Цели урока.
Образовательная цель – подготовка учащихся к восприятию философской тематики произведений В.Г.Короленко, научить видеть позицию автора в художественном тексте, раскрыть содержание логических и литературоведческих понятий, формирование умения создавать учебный проект с использованием литературного источника.
Развивающая цель - создать условия для формирования коммуникативной (речевой) компетенции, самостоятельной творческой деятельности учащихся, способствовать формированию аналитического мышления и эмоционального потенциала, интеллектуальных навыков общения, формирование эмоциональной отзывчивости учащихся на сложные жизненные ситуации.
Воспитательная цель – способствовать процессу духовного развития, формированию нравственных ценностей, воспитание самостоятельности, сотрудничества, коллективизма.
Задачи урока:
- вовлечь учащихся в размышления о “назначении жизни”;
- использовать воспитательные возможности для развития таких качеств личности, как сочувствие, целеустремленность.
Оборудование урока:
- портрет В.Г. Короленко, выставка книг различных изданий;
- листы ватмана, принадлежности для оформления проекта;
- методическая презентация 1 к уроку учителя, мультимедиапроектор, компьютер. Презентация 2 и фильм о В.Г.Короленко (находится у автора), созданные учащимися.
Эпиграф к уроку: “Человек создан для счастья, как птица для полета”.
Ход урока
I. Организационный момент. Психологический настрой учащихся на урок.
1 этап мастерской. Индукция – создание эмоционального настроя, включение чувств учащихся, создание личного отношения к предмету обсуждения.
Вступительное слово учителя.
Ребята, я вас приветствую на проектной мастерской! У меня в руках – символическая птица счастья - это мое пожелание вам. Я надеюсь, что сегодня эта птица счастья действительно поможет вам наполнить вас новыми знаниями, жизнелюбием, а самое главное – понять о назначение человека в современном мире. И ещё пожелаю вам успешной и плодотворной работы в Мастерской! Но прежде чем мы начнем проектировать я хочу представить вам …
Уважаемые участники Мастерской сегодня вам представиться возможность:
- поразмышлять о “назначении жизни” и “о человеческом счастье”;
- научиться видеть позицию автора в художественном тексте;
- создать творческий проект с использованием литературного источника;
- определить “Что есть счастье? Для чего создан человек?”
2 этап мастерской: “Самоконструкция”. (Индивидуальное создание текста)
Учитель: Вопросу о том, что такое счастье, где его границы и в чем его смысл, мы посвящаем нашу проектную мастерскую. Для счастливой жизни нужно очень мало. Всё заключается в человеке, в его образе мыслей, так говорил Марк Аврелий. Попробуем убедиться в его высказывании.
Задание 1: Запишите слово счастье и подберите ассоциативный ряд к этому слову, используя синонимы, антонимы. Ответьте письменно на следующие вопросы:
- Что такое счастье?
- Что необходимо для счастья?
- В чем заключается счастье для вас?
Сходные понятия: блаженство, удача, успех, понимание, достижение, преодоление, участие, радость, здоровье, знание, любовь, доброта, нежность, забота, благосостояние, исполнение желаний.
Противоположные понятия: несчастье, беда, горе, болезнь, потеря, нищета, бедность, смерть, ненависть, равнодушие, безразличие, непонимание, неудача.
Принципы счастливого человека:
- Счастье в том, чтобы жить для людей и делать их счастливыми.
- Счастье – это найти дело по душе и трудиться творчески.
- Счастье – в преодолении себя, в самосовершенствовании.
- Счастье – в общении с друзьями и родными.
- Счастье – иметь все необходимое для интересной жизни.
- Счастье – жить сегодня, не задумываясь о завтрашнем дне.
- Счастье – быть здоровым, уметь заботиться о здоровье своем и окружающих.
- Предложите свои принципы.
3 этап Мастерской. “Социоконструкция”. (Работа учащихся в парах)
Учитель: У каждого человека свой путь, свое
представление о счастье, мы сами строим свою
жизнь. Перед вами открыты двери в будущее. И
каждый хочет быть счастливым. Перед вами
высказывания о счастье известных людей.
