Урок литературного чтения "Басня как литературный жанр". 7-й класс

Разделы: Литература

Класс: 7


Цели урока:

1) образовательная – усвоение новых и проверка ранее полученных знаний о басне, сведений о великом баснописце И.А. Крылове, обучение умению самостоятельной работы с текстом, обогащение словарного запаса учащихся;
2) развивающая – развитие навыков анализа поэтических произведений; выразительного чтения, исполнительского искусства;
3) воспитательная – воспитание у учащихся морально-нравственных качеств.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Форма урока: традиционная.

Методы урока: практический, наглядный, словесный, работа с книгой, использование элементов игры.

Оборудование урока: распечатанные тексты басни “Стрекоза и Муравей” И.А. Крылова, опорный конспект, карточки – задания, базовый лист для каждой группы, иллюстрации к басням, ТСО, портрет Крылова.

Межпредметная связь: с казахской литературой, с русским языком.

План урока

I. Организационный момент.

Проверка готовности учащихся к уроку. Психологический настрой учащихся к уроку.

II. Проверка домашнего задания.

“Идеальное задание”. “Письмо от дедушки Крылова”. (Проверить ранее усвоенные знания учащихся о басне, о великом баснописце И.А. Крылове, вспомнить изученные в VI классе басни И.А. Крылова)

Подведение итогов “Идеального задания” с помощью опорного конспекта (ОК).

III. Сообщение учащимся темы урока, целей урока.

Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.

IV. Восприятие и осмысление, усвоение нового материала.

Басня как литературный жанр. Басня И.А. Крылова “Стрекоза и Муравей”.

  1. Вступительное слово учителя к новой теме (о литературном жанре – басне, о древнегреческом баснописце Эзопе, о баснях И.А. Крылова). (Использование кодоскопа).
  2. Словарная работа: мурава, злой тоской удручена, резвость.
  3. Выразительное чтение басни учителем наизусть.
  4. Выразительное чтение басни учениками.
  5. Погружение в текст басни “Стрекоза и Муравей”.
  6. Написание “Синквейна”. 1 группа – Стрекоза, Муравей – 2 группа. Запись синквейна в тетрадях. Цель “Синквейна”: интерпретация смысла названия басни, определение отношения ученика к персонажам басни (используя всего пять строк).
  7. Выводы учащихся о морали басни.

Пословицы и поговорки о труде и лени. Чтения басни “Стрекоза и Муравей” на казахском языке в переводе Абая Кунанбаева.

Просмотр фрагмента из видеофильма “Муравейник”.

V. Закрепление усвоения новых знаний.

  1. Игра “Найди свою половину”.
  2. Выполнение заданий. Задание № 1 – для группы “Играя, учимся”. Задание № 2 – для группы “Мы не знаем лени”.
  3. Игра в слова “Крылов”, “басня”

VI. Обобщение усвоенных знаний.

Ответы учащихся на вопросы.
Кто такой Крылов?
Каков смысл его творчества?
Что такое басня?
Кто может стать её героем?

VII. Подведение итогов урока. Опрос – итог.

Что на уроке было главным?

Что было интересным?

Что нового узнали сегодня?

Чему научились?

VIII. Домашнее задание. “Необычная обычность”.

Оценка деятельности учащихся. Поощрения.

Ход урока

I. Организационный момент.

Подготовка учащихся к работе на уроке. Психологический настрой к уроку.

II. Проверка домашнего задания.

Задачи: актуализация ранее усвоенных знаний учащихся о басне, о её особенностях, о великом баснописце И.А. Крылове, вспомнить ранее изученные басни Крылова “Волк и ягненок”, “Кукушка и петух”.

Класс разделен на 2 группы со смешанным составом учащихся. Им было дано “Идеальное задание”: выполнить дома работу по собственному выбору и пониманию. Ученики сами выбирают задание. (Перечень вопросов и заданий есть у учащихся). Домашнее задание проверяется через ответы учащихся на вопросы из письма “воображаемого”дедушки Крылова.

Подведение итогов “Идеального задания” по опорному конспекту (ОК).

III. Сообщение темы, целей урока.

Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материла. (Ученикам 2-х групп раздаются распечатанные тексты басни, базовый лист каждой группы, чистый лист бумаги).

IV. Восприятие, осмысление, усвоение нового материала.

Басня как литературный жанр.

Басня И.А. Крылова “Стрекоза и Муравей”.

  1. Вступительное слово учителя о литературном жанре-басне, о древнегреческом баснописце Эзопе, о баснях И.А. Крылова.
  2. Словарная работа: мурава, резвость, злой тоской удручена. Значения этих слов и выражений объясняет учащимся лексиколог-консультант, слушатель факультативного курса “Лексикология и фразеология русского языка” Токмаганбетова Айдана.
  3. Выразительное чтение басни учителем.
  4. Выразительное чтение басни учениками.
  5. Погружение в текст басни “Стрекоза и Муравей”.

Вопросно-ответная беседа по содержанию басни.

– Кто герои басни?

– Почему слова Стрекоза, Муравей Крылов написал с заглавной буквы ?

– Какова композиция басни? Из скольких частей состоит? (Ребята карандашом разделяют текст басни на части, затем отвечают)

– Ответьте на вопросы словами из басни.

– Почему Стрекоза не заметил, как наступила зима?

– Как прошло лето Стрекозы? Как она провела его?

– Какая зима наступила? “Все прошло: с зимой холодной нужда, голод настает; помертвело чисто поле; нет уж дней тех светлых боле”.

В описании зимы Крылов использует прием – олицетворение. Укажите его. (Ребята выполняют, используя базовый лист).

