Литература
-
Преподавание литературы. А.С. Пушкин "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях" 2012
Урок учит воспринимать и первично осознавать новый материал, развивает навыки исследовательской деятельности, воспитывает идеального читателя.
-
Урок литературы в форме спектакля по басням И.А. Крылова 2012
Принимая пятый класс, обязательно провожу учащихся через театральные уроки. При планировании отвожу несколько часов темам, которые можно раскрыть с помощью инсценирования художественных произведений. Это заключительные уроки, на которых учу азам театрального искусства: сценической речи, движениям. Я представила разработки трех уроков, которые помогают, по моему мнению, вызвать интерес к изучению литературы, способствуют созданию коллектива единомышленников.
-
Урок литературы в 11-м классе. Тема: "Судьба и стихи Марины Цветаевой" 2012
Цель урока: помочь учащимся представить личность и творческую судьбу М.И.Цветаевой, постичь истоки формирования поэтического дара Цветаевой, основных мотивов творчества в соответствии с драматическими страницами судьбы поэта. • Развивать навык владения культурными нормами и традициями русской речи; развивать логичность, осмысленность, склонность к исследовательской деятельности при индивидуальной и групповой форме обучения; воспитывать читательскую культуру школьников.
-
Интегрированное мероприятие "физическая культура + литература" по теме "Богатыри Земли русской" 2012
Интегрированное мероприятие тесно взаимосвязано с уроком литературы. Внутрипредметная интеграция необходима, так как учащиеся, к сожалению, каждый предмет воспринимают изолированно, задача показать, что все взаимосвязано. Следует достичь единства в формировании у школьников ценностей, изучаемых в разных предметах: язык и речь, культура, взаимоотношение, физическое и нравственное здоровье, состояние здоровья как нормы жизни.
-
Чародейка Зима. 6-й класс 2012
Представлен второй урок из серии уроков-путешествий по страницам русской поэзии о природе и картинам художников-пейзажистов. Уроки включают элементы поисковой и проектной работы, могут сопровождаться выставками репродукций или презентациями.
-
Открытый урок "Родная природа в стихотворениях С.А. Есенина" 2012
Представлен материал к открытому уроку в 6-м классе в форме литературно-музыкальной композиции на тему "Родная природа в стихотворениях С.Есенина". В ходе урока учащиеся знакомятся с жизнью поэта, читают наизусть его стихи о Родине, о природе, развивают навыки самостоятельного анализа текста.
-
Анализ рассказа Л.Н. Толстого "После бала". Идейное содержание 2012
Цель: изучить произведение; выяснить степень эмоционального воздействия на учащихся; формировать навыки и умения определять значение элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, давать характеристику героев; раскрыть идейный замысел Толстого; дать понятия о сюжете и композиции, об антитезе (как способе построения произведения), о контрасте (как приеме, раскрывающем идею рассказа).
-
Урок литературы. Тема: "Обучение словесному рисованию на примере стихотворения И.З. Сурикова "Зима"". 5-й класс 2012
Урок построен на основе технологии целостного мышления. Активизирует каналы восприятия на основе слухового (музыкальное сопровождение и авторская обучающая релаксация), информационного, опорного образа и вкусового образа.
-
Урок литературы. Тема: "А.С. Пушкин "Сказка о мертвой царевне и семи богатырях". Явная и неявная фантастика в волшебной литературной сказке". 5-й класс 2012
Вниманию учащихся предлагаются основные признаки явной и неявной фантастики, зачитываются отрывки из сказки А.С. Пушкина "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях". Исследовательская работа заключается в умении находить признаки явной и неявной фантастики в литературной сказке. Работа учащихся в группах под руководством учителя активизирует познавательную деятельность учащихся. Делается упор на анализ текста.
-
Урок литературного чтения. Тема: "Буквы "Ч, ч", звук "ч"". 1-й класс 2012
На уроке в игровой форме формируется представление детей о буквах "Ч, ч" и звуке "ч". Также дети узнают о пользе овощей для человека и правильном здоровом питании.
