Урок-путешествие по рассказу И.С. Тургенева "Бежин луг". 8-й класс

Разделы: Литература

Класс: 8


Подготовительная работа:

Обучающиеся знакомятся с рассказом самостоятельно, рисуют иллюстрации к прочитанному тексту.

Обеспечение:

  • портрет И.С. Тургенева;
  • презентация к уроку “Путешествие в страну Бежина луга” (Приложение 1);
  • карточки “Былички в рассказе И.С. Тургенева “Бежин луг”;
  • музыка Э. Грига “Утро” из Первой сюиты к драме “Пер Гюнт”.

Цели урока: обобщение знаний обучающихся, выявление их положительного социального опыта, развитие интереса к изучаемому предмету, активизация коммуникативных и творческих навыков.

Задачи урока:

  1. Обобщая и закрепить знания детей по прочитанному художественному произведению создать эмоциональное поле и актуализировать знания обучающихся. Формировать читательскую самостоятельность.
  2. Смоделировать социальную ситуацию развития, эмоционального переживания. Развивать речевую активность, память, внимание, образное мышление, познавательные интересы, текстовую грамотность, творческие способности; корригировать эмоциональные отклонения, интеллектуальную пассивность, пополнять словарный запас.
  3. Воспитывать положительные нравственные качества: доброту, бережное отношение к природе, чувство любви к ближнему человеку и всему живому.

Ход урока

I. Организационный момент.

Дети занимают свои места.

Учитель сообщает тему и цели урока. СЛАЙД 1

II. Актуализация знаний:

– Наш сегодняшний урок будет посвящён творчеству удивительного русского писателя 19 века И.С. Тургенева. Тургенев провёл детство в имении матери, Спасском – Луговинове, расположенном в Орловской губернии. Впечатления детства нашли отражение в цикле рассказов “Записки охотника”. Рассказывая о жизни крепостной деревни, о русской природе, писатель знакомит нас с героем повествователем, охотником. Читатель как бы бродит по родным полям, посещает русские деревни вместе с наблюдательным, умным и знающим человеком, который ценит красоту и правду. Вот с таким интересным человеком и предстоит вам сегодня встретиться, и не просто встретиться. Он приглашает вас в путешествие на речку Снежить, где мы посидим у ночного костра, послушаем предания, легенды, увидим утреннее пробуждение природы.

– Каков же он, Бежин луг? (чтение текста)

СЛАЙД 2

– Вас наверное увило название рассказа? А ведь такой луг действительно есть близ села Тургенево Тульской области, на берегу речки Снежить. Существует легенда, что именно на этот луг убегал маленький Ваня Тургенев после очередной ссоры с матерью. Поэтому луг и называется Бежин.

– Наше путешествие будет проходить в несколько этапов: они перед вами на доске:

СЛАЙД 3

  1. Встреча с героями рассказа.
  2. В мире народного фольклора.
  3. У костра (конкурс чтецов).
  4. Мой Бежин луг.
  5. Живопись словом.

III. Путешествие:

ВСТРЕЧА С ГЕРОЯМИ РАССКАЗА

– Представьте себе тихую росистую ночь; неподалёку горит костёр, рядом река, чуть подальше щиплют траву кони. Тихо, уютно. У костра несколько ребят. Мы с ними незнакомы. Это крестьянские дети позапрошлого столетия. Они пасут коней. Давайте познакомимся с ними. СЛАЙД 4

– Узнайте героев рассказа по описанию:

  1. Стройный мальчик с кудрявыми белокурыми волосами; на нём была пёстрая ситцевая рубаха жёлтой каёмкой, на голубом поясе висел гребешок. (ФЕДЯ) СЛАЙД 5
  2. Чёрные всклоченные волосы, бледное, рябое лицо, большой рот, огромная олова. Одет в простую рубаху и заплатанные порты. (ПАВЛУША) СЛАЙД 6
  3. Жёлтые волосы торчали острыми косицами из – под войлочной шапочки. Лицо горбоносое, вытянутое, подслеповатое. (ИЛЬЮША) СЛАЙД 7
  4. Маленького роста, тщедушного телосложения, бедно одетый. Лицо худое, в веснушках, глаза большие, чёрные, блестевшие жидким блеском. (КОСТЯ) СЛАЙД 8
  5. Мальчик семи лет с русой кудрявой головой. (ВАНЯ) СЛАЙД 9

– Чем занимаются эти мальчики? СЛАЙД 10

– Тяжелы ли для них обязанности пастухов?

В МИРЕ НАРОДНОГО ФОЛЬКЛОРА

– Ребята, а что мы называем фольклором? СЛАЙД 11

– А что – нибудь сказочное вы не заметили в этом рассказе?

– Автор использует сказочный приём: охотник заблудился и неожиданно для себя открыл особый мир природы, детский мир, полный тайн, фантастики, поверий, сказок, мир искренний и добрый.

– Большая часть изучаемого нами произведения посвящена рассказам мальчиков. О чём они рассказывают?

