Проектная деятельность
Современный образовательный процесс не стоит на месте и требует от нас, педагогов, умения быстро настроиться на освоение новых методов и приемов. Буквально лет 6 назад, как говорится, жизнь заставила освоить методику исследовательской деятельности для работы с творческими детьми. А вот в последнее время все чаще в учебном процессе нам приходится пользоваться методом проектов. Метод пректов - прекрасная основа для развития метопредметных связей. Проектная деятельность позволяет формировать у учащихся целый ряд универсальных компетенций: умение увидеть цель, представить конечный продукт деятельности, спланировать свою деятельность, определить эффективные способы достижения этой цели, умение собрать необходимую информацию, умение создать презентацию и самопрезентацию, умение рефлексировать. В своей деятельности я тоже использую данный метод. Вот два примера использования метода проектов на уроках литературы при изучении творчества Н.В.Гоголя в 7-8 классах.
7 класс "Тарас Бульба"
За две недели до изучения повести Гоголя предлагаю учащимся разделиться на 5 групп. Каждый ребенок может выбрать то, что ему ближе и интереснее. Ученик может предложить и свое задание, с удовольствием иду навстречу. Ребята формируют группы, составляют план своей работы, распределяют задания для каждого члена команды.
5 групп.
1 группа - историческая. Ребята собирают информацию о казаках, о Запорожской Сечи, о современном казачестве и готовят об этом сообщения.
2 группа - лингвистическая. Ученики этой группы составляют словарь устаревших и непонятных слов из повести.
3 группа - творческая. Учащиеся готовят иллюстрации к повести различных художников, краткий рассказ о каждом из них, сами иллюстрируют отдельные эпизоды, защищают свои рисунки.
4 группа - интеллектуальная. Эта группа готовит проблемные вопросы по всей повести, итоговую викторину.
5 группа - ИКТ. Эти учащиеся создают презентации о биографии Гоголя и о героях повести "Тарас Бульба".
Каждая группа должна отчитаться о проделанной работе. Отчеты происходят по мере изучения повести. Группы 2-4 представляют результат своей работы на нескольких уроках. После заслушивания отчетов всех групп обязательно провожу рефлексию. На этом занятии ребята делятся своими впечатлениями о работе в группах, говорят о трудностях, которые были во время выполнения работы, своими пожеланиями на будущее.
Примерно по такой же схеме планирую уроки и в 8 классе при изучении комедии "Ревизор". Распределяю учащихся на 6 групп.
6 групп.
1 группа - историческая. Готовит рассказ об исторической обстановке в России во время написания пьесы.
2 группа - театральная. Заочная экскурсия в театр. Как устроен театральный зал. Законы построения пьесы.
3 группа - ИКТ. Создают презентацию о героях комедии.
4 группа - художники-декораторы. Воссоздают детали одежды героев, рисуют декорации к действиям.
5 группа - интеллектуальная. Готовят итоговую игру и тест по комедии.
6 группа - лингвисты. Создают словарь устаревших и непонятных слов из комедии.
Такой метод позволяет на основе личной заинтересованности полнее изучить произведения, глубже вникнуть в содержание и проблематику, освоить умения и навыки, которые помогут дальнейшей успешной социализации.
Компетентностный подход в обучении литературе
Это подход, акцентирующий внимание на результате образования, причём в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных проблемных ситуациях. Это подход, при котором результаты образования признаются значимыми за пределами системы образования.
Компетентностно-ориентированные задания можно использовать на любом этапе изучения художественного произведения.
На этапе первичного восприятия текста: Самостоятельное формулирование вопросов по тексту произведения (приемы "Толстые и тонкие вопросы", "Поле исследования").
На этапе анализирующего наблюдения: Исследовательские задания; творческие задания; решение проблемных вопросов; самостоятельный подбор цитат по теме и осмысление их; самостоятельное применение теоретико-литературных знаний в процессе анализа текста.
Исследовательские задания на этапе анализирующего наблюдения: Самостоятельное исследование содержательности компонента художественной системы произведения. Самостоятельное сопоставление двух или нескольких эпизодов в эпическом или монологов в драматическом произведении. Наблюдение над духовной эволюцией героя либо выявление личностной индивидуальности двух разных героев в схожих ситуациях. Самостоятельное сопоставление душевного состояния одного героя в разных ситуациях.
