Конкурс-игра "М.В. Ломоносов – великий сын России"

Разделы: Литература


Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся о М.В.Ломоносове, его научных достижениях.

Задачи:

  1. Способствовать формированию умений и навыков строить рассуждения на заданную тему.
  2. Обосновывать собственную точку зрения, работать в группе.

Оборудование:

  • компьютер, проектор;
  • портреты, тексты.

Игра ориентирована на учащихся 10-11 классов. Продолжительность игры составляет 45-60 минут. Участники игры – 2 команды, формируются по желанию учащихся.

Ход игры

I. Вступление к игре.

(Звучит музыка.)

Сценка.

Чтец: Пришел Мишенька зимним вечером к деду Луке, сбросил на лавку шубейку, спихнул валенки, стряхнул с головы шапку и вздохнул устало.

Мишенька Ломоносов: Хорошо быть Дудиными! Всего вдоволь: богачества, книг, светильников разных.

Дед: А ты попросись, может, тебя в пасынки примут.

Мишенька Ломоносов: Хорошо.

Дед: А Ломоносовыми стало быть нехорошо? Да чем они-то нас лучше? Мне свое имя дорого, вот за него я и стою. За имя ЛОМОНОСОВА, дарованное мне предками.

Бабка Матрена: Вот так разошелся у нас дедушко!

Дед: А ты, старая, не суйся в мужской разговор. То дело не бабье! Я желаю доподлинно рассказать, что такое есть фамилия ЛОМОНОСОВЫ. Ты хошь в слово-то само вслушайся, каково звучит! ЛОМОНОСОВ! А у них Ду-ди-ны... Эва, сравнил, – дуду с воеводой.

Мишенька Ломоносов: А ломаный нос хорошо ли?!

Бабка Матрена: А хошь бы и ломаный нос! Не у человека же! У судна, у лодки, у корабля.

Мишенька Ломоносов: А полуостровы как называются?

Бабка Матрена: Нельмин Нос, Канин Нос!

Дед: А слыхивал ли ты о траве ломоносе? А ломаник кто таковой? Ломаник – есть могутный человек, силач то есть. Вот сколь толкований, а дуда, как ни раскинь, всего-то и есть свистулька зряшная.

Бабка Матрена: Будя ужо, развоевался Аника-воин. Внук с улицы пришел, угостить надо чем ни то. А ты свой сказ и вдругорядь расскажешь.

Род наш, Ломоносовский, начало свое ведет от времен Ивана Грозного. Помни: ты – ЛОМОНОСОВ!

Учитель: Навсегда запомнились Михаилу Ломоносову слова деда и бабки, и куда бы судьба его не кидала, высоко нес он фамилию – ЛОМОНОСОВ. А дорога будущего ученого была терниста и трудна, часто она требовала чудеса стойкости и упорства. Когда отец Василий Дорофеевич, крестьянин, поморский рыбак, отказался отпустить его учиться, он почти пешком, с тремя рублями отправился в Москву. Выходец из самых низов народа, благодаря своим способностям, стремлению к знаниям, несгибаемой воле и энергии достиг вершин науки и обогатил многие из ее областей своими трудами.

Ребята, сегодня мы проводим игру – конкурс «М.В.Ломоносов – великий сын России». Сегодняшнее мероприятие – итоговое. На уроках и классных часах вы уже обращались к его жизни и научным открытиям. Но сколько мы бы ни говорили об этом гениальном человеке, тайна его личности так и не раскрыта наукой до сих пор. Так, может быть, стоит пристальнее вглядеться в эту личность и попробовать отгадать его великую тайну.

Фрагменты из фильма «Михайло Ломоносов».

Стихотворение С.И. Стромилова читает ученик:

В соседстве двух морей, на родине метели,
Вблизи бродящих льдов и стужи он рожден;
Снегами полюса он встречен у купели
И пышным севера сияньем озарен.

Покинув дом отца, в стране чужой, далеко,
Как хлеба, он искал познаний и наук.
Он в тайны естества сошел умом глубоко
И первый вырвал нам из лиры стройный звук.

Законник языка! ты стоишь поздней славы.
Ты первый красоту и дух его постиг,
Ты дал ему права, законы и уставы,
Хаос его стихий ты жизнию проник,
И, прелестью его украсив величавой,
Ты к силе творческой вдруг вызвал свой язык!

