Презентация по литературе на тему "Величие человеческой души"

Разделы: Литература, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


Цель: сформировать представления о личности писателя, продолжить развитие навыков выразительного чтения, умения выступления при публичном чтении.

Задачи:

  • расширить кругозор учащихся;
  • развивать мышление и воображение;
  • способствовать их нравственному и эстетическому воспитанию.
  • музыкальным сопровождением усилить восприятие происходящего.

Оборудование: Фотографии писателя; музыкальное сопровождение: "Песнь жаворонка" из "Времен года" П.И. Чайковского

Ход урока

Организационная часть урока

Вступительное слово учителя

Множество мест в нашей стране связано с именем А.П.Чехова. Неутомимый путешественник, он изъездил всю Россию из конца в конец. Он родился на юге, долго жил в Москве, не раз бывал на севере, совершил грандиозное путешествие на восток и немало ездил на запад. Хорошо знал и центральные области России. Человек слабого здоровья, в сущности, тяжело больной, тем не менее считал своим гражданским долгом изучать жизнь народа не по книгам, а на основании собственного опыта. Это позволило Чехову занять достойное место в литературе, стать не только великим писателем - новатором, знатоком человеческой психологии, но и совестью нации.

Портрет А.П.Чехова (слайд 1)

"К моим мыслям о человеческом счастье всегда почему-то примешивается что-то грустное. Я соображал, как, в сущности, много довольных, счастливых людей.! Вы взгляните на эту жизнь: наглость и праздность сильных, невежество и скотоподобие слабых, кругом бедность невозможная, теснота, вырождение, пьянство, вранье. Между тем во многих домах и на улицах тишина, спокойствие. Протестует только немая статистика: столько-то сошло с ума, столько-то ведер выпито, столько-то детей погибло от недоедания. И такой порядок, очевидно, нужен; очевидно, счастливый чувствует себя хорошо только потому, что несчастные несут свое бремя молча. Надо, чтобы за дверью каждого счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что, как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти, стрясется беда: болезнь, бедность, потери, и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других". "Крыжовник". 1898г.

1-й ученик: Эти слова были написаны почти 100 с лишним лет назад, но звучат, словно они родились только что и относятся к нашей сегодняшней жизни. В них - весь Чехов. Антон Павлович и был тем "самым молоточком", который напоминал в свое время, да и сейчас напоминает, что жить пошло, скучно, безынтересно нельзя, что "в человеке все должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли". Он самый близкий из классиков к нам по времени, мироощущению и тому идеалу, который он выдвинул в своем творчестве.

2-й ученик:: Но, чтобы понять Чехова - человека, не нужно представлять его себе таким, каким он выглядит на портретах последних лет: с утомленным лицом, в пенсне, делающим взгляд тусклым. Это не подлинный Чехов. Болезнь и надвигающаяся смерть сделали его таким. Ведь он прожил всего 44 года. Взгляните, каким был Чехов в 20 лет. Искренний, смелый взгляд, бесстрашно устремленный на мир. Именно бесстрашно и правдиво рассказывал он о людях, обо всем, что видел он вокруг. Им восхищался Толстой. Музыкальной тонкостью чувств он напоминал Шопена. Это был не просто художник. Это был человек, который сделал себя сам.

Фотография "Маленький домик с зелеными ставнями" (2 слайд)

1-й ученик: И поныне стоит теперь уже в центре Таганрога маленький домик с зелеными ставнями, где 17 января 1860 года родился А.П.Чехов. У Антона Павловича было 4 брата и единственная сестра Маша.

Сегодняшний посетитель дома - музея с интересом осматривает этот крошечный домик, где самая большая комната - одновременно и гостиная, столовая и рабочий кабинет Павла Егоровича.

Мы можем увидеть раздвижной стол, несколько венских стульев, шкафчик - "угольник", на котором лежит евангелие, угол с иконами и лампадой, отец очень был религиозен.

"Семья Чеховых в Таганроге" (3 слайд)

Отец - Павел Егорович - открыл свое торговое дело, но предприимчивостью не отличался и вскоре разорился. Семья жила трудно. Дети помогали отцу в лавочке, пели в церковном хоре. Нрав отца был тяжелым, но он любил искусство, старался дать детям хорошее образование.

Лаской и нежностью смягчала жизнь детей мать - Евгения Яковлевна. Позже Антон Павлович скажет: "Талант у нас со стороны отца, а душа со стороны матери". Она внушала детям сострадание к беззащитным существам, животным и даже к сорванным цветам.

