Цели:
Образовательные:
- познакомить учащихся с эпохой правления Ивана Грозного, историей создания “Песни...”;
- определить роль поэмы в творчестве Лермонтова;
- сопоставить образы Кирибеевича и Калашникова, понять их идейную значимость в поэме;
- проанализировать текст, выделить языковые особенности поэмы;
- совершенствовать навыки монологической речи, выразительного чтения.
Развивающие:
- развить творческое воображение учащихся, логическое мышление;
- развивать языковую интуицию учащихся;
- развивать речь учащихся (устную и письменную).
Воспитательные:
- воспитание любви и интереса к историческому прошлому России, к литературе;
- воспитание определенных нравственных ценностей.
Оборудование: Портрет Лермонтова, репродукция картины И. Глазунова “Иван Грозный”, иллюстрации Васнецова, Билибина к поэме, сборник текстов.
Ход урока
Вступительное слово учителя.
– Сегодня мы продолжим изучение творчества Лермонтова, обратимся к “Песне...”, которую вы читали дома. Этот урок необычный. Это урок – экскурсия, экскурсия заочная, воображаемая, экскурсия во времени и пространстве. Цель урока – перенестись мысленно в XVI век, время правления Ивана Грозного, познакомиться ближе с героями произведения, понять их идейную значимость в поэме. Я же осмелюсь взять на себя функции экскурсовода, буду присутствовать с вами на протяжении урока, у меня будут помощники – юные экскурсоводы, чьи сообщения помогут расширить, углубить имеющиеся знания.
Итак, экскурсия началась. Послушаем выступление экскурсовода-литературоведа об истории создания “Песни про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова”.
Точная дата написания поэмы не установлена. Но в первом и единственном сборнике, который начинался именно “Песней...”, стоит дата 1837 (по свидетельству друга Михаила Юрьевича Шан-Гирея она была написана несколько ранее). Сюжет произведения построен на материале русского средневековья. Конкретные факты могут быть почерпнуты в “истории государства Российского” Н.М. Карамзина, где есть рассказ о казненном чиновнике Мясоеде Вислом и его красавице жене, обесчещенной опричниками. Исторический материал переплетается с фольклорным, а фольклорными источниками могли служить песни, записанные Киршей Даниловым и П.В. Киреевским. Поэта увлекает характер и лад русской былины, и в нем зарождается мысль создать произведение, в котором бы выразилась русская жизнь в знаменательный период московской истории – царствование Ивана Грозного. Цензура, не сразу разрешившая печатание произведения поэта, незадолго до этого попавшего в опалу за стихи на смерть А.С. Пушкина, не позволила поставить имя автора, и “Песня...” вышла в 1938 году с подписью “...въ” в “Литературных прибавлениях к “Русскому Инвалиду”.
Учитель. Почему Лермонтов хотел, чтобы знакомство с его творчеством начиналось именно с “Песни...”? На этот вопрос вам предстоит ответить в конце урока.
Прежде чем окунемся в поэтический мир лермонтовского творения, давайте вспомним историю, заглянем во времена XVI века, когда происходили описанные в поэме события.
Сообщение экскурсовода-историка (первый ученик).
В 1533 году скончался Василий III, оставив наследником трехлетнего сына Ивана Васильевича. Власть до совершеннолетия царя перешла к боярам во главе с князем Шуйским.
Иван Васильевич (1530-1584) отличался суровым характером, был жесток и своенравен, за что и был прозван “Грозным”. Любопытно, что это прозвище в западно-европейских языках переводится как “ужасный” (немецкий “Иван Шреклих”).
Иван Васильевич стал великим князем московским в 1533 году, а в 1547 принял царский титул, сделавшись первым русским царем. С его именем связан разгром Казанского, Астраханского ханств, в его правление русские перешагнули Урал, появились в Сибири. Но при нем же русский народ столкнулся с невероятным по своей жестокости деспотизмом и неслыханным по своему размаху террором. Всюду царю виделись враги и измена.
Выступление второго экскурсовода-историка.
Иван Грозный создал опричнину (от слова “опричь”, т.е. “кроме”). Слово это имело определенный смысл. В представлении христианина существует понятие ада – места мучений грешников. Ад – “тьма кромешная”. Значит, “кромешники” – это люди, одержимые ненавистью к миру, слуги абсолютного зла.
