Цели:
- Ознакомить с биографией и творчеством немецкого писателя послевоенного времени.
- Пробудить читательский интерес.
I. Слово учителя. Михаэль Энде - самый успешный немецкоязычный писатель послевоенного времени. Его произведения переведены на 40 языков, а их общий тираж сегодня составляет свыше 20 миллионов экземпляров. Вместе с Джимом Пуговицей, Момо, “Бесконечной историей” и “Пуншем желаний” Энде вошел в сердца юных и остающихся юными читателей.
1. Старая сказка на новый лад.
История Михаэля Энде берет начало в 1928 году, в Гармиш-Партенкирхене в Баварии, и во многом благодаря начавшимся тогда проливным дождям. Чтобы не промокнуть, Эдгар Энде, гамбургский художник, разыскивающий свою возлюбленную, укрылся в маленькой лавочке ювелира. Магазин находился в так называемом пестром доме на улице Вокзальной. Поскольку после закрытия лавочки дождь так и не прекратился, владелица заведения Луиза Бартоломе пригласила Эдгара Энде в свою квартиру на первом этаже. Там Эдгар Энде показал ей свои эскизы. Одинокая Луиза была на девять лет старше Эдгара, интересовалась литературой, философией, мифологией и религией и обрела в Эдгаре Энде желанного собеседника. Они продискутировали всю ночь. Накануне своего 28-го дня рождения Эдгар сделал Луизе предложение, и свадьба состоялась 22 февраля 1929 года.
Михаэль Андреас Гельмут Энде родился 12 ноября 1929 года в 5 часов 15 минут пополудни. В какой-то момент за жизнь матери серьезно опасаются и делают кесарево сечение.
Эдгар Энде, рассчитывая на большой успех своего искусства, в 1931 году переезжает в Мюнхен-Оберменцинг и там поселяется в ателье с квартирой на бывшей вилле скульптора Джозефа Флосмана. Картины Эдгара Энде хорошо покупаются, экономическое положение семьи улучшается. Следующие четыре года - самые счастливые в семье Энде.
В эти годы Михаэль совершает открытие, которое имеет значение для его дальнейшей жизни: в соседнем доме живет художник-коммунист Фанти, зимует бедная цирковая семья, у которой нет собственного шатра. У артистов и клоунов местные девочки и мальчики учатся фокусам и акробатическим трюкам. Много лет спустя артист, фокусник, станет для Михаэля Энде олицетворением искусства.
В гостях у соседей, “ очень странных и высокоодаренных людей", Михаэль впервые подпадает под чары вымышленных историй. Великолепный рассказчик Фанти сочиняет дикие фантастические истории легко и свободно. При этом на каждом подвернувшемся под руку клочке бумаги Фанти рисует чудесные рисунки. Часы сказок у Фанти стали для Михаэля Энде незабвенным временем волшебства, напряженного внимания, и остались с ним навсегда. Некоторые из тех рисунков он сохранил до конца жизни. "Возможно, мой Лукас",- говорил Михаэль Энде, - "возник отчасти из воспоминаний о нем".
В 1935 году семья Энде переезжает из мюнхенского района Оберменциг в Швабинг, в ателье на 4 этаже по Каульбахштрассе, 90. Просторное ателье разделено на две части: рабочее место Эдгаре Энде и жилые и спальные комнаты для семьи, где вместо сплошных потолков - стеклянная крыша. Так что Михаэль Энде растет в комнате без окон, в которой ночами видны звезды. То, что это "конечно же, имеет значение", для Михаэля Энде станет ясно позднее. Эдгар Энде и его картины с раннего детства влияют на сына: мир искусства, который окружает подростка, для него представляет собой более сильную действительность, нежели внешняя реальность.
С отцом Михаэля Энде связывают очень тесные отношения. В последующие годы они будут много беседовать о картинах отца. Когда сын напишет первое стихотворение, отец, как и мать, очень серьезно воспримет литературный опыт своего сына. Эдгар неоднократно с гордостью зачитывает его своим друзьям. Михаэль Энде относится к тем писателям, которые уже в детстве испытали большую поддержку своих родителей.
В фашистской Германии финансовое положение семьи постепенно ухудшилось. В 1936 году отделом культуры рейха Эдгару Энде было запрещено заниматься профессиональной деятельностью. Он продолжает тайно работать, но принимать участие в выставках ему больше нельзя. Наступает время нужды. Отец часто говорил: "Мы не имеем возможности содержать ребенка". С той поры Михаэль стал чувствовать постоянный страх перед нуждой.