В 1876 году отец бежал с семьей в Москву от долговой тюрьмы, когда он вынужден был объявить себя несостоятельным должником.

Три года Антон жил один, поскольку надо было оканчивать гимназию. Здесь он ощутил ответственность не только за себя, но и за семью, жившую впроголодь в Москве.

Каким бы горьким ни было детство Чехова, юность его скрашивалась существованием любимого таганрожцами театра. На этой сцене Чехов впервые увидел пьесы Шекспира, Островского, Гоголя. Антоша увлекается театром, а дома разыгрывает с братьями спектакли, пишет сценки, сказки в стихах, водевили.

2 ученик: В 1879 году Чехов навсегда уехал из родного города

Новая страница жизни Чехова - Москва. 19-летний Чехов поступает в медицинский факультет университета.

"Не сомневаюсь, - писал Чехов, - занятия медицинскими науками имели серьезное влияние на мою литературную деятельность; они значительно раздвинули область моих наблюдений, обогатили меня знаниями.

"Я очень полюбил Москву. Кто привыкнет к ней, тот не уедет из нее. Я навсегда москвич". Здесь впервые начинает публиковаться в юмористических журналах, приобретает известность как Антоша Чехонте - писатель, умеющий видеть в жизни смешное.

Основным местом пребывания остается его дом "комод" на Садово - Кудринской, в котором он прожил с 1886 г. по 1890 г. Теперь это дом - музей А.П.Чехова.

В интерьерах московского дома, восстановленных по зарисовкам М.П.Чехова, все напоминает то время: темноватая комната, стол, покрытый плюшевой скатертью, подсвечники, Чехов любил писать при свечах, полки с книгами. За этим столом А.П.Чехов создал около 100 произведений в самых разных жанрах - первые повести, первые пьесы, поставленные на сцене.

В доме на Садово - Кудринской Чехова наградили Пушкинской премией и избрали членом Общества любителей русской словесности. Здесь продолжал практиковать как врач, он лечил всех подряд ежедневно с 12 до 3. Писательская и врачебная деятельность его тесно переплетались.

1 ученик: Жизнь Чехова как бы надвое пересекает его знаменитая поездка на Сахалин.

(5 слайд)

Осенью 1889 года А.П. Чехов начинает готовиться к этой поездке. Его ведет огромное желание рассказать правду об этом месте.

1890 г. он едет на восток, движимый одной мыслью - сделать достоянием общественности сведения о каторжной системе в России, громко протестовать против невежества и произвола. "Из книг, которые я прочел, видно, что мы сгноили в тюрьме миллионы людей, сгноили зря, без рассуждения, варварски:"

По 200 верст в день на лошадях - так 1000 верст. Наконец Сахалин - место невыносимых страданий. В Александровке начал перепись всего сахалинского населения - около 10 тысяч карточек и сейчас лежат ЦГАЛИ, напоминая нам о беспримерном гражданском подвиге Чехова. Чехов настолько был потрясен страданиями людей, что не мог любоваться красотами сахалинской природы. За 3 с небольшим месяца обошел все сахалинские тюрьмы и поселения. Знал в лицо всех каторжников, видел даже знаменитую Соньку Золотую Ручку.

(6 - 8 слайд)

Поездка на Сахалин стала неким рубежом в жизни Чехова, закалила, сделала мужественнее. По материалам поездки он пишет обличающую книгу "Остров Сахалин".

После длительного путешествия, посетив Японию и Цейлон, Чехов приехал морем в Одессу, в декабре этого же года был в Москве. Воспоминания о кошмарном аде - Сахалине отодвинулись куда-то в глубину, но смотреть на мир прежними глазами Чехов уже не мог.

(9 слайд)

2 ученик: С марта 1892 года начинается новый - мелиховский период в жизни Чехова и его семьи. Чехов покупает имение под Москвой. В Мелихове нет ни бескрайних полей, ни рек, ни оврагов. Вся большая семья работает в саду и на огороде. Чехов всерьез занялся садоводством. "Я посадил 60 вишен, 80 яблонь, заказал 50 вишневых деревьев, 100 кустов сирени". "Сажать, строить, создавать, выращивать - в этом Чехов видел глубокий смысл своей деятельности".

Мелихово - в ту пору захолустная деревня. Чехов старался всеми силами облегчить существование крестьян, но если не их, то хотя бы их детей. Строил школы на свои средства - одну, вторую, третью. И поныне стоят эти школы, просторные, светлые.