Опричнина просуществовала 7 лет (1565-1572). Ее задача – “изводить государеву измену”, причем определять “измену” должны были сами опричники. Таким образом, они могли убить любого человека, обвинив его изменником. Главное содержание опричнины – грабежи, убийства ради убийств. Но самая страшная особенность заключается в том, что и царь, и опричники были абсолютно уверены в благости своих злодеяний. Грозный полагал царское величие равным Божьему и потому лишал всех права обсуждать его поступки.
Опричники были одеты в черные кафтаны, к седлу приторочена собачья голова и метла. Песья голова означала их собачью преданность государю, метла – готовность вымести всю “измену” из государства. (Рассказ сопровождается показом картины С. Ефошкина “Опричник. XVI век”)
Учитель. Сейчас мысленно перенесемся в картинную галерею, где представлены работы, посвященные первому царю.
Интерес к личности Ивана Грозного велик. Так, многие художники обращались к образу сурового правителя. Это и Репин, и Васнецов. Мне бы хотелось обратить ваше внимание на работу нашего современника Ильи Глазунова “Иван Грозный” (1974). (Репродукцию картины можно найти в журнале “Литература в школе” №8 за 2006 год).
Илья Глазунов обратился к эпизоду казни: на Лобном месте палач рубит голову невинной жертве, русоволосому юноше, покорно склонившему голову на плаху. Кругом море людских голов. На заднем плане храм Василия Блаженного, построенный по приказу Ивана Грозного в ознаменование покорения Казанского ханства.
– Каким предстает перед нами царь?
– В какой позе запечатлен правитель?
– Случайно ли изображение Ивана Грозного на фоне храма?
– Какие цвета преобладают? Почему?
– Какое настроение оставляет картина?
– Как художник относится к царю?
Царь изображен в профиль, такое впечатление, что он находится в движении, как бы обходит свои владения. Правитель представлен крупным планом: грозное, озлобленное лицо, морщины (возможно, от тяжелых переживаний, дум), взгляд сверлящий, настороженный, подозрительный, тонкие губы, орлиный нос, кустистые брови, окладистая с проседью борода. Величавая осанка, надменность, властность в облике.
На втором плане, но тоже крупно, видим храм, Лобное место, где палач рубит голову юноше, людскую толпу. Такое впечатление, что это иллюстрация к “Песне...” Лермонтова.
Преобладают красный различных оттенков и черный цвета. Рубаха палача алая, как бы знаменует эпоху террора, кровь, пролитую зря. Небо, толпа, волосы и борода царя черные. Лишь одно светлое место на картине – белая одежда казненного, как символ его святости, чистоты. (Ответы учащихся можно дополнить сообщением экскурсовода-искусствоведа).
Композиционно художник выделяет положительные и отрицательные стороны царствования первого русского самодержца. Глазунов судит героя своей картины, ставя в вину его кровавые злодеяния, расправы над невинными жертвами. Царь немного сгорблен (что, кстати, не соответствует историческим фактам), как будто его прегрешения легли на плечи тяжелым грузом.
В работе много декоративных моментов (вышивка, жемчуг на кафтане, шапке), подчеркнуто празднично выглядит храм, но все же картина оставляет тревожное настроение. Разноцветье орнаментов и торжественная декоративность храма не заглушат главной мысли исторического полотна: трагичен путь страны, в которой преобразования проводятся путем расправ и казней, трагичен путь государя, не верящего в свой народ. Начав с уничтожения врагов, Г розный часто не мог отличить соратника от недруга и рубил головы и правым, и виноватым.
Учитель. Вот таким мы видим Ивана Грозного, первого царя России, глазами историков, художник. А сейчас, продолжая экскурсию, перенесемся в мир “Песни...” и понаблюдаем, каким предстает правитель в произведении Лермонтова.
Анализ произведения проходит в форме беседы, на уроке звучит диалог между учителем и детьми. Учитель с помощью вопросов заставляет учащихся думать, сопоставлять, анализировать факты, делать выводы.
– В чем отличается, в чем совпадает историческая характеристика царя и описание его Лермонтовым?
С одной стороны, поэт показывает Грозного в соответствии с историческими фактами. Царь суров, озлоблен, вспыльчив. Вот Иван Грозный видит, что Кирибеевич остался равнодушен к царскому угощению, тогда он сразу “нахмурил” брови, “стукнул палкою” об землю, что дубовый пол “пробил”. Ведь Киребеевич должен радоваться на пиру, раз сам царь веселится. Вот Грозный стал свидетелем гибели любимого опричника, он вновь “прогневался”, “топнул о землю”, “нахмурил бровь”: все, что идет вразрез с его представлениями, вызывает его мгновенную ярость. Иван Васильевич приказывает казнить “смертью лютою, позорною” купца Калашникова.