Вновь и вновь будут арестовывать друзей и коллег отца, евреев и "не-евреев". Ходят слухи о концлагерях. Михаэль Энде, еще маленький ребенок, учится не говорить снаружи ничего о том, что слышит дома.
В отношениях родителей надвигается кризис. Вероятно, у них были очень разные характеры, которые сталкивались друг с другом: молчаливый, очень медлительный отец, который целый день мог проводить в своей темной комнате, делая там наброски своих видений, и маленькая, деятельная мать, которая в трудные времена зарабатывала те небольшие деньги, которые были необходимы для жизни семьи. “Из всех людей, кого я знал, она была единственной, кто мог так сильно любить и ненавидеть”. Напряжение в семье скоро становится невыносимым. Михаэль Энде страдает из-за постоянных ссор родителей, бегает сначала к одному, потом к другому, пытается их примирить и борется за сохранение семьи.
Фашистская Германия. В 1936 году Михаэль Энде идет в народную школу, а четырьмя годами позже родители переводят его в классическую гимназию Максимилиана. Михаэль еле-еле сдает вступительный экзамен и в пятом классе остается на второй год.
Он отчаивается и хочет покончить с собой. "Моя школьная жизнь была сплошной катастрофой. Я всегда был худшим учеником и испытывал страх перед каждым завтрашним днем. Только последние два года в Свободной вальдорфской школе (которая сразу после войны снова открылась, поскольку при гитлеровском рейхе была запрещена), были другими".
Он искал друзей, которые помогали ему забыть тяжесть повседневности. Этими друзьями были Вилли, сын торговца табаком, и Питер Хорн, сын врача. Полный Вилли послужил позднее прообразом Бастиана, героя "Бесконечной истории". Приключения Питера в крестьянской усадьбе, где они часто проводили каникулы, переработаны Энде в 1984 году в "Гогголори". Большое влияние на Михаэля оказала дружба с отличником Матиасом Николаем, сыном книготорговца.
Ещё в 1941 году отец призван в армию и служит сначала зенитчиком в районе Кёльна. Как двенадцатилетний мальчик, Михаэль обязан вступить в Гитлерюгенд, но он находит повод, чтобы от этого уклониться: ему нужно учиться верховой езде. Поблизости от дома есть конная школа СА, в которую Михаэль записывается и получает разрешение на конные тренировки.
Войной и ее ужасами кончилось детство Михаэля Энде. В 1943 году он пережил у дяди в гостях ужасную бомбардировку Гамбурга, когда город был разрушен и горел. Ужас от увиденного Михаэль передает в первом стихотворении "Молитва Апокалипсиса". Из-за приближающихся бомбежек мюнхенские школы эвакуируют. В 1944 году сгорело ателье отца с картинами. В последний год войны четырнадцати-пятнадцатилетних призывают из "ссылки в страну детей" в вермахт, а некоторых и в войска СС, чтобы потом бросить навстречу американским танкам. Три школьных товарища Михаэля Энде гибнут в первый день своего призыва. Когда он получает повестку, то разрывает ее и спешит к своей матери в Мюнхен. Фашистская армия отступает. На деревьях висят немецкие солдаты, попытавшиеся дезертировать и схваченные полевыми жандармами или СС. Михаэль Энде вступает в освободительное движение Баварии.
Вскоре после конца войны отец возвращается из американского плена. Семья возвращается в район Швабинг Мюнхена. У отца ателье совместно с другим художником. В 1946 году возобновляются занятия в школах, и Михаэль приходит в вальдорфскую школу, хотя уже давно вырос из школьного возраста. Вместе с Матиасом Николаем он много читает, посещает христианские собрания. К первым двум годам после войны восходит и первый артистический опыт, который он получает вместе с друзьями в Америка-хаусе. Он принимает участие в одноактной пьесе Чехова “Медведь”, где играет главную роль, и в “Орфее”. Тогда появилось и первое произведение Михаэля Энде под названием “Ибо время не терпит”, посвященное Хиросиме. Его исключают из университета по финансовым обстоятельствам, и в 1948 году он сдает вступительный экзамен в актерскую школу Отто Фалькенберга при Мюнхенском камерном театре.
В 1953 году то, чего всю жизнь боялся и старался предотвратить Михаэль, случилось: отец бросил семью. Напрасно Михаэль надеялся, что родители вновь обретут примирение. Все его усилия на этот раз не могут предотвратить окончательный разрыв, о котором он очень жалеет. Мать пытается покончить с собой. Сын остается с матерью и помогает ей жить. Отношения между отцом и сыном стали напряженными.
Эдгар Энде рисует портрет своего сына в 1951году после того, как видит его во сне.