II. Интеллектуальная игра – конкурс «М.В.Ломоносов – великий сын России».

Презентация

Учитель: В нашей игре принимают участие две команды – команда 10 и 11 классов. Выбрано жюри в составе 3 человек (представить жюри). Команды должны показать знание жизни и достижений нашего великого гения – М.В.Ломоносова. Наша игра состоит из четырех конкурсов, но прежде чем начать конкурс, команды выбирают капитанов, придумывают название и девиз.

Представление команд.

Конкурс I "Врата учёности".

Задание 1.

Напишите в цепочку на карте (карту продолжить) названия и даты тех населенных пунктов, где в разные годы жил и учился Ломоносов (3 мин.). Карты раздать командам.

(Начисляется 1 балл за каждый правильный ответ (максимальное количество баллов в этом конкурсе – 7.)

Ответы: Холмогоры – Москва – Санкт-Петербург – Киев – Марбург – Фрейберг – Гаага – Роттердам.

Задание 2.

Отгадайте, что лежит в черном ящике?

В академии широко применялось наказание "каркулюсом". Смысл этой "педагогической" меры сводился к тому, что ученику, допускающему ошибку, вешался на шею некий знак ученического нерадения. Этот знак украшал грудь провинившегося до тех пор, пока ему не удавалось заметить ошибку у своего товарища и таким образом его "наградить" позорным знаком.

Ответ: бумажный свиток ("каркулюс").

(Максимальный балл – 2.)

Сценка (Елизавета и Ломоносов) .

(На сцену выходит Ломоносов. Елизавета сидит.)

Елизавета: Здравствуй, Михайла Васильевич! Заходи, заходи, жду.

(Ломоносов кланяется.)

Ломоносов: Здравствуй, матушка Елизавета Петровна!

Елизавета: Хочу к тебе за помощью обратиться. Слышала, что имеешь ты склонность большую к изучению летописей, истории нашей российской. Вот об этом и хочу с тобой поговорить. Да ты садись.

(Ломоносов садится.)

Елизавета: Знаешь, Михайла Васильевич, что втянулись мы нынче в войну в Европе, а враги наши распространяют многочисленные пасквили, всякие небылицы о стране нашей, особо стараются Англия и Пруссия. Надо нам, чтобы вышла в Европе книга о настоящей России написанная профессором слова. Знаю, что ты давно собираешь материалы по истории Отчизны нашей. Знаю, что привлекает тебя особенно время отца нашего Петра Алексеевича. Знаю, что хотел бы ты сам продолжить дело написания истории, начатое покойным Василием Никитичем Татищевым. Но уместно нам, чтобы о России писало перо иностранца. И нет сейчас никого, кто пользовался бы большей славой и популярностью, чем Вольтер. Я уже писала ему, чтобы принимался за книгу. Он отвечает, что примется сразу с радостью Но просит переслать ему сведения об устройстве страны, копии документов, царских указов, дипломатических бумаг, военных донесений, писем царя Петра... Да, впрочем, ты, Михайла Васильевич, лучше моего знаешь, что для того надо...

Для нас важно, что книга сия ознакомила Европу с историей российской, поразила всемогущей силой страны нашей.

Ломоносов: Соглашусь с тобой, матушка, ибо историческая наука должна служить на пользу своего народа и отвечать требованиям строгой правды, ибо справедливостью своей полезна.

Елизавета: Ну, ступай с Богом. Надеюсь на тебя, что не подведёшь.

(Уходит со сцены Елизавета. Ломоносов садится за стол, пишет. Заканчивает писать.)

Ломоносов: Нет, здесь у меня произошло смешение штилей: высокого и низкого. Не должно так быть. Низким штилем подобает токмо басни писать. Сумароков и Тредиаковский засмеют. Ну, всё, получилось.

(Откладывает листы в сторону, читает.)

Ломоносов:

О вы, которых ожидает
Отечества от недр своих
И видеть таковых желает,
Каких зовёт от стран чужих,
О ваши дни благословенны!
Дерзайте ныне ободрены
Раченьем вашим показать,
Что может собственных Платонов
И быстрых разумов Невтонов
Российская земля рождать!

Конкурс II "Он зрил сквозь целые столетья".

Задание 1.

Известно, что Михаил Васильевич Ломоносов совершил научные открытия в разных областях. Перечислите области и те научные открытия, которые были совершены нашим гениальным ученым.