С другой стороны, Лермонтов рисует царя обычным человеком, сочувствующим горю Кирибеевича, готовым помочь ему законным путем: “Как полюбишься – празднуй свадебку, / Не полюбишься – не прогневайся”. Своей милостью он награждает семью Калашникова, пообещав братьям его “торговать безданно, беспошлинно”, хотя это не соответствует исторической действительности (известно, что исторический Грозный конфисковал имущество казненных, а не обеспечивал их семьи).
– Почему и Глазунов, и Лермонтов отходят от исторических фактов? (возможно, хотят показать, что власть неизбежно накладывает отпечаток на черты характера, что суровость, жестокость – приобретенные качества).
– Как гусляры относятся к государю? Чье мнение выражают они?
Гусляры выражают мнение народа, а народ его принимает таким, каков он есть. В произведении он занимает почетное место, к его образу обращаются гусляры в начале и конце песни. Его рисуют строгим, справедливым, даже великодушным.
Справка учителя. Такая высокая оценка зависела от религиозного отношения подданных Ивана к его власти. Он был для них окружен мистическим ореолом, охранявшим его особу от посягательств критики. Предается ли он кровавым оргиям над трупами убитых татар или по простому подозрению отдает в руки палача кого-либо – народ на его стороне. Он воспевает его забавы и казни.
Но “Песня...” не исчерпывается лишь изображением правителя, в названии Лермонтов перечислил всех героев соответственно социальной иерархии: “Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова”. В оставшееся время мы будем говорить именно об опричнике и купце. Тема нашего урока звучит так:
“Два героя – две идеологии в “Песне...”. Оформление тетрадей (сильным ученикам дается задание составить план сопоставления Кирибеевича и Калашникова, который в конце урока можно сравнить с планом, записанным заранее учителем на отвороте доски).
План:
а) внешность Калашникова, Киребеевича;
б) первое впечатление, которое каждый из них производит;
в) общественное положение героев; семейное;
г) отношение их к Алене Дмитриевне;
д) речевая характеристика героев;
е) поведение их во время кулачного боя;
ж) отношение гусляров, автора к героям.
– Кто такие Кирибеевич и Калашников?
– Почему их описанию Лермонтов уделил большую часть поэмы? (Кирибеевич – “удалой боец”, “буйный молодец”, “добрый молодец”, “любимый опричник”, “лучший боец” Грозного.)
– Каким вы себе его представляете? (Молодой, сильный, уверенный в себе, красивый, богатырского телосложения, богато одет, охвачен любовной страстью)
– Каково общественное положение Кирибеевича? (“Любимый” опричник, значит он фаворит Ивана Грозного, “лучший боец”, следовательно, можно предположить, что Кирибеевич отличается всеми отличительными качествами опричника, т.е. живет грабежами, поэтому богато одет; царь делает ему подношения, Кирибеевич находится на службе у царя).
– Как относятся гусляры к нему? (С симпатией).
– Каким рисуют гусляры купца? (По внешним данным Калашников не уступает Кирибеевичу. Он тоже молодой, “смелый”, “статный”, “лихой боец”, “удалой боец”, у него “могутные плечи”, “очи соколиные”, “кудрявая борода”, “грудь молодецкая”).
– Каково его положение в обществе? (Женат, имеет детей. Калашников – купец, он относится к гостиной сотне, члены которой пользовались большими привилегиями, имели свое самоуправление. У него своя лавка, свой “высокий дом”, служанка. Он сам зарабатывает себе на жизнь, серьезен. Гусляры о нем тоже говорят с симпатией, правда показывают его более суровым, сдержанным, хотя решительным и бесстрашным. Кирибеевичу дается более развернутая характеристика).
– Можно определить отношение Лермонтова к героям? (Уже в заглавии поэт дает характеристику Кирибеевичу общо: “молодой опричник”, купца называет по фамилии; опричника величают лишь по отчеству, тогда как купца называют уважительно: Степан Парамонович. Симпатии Михаила Юрьевича на стороне Калашникова).
Справка учителя.
Неслучайно поэт дает опричнику нерусское отчество. Называние по отчеству всегда было знаком близости и уважения не только к самому человеку, но и к роду его.
