Литература
-
Урок на тему "Любовь как гармония душ в интимной лирике А.С. Пушкина. Адресаты лирики А.С. Пушкина". 9-й класс 2012
Урок предполагает знакомство обучающихся с любовной лирикой Пушкина, ставит цель – показать её своеобразие и неповторимость. Использование современных средств обучения позволяет воспитывать интерес к изучаемой теме, пробуждать в учащихся эстетические переживания, связанные с восприятием поэзии, музыки.
-
Понятие обособленных членов предложения. Тема: "Россия времен Ивана Грозного на страницах романа А.К. Толстого "Князь Серебряный"" 2012
Интегрированные уроки по русскому языку и литературе по указанной теме включают в себя уроки изучения обособленных определений на материале романа А.К. Толстого "Князь Серебряный". Через элементы технологии РКМЧП, дифференцированного подхода обучающиеся рассматривают, как понятия грамматики помогают понять эпоху Ивана Грозного. Уроки формируют навык анализа литературно-художественного произведения, стимулируют мыслительные процессы, воспитывают читательскую культуру учащихся.
-
Интегрированный урок "литература + изобразительное искусство" по теме "А.С. Пушкин в литературе и живописи" 2012
Цели урока: развивать умение видеть за строчками стихов чувства, переживания, настроение великого поэта, используя межпредметные связи литературы и изобразительного искусства; обобщить известное об А.С. Пушкине, его произведениях; воспитывать патриотизм и любовь к русской литературе. Показать огромное значение творчества великого поэта А.С. Пушкина для русской культуры.
-
Урок внеклассного чтения в 6-м классе "Александр Яшин "Спешите делать добро"" 2012
Занятие проводится с целью сформировать представление о личности поэта.
-
Урок литературы. Тема: "Своеобразие поэтики и проблематики русской лирики середины XIX в." 2012
На уроке учащиеся смогут увидеть своеобразие русской лирики середины ХIХ века через сравнительную характеристику творчества замечательнейших русских поэтов Н.А. Некрасова, А.А. Фета и Ф.И. Тютчева.
-
Урок литературы в 6-м классе. Тема: "Народно-поэтический образ рябины" 2012
Урок литературы в 6-м классе «Угощаю рябиной» по теме «Народно-поэтический образ рябины» рассчитан на 2 часа, составлен по технологии развития критического мышления через чтение и письмо. Включает в себя самостоятельную работу учащихся, литературно-музыкальную композицию и чаепитие.
-
Интегрированный урок (история + литература) по теме "Овеянные славою флаг наш и герб" 2012
Урок призван расширить исторические и литературные знания у учащихся о государственных символах Российской Федерации и Республики Адыгея. Возраст учащихся для проведения урока – 6–11-й класс. Для более успешного проведения урока необходимо оборудование для использования презентации и прослушивания музыкальных файлов. Разработку можно использовать и как внеклассное мероприятие с привлечением помощи учителей истории и литературы.
-
Создание онлайн-путеводителя «По литературным местам Нижнего Новгорода» 2012
В статье поэтапно описано создание электронного путеводителя «По литературным местам Нижнего Новгорода». Результат проекта – создание сайта и интерактивной карты.
-
Конкурс-игра "М.В. Ломоносов – великий сын России" 2012
Интеллектуальная игра-конкурс «М.В. Ломоносов – великий сын России» направлена на обобщение и систематизацию знаний учащихся о М.В. Ломоносове, его научных достижениях.
-
Интегрированный урок-игра (русский язык + литература + история) "Счастливый случай" для 6–7-х классов 2012
В статье представлена разработка интегрированного урока по русскому языку, литературе и истории в форме игры "Счастливый случай". Игра - очень естественная для ребёнка форма обучения. Через игру дети и подростки лучше понимают и усваивают материал. Игра - это всегда активная деятельность детей. Она объединяет эмоциональный и рациональный виды познавательной деятельности. Игра создает условия, при которых развиваются творческие способности.
-
В гостях у художника В.А. Тропинина и московских художников пушкинской поры. 9-й класс 2012
Цель урока: формировать умение "читать" произведение искусства - портрет, составлять описание репродукции, развивать письменную и устную речь, мышление, фантазию, работать над обогащением словарного запаса, совершенствовать навыки работы с разными словарями, дополнительной литературой.
-
Урок чтения в 1-м классе "Туве Янссон "Шляпа волшебника"" 2012
Урок продолжает знакомство с творчеством Туве Марика Янссон. Использование ИКТ позволяет активизировать учебную деятельность на каждом этапе урока.
-
Урок литературного чтения в 1-м классе «Ю.Дмитриев "Медвежата", Г.Снегирев "Медвежата"» 2012
Урок литературного чтения в 1-м классе проводится по программе «Начальная школа XXI века» и построен на основе деятельностного метода. На уроке литературного чтения прослеживается методика моделирования. Систематическое моделирование на уроках литературного чтения способствует формированию компетентности читателя.
-
Урок литературы в 10-м классе по роману И.С. Тургенева "Отцы и дети" 2012
В ходе работы учащиеся используют разнообразные источники, например статью Д.И. Писарева "Базаров", опираются на знание текста романа И.С. Тургенева "Отцы и дети". В ходе урока ребята составляют опорный конспект, работают в группах, проводят анализ ключевых сцен, отвечают на вопросы, делают выводы, заполняют таблицы. В заключение, анализируя разговор Базарова с Аркадием, подводят итог: перед лицом смерти проявляются лучшие свойства Базарова.