Обсудите их в парах и ответьте на вопросы первого
задания.
Беседа по вопросам:
- Как вы понимаете счастье? Какое из высказываний вам наиболее близко?
- Какого человека, по-вашему, можно считать счастливым?
Обсуждение в парах и ответы на вопросы.
4 этап Мастерской. “Социализация”. (Работа в группах)
Задание 1: Перед вами афоризмы о счастье, обсудите их в группе.
- “Счастье не в счастье, а лишь в его достижении”. (Ф.М.Достоевский)
- “За дверью счастливого человека должен стоять кто-нибудь с молоточком, постоянно стучать и напоминать, что есть несчастные…”. (А.П.Чехов)
- “Кто за счастье борется, к тому оно и клонится”. (Русская народная пословица)
- “Не обязательно жить, но обязательно жить счастливо”. (Жюль Ренан, писатель)
- “Где нет стремления к счастью, та нет и стремления вообще”. (Блез Паскаль, философ)
Задание 2: Напишите небольшое размышление о счастье, о принципах счастливого человека, в чем заключается счастье для вас. (7 минут)
Учитель: Размышляя о счастье, о назначении человека, о смысле жизни, мы не можем не вспомнить об одном замечательном русском писателе, современники которого называли великим гуманистом, “совестью эпохи, светлым духом”, “человеком с огромным сердцем”. Одна из групп приготовила проект к уроку “Судьба Короленко в произведениях”.
Проект творческой группы “Судьба Короленко в произведениях”. (Фильм о В.Г.Короленко)
Учитель: Через все творчество Короленко, демократа и гуманиста, четко проходит проблема человеческого счастья. Уже в первом своем художественном произведении “Эпизоды из жизни искателя” (1878) он утверждал мысль о счастье, как об активном отношении к действительности. Герои его рассказов жаждут большой деятельной жизни. В рассказе “Парадокс” (1894) Короленко провозглашает афоризм: “Человек…”, который в устах жалкого калеки, в мире социальной несправедливости превратился в парадокс.
Беседа по вопросам.
- Что означает слово парадокс? (Парадокс – мнение, суждение, резко расходящееся с общепринятым, противоречащее здравому смыслу; неожиданное явление, не соответствующее обычным привычным представлениям)
- Какой вопрос звучит в начале произведения?
- Какова основная мысль первой части очерка?
- Перечитайте последний абзац второй части. Ответьте на вопрос: К каким размышлениям приводит писатель своих героев?
Учитель: Конец второй части нас, читателей, Владимир Галактионович заставляет задуматься о том, что жизнь – реальная действительность, не похожая на игры детства. У каждого из нас мир неповторимый мир детства, но неминуемо наступает тот момент, когда в него входит действительность, и это вторжение человек может запомнить иногда на всю жизнь, как это случилось с героями очерка “Парадокс”. В мир фантазии и детства врывается феномен.
- Что поняли мальчики после встречи с этим необыкновенным человеком? (Не только, что “Человек…”, но и тому, что он должен оставаться человеком несмотря, ни на что, в обстоятельствах, когда невозможно быть счастливым)
Задание 2: “Возвращаемся к эпиграфу”.
“Человек создан для счастья, как птица для полета”. (В.Г.Короленко)
Сравнение в афоризме счастья человека с полетом птицы заключает глубокий смысл. Птица – символ свободы, полет – проявление свободы;
Свобода – необходимое, если не главное, условие счастья.
Свобода предполагает активное отношение к жизни, стремление изменить жизнь к лучшему. Писатель Короленко своим творчеством, своей общественной бескорыстной деятельностью, помогал людям не опускать руки, преодолевать несправедливость, поддерживал их в стремлении к счастью.
Итак, слова “Человек создан для счастья…” автором вложены в уста человека, от рождения, обделенного природой: он без рук, с большой головой на маленьком туловище, с ногами, не способными носить даже такое тело.
Подумайте: С какой целью писатель использует столь разительный контраст и вкладывает жизнеутверждающие слова в уста калеки?
