Цель:
- Рассмотреть своеобразие поэтики русской лирики середины Х1Х века;
- Рассмотреть своеобразие проблематики русской лирики середины Х1Х века;
- Отработать навык выразительного чтения поэтического текста.
Форма урока: Урок-обобщение (работа в группах)
ХОД УРОКА
1. Организационный момент (объявление целей и задач урока)
2. Лекция с элементами беседы
Слово учителя
- Эпоха «безвременья» в русской лирике 40-е г.г.
нет поэтов «пушкинской поры» (А.С. Пушкин погиб на дуэли, А.С. Грибоедов в Тегеране, М.Ю. Лермонтов – дуэль, Ветевитинов, общество, 1822 г. Кольцов, семья 1833г.)
НО!
Расцвет в прозаических жанрах очерка, повести, аналитического романа:
- Тургенев «Записки охотника»;
- Гончаров «Обыкновенная история»;
- Герцен «Кто виноват» и т.д.
В.В. Кожинов, современный исследователь, называет период 1885-1862 г. г. «поэтической эпохой»
Вопрос классу: «Почему Кожинов говорит о «поэтической эпохе»? С чем это связано в общественной жизни? ( - эпоха общественного подъема:
- внутренний драматизм эпохи:
- Социально-демократический лагерь;
- Вопросы бытия;
- Школа «эстетической критики».
Посмотрим, действительно ли развивалась лирика именно в этих рамках, обозначенных социальной необходимостью.
Мы подробно изучили творчество трёх поэтов: Н.А.Некрасова, А.А.Фета, Ф.И.Тютчева. И сегодня мы попытаемся ещё раз рассмотреть их стихотворения и выявить общее и индивидуальное в их творчестве.
3. Практическая работа
Весь класс разделен на три группы. В каждой группе есть биографы, исследователи, критики.
Цель работы заключается в заполнении таблицы в течение урока.
Задания группам:
- Назовите основные факторы, повлиявшие на формирование художественных взглядов поэтов (в группах отвечают биографы)
- Выполните сравнительно-сопоставительный анализ лирики трех поэтов. Исследователи каждой группы, назовите критерий, который позволит нам это сделать (исследователи называют тему природы, мотив любви, тему поэта и поэзии).
Начинается заполнение таблицы. Каждая группа называет наиболее яркое стихотворение в каждой теме и анализирует его. В таблице записываются цитаты, подтверждающие основную мысль.
1. Н.А. Некрасов | 2. Ф.И. Тютчев | 3. А.А. Фет | |
1. Тема природы |
«Несжатая полоса» | «Ещё земли печален вид» | «Это утро, радость эта» |
2. Мотив любви |
«Еду ли ночью по улице темной», «В дороге» | «О как убийственно мы любим» | «Шепот, робкое дыхание» |
3. Тема поэта и поэзии |
«Поэт и гражданин» | «Живым сочувствием» | «Музе», «Псевдопоэту» |
- Мы рассмотрели основные мотивы и темы в лирике поэтов. Я предлагаю составить словарь каждого поэта, рассмотреть цветовую гамму, превалирующую в текстах, и определить настроение ЛГ, преобладающее в большинстве стихотворений, т.е. поработать над поэтикой текстов. (Учащиеся выписывают «характерные» слова каждого поэта, указывают часто используемые художественные средства)
4.Словарь, цветовая гамма | |||
5. Настроение ЛГ |
Полностью закончив заполнение таблицы, учащиеся приходят к выводу, что в русской лирике середины Х1Х века можно выделить три основных «направления»:
- Демократическая лирика;
- Философская лирика;
- Поэзия «чистого искусства».
4. Конкурс чтецов (по одному стихотворению от каждой группы)
5. Подведение итогов, оценивание работы в группах.
6. Домашнее задание
Сочинение «Мое любимое стихотворение (восприятие, истолкование, оценка)»