стало страшно?
  • Почему я прыгнул в воду?
  • Что я об этом думаю?

3 группа

Расскажите о произошедшем от лица капитана по плану:

  • Что я увидел, когда вышел на палубу и почему мне стало страшно?
  • Что я предпринял?
  • Что я чувствовал, пока сын был под водой?
  • Почему я закричал и убежал в свою каюту?

Карточка для рефлексии:

Оцени свою работу на уроке (выбери ответ, обведи нужное количество баллов, подсчитай результат)

  1. Внимательно ли я слушал и читал рассказ? Да – 1балл. Нет – 0 баллов.
  2. Обдумывал ли я ответы на поставленные вопросы? Да – 1балл. Нет – 0 баллов.
  3. Участвовал ли я в проектной работе? Да – 1балл. Нет – 0 баллов.
  4. Сделал ли я правильные выводы, прочитав это произведение? Да – 1балл. Нет – 0 баллов.
  5. Был ли я активным на уроке? Да – 1балл. Нет – 0 баллов.
  6. Итого я заработал: ______ балла(ов).

Презентация

Аудио-приложение