(Возможно, если бы природа не обделила этого человека, он, со своим умом, наблюдательностью, умением разбираться в людях, занял бы достойное место в обществе и принес пользу окружающим.)
Учитель: Человек все может, но для этого нужно многое: желание жить, а не просто существовать, любовь к людям, огромная сила воли и душевная стойкость. В подтверждении этого я хочу обратить ваше внимание на людей с ограниченными возможностями в нашей современной жизни. К уроку вторая группа учащихся подготовила проект “Люди с ограниченным возможностями”. Предоставим им слово.
Выступление творческой группы ребят с проектом “Люди с ограниченными возможностями в современной жизни”. (Презентация 2)
Учитель: Вера в осуществимость счастья будит стремление к деятельности, а для того, чтобы добиться счастья, нужны труд и воля. “Жизнь вообще, в самых мелких и крупных явлениях кажется мне проявлением общего великого закона, главные основные черты которого – добро и счастье. А если нет счастья? Что ж, нет своего – есть чужое, а все – таки общий закон жизни есть стремление к счастью. Только это я и пытался сказать своим парадоксом” В.Г.Короленко.
5 этап Мастерской. “Разрыв”. (Работа в группах с источниками информации, выходят и осознают авторскую позицию)
Учитель: Главный вопрос, на который мы отвечаем на уроке: для чего создан человек?
В ходе обсуждения формируется вывод: судьба человека зависит от него самого. Хочешь жить счастливо – не спи, действуй, борись, но не забывай, что не может счастье строиться на несчастье других, что не может быть человек счастлив, когда вокруг него нужда, отчаяние и призывы о помощи. Стремись быть нужным, полезным, не позволяй жизни пройти мимо тебя.
Наполни смыслом каждое мгновенье,
Часов и дней неумолимый бег,-
Тогда весь мир ты примешь как владенье,
Тогда, мой сын, ты будешь Человек!
(Р.Киплинг, “Заповедь”)
С темой смысла жизни и счастья как достойной долей человека перекликается и поэтическая миниатюра “Огоньки”. В 1900 году Короленко создает миниатюру “Огоньки”, которая стала любимым произведением передовых читателей тех лет. Оно имело колоссальный успех в студенческой и рабочей среде, ходило по рукам в списках, исполнялось на молодежных вечерах. Оно вселяло бодрость, уверенность, оптимизм. Наша задача: ещё раз убедиться, что ни одно слово, ни один знак в художественном произведении не бывают случайными.
Работа с поэтический миниатюрой “Огоньки”.
- Какой рисует автор окружающую обстановку? (Темный осенний вечер, угрюмая сибирская река)
- Какими свойствами наделяется противостоящий неприветливый природе огонек? (Он мелькнул – на один миг - и пропал; яркий, сильный; сверкает, обещает, манит, переливается)
- Как вы поняли, помогли ли огоньки добраться до берега? Символом чего огоньки являлись? (Символом надежды на отдых, тепло, покой, уют. Как островки счастья)
- На какие части можно условно разделить миниатюру? (1-ая часть – путь по реке, 2-ая часть – философское рассуждение автора)
- Какова основная мысль миниатюры?
Анализ символов в произведении.
Задание 1: Определите символический смысл следующих слов и выражений:
Путь по реке - Жизненный путь:
Ущелья и скалы – преграды, трудности, препятствия.
Тьма – тяжелое, беспросветное в жизни (обиды, потрясения, утраты).
Автор сравнивает жизнь с рекой, текущей в угрюмых берегах. А с чем можно сопоставить огонек?
Огонек - надежда на счастье; манящие и недостижимые, но дающие надежду и силу огни на реке сопоставляются с мечтой, надеждой, верой, помогающей преодолевать трудный жизненный путь.
Для достижения светлой цели “приходиться налегать на весла”
– значит, жить, несмотря ни на что, преодолевая трудности, идти к намеченной цели.
Задание 2: Определите тему и идею миниатюры.
