Цели:
- ознакомить детей с творчеством Л.Н. Толстого, формировать умение прогнозировать содержание по названию, показать на примерах отличие текста описания, повествования и рассуждения.
- развивать навыки словесного рисования;
- развивать речь, воображение, внимание.
- прививать внимательность, навык наблюдения за окружающим миром, формировать умение видеть прекрасное в обычном
Оборудование: Презентация к уроку
Ход урока
I. Организационный момент.
Приготовились к уроку. Приветствуем друг друга улыбкой. И с хорошим настроением начнем урок чтения.
Что мы будем делать на уроке (Слайд 2):
II. Разминка. (Слайд 3)
Чтобы выразительно читать
Надо речью управлять.
- Прочитайте на одном дыхании. Выделите голосом слово, которое я укажу жестом).
лето, утро, роса, алмаз, листок, шарик
- Как вы понимаете слово алмаз?
- Сегодня мы на уроке постараемся разобраться со словом алмаз и увидеть настоящие алмазы. Хотите?
- Скажите, а кто видел алмазы?
- Итак, нас объединяет проблема, интерес, и желание получить ответ на поставленный вопрос: где можно найти алмазы? А значит - настоящее исследование! (Слайд 4)
III. Постановка цели. Актуализация знаний.
- Итак, у нас урок литературного чтения. Мы начинаем разговор об алмазах. Как вы думаете, какова стилистика текста, рассказывающего про алмазы?
Дети: это может быть художественный текст или научный текст.
1. Закрепление знаний сведений из биографии писателя
- А творчество какого писателя мы стали изучать? (указать на портрет писателя). (Слайды 5, 6)
- Расскажите, что вы знаете из биографии Льва Николевича Толстого?
- Какие произведения Л.Н. Толстого вы ещё знаете? ("Как меня в лесу застала гроза", "Старый дед и внучек", "Корова", "Лгун", "Прыжок", "Акула", "Филиппок", "Лев и собачка", "Осел и лошадь", "Лев и мышь":
- Назовите стиль произведений этого замечательного писателя?
2) Закрепление знание произведений писателя
- Узнайте отрывки, из каких произведений прозвучат? (Работа по карточкам в парах)
Ответы:
- №1, №10, №15 - "Как меня в лесу застала гроза"
- №2, №13 - "Корова"
- №3 - "Лгун"
- №4, №8 - "Старый дед и внучек"
- №5, №9, №12, №14 - "Акула"
- №6, №11 - "Филиппок"
- №7 - "Лев и собачка"
- У нас самопроверка, проверьте свой ответ и тот, который вы видите на экране.
- Всё правильно? (Слайд 7)
- Назовите стиль произведений Льва Николаевича Толстого? (художественный)
- К какому типу текста относятся эти отрывки? Что такое текст-повествование? (Слайд 8)
(Открыть таблицу на доске)
Повествование Что произошло?
Что случилось?
Рассказывает о событии, явлении природы.
IV. Новый материал
- Существуют и другие типы текстов. А какие в этом нам помогут разобраться произведения Л.Н. Толстого. Есть удивительный вопрос. Отвечая на него, мы как бы рисуем словами предмет, и сразу же в воображении возникает этот предмет. Давайте проверим это. Вот, например, вы видели когда-нибудь росу?
Словесное рисование детьми
- Где можно ещё узнать что-нибудь о росе? (из книг, из словарей, из энциклопедий)
- Как называется стиль текста в справочной литературе?
- Воспользуйтесь словарями в классе, прочитайте про росу. (Самопроверка Слайд 9)
- А вот какой увидел росу Лев Николаевич
Чтение учителем произведения "Какая бывает роса на траве".
Беседа:
- Понравилась ли вам описание росы?
- Какие чувства у вас вызвало это произведение?
- С какой целью Толстой написал его?
Первичное чтение детьми вслух.
- Вы слушали, как я читаю. Скажите, какой из текстов вам понравился больше: научный текст на слайде, дающий описание росы или текст, написанный Львом Николаевичем Толстым? (Слайд 9)
Дети высказывают своё мнение и говорят о том, что понравился текст Л.Н. Толстого.
- Я предлагаю сейчас вам самим перечитать этот рассказ. Всё ли вам понятно? Какие слова вам не знакомы?
Словарная работа с непонятными словами. (Слайд 10)
- Кто может объяснить значение этих слов?
Ульяна: Я знаю, что алмаз - это красивый драгоценный камень.
- Ты права, правильно
Маша: Мохнатый - это как мой щенок дома, он мохнатый и пушистый, мягкий, у него такая шерсть, что хочется гладить и гладить. И мама говорит, что наш Бим мохнатый.
Егор: Это щенок у тебя мохнатый, а тут про листья рассказ, на них же шерсть не растёт. Разве нет?
Маша: Но ведь и на листочках есть ворсинки, и они кажутся мохнатенькими.
- Егор, посмотри, и вы, ребята, посмотрите, у нас в классе на подоконнике стоят цветы. Вот, например, замечательный цветок - герань. Рассмотрите листья этого растения. Видите, на листочках мелкие ворсинки, конечно, это не шерсть животного, но тем не менее благодаря этим ворсинкам такой листок можно назвать мохнатым. А вот фикус, есть у него на листочках ворсинки? У фикуса листочки мохнатые? Уверена, что вы разобрались со значением слова "мохнат".