На парте схема-таблица с "лучиками" – направления научных исследований учёного. Перечислить. Прокомментировать (какие открытия сделал, какие идеи выдвинул).

Каждый верный ответ (научные направления оценивается в 1 балл, каждый комментарий 2 балла).

Правильные ответы.

Физика:

  1. Учение о том, что весь мир состоит из корпускул. (В XIX веке это учение было подтверждено, а корпускулы названы молекулами.)
  2. Закон сохранения материи и движения. (Этот закон вошёл в историю под названием "закон сохранения массы".)
  3. Изобретение "ночезрительной трубы", предшественницы современных приборов для ночных наблюдений.

Астрономия:

  1. Открытие атмосферы на Венере. (В конце XVIII века это открытие было подтверждено наблюдениями западных ученых.)
  2. Теория самосвечения комет и полярных сияний.

Химия:

  1. Разработка принципов новой науки – "физической химии".
    «К химическим опытам присовокуплять… оптические, магнитные и электрические опыты, так как… химические эксперименты, будучи соединены с физическими, особливые действия показывают».
  2. 1738 г. – Первый научный труд Ломоносова «О превращении твердого тела в жидкое, в зависимости от движения предсуществующей жидкости».
  3. 1739г. – Вторая работа «О различии смешанных тел, состоящем в сцеплении корпускул» (молекул).
  4. 1743 г. – Ломоносов написал первый вариант своей известной работы «О действии химических растворителей вообще».
  5. 1745 г. – Ломоносов пишет работу «О металлическом блеске», чуть позже «О рождении и природе селитры».

Геология и минералогия:

  1. Теория о постоянных геологических изменениях земной поверхности под действием"подземного огня".
  2. Теория о возникновении металлов и минералов вследствие геологических изменений земной поверхности.

География:

  1. Разработка принципов новой науки – "экономической географии".
  2. Доказательство возможности Северного морского пути в Индию.

Литература и языкознание:

  1. Создание теории стилей в русском языке и разработка правил грамматики русского языка.
  2. Разработка новых стихотворных размеров.
  3. Открытие того, что славянский язык принадлежит к древнейшим индоевропейским языкам. Установление факта, что древнерусский язык произошел из славянского языка.

Изобразительное искусство:

  1. Создание русского мозаичного искусства.

Задание 2.

Угадать, что лежит в чёрном ящике?

Это предмет, из которого Ломоносов делал мозаику. (Цветные стёкла – смальты.)

Задание 3.

Составление мозаичных полотен.

Учитель: В 1752 году Ломоносову удалось получить разрешение на строительство стекольной фабрики. Проделав огромное количество опытов, он получил новый способ изготовления цветных стекол, не уступающих по своему качеству и внешней красоте выдающимся образцам итальянских мозаик. Ломоносов создал несколько мозаичных портретов, а также уникальную по своим размерам и художественно-техническим достоинствам картина.

Задание. Соберите из кусочков репродукцию одной из мозаик Ломоносова.

(Максимальная оценка – 5 баллов, время на выполнение задания – 3 минуты.)

Команды демонстрируют получившиеся репродукции.

Фрагмент фильма о мозаике.

Конкурс III "Блиц".

«Неизвестное об известном. Необычное в обычном. Невероятное в очевидном.»

Вопросы этого конкурса и шуточные, и серьёзные, но все они связаны с жизнью и творчеством М.В.Ломоносова.

(1 балл за правильный ответ.)

