Интегрированный урок литературы по произведению В.Гаршина "Четыре дня"

Разделы: Литература, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Цели:

  • формировать навыки самостоятельной работы с текстом, умение систематизировать полученную информацию;
  • развивать умение анализировать текст, выражать свои мысли;
  • развивать мышление учащихся, умение сочувствовать и сопереживать.

Оборудование:

  • подготовленные тексты рассказа,
  • презентация

Ход урока

1. Вступительное слово учителя:

- Работу на уроке начнём с виртуального посещения Третьяковской галереи и остановимся у картины И.Е.Репина “Иван Грозный и его сын Иван”, написанную в 1885 году. (Слайд №3)

“Как-то в Москве в 1881 году я слышал новую вещь Римского-Корсакова – “Месть”. Эти звуки завладели мною, и я подумал, нельзя ли воплотить в живописи то настроение, которое создалось у меня под влиянием этой музыки. Я вспомнил о царе Иване”, - пишет Репин.

Картина написана на сюжет из русской истории XVI века. Темпераментная кисть Репина насыщает мощной эмоциональной силой исторические образы былого. Царевич Иван, сын Грозного, умер лишь спустя неделю после удара посохом, а такого количества крови, которое показано в картине, при подобной ране быть не могло. Но Репину необходимо было заострить сам момент убийства, “произошедшего в одно мгновенье”.

Сам художник так описывал работу над созданием картины:

“Я работал как завороженный. Мне минутами становилось страшно. Я отворачивался от этой картины… Прятал ее… Но что-то гнало меня к этой картине, и я опять работал над ней...

…Началась картина вдохновенно, шла залпами… Чувства были перегружены ужасами современности… В разгар ударов удачных мест разбирала дрожь, а потом, естественно, притуплялось чувство кошмара, брала усталость и разочарование… Я упрятывал картину… Слабо, слабо казалось все это…

Но на утро испытываю опять трепет… И нет возможности удержаться – опять в атаку. Никому не хотелось показывать этого ужаса… Я обращался в какого-то скупца, тайно живущего своей страшной картиной…

И вот, наконец, на одном из своих вечеров, по четвергам, я решил показать картину друзьям-художникам… Были: Крамской, Шишкин, Ярошенко, П.Брюллов и другие. Лампами картина была освещена хорошо, и воздействие ее на мою публику превзошло все мои ожидания…”

- Вглядитесь в неё, сколько здесь трагизма! Тёмные покои, отброшенный в сторону жезл – орудие убийства, залитый кровью ковёр, сидящий на полу царь – безумец, только что смертельно ранивший своего сына. Он прижимает голову к груди, словно пытается удержать его среди живых.

- Как вы думаете, что поведал этой картиной Репин? (О жестокости самовластия, об ужасах деспотизма).

- Самодержавная власть вешала, гноила в тюрьмах, гнала на каторгу, душила вынужденным безмолвием лучших сынов России.

- Эта картина неслучайно вдохновляла и на создание стихов: (стихотворение читает ученица)

Я вижу старинный московский дворец
И кровь на подушках дивана.
Там сына родной убивает отец,
Иван убивает Ивана.
Убийца, себя истребляющий сам,
Его обвинять не рискую, -
Виною всему праотец Авраам,
Замысливший жертву такую,
Который, не в силах любовь побороть,
Готов на посмертную муку,
Не зная о том, что удержит Господь
Его занесённую руку.

Александр Городницкий

2. Знакомство с творческой судьбой В.Гаршина.

- И, наверное, мало кто знает, что царевича Ивана Репин писал с известного писателя. Это Всеволод Гаршин. (Слайд №5). С его мученическим бытием, с его жертвенностью, способностью в самую тяжёлую минуту своей жизни сопереживать страданиям других – со всей его судьбой. (Приложение 1)

3. История создания рассказа “Четыре дня”.

- В 1877 году началась русско-турецкая война. Россия вступилась за болгар, которые находились под владычеством турецкого султана и подверглись жесточайшему угнетению.

В.М.Гаршин, тогда студент горного института, решил отправиться на фронт добровольцем. Его зачислили рядовым пехотного полка и отправили на передовые позиции. В одном из писем матери он писал:

“...наш батальон ходил на место боя <...> убрать мертвых, и я видел не особенно красивую картину. Турки – огромный народ, жирные и еще более раздулись от лежанья на жаре. Зловоние ужасное. Но мы были вознаграждены за все – нашли раненого. Пять суток лежал он в кустах с перебитой ногой. Несколько раз турки ездили мимо него, но не замечали. Наконец, 19 июля, через пять дней после боя, наша 6 рота набрела на несчастного. Его подняли и принесли в Коцелево. Жизнь его вне опасности. Вот уж именно спасшийся чудом!”.

Удивительное происшествие так поразило В.Гаршина, что, придя на бивуак, он немедленно принялся писать его рассказ. Закончил его быстро. Через два месяца он появился в журнале “Отечественные записки”.

Гаршин ненавидел кровь, насилие, поэтому строки его рассказов о войне звучат пронзительной болью. Но тогда ещё не знал, до какой степени его взгляды на войну, на трагедию отдельной личности на войне совпадают с взглядами русского художника В.Верещагина. (Слайд №6).