- А что такое бархат?
Лиза: Это, наверное то, из чего делают бархатную бумагу.
- Лиза, ты не совсем права, бархат - это ткань, она мягкая и приятная на ощупь. Вспомните свои ощущения, когда вы гладите бархатную бумагу.
- Итак, с непонятными словами разобрались. Перейдём к произведению Л.Н. Толстого. Прочитайте его ещё раз в полголоса и, работая в паре, найдите как писатель описывает росу. Зачитайте найденные фрагменты.
Дети читают, работая в парах. (подготовка к выборочному чтению)
Ангелина: в траве видны алмазы.
Соня: переливаются на солнце разными цветами - и жёлтым, и красным, и синим.
Люда: блестят на солнце
- Понравилась ли вам описание росы? Почему?
Люда: Мне понравилось, потому что это красиво.
- Я предлагаю вам полюбоваться с помощью нашей презентации алмазами в траве (Слайды 12-19)
- Скажите, а как вы думаете, как Лев Николаевич Толстой относится к росе, к тем капелькам, которые он увидел на траве?
Дима: Я думаю, что они ему очень нравятся, потому что они красивые.
Лиза: Я думаю, что он ими восхищается.
- Почему вы так решили?
Лиза: Я так думаю, потому что он очень красиво описал росу на листьях.
- Посмотрите, у вас в учебнике на этой же странице есть слова в словаре, прочитайте их. Подходят ли эти слова к этому произведению?
Кто из вас разделяет чувства автора?
Возьмите карточку о росе, которую вы читали в начале урока, можно ли по этому тексту определить отношение автора к написанному?
Как называется текст, в котором чувствуется отношение автора?
Ваня: Такой текст называется художественным.
- Правильно, молодец, Ваня! А если это художественный текст, то автор обязательно использует средства художественной выразительности, чтобы показать нам красоту, передать свои чувства и переживания.
Лиза: Я нашла в этом тексте сравнение: листок, как бархат
- Умница, Лиза.
Ваня: Здесь ещё есть скрытое сравнение - в траве видны алмазы. Там на самом деле не алмазы, а росинки.
- Правильно, Ваня. А кто запомнил, как называется скрытое сравнение?
Лиза: Это эпитет
(Слайд 20)- Правильно, Лиза. А мы продолжаем работать над текстом. Определите жанр этого художественного произведения (Слайд 21), не забывайте, что свой ответ обязательно надо обосновать.
Маша: Я думаю, что это рассказ, а так как в нём рассказывается и описывается, какая роса - то это рассказ - описание
Учитель: Молодец, Маша, ты своим ответом опередила мой следующий вопрос. Как вы думаете, какой вопрос я бы задала? Проверьте себя. (Слайд 22)
IV этап. Подведение итогов.
Задачи этапа: провести анализ и дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы.
Методы и приёмы: словесный метод.
Форма организации деятельности: фронтальная.
Содержание деятельности.
Учитель: Итак, наш урок подходит к концу, давайте вспомним, какие цели мы перед собой ставили? (Слайд 23)
С чем или с кем мы сегодня познакомились?
Яна: Мы познакомились с произведением Льва Николаевича Толстого "Какая бывает роса на траве"
Учитель: Что мы читали на уроке?
Люда: Мы читали рассказ из учебника и на карточках
Учитель: А что мы исследовали?
Ваня: Мы исследовали и анализировали рассказ-описание "Какая бывает роса на траве"
Учитель: Молодцы, вы всё правильно сказали. У меня к вам только один вопрос: зачем же Лев Николаевич Толстой написал свой рассказ? Какова цель написания этого рассказа?
Выслушиваются ответы детей, и появляется (слайд 24).
Дима: Я только не пойму, почему росу сравнивают с алмазом, это не правильно, роса мокрая, и если дотронуться, то пальцы намочишь, а алмаз твёрдый. Они с одной стороны похожи, потому что блестят на солнце, а с другой стороны - не похожи.
Работа над возникшей коллизией.
- Ребята, Дима прав, он сегодня очень наблюдательный, что же, получается, что писатель ошибся?
Егор: Они же блестят.
Лиза: Я думаю, что алмаз и роса не могут быть полностью похожи, писатель просто вспомнил, что ещё, кроме росы, красиво блестит на солнце и вспомнил про алмаз.
- Правильно, Лиза, молодец, именно блеск на солнце подтолкнул писателя сравнить такие два непохожих предмета, именно этот признак приклеек внимание писателя.
- Очень хочется задать вам сегодня необычное домашнее задание, оно сегодня творческое и каждый выбирает задание по своим силам и возможностям. I уровень задания более сложный, рассчитан больше на самостоятельную подготовку, он более трудный. II уровень полегче, он рассчитан на работу в учебнике. Каждый из вас выберет своё задание. Согласны? (Слайд 25)
Опрос детей и каждый выбирает домашнее задание.
- Спасибо за урок. Урок закончен.