В новогоднюю ночь 1952 года, на вечеринке у друзей, Михаэль знакомится со своей будущей женой Ингеборг Гофман, в то время уже состоявшейся актрисой. Эта женщина, будучи старше Энде на восемь лет, произвела на него сильное впечатление. А Ингеборг молодой человек понравился за литературное образование и интересы в искусстве. По совету приятельницы Ингерборг принимает решение эмигрировать в США и собирает все необходимые для этого документы, но знакомится с Энде.
Напряженный разговор о самом главном в этом мире, начавшийся в новогоднюю ночь, продолжался 33 года и прекратился лишь со внезапной смертью Ингеборг.
Непростые отношения связали их на годы: они всегда предъявляли высокие требования и ставили максимально высокие ставки - на правдивость, силу и откровенность. Ингеборг всегда говорит то, о чем думает, то, что считает правильным. Рукописи Михаэля она читает страницу за страницей, при этом обсуждая эпизоды, мысли и слова часами, нередко всю ночь. Жена поддерживает стремление Михаэля найти волшебное слово, которое вернет миру его значение.
По поручению баварского радио в 1956 году Энде путешествует по Италии, подготавливая репортаж об этой стране. В Палермо он ощутил, по собственному признанию, глубочайшее переживание. На большой площади королевского замка вечером сидели рассказчики историй. Михаэль вслушался в рассказ одного из них: тот сидел, окруженный плотным кольцом людей. "И эта история показалась мне чем-то знакомым. Когда рассказчик сделал большую паузу, я спросил, что это была за история. И мужчина ответил, что это была книжка Александра Дюма, которую он унаследовал от дедушки. Он прочитал этот роман и сделал из этого свою профессию. С тех пор он сидит у Пьяццы в Палерме и рассказывает эту историю. Посмотри, сказал я тогда себе, это та цель, которую нужно достичь: чтобы через сто лет после твоей смерти твои истории звучали бы на улицах Палермо из уст рассказчиков".
С 1956 года отношения между Эдгаром и Михаэлем Энде улучшаются. Поскольку Михаэль Энде почти всю жизнь испытывал к отцу самые теплые чувства, он очень рад, что в конце концов им снова удалось сблизиться. Он полагает, что должен чем-то искупить свою вину, и поэтому оказывает помощь и поддерживает отца во всех его делах. Отец и сын проводят много времени друг с другом, ночами обсуждая то, что связано и не связано с литературой и живописью. Каждый раз они берутся за новую тему, которую пытаются выразить своими средствами. Так, Михаэль Энде пишет стихотворение, в котором старается "озвучить в словах" темы отцовских рисунков или картин.
2. История творчетва писателя МихаэляЭнде.
В 1958 году один приятель - художник-график и прежний школьный товарищ из гимназии, просит Михаэля написать три или четыре страницы машинописного текста для книжки с картинками. Энде выполняет эту работу, просто получая удовольствие от сочинения без плана и без цели. Менее чем через год возникает увесистая рукопись в 500 страниц. За следующие полтора года он отсылает ее в более чем десять издательств, и отовсюду ее возвращают: "Дети не читают таких толстых книг". Жена вселяет в Михаэля Энде мужество и ищет новых издателей. Так рукопись оказывается в маленьком семейном издательстве, её делят на две книги и печатают.
В 1960 году выходит первый том “Джима Пуговицы и машиниста Лукаса", и совершенно неожиданно для Михаэля Энде получает Немецкую премию детской литературы. Как вспоминал писатель, хозяйка его квартиры заявила, что подаст на него жалобу, поскольку он не платит за квартиру уже семь месяцев. Тут же звонит телефон и Михаэль, к своему изумлению, узнает, что его книга получает Немецкую премию детской литературы. “Так много денег я не видел за всю свою жизнь”. Финансовое положение и жизнь Энде изменилось молниеносно.
Так начинается история Энде - детского писателя.
На Рождество 1965 года Михаэль посещает своего отца и на следующее утро узнает о его смерти.
В 1966 году Михаэль Энде приобретает старинное имение недалеко от Мюнхена. Каждый должен был обрести в нем свой дом: мама, дядя Хельмут Энде, Михаэль Энде и его жена. С этих пор оба работают над восстановлением старого дома днем и ночью, в течение четырех лет, пока в 1968 году он не становится пригодным для жилья. Ремонт поглощает их общие средства. Первая зима в имении оказалась особенно суровой. Привычные к жизни в городе, они понимают, что им не справиться с такими условиями.
Новый дом среди оливковой рощи в Италии Михаэль Энде и Ингеборг Гофман называют в 1970 году "Дом Единорога". Там они живут со своими животными - собаками, кошками и черепахами. Большую часть жизни рядом с Михаэлем Энде были животные.
