Урок по программе: "Начальная школа XXI век" под ред. Н.Ф.Виноградовой, учебник: Литературное чтение авт. Л.А. Ефросинина
Цель урока:
- продолжать знакомить детей с произведениями детской классической литературы;
- развивать навыки связной речи, творческое воображение, образное мышление;
- развивать дальнейшую творческую деятельность;
- формировать гражданскую и нравственную позицию учащихся, личностное отношение к окружающей действительности.
Задачи урока:
- формировать навыки осознанного, правильного, выразительного, беглого чтения в соответствии с требованиями государственного общественного стандарта по предмету для начальной ступени школы;
- повышать уровень восприятия учащимися литературного произведения;
- знакомить с биографическими сведениями об авторе изучаемого произведения;
- развивать критическое мышление, связную устную и письменную речь, творческое воображение, зрительную память;
- воспитывать культуру умственного труда, умение слушать и уважать мнение своих товарищей.
Оборудование: учебник Литературное слушание 3 кл. Ефросинина, карточки с заданиями, компьютерные слайды, выполненные в программе PowerPoint.
Ход урока
1. Организация начала урока.
У. Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с произведениями русских писателей, будем читать, сравнивать, свободно говорить, обсуждать и рассуждать, думать, высказывать своё мнение и слушать чужое, учиться спорить.
Прочитайте слова, которые я предлагаю взять вам как эпиграф к уроку. СЛАЙД 1
"Человек, который понимает природу, - благороднее и чище".Л.Леонов
Как вы думаете, о чём пойдет речь сегодня на уроке?
В конце урока мы вернёмся к этим словам и решим, могут ли они быть эпиграфом к уроку.
2. Мотивация и целеполагание. Работа в группах. Игра "Вспомни и назови"
Прочитайте отрывки из произведений , назовите автора и название этого произведения.
(Дети выбирают произвольно карточку с текстом)
А.П.Чехов "Белолобый"
"Наконец щенок утомился и охрип; видя , что его не боятся и даже не обращают на него внимания, он стал несмело, то приседая, то подскакивая, подходить к волчатам, Теперь , при дневном свете легко уже было рассмотреть его Белый лоб у него был большой, а на лбу бугор, какой бывает у очень глупых собак, глаза были маленькие, голубые, тусклые, а выражение всей морды чрезвычайно глупое:"
Л.Н.Толстой " Лебеди"
Лебедь опустился на воду и сложил крылья. Море всколыхнулось под ним и покачало его. Стадо лебедей чуть виднелось белой чертой на светлом небе. И чуть слышно было в тишине, как звенели их крылья. Когда они совсем скрылись из вида , лебедь загнул назад шею и закрыл глаза. Он не шевелился , и только море, поднимаясь и опускаясь широкой полосой, поднимало и опускало его.
И.С.Тургенев "Перепёлка"
Я подвинулся ближе к перепелке. Она неподвижно лежала на ладони отца, свесив головку и глядела на меня сбоку своим карим глазком. И мне вдруг так жаль её стало! Мне показалось, она глядит на меня и думает, за что же я умирать должна? За что? Ведь я свой долг исполняла; маленьких старалась спасти, отвести собаку подальше - и вот попалась!
СЛАЙД 2 Фамилии авторов произведений.
- Что объединяет этих писателей? (Они писали о природе, животных для детей)
- Сегодня мы познакомимся ещё с одним произведением русского писателя, который писал о природе, о животных.
3. Об авторе. Написал это произведение СЛАЙД 3 (Портрет М.- Сибиряка с датой рождения)
Как выдумаете чей портрет показан на слайде? (появляется надпись ФИО писателя)
Дмитрий Наркисович Мамин - Сибиряк - русский писатель , который родился в 1852 году, в одном из рабочих посёлков на Урале. В своих произведениях, а он их написал более 150 , он с любовью описывал простой народ и красоту уральской природы . Первые свои рассказы он подписывал именем Дмитрий Сибиряк - это его псевдоним - литературное имя, так делали и делают многие писатели , а затем к нему присоединилась и настоящая фамилия автора Мамин. Семья Маминых жила небогато, но в их доме было всегда много книг, поэтому и любовь к чтению и к литературе появился уже в детстве.
