Цель урока.
- Комментируя содержание 2, 16, 25, 26 глав романа М.А. Булгакова, показать, как строятся взаимоотношения героев.
- Развивать монологическую речь, умение делать выводы, работать с текстом.
- Нравственное воспитание.
На доске записаны заповеди Иешуа.
- "Будет новый храм истины: не вера, а истина".
- "Все люди добры: не зло, а добро".
- "Любая власть есть насилие: не власть, а свобода".
Ход урока
Вступительное слово учителя.
Вполне можно утверждать, что именно собственная судьба заставила Михаила Булгакова вспомнить библейскую историю о распятии Иисуса Христа и ввести ее в роман. Таким образом, эти главы о Понтии Пилате и Иешуа стали "романом в романе", написанном героем романа Мастером.
Сообщение учащегося "Библейское сказание о распятии Христа".
Понтий Пилат. Историческая справка.
В отличие от других героев - это достоверная историческая личность. Место действия "новозаветных" глав - Иудея I века нашей эры. За Ершалаимом легко угадываются очертания исторического Иерусалима - центра Иудеи в эпоху римского императора Тиберия (14 - 37г. н.э.). Синедрион осуществлял местную власть, в то время как верховная власть принадлежала наместнику императора - прокуратору. Пилат - точное историческое имя римского прокуратора, Пилата Понтийского, управлявшего Иудеей (Палестиной) как частью Римской провинции Сирии. Это был пятый правитель Иудеи. Согласно христианской традиции, ко времени его правления относятся главные евангельские события.
Беседа по тексту 2 главы.
Каждый художник волен прибегать к всевозможным трактовкам, примерам. Булгаков из крохотной библейской сцены развернул целую драму, в которой решается вопрос добра и зла. Давайте на тексте второй главы романа рассмотрим, как решает писатель этот вопрос.
- В Новом Завете Библии есть 4 евангелия, 4 во многом расходящиеся варианта истории деяний, осуждения, казни Иисуса Христа. Мастер, по воле Булгакова, создает пятый. Главное в его изложении то, что эта история становится земной, что в е реальности невозможно усомниться.
- Как, по-вашему, что создает ощущение такой реальности?
(Описание деталей и подробностей).
- Отметьте эти детали в рассказе о Понтии Пилате и Иешуа.
- Похож Иешуа Га-Ноцри в изображении Мастера на явление потустороннее, на сына Божьего? Почему?
(Он обыкновенный человек, способный испытать и возмущение, когда ему приписывают слова и призывы, которых он не говорил, и досаду, когда Левий Матвей неверно толкует его проповеди. Он доверчив по отношению к Иуде, боится боли, тем более он боится смерти).
- При всей своей внешней человеческой обыкновенности, он необыкновенен внутренне. В чем же его необыкновенность, его сила?
(Люди, которые слушают его, готовы идти за ним, куда бы он их не повел. Секрет его силы не в смысле слов бродячего философа, не в глубочайшей его убежденности, а в абсолютной независимости его разума и духа. Ему неведомы те условности, стереотипы мышления и поведения, которыми связаны по рукам и ногам все окружающие. Он свободно разговаривает с прокуратором римским.)
- Как показывает автор независимость разума и духа Иешуа?
(Ремарки, передающие то, что испытывает Иешуа; слушающий Понтия Пилата и Иешуа секретарь).
- Что привлекло Понтия Пилата в Иешуа, почему он хотел его спасти?
(Образ Пилата демонстрирует внутреннее борение личности. В человеке сталкиваются неравные начала: личная воля и власть обстоятельств. Иешуа независим от власти обстоятельств. Пилату этого не дано. Как человек, Понтий Пилат не одобряет смертный приговор, но как прокуратор его утверждает.)
- Как же решается вопрос Добра и Зла Мастером?
(Конечно, добро побеждает зло. "Злых людей нет на свете, все люди добры". Есть люди, зажатые в тиски обстоятельств и вынужденные правдами и неправдами их преодолевать. Есть искалеченные ближними, несчастные и оттого ожесточившиеся. Но все по природе своей добры. И надо только высвободить энергию их доброты. Силой слова, убежденного, честного, открытого. И ни в коем случае не силой власти, ибо "всякая власть является насилием над людьми...настанет время, когда не будет власти ни кесарей, ни какой-либо другой. Человек перейдет в царство истины и справедливости, где вообще не надобно будет никакая власть...").
- Почему главным героем своего романа Мастер сделал Пилата, а не Иешуа?
- Прокомментируйте эпиграф к роману: "Я - часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо." (Понтий Пилат, обрекший на смерть несчастного странника, приказал тайно убить Иуду, предавшего Иисуса. В сатанинском прячется человеческое и совершает, пусть и трусливо, возмездие за предательство. Многие столетия спустя, носители дьявольского зла, чтобы искупить свою вину перед вечным странником, всегда шедшим на костер за свои идеи, обязаны стать творцами добра, вершителями справедливости.)
Выводы в конце урока.
1. Какие философские вопросы ("вечные") предлагает для обсуждения Булгаков, повествуя о трагической судьбе пятого иудейского прокуратора и бессмертии Иешуа Га-Ноцри? (Философские: что есть истина, какова цена жизни).
2. Почему в современном мире возникла потребность в изучении нравственных библейских заповедей, истории жизни Иисуса Христа?
3. В чём ценность "новозаветных" глав романа?
4. Почему критики говорят, что в новозаветных главах показан "спор о человеке"?
Итог урока - синквейн.