Урок литературы. Тема: "Своеобразие поэтики и проблематики русской лирики середины XIX в."

Разделы: Литература


Цель:

  1. Рассмотреть своеобразие поэтики русской лирики середины Х1Х века;
  2. Рассмотреть своеобразие проблематики русской лирики середины Х1Х века;
  3. Отработать навык выразительного чтения поэтического текста.

Форма урока: Урок-обобщение (работа в группах)

ХОД УРОКА

1. Организационный момент (объявление целей и задач урока)

2. Лекция с элементами беседы

Слово учителя

  • Эпоха «безвременья» в русской лирике 40-е г.г.

нет поэтов «пушкинской поры» (А.С. Пушкин погиб на дуэли, А.С. Грибоедов в Тегеране, М.Ю. Лермонтов – дуэль, Ветевитинов, общество, 1822 г. Кольцов, семья 1833г.)

НО!

Расцвет в прозаических жанрах очерка, повести, аналитического романа:

  1. Тургенев «Записки охотника»;
  2. Гончаров «Обыкновенная история»;
  3. Герцен «Кто виноват» и т.д.

В.В. Кожинов, современный исследователь, называет период 1885-1862 г. г. «поэтической эпохой»

Вопрос классу: «Почему Кожинов говорит о «поэтической эпохе»? С чем это связано в общественной жизни? ( - эпоха общественного подъема:

- внутренний драматизм эпохи:

  • Социально-демократический лагерь;
  • Вопросы бытия;
  • Школа «эстетической критики».

Посмотрим, действительно ли развивалась лирика именно в этих рамках, обозначенных социальной необходимостью.

Мы подробно изучили творчество трёх поэтов: Н.А.Некрасова, А.А.Фета, Ф.И.Тютчева. И сегодня мы попытаемся ещё раз рассмотреть их стихотворения и выявить общее и индивидуальное в их творчестве.

3. Практическая работа

Весь класс разделен на три группы. В каждой группе есть биографы, исследователи, критики.

Цель работы заключается в заполнении таблицы в течение урока.

Задания группам:

  1. Назовите основные факторы, повлиявшие на формирование художественных взглядов поэтов (в группах отвечают биографы)
  2. Выполните сравнительно-сопоставительный анализ лирики трех поэтов. Исследователи каждой группы, назовите критерий, который позволит нам это сделать (исследователи называют тему природы, мотив любви, тему поэта и поэзии).

Начинается заполнение таблицы. Каждая группа называет наиболее яркое стихотворение в каждой теме и анализирует его. В таблице записываются цитаты, подтверждающие основную мысль.

  1. Н.А. Некрасов 2. Ф.И. Тютчев 3. А.А. Фет

1. Тема природы

«Несжатая полоса» «Ещё земли печален вид» «Это утро, радость эта»

2. Мотив любви

«Еду ли ночью по улице темной», «В дороге» «О как убийственно мы любим» «Шепот, робкое дыхание»

3. Тема поэта и поэзии

«Поэт и гражданин» «Живым сочувствием» «Музе», «Псевдопоэту»
  1. Мы рассмотрели основные мотивы и темы в лирике поэтов. Я предлагаю составить словарь каждого поэта, рассмотреть цветовую гамму, превалирующую в текстах, и определить настроение ЛГ, преобладающее в большинстве стихотворений, т.е. поработать над поэтикой текстов. (Учащиеся выписывают «характерные» слова каждого поэта, указывают часто используемые художественные средства)
4.Словарь, цветовая гамма      
5. Настроение ЛГ      

Полностью закончив заполнение таблицы, учащиеся приходят к выводу, что в русской лирике середины Х1Х века можно выделить три основных «направления»:

  1. Демократическая лирика;
  2. Философская лирика;
  3. Поэзия «чистого искусства».

4. Конкурс чтецов (по одному стихотворению от каждой группы)

5. Подведение итогов, оценивание работы в группах.

6. Домашнее задание

Сочинение «Мое любимое стихотворение (восприятие, истолкование, оценка)»