Урок литературы. Тема: "Э.Успенский "Чебурашка"" (отрывок из произведения "Крокодил Гена и его друзья"). 2-й класс

Разделы: Литература, Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 2


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (13 МБ)


Задачи урока:

Обучающие:

  • познакомить с жизнью и творчеством Э. Успенского;
  • вспомнить его произведение “Крокодил Гена и его друзья”.

Развивающие:

  • развивать навыки выразительного и беглого чтения;
  • развивать умения отвечать на вопросы по прочитанному;
  • развивать память, внимание, мышление;
  • обогащать словарный запас.

Воспитывающие:

  • воспитывать у учащихся чувство доброты, сопереживания, заботливого отношения к другим людям;
  • воспитывать дисциплинированность;
  • воспитывать любовь к чтению.

Оборудование к уроку: выставка книг Э. Успенского; мультимедиа проектор; интерактивная доска, презентация, шапочка Винни-Пуха; магнитофон и диск с записью песни “Пусть бегут неуклюже”; тесты для учащихся; анаграммы.

Этапы урока Цели и задачи на этапе Оборудование Деятельность учителя Деятельность учеников Хронометраж
I.Организационный момент.

ЗСТ: релаксация, фиксирование осанки, положительная мотивация деятельности учащихся

Поприветствовать гостей, настроить детей на работу, создать хорошее настроение. Интерактивная доска, слайд 2:

Итак, друзья, внимание,
Ведь прозвенел звонок,
Садитесь поудобнее,
Начнём скорей урок.

- Ребята, к нам сегодня на урок пришли гости. Повернитесь к ним, поздоровайтесь. А теперь улыбнитесь друг другу, подарите и мне свои улыбки. Спасибо!

Улыбки ваши располагают к приятному общению. Садитесь поудобнее, начнём скорей урок.

- Руки? (На месте!)
- Ноги? (На месте!)
- Локти? (У края!)
- Спина? (Прямая!)

Учащиеся здороваются с гостями, поворачиваются к своим соседям по парте и улыбаются друг другу, потом учителю. Тихо садятся за парты, фиксируют осанку. 3 человека становятся за конторки. 0,5 минут
II.Актуализация знаний. Постановка задач урока. Поставить учебные задачи; развивать мышление, речь. Слайд 3: Девиз урока: “Не стыдно не знать, стыдно не учиться.” - Прочитайте девиз нашего урока.

- Объясните смысл пословицы.

- Какие задачи мы ставим перед собой на уроке чтения?

Дети читают пословицу, объясняют её смысл; ставят задачи:

- учиться читать бегло, грамотно, выразительно;

- учиться мыслить, выражать своё мнение;

- развивать память, речь, мышление;

- получить хорошую отметку.

1,5 минуты
III. Речевая разминка. Развивать артикуляционный аппарат, дикцию. Слайд 4.

Чистоговорка.

Чтобы разговаривать,
Надо выговаривать,
Всё правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Мы будем разговаривать,
Мы будем выговаривать!
Всё правильно и внятно,
Чтоб было всё понятно.

Слайд 5.

Скороговорка.

От топота копыт пыль по полю летит.

- Прочитайте чистоговорку по слогам глазами. А теперь читаем вслух: начиная тихо и убыстряя темп. Но помните одно условие – чётко произносите звуки. Готовы?

- Прочитайте скороговорку медленно (быстро).

- А теперь с разной интонацией: с удивлением, недовольно, насмешливо.

Ребята читают чистоговорку, постепенно убыстряя темп, чётко произнося звуки.

 

Учащиеся читают скороговорку в разном темпе и с разной интонацией.

2 минуты
IV.Проверка домашнего задания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

IV. Физминутка для глаз.

Проверить усвоение пройденного материала. Развивать интерес к участию в конкурсе чтецов, умение читать выразительно стихи, развивать творческие способности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сохранение зрения, снятие усталости.

1.Слайд 6. Вопросы:

- Кто написал книгу “Винни-Пух и все-все-все”?

- Кто научил Винни-Пуха разговаривать по-русски?

- Что приготовили к сегодняшнему уроку?

2.Шапочка Винни-Пуха.

 

 

 

 

 

 

Слайды 7, 8.

- Все вы читали книгу “Винни-Пух и все-все-все”. Кто её написал?

- Кто научил Винни-Пуха разговаривать по-русски?

- Что интересного вы приготовили для меня?

- Кто желает на время превратиться в Винни-Пуха и рассказать нам одну из песенок?