На этапе концептуального осмысления: Ролевой монолог (ответ на вопрос от лица литературного героя; интервью с героем); Творческий пересказ (от лица героя, с изменением рассказчика); Самостоятельное создание цветовой палитры произведения и ее комментарий; эмоциональной партитуры произведения или фрагмента и ее комментарий. Самостоятельное создание цитатной цепочки и ее комментарий; цитатной таблицы и комментарий; двухчастного дневника; цитатного диалога (литературных героев, поэтов) и комментарий. Выявление ключевых образов стихотворения и самостоятельное выписывание лексических цепочек, соотносимых с каждым из этих образов. Сопоставление различных подходов к одной и той же информации, их оценка (критическое осмысление информации).
На этапе художественной интерпретации: Собственная художественная интерпретация литературно произведения (выразительное чтение, участие в инсценировке, иллюстрирование). В форме мультимедийной презентации информационно-исследовательские проекты (поэты и писатели моего края, портрет писателя (поэта), портрет книги, заочная экскурсия); творческие проекты (образная конкретизация стихотворения, создание воображаемого сборника стихотворений поэта). В форме слайд-фильма в программе Movie Maker: подбор видеоряда к литературной теме. В форме буклета в программе Publisher: систематизация материала (по историко-литературному или теоретико-литературному материалу). Моделирование теоретико-литературного понятия; создание афиши к воображаемому; герба помещика; кроссворда; письма от имени героя.
На этапе включения произведения в общекультурный контекст. Самостоятельное сопоставление: решения сходной темы или проблемы, типа героя, мотивов в литературных произведениях разных авторов; художественного текста и произведения смежного вида искусства (интерпретирующего текста или близкого по теме, стилистике, типу героя).
Вот примеры компетентностно-ориентированных заданий при изучении поэмы М.Ю. Лермонтова "Мцыри" в 8 классе. Можно оформить ввиде презентации к уроку.
Характеристики компетентностно-ориентированного задания: деятельностное задание; выполняется самостоятельно (индивидуально, в парах или группе); имеет определенную структуру (стимул и задачная формулировка).
Стимул: Мцыри - главный герой, но в поэме нет подробного описания его внешности. Это удивительно.
Задачная формулировка: обратившись к портрету, созданному художником, предложите устное описание облика Мцыри.
С: Можно ли в портрете передать личностные качества героя?
Ф: Создайте цитатный портрет внутреннего мира Мцыри и сопоставьте с предложенным художником портретом внешнего облика.
С: Вам нужно прожить с героем Лермонтова Мцыри три дня.
Ф: Создайте эмоциональную цепочку, проследив путь Мцыри от монастыря до монастыря, впишите в нее ключевые слова, отражающие душевное состояние героя в эти три дня. Прокомментируйте результаты своего исследования.
С: Обычно люди боятся грозы, но Мцыри устремляется ей навстречу.
Ф: Найдите цитаты, соответствующие слайду. Как эти цитаты помогают нам понять внутренний мир героя.
С: Человек - царь природы или ее дитя?
Ф: Создайте цепочку цитат, выписав только одни глаголы, характеризующие действия Мцыри и барса. Предложите наблюдения, что помогло Мцыри победить?
С: Мцыри говорит, что из своих восемнадцати лет он жил только три дня.
Ф: Продолжите фразу: три дня для Мцыри - это...
С: Как вы понимаете, что значит ИСПОВЕДЬ.
Ф: Можно ли рассказ Мцыри назвать исповедью? Найдите доказательства.
С: Лермонтовский герой умирает во цвете лет.
Ф: От лица монаха скажите, что явилось причиной гибели Мцыри?
С: Жизнь - это...
Ф: Продолжите от лица разных героев эту фразу.
С: Вы художник-оформитель.
Ф:Выберите из предложенных вариантов обложку к поэме и обоснуйте свой выбор.
В современном мире от выпускника школы требуются умения оценить ситуацию, представить конечный результат своей деятельности, найти лучшие способы его достижения. Важно уметь презентовать этот результат. Все эти метопредметные умения, на мой взгляд, и развиваются в процессе компетентностно-ориентированного обучения.