– Из какой семьи Кирибеевич? (Из семьи Малюты Скуратова).
Упоминание Малюты в поэме имеет определенный смысл. Он по происхождению из Орды, три столетия терзавшей Русь. И то, что именно Малюта – руководитель опричнины, бросает еще один отблеск на все повествование. Для Калашникова, для московских жителей, страдавших от террора опричнины, было особенно зловеще то, что опричниной заправляли выходцы из Орды. А царь нарочно подчеркивал это, чтобы унизить бояр, чтобы затоптать даже намек на вольнолюбие. “Бусурманский сын”, – так называет Калашников своего противника, и это не случайно. Ведь это слово имеет значения “иноверец”, “иноземец”.
– Как реагирует Алена Дмитревна, узнав из какой семьи опричник? (“Испужалась пуще прежнего”)
– В какой момент и почему меняется отношение гусляров к Кирибеевичу? (Во 2-й главе гусляры не хотят даже видеть его, называя его “лукавым рабом”, “злым охульником”, “злым опричником” за то, что скрыл правду от царя, не сказал, что Алена Дмитревна замужем. И далее мы знаем об опричнике лишь со слов купеческой жены).
– Каково отношение каждого из героев к женщине, любви? (Кирибеевич пылкий, страстный, так говорить о возлюбленной может только охваченный настоящим любовным огнем человек:
Не найти, не сыскать такой красавицы:
Ходит плавно – будто лебедушка;
Смотрит сладко – как голубушка;
Молвит слово – соловей поет;
Горят щеки ее румяные,
Как заря на небе Божием;
Косы русые, золотистые...
Страсть его велика, умоляет Алену Дмитревну не дать покончить с собой).
– Какое чувство вызывает он? (Сочувствие).
– Можно ли назвать это чувство глубоким, настоящим? (Нет. Во-первых, на пиру он публично поведал о своем интимном чувстве, а это не благородно. Во-вторых, он хочет “купить” ответное чувство купеческой жены за драгоценности, опозорил ее на глазах “злых соседушек”, преследовал ее тайком, ночью, а в это время суток, как известно, ходят разбойники. Чувство Кирибеевича эгоистично.
– Перед кем покажу удальство свое? Перед кем я нарядом похвастаюсь? (Ослепленный страстью, он меньше всего думает о любимой женщине, готов на все даже ценой ее позора. Он не считается с благополучием, счастьем Алены Дмитревны).
– Почему чувство Кирибеевича приобрело такой оттенок? (Опричник, возможно, был способен на глубокое искренне чувство, но окружающая его обстановка вседозволенности, царское покровительство превратили его в эгоиста. Как и все опричники, он был далек от Бога жизненных установок христианства).
Справка учителя.
С народной точки зрения, Кирибеевич является “разбойником”, т.к. крадет семейное счастье купца, нарушает христианские законы. Он не столько грабитель, сколько человек, попирающий “божьи законы” – законы чести и справедливости, разрушитель чужого счастья.
Каковы взаимоотношения Калашникова с женой? (Они муж и жена, “святыми иконами обручалися”, купец любит Алену Дмитревну, которая является для него хранительницей домашнего очага, и матерью его детей, и любимой женщиной. Для Алены Дмитревны муж – “государь”, “красно солныщко”, его немилость для нее горше людской молвы, страшнее смерти. У них в семье царят мир и согласие, взаимопонимание, доверие: жена честно рассказывает Калашникову о случившемся, и не просит она прощения (виниться ей не в чем), а заступничества: “Ты не дай меня, свою верную жену, / Злым охульникам в поругание!”
Калашников, в отличие от Кирибеевича, на вопрос царя, умышленно ли он убил опричника, ответ точный дает: но он не хочет публично произносить имя своей жены, достаточно того, что ее “опозорили” при соседях. Купец уважает Алену Дмитревну. А вот то, что глава обесчещенной семьи убил обидчика “вольною волей”, должно быть известно всем. Именно это смоет с семьи пятно позора).
– Почему так сурово Степан Парамонович обращается к жене? (Уклад семьи XVI века основывается на определенном своде правил, собранных в “Домострое”. Этот уклад требовал от женщины беспрекословного подчинения мужу. Опоздание Алены Дмитревны – слишком необычное происшествие для того времени, поэтому купец заподозрил обман. Но под этой суровостью, угрюмостью мы видим черты доброты. Как опричник, он хвастать не будет, а честно исполнит свой долг.)