Чтобы вам легче было перевоплотиться, я принесла вам шапочку Винни-Пуха. Её наденет тот, кто будет рассказывать песенки.

- Все выступили ярко, выразительно, с хорошим настроением. Давайте поаплодируем нашим артистам.

- А теперь отдохнём под песенку Винни-Пуха.

1.Дети отвечают на вопросы, проверяют правильность ответов на интерактивной доске:

- Английский писатель Алан Милн.

- Борис Заходер.

-Учили наизусть песенки Винни-Пуха.

Выступление детей.

2.Учащиеся надевают по очереди шапочку Винни-Пуха и выразительно рассказывают наизусть песенки. (5 человек)

3. Дети аплодируют.

Ребята встают, глазами следят за движущимися предметами на экране.

Смена учащихся за конторками.

7 минут

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0,5 минут

V. Сообщение темы урока. Учить самостоятельно формулировать тему урока. Слайд 9. Разгадывание шифровки:

мчребушокрлатвишзкдащ

2, 4, 5, 6, 10, 12, 16, 18, 20

- Сегодня мы с вами будем читать отрывок из хорошо известного вам произведения. Как звали одного из главных героев, вы узнаете, если сможете правильно разгадать шифровку.

- Правильно – это Чебурашка. Кто написал это произведение?

- А теперь сформулируем тему урока.

Учащиеся разгадывают шифровку, отвечают на вопросы и формулируют тему урока:

- Сегодня мы будем изучать произведение Э. Успенского “Чебурашка”.

1 минута
VI. Подготовительная работа. Познакомить с жизнью и творчеством Э. Успенского; развивать речь, мышление, обогатить словарный запас. 1.Слайд 10. Портрет Э. Н. Успенского.

 

 

2.Выставка книг Э. Н. Успенского.

 

 

 

 

3.На доске: “Испокон века – книга растит человека”.

 

4.Слайд 11. Чтение трудных слов:

тро-пи-че-ским
гип-по-по-там
от-пра-вил-ся
а-пель-си-на-ми
пе-ре-дви-гать-ся
пу-те-ше-стви-е
не-из-вест-ным
соб-ствен-но-го

5.Лексическое значение слов. Слайд 12.

Гиппопотам.

Слайд13.

Тропический лес.

Слайд 14.

Каюта.

Уценённые товары.

Телефонная будка.

1. Знакомство с биографией писателя.

- Аня нам подготовила небольшое сообщение о творчестве Э. Успен-

ского.

2.Рассматривание книг.

- Посмотрите на выставку книг, здесь представлены самые известные и любимые его произведения.

- Как вы понимаете смысл высказывания?

- Мне очень хочется, чтобы книга стала для вас самым лучшим другом. Любите книги, читайте их.

3.Словарно-лексическая работа.

- Давайте прочитаем, как Чебурашка появился в городе. Но сначала Чебурашка просит нас выполнить некоторые задания: а)прочитайте слова по слогам, затем целыми словами;

б) прочитайте с разной интона-цией (радостно, грустно, как будто большой секрет)

- Какие слова не понятны? (Выяснение значения слов)

Рассказывает подготовленный ученик.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети: “Из поколения в поколение люди передают в книгах знания, народную мудрость, учат нас жить”

Учащиеся читают слова на экране по слогам, потом целыми словами с разной интонацией.

 

 

 

 

 

 

Ребята объясняют значение слов, поочерёдно выходят к интерактивной доске и проверяют правильность своих суждений.

Смена учащихся за конторками.

7,5 минут
VII. Первичное чтение текста. Познакомить детей с отрывком “Чебурашка” из произведения Э. Успенского “Крокодил Гена и его друзья” Учебники у детей. - Откройте учебники на стр. 137, будем читать отрывок “цепочкой”. Дети читают “цепочкой” по одному предложению. 5 минут
VIII. Физкультми-нутка.

ЗСТ: смена деятельности, двигательная активность.

Дать возможность детям отдохнуть, подвигаться. Магнитофон, аудиозапись песни “Пусть бегут неуклюже” - Кто стал другом Чебурашки?

- Сейчас он споёт песенку, а мы с вами проведём танцевальную разминку.

- Крокодил Гена.

Ребята танцуют под музыку.

0,5 минут
IX. Проверка первичного восприятия текста. Проверить понимание содержания. Учебники у детей. - Где жил Чебурашка?

- Как попал в ящик с апельсина-ми?

- Как оказался в магазине?

