Класс: | 6 |
Тип урока: | Усвоение нового материала |
Тема урока: | "Поэтический символ России" |
Задачи урока: | Образовательные: - совершенствование умений сравнительного анализа поэтических текстов; - совершенствование умений выявлять взаимообусловленность элементов формы и содержания литературного произведения. Развивающие: - развитие культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции; - развитие образного и аналитического мышления; - развитие общеучебных умений и навыков, в том числе учебно-интеллектуальных, учебно-коммуникативных. Воспитательные: - воспитание гражданственности и патриотизма; - формирование гуманистического мировоззрения; - формирование познавательной активности учащихся. |
Оборудование урока: | - мультимедийный проектор; - компьютер; - раздаточный материал (стихи Фета и Есенина). |
I. Организация начала урока.
Мотивация учебной деятельности и сообщение цели урока.
- Здравствуйте, ребята. Наш сегодняшний урок посвящен поэтическому символу России. [1 слайд]
- Скажите, какие ассоциации рождаются у вас, когда вы слышите слово "береза"?
- Береза стала поэтическим символом России, образом родины. [2 слайд]
II. Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению знаний.
- Мы сегодня прочитаем два стихотворения о березе. [3,4 слайд]
- Поэта А.А.Фета, жившего в 19 веке, и С.А.Есенина, жившего в 20 веке.
Выразительное чтение учителем стихотворения.
- Если вы задумаетесь над словами Н.В.Гоголя: "Родник поэзии есть красота", то сразу сможете сказать, что делает возможным сравнение этих стихотворений. [5 слайд]
III. Этап усвоения новых знаний.
- Красота природы - вот источник их вдохновения.
- Каким настроением проникнуто каждое стихотворение?
- Какие слова помогают нам уловить и понять его?
- У Фета - это настроение грусти и радости (смена настроения).
- печальная береза,
- траурный наряд,
- жаль,
- радостен для взгляда.
- У Есенина - это спокойствие и умиротворение, завороженность зимним пейзажем
- сонная тишина,
- лениво обходя кругом.
- С помощью каких изобразительных средств поэты передают свое настроение? В этой работе вам поможет словарь тропов. [6 слайд]
- Найдите эпитеты в стихотворениях поэтов.
Фет Есенин печальная береза на пушистых ветках в сонной тишине - Найдите олицетворения. Фет Есенин разубрана прихотью мороза береза принакрылась снегом - Найдите сравнения. Фет Есенин ветви, как гроздья винограда принакрылась снегом, точно серебром - Найдите метафоры в стихах. Фет Есенин траурный наряд кисти веток распустились бахромой игра денницы горят снежинки... в золотом огне
Для создания определенного настроения оба поэта используют все многообразие изобразительно-выразительных средств: сравнение, метафору, эпитеты, олицетворение.
- Совпадает ли цветовая гамма стихотворений?
- В стихотворении Фета какое прилагательное напоминает о цвете?
траурный наряд
- Почему тогда радостен для взгляда?
саван - покров из белой ткани для умерших (снежный саван)
- У Есенина?
белая береза,
точно серебром,
белая бахрома,
золотой огонь.
- Как вы думаете, когда снег похож на серебро, а когда на золото?
В разное время дня при разном освещении.
Вывод.
В стихотворении Фета пейзаж статичен, неизменен, меняется лишь настроение лирического героя, а в стихотворении Есенина пейзаж меняется в течение дня. Цветовая гамма разнообразнее в стихотворении Есенина, настроение лирического героя не претерпевает никаких изменений, меняется пейзаж. [7 слайд]
Какие образы картины, на первый взгляд, кажутся одинаковыми в стихотворениях.
береза,
ветви (ветки),
денница (заря).
- Но так ли это?
- Какой предстает береза в первой строфе стихотворений Фета и Есенина?
Фет
Береза разубрана прихотью мороза.
Березу разукрасил мороз.
Есенин
Береза принакрылась снегом.
Береза сама принарядилась, словно женщина.
- Общий образ стихотворений и Фета, и Есенина - ветви, они напоминают у Фета кисти винограда, у Есенина - как кисти бахромы. [8 слайд]
- Но обратите внимания на глаголы, которыми сопровождаются эти сравнения.
- У Фета - висят под тяжестью снега (связано с "разубрана"), т.е. пышно наряжена.
- У Есенина - распустились как цветы (связано с "принакрылась"), в значении "слегка украсилась".
- При всем сходстве образной системы двух стихотворений каждый поэт оказывается очень индивидуален в ее воплощении.
- В каком стихотворении лирический герой более активен, его присутствие более заметно.
Фет Есенин у моего окна под моим окном радостен для взгляда я люблю замечать жаль
- В стихотворениях Фета более важным для поэта становиться взаимоотношения человека и природы, а в стихотворениях Есенина - наслаждение от красоты виденного поэтом мира.
- Как звучат оба стихотворения?
- Задание по вариантам. Подсчитайте количество согласных и гласных звуков в первой строфе стихотворения Фета (1 вариант) и у Есенина (2 вариант).
- Подведем итоги. [9 слайд]
Фет Есенин 25 гласных звуков 22 гласных звука 27 согласных звуков 32 согласных звука
- Стихотворения двух поэтов звучат очень мелодично, напевно. Количество согласных и гласных звуков почти совпадает.
- Издавна поэты пытались уловить связь между звучанием слова и его смыслом.
- Какой гласный звук преобладает в стихотворениях?
Звук [а]
- Гласный звук [а] считается большим хорошим звуком, может быть поэтому он преобладает в обоих стихотворениях.
- Гласный звук [о] - звук восторга, а звуки [у], [и] придают настроение легкой грусти. [10 слайд]
IV. Этап анализа итогов работы, формулирования выводов по изученному материалу.
- Мы можем сказать, что и звучание двух стихотворений полностью совпадает с их настроением. Оба поэта умело используют фонику стихотворений для создания образных картин.
- Мы может подвести итог нашей работе с двумя стихотворениями больших русских поэтов: несмотря на общность темы стихотворений и образных картин, использованные сходные изобразительно-выразительные средства, совпадения в фонике стихотворений, мы почувствовали и уловили особенность, индивидуальность и неповторимость каждого из них. [11 слайд]