Литература
-
Урок литературного чтения "Джанни Родари "Как Алиса в море побывала"". 2-й класс 2012
Урок литературного чтения по программе «Школа-2100» учит детей слушать друг друга, проявлять интерес к версиям, предложенным другими во время обсуждения, вырабатывает одну общую версию предполагаемого текста. Совершенствуется техника чтения.
-
Интегрированный урок "литература + ИЗО + музыка" по теме "Образ весны в искусстве" 2012
Учитель русского языка и литературы сообщает тему и цель урока. Анализирует лирическое произведение "Весенние воды" Ф.И. Тютчева, картину И.И. Левитана "Весна. Большая вода". Выступают заранее подготовленные учащиеся. Учитель музыки рассказывает о первых вестниках весны и предлагает послушать песни-заклички. Учащиеся рассказывают легенды о первых весенних цветах подснежниках.
-
Поэзия Серебряного века 2012
Представленный материал ‒ основа для восприятия и понимания творчества поэтов Cеребряного века. Результатом работы трех групп учащихся стали презентации литературных течений модернизма, включающие определение, историю возникновения и особенности каждого течения, биографические сведения о символистах, акмеистах, футуристах.
-
Проектные и исследовательские заданийя на уроках литературы при изучении жанра "стихотворение в прозе". Художественное своеобразие стихотворения в прозе И.С. Тургенева "Нищий". 7-й класс 2012
Изучение жанра стихотворение в прозе традиционно вызывает большие затруднения у учащихся, так как, анализируя произведения, относящиеся к этому жанру, необходимо различать понятия «род литературы» и «литературная форма», соотносить «род литературы» и «жанр». Проектные и исследовательские задания помогут глубже постичь специфику жанра.
-
Литературная игра "Умники и умницы" по рассказу Л.Н Толстого "Кавказский пленник" 2012
Одна из актуальных проблем сегодняшнего дня ‒ отсутствие интереса у детей к чтению. Цель учителя: заинтересовать ребенка произведением, чтобы он читал и старался запомнить детали, мелочи. Автор использует литературную игру по типу телевизионной передачи «Умники и умницы» при изучении основных тем школьной программы, повторении пройденного материала.
-
Литературная игра-викторина "Живописное слово Гоголя" по произведениям Н.В. Гоголя для 7–8-х классов 2012
На мероприятии школьники изучают творчество Н.В. Гоголя, расширяют кругозор. Воспитываются любовь к классической литературе, эстетические и нравственные идеалы.
-
Литературно-музыкальная композиция "Л.Н. Толстой в Заволжье" 2012
Предлагаемый сценарий приурочен к 180-летию со дня рождения Л.Н. Толстого. Цель композиции: познакомить учащихся в увлекательной форме с разнообразной деятельностью Л.Н. Толстого в Самарском Заволжье, его увлечениями, предпринятыми действиями по спасению жителей Самарского края от голода. Уделено внимание доброму и чуткому отношению Льва Николаевича к судьбе детей Заволжья.
-
Тема трагической судьбы человека в тоталитарном государстве. По рассказу А.И. Солженицына "Матренин двор" 2012
Учащиеся узнают об особенностяхи эпохи 60-х годов, изображенной на страницах произведения, основные формы государственного устройства. Формируют первичное понятие об избирательной системе Российской Федерации. Разбирают понятие "политического режим". Отличают политические режимы по характерным признакам.
-
Тема урока: "И крестьянки любить умеют". По повести Н.М. Карамзина "Бедная Лиза". 8-й класс 2012
Урок литературы с ИКТ по повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» изучает новый материал и первично закрепляет знания. Используются межпредметные связи литературы и культурологии. На протяжении урока демонстрируется презентация.
-
Муза А.А. Фета. Слияние внешнего и внутреннего мира в лирике поэта 2012
Урок знакомит учащихся с судьбой и творчеством Афанасия Афанасьевича Фета. Изучается тематическое своеобразие лирики поэта и анализируются его стихотворения.
-
И.А. Крылов "Волк на псарне". 5-й класс 2012
Занятие знакомит учащихся с биографией великого русского баснописца И.А. Крылова. Ребята анализируют басню, идею автора. Знакомятся с биографией, исторической эпохой, описанной в басне; расширяют словарный запас; учатся составлять характеристики персонажей басни.
-
И.А. Крылов, басня "Лебедь, щука и рак" 2012
Урок повторяет басни И.А. Крылова, знакомит с басней «Лебедь, Щука и Рак». Учит находить мораль в произведении, развивает творческое воображение, умение анализировать и делать выводы, отрабатывает выразительное чтение.
-
Урок-рассуждение "Почему человек в футляре?" 2012
Урок расширяет знания учащихся о жизни и творчестве А.П. Чехова, доказывает, что в образе Беликова писатель собирает все свои наблюдения над реакционным порядком и обобщает их; дает представление о рассказах 90-х годов, помогает понять за фигурой Беликова беликовщину – типичное явление общественной жизни 80‒90-х годов XIX века. В процессе урока-рассуждения доказываются по алгоритму или комментируются творческие работы и мини-исследования по тексту.
-
Урок-путешествие в мир играющих кукол 2012
Представление о произведениях фольклора будет неполным, если учащиеся 5-го класса не узнают о русских скоморохах. Предложенный урок-путешествие поможет пятиклассникам познакомиться с кукольными героями других народов, узнать о великом кукольнике С.В. Образцове и его театре.
-
Внеклассное мероприятие по географии "И камни тоже говорят" 2012
Учащиеся знакомятся с основными свойствами горных пород; получают элементарные навыки определения горных пород.