Чехов прославился в округе и как доктор, который лечит бесплатно.

Ныне воссоздан - уже как музей - его медицинский пункт в с. Крюково, в нескольких километрах от Мелихова, найдены подлинные вещи, инструменты Чехова.

1 ученик: В 1890-ые годы Мелихово стало местом истинного паломничества многочисленных друзей и почитателей Чехова. "Всякий проезжающий интеллигент считает должным и нужным заехать ко мне и погреться, а иногда и остаться ночевать".

Поскольку гости мешали работать, Антон Павлович в 1894 году построил флигель с прихожей и 2 комнатами. Этот флигель единственное подлинное строение чеховских времен - пережил войну и остался замечательным памятником мелиховского периода творчества. Здесь была написана знаменитая "Чайка". За письменным столом, на котором стоят старый подсвечник и бронзовая чернильница, написаны "Мужики", "Ионыч", "Дом с мезонином", "Палата № 6".

Всего в Мелихове Чехов написал около 40 крупных произведений.

(9 слайд: Фотография "Мелихово. Московская область". Флигель)

2 ученик: В 1892 году во время голода и эпидемии холеры Чехов стал "холерным врачом от уездного земства (без жалованья). Позже активно принимал участие в проведении переписи населения.

Последний период жизни Чехова - ялтинский. Осенью 1898 года он покупает на окраине Ялты клочок крутого косогора. Теперь это дом - музей. "Вся обстановка этих комнат, расположение предметов на столах, столиках и полочках, картины, портреты, фотографии на стенах - все находится в таком же виде, как было при жизни Антона Павловича:"

В ялтинский период жизни Чехов уже был писателем, пользующимся мировой известностью. Теперь он пишет намного меньше, чем в молодости, но тщательнее отделывает каждую вещь. С огромным успехом идут во вновь созданном МХАТ его пьесы: "Чайка", "Три сестры", " Дядя Ваня", "Вишневый сад".

В 1901 году женился на ведущей актрисе МХАТ Ольге Леонидовне Книппер.

(11 слайд: Фотография. А.П.Чехов и О.Л.Книппер)

В ялтинском доме Чехова бывало много гостей: Ф.И.Шаляпин, С.В.Рахманинов, В.Г.Короленко и молодые писатели А.И.Куприн, И.А.Бунин, Л.А.Андреев

(12 -13 слайд)

1 ученик: Зимой 1901 -02 г. в Крыму жили А.Горький, Л.Н.Толстой, они нередко встречались с Чеховым. В Ялте он занимается и общественными делами - добывал деньги для постройки училища, школ, хлопотал о создании санатория для туберкулезных

Немало времени отдавал писатель и работе в саду. Нередко он, сидя на корточках, обмазывал стволы роз серой или пропалывал клумбы. Для него и сад, и цветы были воплощением красоты, которую нужно тщательно оберегать от порчи.

Герой пьесы "Дядя Ваня" Астров глубоко озабочен отношением людей к природе: "Русские леса трещат под топором, гибнут миллиарды деревьев, опустошаются жилища зверей и птиц, мелеют и я сохнут реки, исчезают безвозвратно чудные пейзажи, и все оттого, что у ленивого человека не хватает смысла нагнуться и поднять с земли топливо. Надо быть безрассудным варваром, чтобы жечь в своей печке эту красоту, разрушать то, чего мы не можем создать".

Где бы Чехов ни жил, везде он словно стремится доказать, и прежде всего самому себе, как много может сделать на клочке земли.

Умер Чехов на чужбине, в Баденвейлере 2 (15) июля 1904 года, похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

(14 слайд) Фотография "Пенсне"

"Песнь жаворонка" из "Времен года" П.И. Чайковского

(15 слайд) Воспитанные люди должны удовлетворять следующим условиям:

1. Они уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, уступчивы, вежливы.

2. Они уважают чужую собственность, а поэтому платят долги.

3. Не лгут даже в пустяках. Лжи боятся, как огня.

4. Они не унижают себя с целью, чтобы вызвать сочувствие в другом.

5. Они не лезут с откровенностями, когда их не спрашивают.

Заключительное слово учителя

- Чехов, как никто другой, умел быть самим собой и в жизни, и в творчестве.

- Уроки его доброты, бескорыстности, правдивости непреходящи.

- Это и есть та чистая жизнь, к которой Чехов указывает нам путь.

- Это и есть настоящая подлинная любовь к человеку.