После шестилетней работы, в 1972 году, Михаэль закончил свою вторую книгу, принесшую ему грандиозный успех: "Момо". Главная идея пришла к Энде, когда кто-то ради шутки подарил ему старые карманные часы без стрелок. Роман был переведен более чем на 30 языков и в 1974 году получил "Немецкую премию литературы для детей". С 1996 года обладатель этой премии получает вместе с денежным призом статуэтку Момо. Во время крупных маршей за мир, против атомной гонки вооружений многие люди несут под мышкой книгу "Момо".
В течение многих лет во время своих поездок по Германии Михаэль Энде регулярно посещает маму. В 1973 году умирает мать. До публикации сказочного романа "Момо" летом она не дожила.
В последующие годы Михаэль Энде получает свыше 1000 приглашений на встречи с читателями. Он совершает много поездок по Германии. Иногда за день проходят две встречи в двух разных городах.
Восторженные читатели из Германии ездят даже в итальянскую резиденцию Михаэля Энде, чтобы поприветствовать "своего писателя" и передать ему свою благодарность. Они проникают в его сад и дом без предупреждения, даже без звонка в дверь. Ежедневно корзинами приходит почта, большей частью от читателей, которые благодарят его за книги, задают вопросы.
В 1981 году Михаэль Энде получает за "Бесконечную историю" Европейскую премию литературы для юношества, а также за всё свое творчество премию Януша Корчака.
“Фантазия - страна по ту сторону нашей действительности, и поэтому она тесно связана с нами. Она должна постоянно, вновь и вновь, открываться и вызываться в воспоминаниях, чтобы не исчезнуть в Ничто. Фантазия живет благодаря фантазиям каждого в отдельности, каждого поколения и каждой культуры. Когда мы забываем или теряем нашу Фантазию, страна Девочки Императрицы погружается в небытие, в Ничто. Получается, что в нас есть мир, полный красоты и волшебства, но также и страха и ужаса, не реальный, но всё-таки существующий внутри нас. Добру нужно зло, свету - тьма, черному - белое, чтобы существовать. Фантазия объединяет всё это в одно общее существование. У каждого - маленькая или большая часть Фантазии внутри, все части и составляют Фантазию. Место, где находятся наши мечты и грезы, место, из которого каждый из нас черпает вдохновение, чтобы видеть вещи с другой стороны, или созидать новое. Фантазия - место, в котором осуществляются наши мечты”.
Как говорится в книге Михаэля Энде "Бесконечная история", “каждое поколение должно придавать Фантазии новое цветение, ведь оттуда приходят все представления о мире, и сами наши ценности”.
История книги "Бесконечная история".
История самой книги чуть ли не бесконечна. Она берет начало в феврале 1977 года. Хансйорг Вейтбрехт, в очередной раз гостив у своего автора в Италии, по долгу издателя заявил Энде, что давно пора написать новую книгу. Тогда Михаэль порылся в старой обувной коробке и достал листок бумаги, на котором, среди прочего, была записана идея книги: "При чтении мальчик оказывается буквально внутри истории, и лишь с трудом находит выход обратно".
Работа над книгой потребовала много времени. Борьба автора с реальностью, выдуманной им самим, становится всё драматичнее. Ему долго не удается разгадать загадку Фантазии и вернуть Бастиана в реальность. В конце концов, кажется, что против Михаэля Энде сговорились все: зима 78-79-го - одна из самых холодных с незапамятных времен. Идет снег, и столбик термометра падает ниже десяти градусов. Водопровод замерзает, труба лопнула, и дом затопляет водой. Завернувшись в мокрые одеяла, Михаэль Энде сидит в сыром, медленно плесневеющем доме и пишет "Бесконечную историю". В этой экстремальной ситуации он находит решение.
В 1979 году - третий колоссальный международный успех Михаэля Энде: опубликована "Бесконечная история". Она вышла в свет в год пятидесятилетия писателя. Общий тираж превысил миллионную отметку. В этой книге фантазия и повседневность переплелись. Поэтому текст напечатан двумя цветами, красным и зелёным - они отображают действие в реальности и Фантазии соответственно. "Бесконечной историей" Михаэль Энде окончательно утвердил в современной литературе место для жанра "фантастической сказки". Он был убежден, что каждый читатель должен найти к этой книге свой собственный правильный ключ. Книга публикуется по всему свету и вызывает массу дискуссий, как ничто другое в это время.