-
Пища для ума 2012
Цель урока: развитие творческого мышления знаниями по русскому языку и литературе.
-
Способы передачи чужой речи (коллективный способ обучения). 11-й класс 2012
На уроке дети знакомятся со способами передачи чужой речи. Учатся различать авторскую и прямую речь, правильно расставлять знаки препинания в предложениях с прямой и косвенной речью, а также в конструкциях с несобственно-прямой речью, находят способы передачи чужой речи.
-
Урок чтения и развития речи в 8–9-м классах ГС (К) ОУ VIII-го вида по теме "Н.В. Гоголь – человек-легенда" 2012
Урок посвящен творчеству великого русского писателя Н.В. Гоголя. Разнообразные виды деятельности и задания позволяют учащимся с умственной отсталостью понять материал лучше, пропустить его через себя, запомнить и применить в повседневной жизни.
-
Загадки русской души (на страницах литературы) 2012
В статье представлены размышления автора о загадках русской души, раскрываемой в произведениях литературы. Приведены словарные статьи понятия "душа", пословицы и поговорки о душе.
-
Урок литературы по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" "Гуманизм Достоевского. Эпилог и его роль в романе". 10-й класс 2012
Как правило, эпилог сообщает информацию о судьбах персонажей за пределами романа. В эпилоге Достоевский показывает, в каком направлении изменяет Раскольникова время. Мы имеем дело с необыкновенным романом, эпилог в нем носит своеобразный характер. Писателю надо было показать, что идея Раскольникова отвергнута бедным людом, во имя которого и замышлялась. Он подчеркивает в эпилоге осознание скорого перелома: чем хуже идут дела в мире, тем необходимей спасение.
-
Интегрированный урок по рассказам М.М. Пришвина. 6-й класс 2012
Урок внеклассного чтения «открывает» учащимся рассказы М.М.Пришвина, формирует наблюдательность, развивает умение пересказывать текст, анализировать информацию, формулировать собственную точку зрения по обсуждаемой проблеме, а также готовность делать осознанный и ответственный выбор.
-
Поэзия второй половины XX века. "И сама по себе не играет гитара, а дана человеку, как голос души" (Ю.Визбор) 2012
Урок знакомит учащихся с историей развития бардовского движения и рассказывает о следующих этапах развития самодеятельной песни: зарождение авторской песни (1930-е годы), развитие жанра в 50-е, 60‒70-е годы, тема Великой Отечественной войны, современная авторская песня.
-
Гоголь и театр. 8-й класс 2012
Представленный урок ‒ первый в изучении пьесы Н.В. Гоголя «Ревизор» в 8-м классе. Предложенный материал в сопровождении эффектной презентации знакомит учащихся с жизнью и творчеством писателя, выявляет истоки его любви к театру, в чем заключается новаторство Н.В. Гоголя в драматургии, пробуждает интерес к драматическим произведениям Н.В. Гоголя.
-
"Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой…". Итоговый урок по былинам. 6-й класс 2012
Цель урока: обобщение и систематизация знаний учащихся о древнем эпосе русского народа ‒ былинах; рассмотрение былин в широком культурологическом пространстве: связях жанра устного народного творчества с мифами, историей, воплощением былинных мотивов в музыке, изобразительном искусстве; обобщить знания о былине, ее языке, построении и героях; закрепить отличие и сходство былины и сказки.
-
Цветы в литературе и нашей жизни 2012
Мероприятие знакомит учащихся с историей некоторых цветов, прививает любовь к литературе, природе, бережному отношению к ней. Рекомендуется проводить как для среднего, так и для старшего звена.
-
Урок-композиция "Поэты в боевом строю…" 2012
Урок-композиция посвящен поэтам, участникам грозовых событий Великой Отечественной войны. Он включает в себя 3 раздела. В первом говорится о поэтах, которые с первых дней войны сражались с врагом, стихами, мобилизуя народ на войну. Второй раздел посвящен поэтам, погибшим на войне, а третий ‒ памяти, которая выражена в послевоенных стихах.
-
Портрет как один из способов знакомства с биографией и творчеством А.С. Пушкина 2012
Огромные возможности портретного искусства давно осознаны и прочувствованы человечеством. Облик А.С. Пушкина мы знаем по портретам. Писателя изображали почти все крупнейшие художники его времени. Портреты, выполненные современниками Пушкина, – интереснейший материал для историко-культурного анализа, осмысления переживаний писателя. Искусствовед Машковец утверждал: «Живописный портрет раскрывает образ писателя полнее и глубже, чем многие статьи и исследования».
-
Урок внеклассного чтения по теме "Место народного творчества в "Вечерах на хуторе близ Диканьки Н.В. Гоголя "Майской ночи, или Утопленнице"". 5-й класс 2012
Урок внеклассного чтения расширяет представления учащихся о жизни и творчестве Гоголя, показывает удивительный мир, основанный на украинском творчестве: песнях, народных поверьях, сказках. Презентационная поддержка поможет воспринять информацию не только на слух, но и визуально.
-
Урок литературы на тему "Творчество А.И. Куприна". 10‒11-е класс 2012
Урок литературы сопровождается презентацией. Проводится в средних специальных учебных заведениях. Ввиду недостаточного количества отведенных часов для преподавания этой учебной дисциплины необходимо сокращать материал до минимума (на изучение творчества А.И. Куприна отводится два аудиторных часа).
-
Урок чтения "Буква "я" и ее звуки". 1-й класс 2012
Урок обучения грамоте знакомит с гласной буквой «я», обозначающей два звука, раскрывает значение буквы я» – показателя мягкости согласных звуков, развивает фонематический слух, речь, логическое мышление, внимание, воспитывает любовь к родине, чувство патриотизма.