Урок литературы в 6-м классе. Тема: "Поэтический символ России"

Разделы: Литература


Класс: 6
Тип урока: Усвоение нового материала
Тема урока: "Поэтический символ России"
Задачи урока: Образовательные:

- совершенствование умений сравнительного анализа поэтических текстов;

- совершенствование умений выявлять взаимообусловленность элементов формы и содержания литературного произведения.

Развивающие:

- развитие культуры читательского восприятия

художественного текста, понимания авторской позиции;

- развитие образного и аналитического мышления;

- развитие общеучебных умений и навыков, в том числе учебно-интеллектуальных, учебно-коммуникативных.

Воспитательные:

- воспитание гражданственности и патриотизма;

- формирование гуманистического мировоззрения;

- формирование познавательной активности учащихся.

Оборудование урока: - мультимедийный проектор;

- компьютер;

- раздаточный материал (стихи Фета и Есенина).

I. Организация начала урока.

Мотивация учебной деятельности и сообщение цели урока.

Презентация 1.

- Здравствуйте, ребята. Наш сегодняшний урок посвящен поэтическому символу России. [1 слайд]

- Скажите, какие ассоциации рождаются у вас, когда вы слышите слово "береза"?

- Береза стала поэтическим символом России, образом родины. [2 слайд]

II. Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению знаний.

- Мы сегодня прочитаем два стихотворения о березе. [3,4 слайд]

- Поэта А.А.Фета, жившего в 19 веке, и С.А.Есенина, жившего в 20 веке.

Выразительное чтение учителем стихотворения.

- Если вы задумаетесь над словами Н.В.Гоголя: "Родник поэзии есть красота", то сразу сможете сказать, что делает возможным сравнение этих стихотворений. [5 слайд]

III. Этап усвоения новых знаний.

- Красота природы - вот источник их вдохновения.

- Каким настроением проникнуто каждое стихотворение?

- Какие слова помогают нам уловить и понять его?

- У Фета - это настроение грусти и радости (смена настроения).

  • печальная береза,
  • траурный наряд,
  • жаль,
  • радостен для взгляда.

- У Есенина - это спокойствие и умиротворение, завороженность зимним пейзажем

  • сонная тишина,
  • лениво обходя кругом.

- С помощью каких изобразительных средств поэты передают свое настроение? В этой работе вам поможет словарь тропов. [6 слайд]

- Найдите эпитеты в стихотворениях поэтов.

Фет Есенин
печальная береза на пушистых ветках
в сонной тишине
- Найдите олицетворения.
Фет Есенин
разубрана прихотью мороза береза принакрылась снегом
- Найдите сравнения.
Фет Есенин
ветви, как гроздья винограда принакрылась снегом,
точно серебром
- Найдите метафоры в стихах.
Фет Есенин
траурный наряд кисти веток распустились
бахромой
игра денницы горят снежинки... в золотом огне

Для создания определенного настроения оба поэта используют все многообразие изобразительно-выразительных средств: сравнение, метафору, эпитеты, олицетворение.

- Совпадает ли цветовая гамма стихотворений?

- В стихотворении Фета какое прилагательное напоминает о цвете?

траурный наряд

- Почему тогда радостен для взгляда?

саван - покров из белой ткани для умерших (снежный саван)

- У Есенина?

белая береза,

точно серебром,

белая бахрома,

золотой огонь.

- Как вы думаете, когда снег похож на серебро, а когда на золото?

В разное время дня при разном освещении.

Вывод.

В стихотворении Фета пейзаж статичен, неизменен, меняется лишь настроение лирического героя, а в стихотворении Есенина пейзаж меняется в течение дня. Цветовая гамма разнообразнее в стихотворении Есенина, настроение лирического героя не претерпевает никаких изменений, меняется пейзаж. [7 слайд]

Какие образы картины, на первый взгляд, кажутся одинаковыми в стихотворениях.

береза,

ветви (ветки),

денница (заря).

- Но так ли это?

- Какой предстает береза в первой строфе стихотворений Фета и Есенина?

Фет

Береза разубрана прихотью мороза.

Березу разукрасил мороз.

Есенин

Береза принакрылась снегом.

Береза сама принарядилась, словно женщина.

- Общий образ стихотворений и Фета, и Есенина - ветви, они напоминают у Фета кисти винограда, у Есенина - как кисти бахромы. [8 слайд]

- Но обратите внимания на глаголы, которыми сопровождаются эти сравнения.

- У Фета - висят под тяжестью снега (связано с "разубрана"), т.е. пышно наряжена.

- У Есенина - распустились как цветы (связано с "принакрылась"), в значении "слегка украсилась".

- При всем сходстве образной системы двух стихотворений каждый поэт оказывается очень индивидуален в ее воплощении.

- В каком стихотворении лирический герой более активен, его присутствие более заметно.

Фет Есенин
у моего окна под моим окном
радостен для взгляда
я люблю замечать
жаль

- В стихотворениях Фета более важным для поэта становиться взаимоотношения человека и природы, а в стихотворениях Есенина - наслаждение от красоты виденного поэтом мира.

- Как звучат оба стихотворения?

- Задание по вариантам. Подсчитайте количество согласных и гласных звуков в первой строфе стихотворения Фета (1 вариант) и у Есенина (2 вариант).

- Подведем итоги. [9 слайд]

Фет Есенин
25 гласных звуков 22 гласных звука
27 согласных звуков 32 согласных звука

- Стихотворения двух поэтов звучат очень мелодично, напевно. Количество согласных и гласных звуков почти совпадает.

- Издавна поэты пытались уловить связь между звучанием слова и его смыслом.

- Какой гласный звук преобладает в стихотворениях?

Звук [а]

- Гласный звук [а] считается большим хорошим звуком, может быть поэтому он преобладает в обоих стихотворениях.

- Гласный звук [о] - звук восторга, а звуки [у], [и] придают настроение легкой грусти. [10 слайд]

IV. Этап анализа итогов работы, формулирования выводов по изученному материалу.

- Мы можем сказать, что и звучание двух стихотворений полностью совпадает с их настроением. Оба поэта умело используют фонику стихотворений для создания образных картин.

- Мы может подвести итог нашей работе с двумя стихотворениями больших русских поэтов: несмотря на общность темы стихотворений и образных картин, использованные сходные изобразительно-выразительные средства, совпадения в фонике стихотворений, мы почувствовали и уловили особенность, индивидуальность и неповторимость каждого из них. [11 слайд]

Презентация 2