В 1980 году Михаэль Энде и его издательство
заключают договор об экранизации “Бесконечной
истории”. В 1984 году фильм "Бесконечная
история" готов. Перед премьерой 29 марта 1984 года
Михаэль приглашен на частный просмотр. Не смотря
на все возражения разочарованного Энде, фильм
вышел на экраны одновременно в 300 немецких
кинозалах. Фильм собрал 60 миллионов долларов-
немыслимую сумму.
После просмотра вместе с двумя соседками в
кинотеатре в Италии “Бесконечной истории” 27
марта 1985 года умирает жена Ингеборг, много
протестовавшая против этой экранизации. После
этого Энде не хочет оставаться на вилле
Единорога и решает порвать с прошлым, переезжает
в Мюнхен.
В июле 1986 года во многих немецких кинотеатрах состоялась премьера фильма “Момо”. Иоганн Шааф, режиссер фильма, сознательно отказался от всякого рода электронных трюков и полностью положился на игру актеров, призванную передать поэтическую сторону книги и волшебство ее истории. Энде был доволен фильмом, но особой радости не испытал. Миаэль появляется перед камерой в начале фильма в роли рассказчика.
Традиции "Джима Пуговицы" и "Момо" следует появившаяся в конце 1989 года сказка “Катастрофанархисториязвандалкогольный пунш желаний”, полная юмора аллегория о спасении Земли от экологической катастрофы. Апокалипсис и уничтожение природной среды становятся содержанием сказки.
Книги Михаэля Энде очень быстро приобретают популярность в Японии. До 1993 года в этой стране “Момо” и “Бесконечная история” проданы в двух миллионах экземпляров. Несколько лет приезжал Энде в Японию для встреч с читателями. Переводчица Марико Сато становится женой Энде.
Успех не приносит Михаэлю Энде счастья: вовремя этой удачной деятельности тайно и незаметно готовится катастрофа, которая внезапно обрушивается на него и чуть не убивает: в мае 1988 года Михаэль Энде узнает, что его консультант по налоговым делам не только обманул его, но и наделал на его имя многомиллионных долгов. Михаэль Энде оказался банкротом. Картины его отца, а также мебель арестовывают. Издательство вступается за него и предотвращает самое худшее. Друзьям Энде удается сохранить ситуацию в тайне от прессы. Михаэль Энде стойко выдерживает этот удар судьбы.
В июне 1994 года Михаэлю Энде был поставлен диагноз - рак. После долгого периода восстановления вплоть до января 1995 года ему делают химиотерапию. Рак побороть не могут. Избегая публичности, Михаэль Энде справляет свой 65 день рождения в узком кругу друзей, а пожелания счастья слетаются к нему со всего света.
28 августа 1995 года в 19.10 Михаэль Энде умирает в Штутгартской клинике Фильдера. 1 сентября Михаэль Энде похоронен в Мюнхене на Лесном кладбище.
Надгробие Михаэля Энде, выполнено скульптором Людвигом Ангерером-старшим в форме раскрытых 2 книг из бронзы, в том числе книги-обложки “Бесконечной истории”. Из раскрытой книги появляются придуманные существа.
После Михаэля Эндэ осталась целая страна Фантазия, в которой для каждого читателя и писателя есть своё место.
25 лет спустя после появления "Бесконечной истории" наследники Михаэля Энде дали разрешение на публикацию в общей сложности двенадцати романов, действие которых происходит в Фантазии. Так, под руководством Романа Хоке возникла серия "Легенды Фантазии", основанная на фантастическом каноне Михаэля Энде. В этой серии рассказаны истории из Фантазии и о ней, произошедшие по времени до, после и во время действия "Бесконечной истории". Каждую осень планируется опубликовывать три, а каждую весну - два новых произведения.
II. Вопросы для проверки:
- Как в произведениях Энде нашли отражение события его жизни? ( Друзья детства стали героями книг. Собственные переживания тоже легли в основу книг: отсутствие одного из родителей, одиночество, плохая учеба в школе. Писал книгу “Бесконечная история” в холодном доме под мокрыми одеялами и также читал книгу Бастиан. И т.д.)
- Узнайте героев “Бесконечной истории” ( Карл Конрад Кореандр, Бастиан Балтазар Букс, Атрейо, Девочка-Королева).
- В какое время года происходили события произведения? (осенью)
- Как учился герой? (был второгодником)
- Почему одноклассники дразнили и обижали мальчика? (ребята его не понимали).
- В какой магазин попал Бастиан? (в книжный)
- Что было изображено на переплёте книги? (талисман)
III.Домашнее задание:
Прочитать книгу М.Эндэ “Бесконечная история” и сравнить с одной из экранизаций.