-
Урок по литературе с использованием открытых образовательных технологий "Историческая обусловленность характера Онегина" 2012
Урок призван обучать составлению двухчастного дневника, как одной из технологий развития критического мышления, знакомить с героем романа Пушкина через комментированное чтение 1-й главы, с особенностями воспитания, образования, светской жизни молодых дворян начала XIX века, готовить к дальнейшему восприятию событий романа.
-
Творческая мастерская "Поэтика А.А. Ахматовой" 2012
Творческая мастерская проводится с целью развития представления о поэтике А.Ахматовой, особенностей творчества поэта, подготовки к восприятию гражданской лирики и поэмы «Реквием».
-
Урок-концерт по лирике М.Ю. Лермонтова. 6-й класс 2012
Цель урока - расширить знакомство обучающихся со стихотворениями Лермонтова, познакомить с основными мотивами его лирики; помочь обучающимся проникнуться настроением стихотворений М.Ю. Лермонтова, почувствовать их поэтичность и музыкальность.
-
Проблемы нравственности и духовности в произведениях зауральских писателей (урок-размышление по повести И.П. Ягана "Рассветы над Байдановкой" и повести В.Ф. Потанина "Доченька") 2012
Литературное краеведение - региональный компонент учебных планов по литературе. Цель - воспитание патриотов родного края, осознание своеобразия литературы писателей - земляков. Урок-размышление проводится в 11-м классе после изучения творчества В.Шукшина, В.Астафьева, В.Распутина. Всех писателей объединяет не только любовь к родному краю, простому человеку, но и тревога за будущее русского народа, трагедия утраты человеческого в человеке.
-
Урок внеклассного чтения на тему "Образ Алеко в поэме А.С. Пушкина «Цыганы»". 9-й класс 2012
Цели урока: познакомить с поэмой А.С. Пушкина "Цыганы"; приобщить учащихся к великим творениям поэта; вызвать искреннее желание читать и перечитывать произведения А.С. Пушкина.
-
Новые технологии на уроках литературы 2012
Проектная деятельность позволяет формировать у учащихся ряд универсальных компетенций: умение увидеть цель, представить конечный продукт деятельности, планировать свою деятельность, определить эффективные способы достижения цели, умение собрать необходимую информацию, умение создать презентацию, умение рефлексировать. Даны 2 примера использования технологии проектов на уроках литературы при изучении творчества Н.В. Гоголя в 7–8-х классах.
-
А.П. Чехов "Лошадиная фамилия". Понятие о комическом 2012
Предложенная разработка урока содержит учебную информацию в доступном для освоения учащимися виде, знакомит учащихся с содержанием и художественными особенностями изучаемого произведения А.П. Чехова "Лошадиная фамилия".
-
Урок литературы в 9-м классе на тему "Отечество нам Царское Село!" (события лицейской и творческой жизни А.С. Пушкина) 2012
Лицейский период жизни А.С. Пушкина представляет для учащихся наибольший интерес, ведь девятиклассники - ровесники Пушкина-лицеиста. Урок рассчитан на 2 академических часа, т.к. содержит обширный материал по указанному периоду жизни и творчества поэта.
-
Интегрированный урок (история + литература) по теме "Наш край в древности" 2012
Цель урока: изучить историю и культуру города Заинска; повысить интерес к истории и культуры своей малой родины;воспитывать чувство патриотизма, любовь и уважение к историческому прошлому своей страны.
-
Литературный вечер, посвященный 200-летию со дня рождения Н.В. Гоголя 2012
Предложенный сценарий литературного вечера дает учащимся представление о жизни и творчестве Н.В. Гоголя, показывает писателя как патриота и художника слова, способствует развитию интереса к творчеству и развивает потребности в развитии собственного творческого начала. В проведении вечера задействованы учащиеся 5–11-х классов, участвующие в инсценировке произведений, изучаемых в соответствии с Программой.
-
Литературно-музыкальная композиция, посвященная Дню Победы над фашизмом, "Давно закончилась война" 2012
Представленная литературно-музыкальная композиция посвящена подвигу советского народа в Великой Отечественной войне. Цель: воспитание патриотизма у школьников младших классов, чувства благодарности перед защитниками Отечества, воспитание любви к Родине. Литературно-музыкальная композиция - одна из форм работы по патриотическому воспитанию учащихся начальных классов.
-
Урок литературы по роману М.Булгакова "Все люди добры" 2012
На уроке учащиеся учатся развивать монологическую речь, уметь делать выводы, работать с текстом. Нравственное воспитание старшеклассников происходит в результате обсуждения взаимоотношений героев. Урок учит добру, красоте, справедливости.
-
Урок литературы в 6-м классе. Тема: "Поэтический символ России" 2012
Урок совершенствует умения сравнительного анализа поэтических текстов, умения выявлять взаимообусловленность элементов формы и содержания литературного произведения. Урок формирует гуманистическое мировоззрение, способствует воспитанию любви к родному краю, Родине, России, воспитывает эмоциональную и интеллектуальную отзывчивость.
-
Визуализация информации как средство формирования компетенций обучающихся 2012
В статье речь идет о таком важном элементе обучения – как визуализация. Визуализацию можно использовать на всех этапах обучения: при объяснении нового материала, при повторении, при закреплении, при контроле и систематизации, при обобщении, при выполнении домашних заданий, заучивании наизусть, при работе с текстом произведения, при самостоятельной работе и т.д.
-
Гастрономические пристрастия А.С. Пушкина 2012
Мероприятие разработано для учащихся 8–11-х классов. Игра позволяет повысить интерес и расширить знания учащихся о пушкинском времени.
-
На посиделках 2012
Урок способствует расширению знаний учащихся о фольклоре и традициях русского народа; воспитывает чувство любви к родной земле, ее прошлому; развивает «актерские» способности учащихся.