4. Знакомство с картинами художника В.Верещагина.

- В 1876 году Верещагин попал в Туркестан и оказался свидетелем и участником жесточайшей войны. С тех пор человек на войне становится главным персонажем его картин. (Просмотр слайдов №7–10 презентации).

- Давайте вглядимся в эти картины:

1. Залитая солнцем Средняя Азия, знойное небо, знойные пески. А вот смертельно раненный. Зажимая рану на груди, он ещё бежит. Но это бег уже умирающего. Потухшие глаза. Ещё миг и человека не станет.

2. А вот картина “Забытый”. Сражённый солдат, забытый на поле боя, умирает в горячих песках.

3. “Удача” - два бухарца любуются отрезанной головой русского солдата. Сейчас её опустят в кошель. За голову убитого заплатят щедро.

4. А вот “После удачи”. Лежат у крепостной стены трупы этих же бухарцев, а рядом раскуривает трубку русский солдат.

- Какой же видит войну В.Верещагин? (Он показывает самое страшное – равнодушие и душевную опустошённость. Лик войны у художника трагический. Жестокость, страдания и гибель людей порождают бесчеловечность).

- Да, он изображает войну как страшное зло. Такой же видит войну и В.Гаршин. Оба эти художника – художник кисти и художник слова – обличали войну как явление. Именно на полотнах художника впервые увидел Гаршин войну, а спустя три года сам стал её участником.

5. Анализ рассказа “Четыре дня”.

- Дома вы прочитали рассказ Всеволода Гаршина “Четыре дня” (Приложение 2). С сюжетом какой картины В.Верещагина он перекликается? (“Забытый”)

- Что вам показалось особенным, когда вы читали рассказ? Что отличает его от других произведений? (Много неопределённых местоимений).

- Какую смысловую нагрузку они несут? (Автор показывает бестолковость, неосознанность происходящего. Складывается впечатление, что солдаты не осознают, что происходит)

- В какой момент автор знакомит читателя с главным героем рассказа? (после атаки он оказывается раненым).

- Какое чувство заполняет всё существо русского солдата? (Боль и тоска).

- О чём он думает? (О многом, о доме). Он задаёт себе множество вопросов.

- Как вопросы характеризуют мысли героя, служат осуществлению авторского замысла?

(Герой испытывает страдание, и автору важно это показать. Война приносит человеку страдания)

- Какие страдания? Подтвердите примерами текста. (Физические – боль в ногах, жгучее солнце, жажда. Нравственные – он убил человека, ни в чём не повинного человека. Это и составляет нерв рассказа).

- Осознанно ли шёл герой на убийство? (Читаем текст: Я не хотел этого. Я не хотел зла никому…).

- Эти строки выражают состояние духа, наверное, самого писателя.

- А виноват ли убитый им турок? (Читаем текст: А этот несчастный феллах… он виноват ещё меньше. Ему велели идти, и он пошёл…)

Словарная работа. (Слайд №12).

Феллах – крестьянин.

- Итак, никто из них не виноват.

6. Задание. Проследите по тексту, как меняется отношение героя к турку на протяжении рассказа. Составьте цитатный план.

План (Слайд №13):

“Может быть, у него, как и у меня есть старая мать”.

“Да, это турок, труп. Какой огромный”.

“Ты спасаешь меня, моя жертва”.

“Мой сосед – что станется с тобою?”

- Какие чувства передают эти цитаты? (Жалость. Сколько добрых дел мог бы совершить, если бы не война).

- Вот они, жертвы войны. Почему не говорит автор, кто истинные виновники войны?

(Главное для него показать противоестественность войны, её чудовищность, страшное лицо войны).

7. Прослушайте эпизод. Ученик выразительно читает эпизод рассказа. (Слайд №14)

Да, он был ужасен. Его волосы начали выпадать. Его кожа, чёрная от природы, побледнела и пожелтела; раздутое лицо натянуло до того, что она лопнула за ухом. Там копошились черви. Ноги, затянутые в штиблеты, раздулись, и между крючками штиблет вылезли огромные пузыри. И весь он раздулся горою.

Лица у него не было. Оно сползло с костей. Страшная костяная улыбка показалась мне такой отвратительной, такой ужасной, как никогда. ..Этот скелет в мундире с светлыми пуговицами привёл меня в содрогание.

- Вот оно, истинное лицо войны, что приводит в содрогание. Подобным образом видит лицо войны и художник Верещагин. Финалом его Туркестанской серии стала картина Апофеоз войны” (Слайд №15). Гора человеческих черепов посреди опустошения. На раме надпись: “Посвящается всем великим завоевателям: прошедшим, настоящим и будущим”.

- Объясните смысл такого посвящения.

8. Выводы урока:

- Как вы понимаете смысл названия рассказа?

- Какое слово на нашем уроке было ключевым? (Война)

- К сожалению, в истории человечества немало войн, больших и малых. И чем цивилизованнее становилось это человечество, тем кровопролитнее были войны. И задача каждого из нас: чтобы никогда эти четыре дня не повторились.