-
Литература – одно из основных направлений духовно-нравственного развития учащегося с ограниченными возможностями здоровья 2012
Педагогическая идея данной статьи заключается в том, что в современном мире особо актуален вопрос духовно-нравственного развития школьников. Ведущая роль в духовном развитии ребёнка, конечно, отводится семье. Но в условиях детского дома весь груз ответственности за нравственное воспитание и развитие берёт на себя школа. Учитель – это прежде всего воспитатель, а литература – предмет, который располагает воспитательными возможностями непосредственно через усвоение программного материала.
-
Интегрированный урок (литература + естествознание) по теме "Творец во благо России…", посвященный 300-летию М.В. Ломоносова 2012
Интегрированный урок литературы и естествознания даёт учащимся представление о жизни, деятельности и великих открытиях великого русского учёного М.В. Ломоносова. Урок построен в форме конференции. На уроке обобщаются знания учащихся, полученные в результате исследовательской работы, дети принимают участие в инсценировании и чтении стихотворений, сочиняют оду М.В. Ломоносову, знакомятся с работами Ломоносова в области мозаичного искусства.
-
А.А. Фет "Весенний дождь". Природа и человек в стихотворении. Воплощение красоты жизни 2012
Работа посвящена началу анализа поэтического текста на примере стихотворения А.А. Фета «Весенний дождь». Рассмотрены вопросы: выделение основной мысли стихотворения; наблюдение над строфикой, метрической организацией стиха; работа над художественными изобразительными средствами, которые помогают автору выразить основную мысль стихотворения.
-
Урок-исследование "Слушайте музыку революции!" (Поэма А.Блока "Двенадцать") 2012
После предварительного самостоятельного прочтения учащиеся детально исследуют текст поэмы по главам. На уроке доказывается единство содержания и формы поэтического произведения.
-
Презентация при подготовке части С ЕГЭ по русскому языку 2012
В статье рассказывается о некоторых приемах работы над сочинением, в частности, использовании презентации, которая сопровождает отработку каждого шага в работе над сочинением. Презентация делает урок более наглядным, информационно насыщенным, динамичным, помогает держать в поле зрения весь класс, контролировать, увеличивает долю самостоятельной работы учащихся, проверяет усвоение теории у всех учеников, вести дифференцированную работу с каждым ребенком.
-
Анализ басни И.А. Крылова "Волк на псарне" 2012
На уроке применяется теория и технология способа диалектического обучения (СДО). Условие для реализации СДО как средства оптимизации образовательного процесса – обогащение содержания образования элементами логики и теории познания. Вследствие этого автор использует упражнения на выполнение логических операций с понятиями "определение", "деление", "обобщение", "аналогия", работу со сборником карточек 1–6, составление сборника понятий.
-
Интегрированный урок русского языка, природоведения, литературы в 3-м классе. Тема: "Лесная газета" 2012
Цели урока: дать более расширенное представление о "Лесной газете" В.Бианки; выявить и развивать творческие способности детей, наблюдательность; развивать познавательную деятельность, обобщить знания, полученные на экскурсии по теме "Осенние изменения в живой и неживой природе", развивать орфографическую зоркость и навыки грамотного письма; прививать любовь и интерес к природе, своему родному краю.
-
Дидактический материал по литературе. Экспресс-зачет по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание". 10-й класс 2012
Перед учителями литературы, работающими в старших классах, часто стоит трудная задача: добиться прочтения учащимися крупных, объемных художественных произведений. Дидактический материал предназначен для проведения зачета по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Дидактический материал позволяет очень быстро проверить знание текста у большинства учащихся, преимущественно у тех, кто во время изучения произведения еще не успел прочитать роман или прочитал не весь.
-
Любовь в рассказе А.И. Куприна "Гранатовый браслет" (урок литературы в 11-м классе) 2012
Цели урока. углубить представления учащихся о мастерстве А.И. Куприна в изображении мира человеческих чувств; помочь увидеть роль детали в рассказе, традиции А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, развитие темы "маленького человека"; способствовать обогащению духовного опыта представлением о настоящей любви.
-
Открытый урок литературного чтения. Тема: "Красота и выразительность пушкинского стиха". 3-й класс 2012
Цель урока: показать, что стихотворение А.С. Пушкина не только пейзажная зарисовка, но и прочувствованное общение двух близких людей. Провести исследование, что пейзажные описания, сделанные от лица лирического героя, проникнуты стремлением лирического героя, поделиться радостью увиденного с героиней; воспитывать любовь к родной природе, родному месту, Отечеству, близким и дорогим людям.