(“помертвело чисто поле”, “зима катит в глаза”)

– Наступила зима. А почему не поет Стрекоза?

(Обратить внимание учащихся на иллюстрацию к басне “Стрекоза и Муравей”)

– Обратите внимание на речь Стрекозы? Как она обращается к Муравью?

– Что выражают глаголы повелительного наклонения? (не оставь, прокорми, обогрей)

(Ученики должны сделать вывод: Крылов, употребляя глаголы в повелительном наклонении, выражает волю говорящего – Стрекозы, побуждение к действию со стороны Муравья)

– Почему Муравей говорит:

“Кумушка, мне странно это”: Что для Муравья кажется странным, непонятным?

“Ты все пела?” Почему Муравей переспрашивает?

“Так поди же, попляши”

– Почему положение Стрекозы (злой тоской удручена) не вызвало у него сочувствия, сопереживания? Неужели трудно прокормить и обогреть голодную Стрекозу?

Почему Муравей отказал в помощи? Как вы думаете?

(Ребята высказывают свои мнения по данному вопросу и защищают свою позицию).

– Какие пороки человека иносказательно высмеивает баснописец?

– В каких словах выражена мораль басни?

– А теперь напишем синквейн для того, чтобы ответить на вопрос:

Что хотел показать Крылов через образы Стрекозы и Муравья?

Выясним, каково ваше отношение к персонажам басни.

(Алгоритм написания синквейна – у каждой группы). Ребята прочитают свои работы – синквейны, после этого сделают вывод. Слабые ученики работают с карточками-заданиями.

В басне показано преимущество трудолюбия и опасность праздности и лени.

Пословицы и поговорки о труде и лени. (Опережающее задание для 2-х групп) Ученики запишут две-три пословицы в тетрадях.

Чтение басни “Стрекоза и Мравей” на казахском языке.

– Как вы думаете, почему Абай перевёл название басни “Стрекоза и Муравей” не дословно? Стрекоза, кузнечик – два разных насекомых. Что можете сказать по этому поводу?

Просмотр фрагмента из видеофильма “Муравейник”.

V. Закрепление усвоения новых знаний.

Поиграем в игру. “Найди свою пару”.

Условие игры: У одних – начало известной басенной фразы, у других ее продолжение. Надо собрать и сказать название басни.

У сильного всегда бессильный виноват.
Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье.
Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт.
Ты виноват уж в том, что хочется мне кушать.
Оглянуться не успела, уж зима катит в глаза.
Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна.
Ты все пела? Это дело: так поди же попляши!

(1 группа прочитает собранную фразу, 2 группа проверяет, а затем 2 группа скажет название басни,1 группа проверяет, правильно ли назвали).

Задание 1 группы. Соединить стрелками героев басен Крылова и те качества и понятия, которые они олицетворяют.

Волк и ягнёнок Глупость, лесть
Стрекоза и Муравей Хищник и жертва
Лебедь, Щука и Рак Легкомыслие и серьёзность
Кукушка и Петух Несговорчивые друзья
Ворона и Лисица Льстивые друзья

Задание 2 группы. Какие человеческие пороки высмеиваются в баснях “Волк и ягнёнок”, “Кукушка и Петух”, “Стрекоза и Муравей”, “Лебедь, Щука и Рак”, “Ворона и Лисица”?

(глупость, легкомыслие, несговорчивость, льстивость, жестокость, слабость, коварство, эгоизм)

Идёт взаимопроверка заданий между группами. Учитель направляет игровую деятельность учащихся.

Игра в слова “Крылов”, “басня”.

Условие игры: Из данных слов составьте как можно больше разных слов. Затем запишите ассоциации, которые возникают у вас в связи с полученными словами. (Ребята составляют слова из слов “Крылов”, “басня”, записывают ассоциации) (Крылов: волк, вол, крыло, лов, рыло, кров. Басня: баня, баян, бас и др.)

Баня: чистота, свежесть, пар, отдых, здоровье и др. Ребята свои ассоциации связывают с нравоучениями басен Крылова.

VI. Обобщение усвоенных знаний.

Посмотрев на слова, получившиеся слева и справа, связав эти слова по смыслу между собой, мы получим целую картину. Баня: чистота, свежесть, пар, отдых, здоровье и др. Ребята связывают свои ассоциации с нравоучениями басен Крылова. Они отвечают на вопросы и обобщают полученные знания о басне как о литературном жанре, о великом баснописце И.А. Крылове.

И так вопросы:
Кто такой Крылов?
Каков смысл его творчества?
Что такое басня? Кто может стать его героем?
Чему учат нас басни Крылова?

“Письмо по кругу” (запасной вариант).

Заключение. Слово учителя.

VII. Подведение итогов урока. Опрос – итог.

Что на уроке было главным?

Что было интересным?

Что нового узнали сегодня?

Чему научились?

VIII. Домашнее задание. “Необычная обычность”.

Условие задания: дежурный в роли почтальона раздает ученикам письма – задания.

Ответьте на вопросы.

Что такое сказка? Какие виды сказок знаете?

Кто является создателем сказок?

Подготовьте сообщение на тему: “С.Я. Маршак”.

Выучите наизусть басню И.А. Крылова “Стрекоза и Муравей”.

Напишите ответное письмо Дедушке Крылову. В письме расскажите о том, чему научили вас басни “Волк и ягненок”, “Кукушка и петух”, “Стрекоза и Муравей”.

Начертите опорный конспект на тему: “Сказки. Виды сказок”.

Нарисуйте иллюстрации к басне “Стрекоза и Муравей”.

Самостоятельно прочитайте сказку “Двенадцать месяцев” С.Я. Маршака.

Оценка деятельности учащихся. Поощрения.