– Как характеризует купца его речь? (С работницей Калашников уважителен, обращается к ней по отчеству, братьев называет “любезными”, царя чтит, называет его “православным”. Речь купца плавная, тон доброжелательный. Он немногословен, но с кем бы он ни говорил, всегда упоминает Бога: “скажу только Богу единому”, “жил я по закону Господнему”, “авось Господь вас помилует”. Он живет с Богом в душе. И только к Кирибеевичу он обращается на “ты”, называя его “бусурманским сыном”, тем самым противопоставляя себя опричнику.)
– Как характеризует речь Кирибеевича? (Говорит витиевато, красиво и долго, но всегда в речах его присутствует хвастовство, высокомерие: “мы не хуже другого обрядимся”, девушки им “много любуются”, у него и “сабля вострая”, и “аргамак” ходит весело. Перед кулачным боем в словах его звучит пренебрежение к более слабым, говорит с издевкой. Опричник привык быть первым, ему все дается легко, ему “ничего не заказано”, поэтому появляется спесь, высокомерие, нежелание считаться с другими).
Учитель. Экскурсия наша продолжается, мы уже мысленно находимся с героями на реке Москве, близ белого Кремля и светлых церквей. Говоря о кулачном бое, нельзя не сказать об описании природы. С какой целью Лермонтов вводит его? (Сказывается влияние народной поэзии. Мы видим тихое, ясное, безмятежное утро. Алая заря “подымается”, “умывается” снегами (вновь контраст цветов: красный – белый). Природа предвещает трагические события).
– Как ведут себя во время поединка Кирибеевич и Калашников? (Оба готовы к бою, но вновь прослеживается контраст во всем).
– Кирибеевич выходит, “царю в пояс молча кланяется”, похаживает, “подсмеивает, подпершися в бок рукою правою”. Для него это привычный бой для потехи. Калашников вышел – “толпа раздалась в обе стороны”, т.к. он настоящий богатырь, его уважают, дорогу ему уступают.
Поклонился прежде царю грозному,
После белому Кремлю да святым церквам,
А потом всему народу русскому.
Справка учителя. Люди “московские” для него воплощают весь русский народ (часть замещает целое – черта средневекового сознания).
Для купца это святой бой, он силен не только физически, но и морально, ибо защищает не только честь жены, свою, но и честное имя семьи, рода. А Кремль, святые церкви – не только молчаливые свидетели поединка за святую правду, но и поддержка Степана Парамоновича, т.к. он живет в согласии с Богом.
И вновь Кирибеевич предстает не в лучшем виде. Он “ударил первой” купца и погнул висевший на его груди “медный крест” “со святыми мощами из Киева”, буквально ударил по мощам. Удар таков, что Калашников мысленно обратился к судьбе, прилагая все силы, чтобы победить в правом деле: “Чему быть суждено, то и сбудется, / Постою за правду до последнева”. Купец наносит опричнику смертельный удар, хотя побеждает его задолго до физической смерти:
Повалился он на холодный снег,
На холодный снег, будто сосенка,
Будто сосенка, во сыром бору
Под смолистый под корень подрубленная.
– Как гусляры и автор относятся к смерти Кирибеевича? (Сожалеют о ранней гибели, ценят, что не просит пощады, а принимает смерть как должное).
– Что помогло Калашникову победить опричника? (Купец защищает свою любовь, семью, честь жены, а Кирибеевич думает только о себе).
– Какую идеологию представляет каждый из героев? (В Калашникове реализуется народный идеал правды, честности, в Кирибеевиче – бесчестья, зла. Столкнулись не два человека – столкнулись два принципа, две морали. Это поединок чести с бесчестьем, Божьей правды с кривдой, народной нравственности и ее попрание).
Вывод. Подняв руку на любимого опричника царя и открыто сказав об этом, Калашников совершает подвиг. Он защищает человеческое достоинство русских людей. Человек из народа оказался морально выше царя, который в силу своего положения становится виновником несправедливости. Идеология купца высоконравственна: каждый человек ответствен не только перед собой, но и перед предками и потомками за свои поступки. Столкновение Кирибеевича и Калашникова выходит за рамки личного дела, любовной интриги. Оно становится причиной столкновения честного человека и государственной системы, произвола, несправедливости. В этом залог нравственной победы купца. Он несет в себе идею народного добра и правды (“Не в силе Бог, но в правде”), которая противопоставляется в “Песне...” беспредельному злу “кромешников” – опричников в лице Кирибеевича. Царь и время бессильны перед этим подвигом. Окончательная и верная оценка трагедии принадлежит народу.