-
Урок литературы по теме "Знакомьтесь, Александр Блок!" 11-й класс 2012
Урок проводится в форме викторины в качестве первого ознакомительного урока по творчеству А.Блока. Учащиеся знакомятся с семьей поэта, его современниками и музами, звучат стихи Блока, в презентации показаны места, дорогие сердцу поэта: Шахматово, Боблово, Петербург. Т.о., первое знакомство одиннадцатиклассников с поэзией Блока должно стать неформальным и запоминающимся, что в свою очередь должно повлиять на восприятие учащимися творческого наследия поэта.
-
Урок литературы. Рассказ О.Генри "Вождь краснокожих". 5-й класс 2012
Урок проводится после знакомства учащихся с юмористическими рассказами А.П. Чехова («Лошадиная фамилия», «Толстый и тонкий», «Пересолил»). В первой части занятия школьники вспоминают те художественные приемы, которые использует Чехов в своих ранних произведениях. Основная часть урока посвящена изучению некоторых страниц жизни современника Чехова, американского писателя-юмориста О. Генри и анализу его рассказа «Вождь краснокожих».
-
Урок внеклассного чтения в 8-м классе "Путешествие в Болдинскую осень Пушкина" 2012
Урок внеклассного чтения "Путешествие в Болдинскую осень Пушкина" поможет учащимся 8-uj класса совершить заочное путешествие в дорогие великому поэту места, места, которые помнят его и любят. Учащиеся окунутся в мир произведений Пушкина, написанных им в Болдино.
-
Роль "ершалаимских" глав в романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита" "Что есть истина?" 2012
Урок "Что есть истина?" посвящен трактовке библейского сюжета в романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита". Во время учебного занятия развивается умение анализировать произведение через сопоставление канонических религиозных текстов и романа "Мастер и Маргарита". Особое внимание уделяется формированию творческого воображение и ассоциативно - логическое мышление учащихся.
-
"Тихая моя родина…" 5-й класс 2012
Анализ лирических произведений на уроках литературы довольно сложен для учащихся 5-х классов. Дети только знакомятся с особенностями поэтической речи. Урок сопоставительного анализа стихотворений Д.Кедрина «Аленушка» и А.Прокофьева «Аленушка». Образ родины для этих поэтов связан со сказочными героями, народными традициями. Поэзия может рождаться при взгляде на произведение живописи. Анализируя, проследим смену чувств, борьбу жизни и смерти, тему памяти поколений.
-
Мотив дороги в произведении В.Быкова "Сотников" 2012
Цель занятия: актуализировать знания исследованием мотива дороги в повести «Сотников», выяснить, как связан мотив дороги с главной проблемой произведения. Урок развивает культуроведческую компетенцию, рефлексивную деятельность учащихся.
-
Внеклассное мероприятие по физике, химии, математике, литературе "Колесо истории" 2012
«Колесо истории»- мероприятие, посвященное великому русскому ученому – энциклопедисту М.В.Ломоносову.
-
Использование средств ТРИЗ-технологии на уроках литературного чтения. 4-й класс 2012
Цель урока: формировать полноценное восприятие художественного произведения.
-
Защитник прав человеческих (90-летию А.Д. Сахарова посвящается) 2012
Мероприятие посвящено судьбе выдающегося ученого, академика, лауреата Нобевской премии мира, правозащитника Андрея Дмитриевича Сахарова. Он наш современник, и его вклад в науку и политическую жизнь нашей страны, его высказывания и работы находят отражение в наше время. Мероприятие построено в форме конференции, на которой учащиеся выступали в качестве биографов, социологов, политологов, в роли самого А.Д. Сахарова, читали стихи, посвященные А.Д. Сахарову.
-
Урок-творческая мастерская «И.А. Крылов "Мораль сей басни такова…"» 2012
Основной признак жанра басни – изображение частного, единичного случая как широкого, общественного, типического. Басенные персонажи символизируют пороки или нравственные качества людей. В ходе работы на уроке учащиеся должны осознать нравственный смысл басни, научится правильно понимать мораль, овладеть умением работать в группе.