– Сколько быличек рассказано мальчиками и кто основной рассказчик?

(Работа с карточками “Былички в рассказе И.С. Тургенева “Бежин луг”)

“Былички в рассказе И.С. Тургенева “Бежин луг”

  1. Ильюша (про домового).
  2. Костя (встреча плотника Гаврилы с русалкой).
  3. Ильюша (псарь Ермил и барашек).
  4. Ильюша (покойный барин и разрыв – трава).
  5. Ильюша (гадание бабы Ульяны).
  6. Костя (звуки из бучила).
  7. Ильюша (про лешего).
  8. Ильюша (про водяного и Акулину).
  9. Костя (Феклиста и сын).

 – Посмотрите на доску, назовите персонажи дайте полный пересказ былички с этим персонажем?

– Домовой СЛАЙД 12

– Леший СЛАЙД 13

– Водяной СЛАЙД 14

– Все эти существа – нечистая сила. А можно ли как – то от неё уберечься?

– Какова реакция слушателей на рассказы мальчиков?

– Кто из героев рассказа вам понравился больше и почему?

У КОСТРА СЛАЙД 15

– На этом этапе нашего путешествия вы должны показать все свои навыки правильного, грамотного, выразительного чтения. А читать мы будем былички.

– Как вы думаете, каким тоном, с какими эмоциями мальчики рассказывали былички друг другу?

(Чтение быличек: 2 (Гаврил и русалка), 3 (Ермил и барашек), 5 (баба Ульяна).

МОЙ БЕЖИН ЛУГ

– На этом этапе путешествия вас ждёт конкурс – защита рисунков по прочитанному рассказу. СЛАЙД 16

(Обучающиеся комментируют свои рисунки, делятся впечатлениями о прочитанном)

ЖИВОПИСЬ СЛОВОМ

– Я приглашаю вас сегодня побыть не просто читателями, а читателями – творцами, читателями – соавторами. Откройте свои души, дайте волю мыслям и чувствам. Думается, что сегодняшняя встреча с природой очарует, обворожит вас, ибо И.С. Тургенев был необыкновенным мастером пейзажа. Л.Н. Толстой писал о его мастерстве: “Одно, в чём мастер такой, что руки отнимаются после него касаться этого предмета, – это природа. Две – три черты, и пахнет”.

– Что такое живопись? СЛАЙД 17

– Посмотрите на нашу картинную галерею. Здесь прекрасные пейзажи русских художников. Здесь прекрасные картины русской природы, той самой, о которой писал И.С. Тургенев, той самой, о которой писали А.С. Пушкин, Ф. Тютчев, С. Есенин и другие русские поэты и писатели.

– Посмотрите на эти образцы живописи, вспомните Тургенева и подумайте, что же такое живопись словом?

– Тургенев – один из тех писателей, которому удавалось писать картины с помощью замечательной, могучей, прекрасной русское речи, передавать оттенки красок, завораживать читательское воображение мощью цветовой гаммы. Послушайте… (читаем начало рассказа)

– Вот она – живопись словом!

– Обратимся к картине утреннего пробуждения природы. Попробуйте представить, ощутить дуновение ветерка, услышать голоса, почувствовать запахи. (Чтение текста) СЛАЙД 18

(звучит музыка Э. Грига “Утро” из Первой сюиты к драме “Пер Гюнт”)

– В чём же мастерство И.С. Тургенева? Почему же “его картины всегда верны, вы всегда узнаёте в них… родную русскую природу…”? (И.С. Тургенев, стремясь передать полноту своих ощущений, воздействует на различные органы чувств: слух обоняние, зрение)

– Почему в этом произведении так много картин природы?

– Природа – сила, воздействующая на рассказчика и на мальчишек. Природа живёт, изменяется, – это действующее лицо в рассказе. Она вмешивается в жизнь человека, с материнской нежностью заботится о его благе, но горе ему, если он сам забудет о жизненных человеческих ценностях.

IV. Рефлексия:

– Ребята, что вам понравилось на уроке?

– Что нового вы узнали?

– В конце урока предлагаю послушать стихотворение Ивана Демьянова и ещё раз увидеть пейзажи родной природы: СЛАЙДЫ 19 – 28

(Звучит музыка Э. Грига “Утро” из Первой сюиты к драме “Пер Гюнт”)

Он с детства у меня перед глазами
Росистый луг с гривастым табуном,
И звёздный рой, парящий над лесами,
Где речка изогнулась за углом.
И фырканье, и лошадиный топот,
Несмелые мальчишек голоса,
И камыша берегового шёпот,
Увядшая заката полоса.
Ночь распахнула голубые полы,
Луны катая голубой комок.
Безбрежье неба на притихшим долом,
Туда костра торопится дымок.
Пылать костру – огонь его напорист.
Таких немного в памяти огней.
В него века подбрасывают хворост,
Чтоб родину любили мы сильней!

V. Подведение итогов урока

– Выставление оценок.

VI. Домашнее задание

– Выучить наизусть понравившийся отрывок.