– Как народ относится к Калашникову? Почему “Песня ...” оканчивается не казнью купца, а описанием его “безымянной могилы”? (Как преступник, совершивший самосуд, Калашников не был похоронен на кладбище, но его могила, затерявшаяся “промеж трех дорог”, не забыта народом. По-своему отдают ему должное и “стар человек”, и “молодец”, и “девица”, и гусляры ему “споют песенку”. Мажорным, подлинно песенным аккордом “Песня ...” и кончается).
– Почему же сборник Лермонтова начинался именно “Песней ...”? (Подвиг Калашникова сделал его бессмертным в памяти людей; пробуждает в людях лучшее, рождает новых героев, учит бороться за “святую правду”. А в современной жизни 1830-х годов не было подобного жизненного материала, который дал бы ему возможность создать ситуацию, раскрывающую нравственную проблему долга и чести. Облагороженное, возвышенное прошлое в целом противопоставляется измельчавшей современности (без прямого заявления об этом).
Подведение итогов.
– Какие проблемы поднимаются в “Песне ...”?
– Кто в “Песне ...” является настоящим героем? Почему?
– В чем “правда” купца Калашникова?
– Каков жанр “Песни ...”? Вспомнить определение.
– В чем особенность этой поэмы? (Историческая поэма, написанная в фольклорной традиции, поэма близка былине).
– Почему поэму можно считать исторической? (Рассказывает об определенной исторической эпохе русского государства, есть историческое лицо – Иван Грозный; даются реалии общественной жизни: опричнина, купечество, различные исторические детали. В качестве примеров учащиеся приводят исторические детали, рассказывающие о пирах, жизни купечества, обычаях, нравах, семейных отношениях, кулачных боях, религиозных обрядах, одежде)
Теперь посетим творческую лабораторию поэта.
– Докажите, что “Песня ...” близка народно-поэтическому творчеству. (Ответ на этот вопрос можно построить по-разному:
- беседа с классом;
- выступление экскурсовода-литературоведа.
(Ниже представлен материал, который должен прозвучать на уроке).
“Песня ...” близка народно-поэтическому творчеству по нескольким параметрам.
Уже в заглавии видим перечисление героев соответственно социальной иерархии, что соответствует древней словесности.
Повествование ведется от имени гусляров, которые выступают как хранители преданий, народной памяти, носитель и выразители народного сознания. Как принято в фольклоре, они подчеркивают правдивость произведения с ссылкой на одобрение и бояр, и простого народа.
С народной песней поэму сближают композиционные элементы:
а) запев:
Ох ты гой еси, царь Иван Васильевич!
Про тебя нашу песню сложили мы...
б) припев:
Ай, ребята, пойте – только гусли
стройте!
Ай, ребята, пейте – только дело
разумейте!
в) концовка:
Красно начинали – красно и кончайте,
Каждому правдою и честью воздайте.
Поэт широко обращается к устаревшим формам слов (“играючи”, “разгоняючи”, “кудряву бороду”), к просторечным оборотам (“мово верного слугу”, “поцалуемтесь”), к двойным названиям (“роду-племени”, “гудит– воет”), к традиционным обращениям (“Государь ты мой красно солнышко”)
Образность поэтической речи Лермонтова также основаны на народном творчестве. Это олицетворения (“заря алая подымается”, “разметала кудри золотые”), постоянные эпитеты (“солнце красное”, “дума крепкая”, добрый молодец”), постоянные сравнения (“ходит плавно – будто лебедушка”), гипербола (“стукнул палкою, и дубовый пол на полчетверти он железным пробил оконечником”).
Лермонтов использует подхваты:
Повалился он на холодный снег,
На холодный снег, будто сосенка...,
анафоры-единоначатия:
Не позорил я чужой жены,
Не разбойничал ночью темною,
Не таился от свету небесного...
Учитель. Почему Лермонтов использует эту лексику, приемы? (Воссоздаются картины прошлого, передается исторический колорит и дух эпохи).
Экскурсия наша подошла к концу, мы вновь в XVI веке, и теперь мы попытаемся осмыслить увиденное и услышанное. Поэтому домашнее задание следующее:
Написать сочинение на тему: “Над чем заставила меня задуматься “Песня про купца Калашникова...”.