(Тема - дорога по реке, идея - не терять надежды, стремиться к своему идеалу)
Учитель: И здесь, как и в первых своих произведениях, Короленко ставит проблему счастья и борьбы за него. Говоря об “Огоньках”, писатель разъяснял: “Жизнь состоит в постоянном стремлении, достижении и новом стремлении.… Если при этом люди научатся все больше понимать друг друга в пути, если будет все меньше отстающих, если на пройденных путях будет оставаться все больше маяков, светящих вперед,… - то это и значит, что счастья будет все больше. Потому что счастье только в жизни, а жизнь вся – стремление, достижение, новое стремление”.
1 этап — погружение в проект
Объявление Мастером о проблеме проекта, сюжетной ситуации и о целях и задачах проектирования.
Сегодня в Мастерской вы станете на время авторами проекта обращения к разным людям. Эти обращения мы разместим в молодежной газете города “Миг”.
Цель проекта: создать текст обращения.
2 этап – организация проектной деятельности.
У 3 групп будут разные обращения: “О назначении человека”, “О смысле жизни”, “О вере в счастливое будущее”.
Обращения не только по тематике разные, но и по адресатам:
1 группа - обращение к сверстникам из различных субкультур,
2 группа – обращение к детям с ограниченными возможностями,
3 группа – обращение к сверстникам.
3 этап: осуществление проектной деятельности. Учитель организует обсуждение полученных в групповой работе результатов и дает необходимые пояснения по ходу представления группами результатов выполнения заданий.
Учащиеся готовят 3 проекта: “Человек создан для счастья, как птица для полета” (Обращение к детям с ограниченными возможностями) и “Путь к свету” (Обращение к сверстникам из различных субкультур), “И все-таки впереди огоньки…” (Обращение к сверстникам)
6 этап мастерской. “Афиширование”. (Презентация проекта)
Учащиеся демонстрируют понимание проблемы, цели и задач проекта, найденный способ решения проблемы, рефлексию деятельности и результата, дают взаимооценку деятельности и её результативности.
Оценка экспертов: Приложение 1.
Выводы по уроку. В каких бы “угрюмых берегах” ни текла жизнь, все – таки впереди огни! Эта мысль является одной из главных в очерке “Парадокс” и стихотворении в прозе “Огоньки”. Необходимо “Принимать ее (жизнь) такой, какая она есть, и не склонять голову перед трудностями. Надо верить, что “…все-таки впереди – огни!”. Человек должен идти и дойти до этого света, даже если рушится последняя надежда. Тогда это личность цельная; сильный характер. Таких людей хотел видеть писатель, ибо верил, что такие люди есть мощь и сила России, её надежда и опора и, конечно, её свет. Ведь и сам Короленко был именно таким”.
7 этап мастерской. “Рефлексия”
Ребята, я предоставляю вам право подвести итог сегодняшнего урока. Достигли ли мы целей, поставленных в начале урока?
Урок подошел к концу, и мы хотим сказать…
Нам больше всего удалось….
Урок привлек нас тем…
Урок показался интересным…
Сегодня на уроке было трудным…
Учитель: Я надеюсь, что вы будете жить, следуя своим принципам. Благодарю вас за помощь и поддержку и на прощанье хочу подарить вам такую притчу: “Один человек нашел бутылочный осколок, поднес его к глазам и увидел прекрасный мир: людей, дома, лес, горы, реку. Бутылочный осколок ему понравился, но показался обыкновенным, совсем не ценным. Тогда он взял стекло и одну его сторону позолотил. Осколок стал ценной вещью. Но когда он снова поднес его к глазам, то не увидел людей, домов, леса, гор, реки – всего того, что он видел раньше. Он видел только себя…”. Я желаю вам, чтобы всегда видели прекрасный мир. Поймите, что истинное счастье заключено в вас самих. Не тратьте времени и усилий в поисках довольства, радости и душевного спокойствия в окружающем мире. Помните, счастлив не тот, кто получает, но лишь, тот, кто дает. Протягивайте руку помощи. Делитесь. Улыбайтесь.