Прочитайте, как называется это произведение. ( дети должны разгадать алгоритм для прочтения названия) СЛАЙД 4
4. Подготовка к восприятию нового материала.
У. Как называется это произведение? (Приёмыш) СЛАЙД 5
У. Как вы думаете , что обозначает это слово? (сирота, которого взяли на воспитание чужие люди)
У. Какие чувства вызывает у вас это слово? (жалости, сочувствия, доброты, милосердия, любви)
У. Ребята, можете вы по названию, определить, о чём пойдет речь в этом произведении?
У. Давайте проверим , верны ли ваши предположения?
У.При чтении этого произведения вам встретятся трудные и новые слова и выражения.
5. Словарная работа. (идет по ходу чтения текста, с учётом знаний детей) СЛАЙД 6
Бобылём, особняком, схиреет, сгрудятся, грезилось, дескать, на перелёте, божья птица, заводь, невод, пожива, муштруют, сторожевой оклик)
6. Первичное чтение произведения учителем и хорошо читающими учениками по частям
а) 1 часть (читает учитель).
1. От чьего лица ведется повествование? (автора)
2. Где происходят события , описанные в произведении; (на Урале, на Светлом озере)
3. Как бы вы озаглавили эту часть? (На Светлом озере)
б) 2 часть (читает ученик).
1. Назовите героев, которые встретились нам в этой части; (Тарас, лебедь, собака Соболько)
2. Как бы вы назвали эту часть? (Приёмыш, лебедь)
в) Читаем 3 часть
1. Какое настроение было у вас во время прочтения этой части?
2. Что вы узнали о жизни Тараса ? (жил один, очень любил природу, понимал её )
3. Какое бы название подошло к этой части? (Лебедь и Соболько, дружба)
7. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
У. Как вы думаете, каким будет конец истории?
- Я буду читать, а вы думайте совпало ли ваше предположение с текстом?
- Совпало ли ваше предположение с текстом?
8. Физминутка. ( музыка, крылья)
9. Первичное восприятие прочитанного текста.
У. Понравилось ли вам это произведение?
У. Какие чувства вызвала у вас эта история?
У. Соответствует ли название его содержанию?
У.Почему?
У. Верны ли оказались ваши предположения?
10. Работа над жанром и темой произведения.
- К какому жанру мы отнесём это произведение? (рассказ) Почему?
- А какова его тема? (о животных)
- Составьте модель обложки этого рассказа. (заготовки частей модели лежат на партах, работают в парах, анализируют и выбирают нужные части)
Проверяем по СЛАЙДУ 7
- Проверьте, правильно ли вы выполнили задание?
- Почему прямоугольник коричневого цвета?
11. Работа над текстом рассказа.
- Вспомните, кто главные герои рассказа? (Тарас и лебедь)
- Расскажите как лебедь попал к Тарасу?
(Охотники подстрелили лебедя с лебёдушкой, а он забился в камыши, Тарас поставил сети и поймал Приёмыша)
У.Как вы думаете, ребята, правильно ли поступил Тарас?
- Что было бы правильнее: СЛАЙД 8
А как бы вы поступили на его месте? Посмотрите на доску и выберите ответ , который для вас наиболее близок.
(птице нужна свобода)
12. Обобщение полученных знаний.
Перед вами лежат картинки, вам сейчас предстоит побыть операторами, т.е. собрать кадр - эпизод из рассказа, затем сказать что за эпизод вы сняли и вставить его в нужное место на пленке.(на доске лента с изображением кадров)
13. Рефлексия
- Что нового вы узнали на этом уроке?
- С творчеством какого писателя мы познакомились?
- Как называется рассказ, который мы прочитали ?
- Какова главная идея рассказа?
- Чему учит нас этот рассказ?
- Как вы должны относиться к животным?
- Подходят ли слова, взятые нами эпиграфом к уроку? СЛАЙД 1
14. Информация о домашнем задании. Выставление отметок.
1. Дома вы подготовите пересказ по тому сценарию, который вы составили;
2. И придумаете продолжение рассказа, пытаясь ответить на вопрос "Вернётся ли к Тарасу лебедь весной?"
- Оцените свою работу, и работу товарищей по пятибалльной системе, аргументируя своё решение.