- Почему у него такое странное имя?

- Куда директор магазина отнёс Чебурашку?

- Как вы думаете, почему Чебурашке некому было звонить?

Дети отвечают на вопросы.

 

 

 

 

 

Смена учащихся за конторками.

3 минуты
X. Вторичное чтение и анализ произведения. Развивать навыки беглого выразительного чтения, умение отвечать на вопросы по прочитанному, развивать память, речь, внимание, мышление. Учебники у детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд15. Иллюстрация к тексту.

“Жужжащее чтение”.

- Дочитайте до слов “и улёгся спать”.

- Что делал Чебурашка, когда проснулся утром?

- Как он позавтракал?

- Почему ему трудно было передвигаться?

2. Прочитайте ещё 4 абзаца.

- Что случилось со спящим Чебурашкой?

- Кого увидели продавцы магазина в ящике?

- Как вы думаете, почему он был толстым-претолстым?

3. Найдите ответы на вопросы:

- Как Чебурашка узнал, что его имя Чебурашка?

- Почему его не приняли в зоопарк?

- Какой фрагмент текста проиллюстрировал художник?

“Жужжащее чтение” учащихся и ответы на вопросы по прочитанному.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выборочное чтение.

7 минут
XI. Физминутка для глаз “Чебурашка”

ЗСТ: смена позы учащихся, двигательная активность.

Сохранение зрения, снятие усталости с глаз во время урока. Слайды 16, 17. - А теперь мы отдохнём немного.

Мы теперь не только второклашки,

Мы теперь все Чебурашки.

Дети встают из-за парт и выполняют упражнения для глаз. 0,5 минут
XII. Упражнения на внимание и мышление.

ЗСТ: чередование позы учащихся, смена деятельности.

Развивать внимание, мышление. Слайд 18.

 

 

 

 

 

 

На доске: яцза, ловк, соав, ужк.

Слайд 19.

 

 

 

Слайд 20.

Кроссворд.

- Как звали Носорога? Крокодила? Пёсика? Отличницу? Льва? Жирафу? Старуху-проказницу? Крысу? Девочку – друга Гены?

2. Расшифруйте названия животных:

- Кто всё всегда портил?

- Старуха Шапокляк поменяла местами буквы в словах: яцза, ловк, соав, ужк.

3. Восстановите текст.

- Крыска Лариска утащила буквы гласных:

К-жд-м-, к-жд-м- в л-чш—в-р-тс-,

К-т-тс-, к-т-тс- г-л-б-й в-г-н.

- Споём эту песенку по напечатанному тексту.

Дети разгадывают кроссворд на интерактивной доске.

 

 

 

Расшифровывают названия животных у доски: заяц, волк, сова, жук.

 

 

Восстанавливают текст песни “Голубой вагон” и, стоя, поют по напечатанному тексту.

3 минуты
XIII.Работа по выполнению теста.

Взаимопроверка.

Проверить усвоение учащимися нового материала. Слайд 21

 

Слайд22.

О.В.Узорова, Е.А.Нефёдова (СТР.184-186)

Тест. (Приложение 1)

Дети выбирают правильный ответ.

Взаимопроверка. Работа в парах

1 – Б, 2 – Б

3 – В, 4 – Б

5 – Б, 6 - А

3 минуты

 

 

2 минуты

XIV. Итог урока. Подвести итоги работы на уроке.  

 

 

 

Слайд 23.

- С произведением какого автора вы познакомились?

- Назовите основную мысль текста?

- Давайте вспомним пословицы о дружбе.

  • “Не имей 100 рублей, а имей…(100 друзей)”
  • “Нет друга – ищи, а нашёл - … (береги)”.
  • “Хочешь дружить – сам … (будь другом)”
  • “Доброе братство лучше … (богатства)”
  • Дружбой надо дорожить.
  • Только у добрых людей бывает много друзей.
Дети отвечают на вопросы.

- Основная мысль текста: трудно жить одному, хорошо, когда есть верные друзья.

Ребята работают на интерактивной доске.

1,5 минуты
XV. Домашнее задание.     - Читать – стр. 137 – 142.

Подготовить краткий пересказ сказки.

По желанию нарисовать иллюстрацию к понравившемуся отрывку.

  0,5 минуты

Литература.

  1. С.В.Кутявина “Поурочные разработки по литературному чтению 2 класс”.
  2. О.В.Узорова “Тесты по литературному чтению”
  3. С. А. Макарова. Преподавание в начальной школе.