  1. Откуда взяты эти строки и кто их автор: "Скоро сам узнаешь в школе, как архангельский мужик по своей и божьей воле стал разумен и велик"?
    (Н.А. Некрасов, стихотворение "Школьник".)
  2. Какие учебники сам Ломоносов назвал "вратами своей учености"?
    ("Арифметику" Магницкого и "Грамматику" Смотрицкого.)
  3. Кем приходится Ломоносову Елизавета – Христина Цильх?
    (Женой.)
  4. О каких металлах говорилось в первой работе Ломоносова?
    (О серебре и радии.)
  5. Какие научные трактаты в стихах писал Ломоносов?
    ("Размышление по поводу северного сияния", "Письмо о пользе стекла".)
  6. По мнению Ломоносова, "…косноязычна поэзия, неосновательна философия, неприятна история, сомнительна юриспруденция без...". Чего?
    (Грамматики.)
  7. Сколько языков знал Ломоносов?
    (30 языков: русский, латинский, немецкий, французский, греческий, церковно-славянский, английский, итальянский, испанский, польский и др.)
  8. В 1748 году Михаил Васильевич написал оду в честь очередной годовщины со дня восшествия на престол императрицы Елизаветы Петровны. Какова была награда?
    (Он был награждён двумя тысячами рублей. Так как в казне на тот момент были только медные деньги, награда была выдана ими. Для того, чтобы доставить награду Ломоносову, потребовалось два воза.)
  9. Как относился Ломоносов к собственному поэтическому творчеству: "Стихотворство – моя ..., физика – мои упражнения"?
    (Утеха.)
  10. М.В.Ломоносов жил в бедности. Свои деньги часто тратил на опыты, нужды академии. Как-то раз на приеме один богатый вельможа заметил дырочку на кафтане Ломоносова и, решив поиздеваться над ним, спросил: «Что, сударь, я полагаю, это ученость выглядывает оттуда?» Внимание вопрос: Что ответил великий русский ученый?
    (Ломоносов ответил: «Это глупость заглядывает туда».)

Задание.

О чем говорится в произведении Ломоносова "Утренние размышления о Божьем Величестве".

"Там огненны валы стремятся
И не находят берегов,
Там вихри пламенны крутятся
Борющись множество веков.
Там камни, как вода кипят
Горящи там дожди шумят". (О Солнце.)

(1 балл за правильный ответ.)

Конкурс IV. Турнир красноречия.

Задание 1.

Большое значение Ломоносов придавал искусству красноречия. Он рассматривал человеческое слово как средство общения, как орудие мысли и труда.

Красноречие, по мысли Ломоносова, не столько дар природы, сколько результат выучки, плод систематических упражнений. Одновременно с этим он предостерегал от механического усвоения "техники" ораторского искусства. Речь красит не пустое "извитие словес", а глубина, важность её содержания".

Чтение с листа.

Прочитать по строфам стихотворение Ломоносова М.В. "Вечернее размышление о Божием Величестве при случае великого северного сияния".

(Максимальное количество баллов – 3.)

Вечернее размышление о божием величестве при случае великого северного сияния.

Лице свое скрывает день;
Поля покрыла мрачна ночь;
Взошла на горы чорна тень;
Лучи от нас склонились прочь;
Открылась бездна звезд полна;
Звездам числа нет, бездне дна.

Песчинка как в морских волнах,
Как мала искра в вечном льде,
Как в сильном вихре тонкой прах,
В свирепом как перо огне,
Так я, в сей бездне углублен,
Теряюсь, мысльми утомлен!

Уста премудрых нам гласят:
Там разных множество светов;
Несчетны солнца там горят,
Народы там и круг веков:
Для общей славы божества
Там равна сила естества.

Но где ж, натура, твой закон?
С полночных стран встает заря!
Не солнце ль ставит там свой трон?
Не льдисты ль мещут огнь моря?
Се хладный пламень нас покрыл!
Се в ночь на землю день вступил!

О вы, которых быстрый зрак
Пронзает в книгу вечных прав,
Которым малый вещи знак
Являет естества устав,
Вам путь известен всех планет;
Скажите, что нас так мятет?

Что зыблет ясный ночью луч?
Что тонкий пламень в твердь разит?
Как молния без грозных туч
Стремится от земли в зенит?
Как может быть, чтоб мерзлый пар
Среди зимы рождал пожар?

Там спорит жирна мгла с водой;
Иль солнечны лучи блестят,
Склонясь сквозь воздух к нам густой;
Иль тучных гор верьхи горят;
Иль в море дуть престал зефир,
И гладки волны бьют в эфир.

Сомнений полон ваш ответ
О том, что окрест ближних мест.
Скажите ж, коль пространен свет?
И что малейших дале звезд?
Несведом тварей вам конец?
Скажите ж, коль велик творец?

1743

Задание 2.

Произнести "речь" на тему: "Что меня поразило в личности М.В.Ломоносова?"

Побеждает тот, кто дольше и содержательнее говорит.

(Максимальное количество баллов 5.)

III. Подведение итогов.

Заключительное слово жюри.

Награждение.

Отзывы учащихся о проведенном конкурсе.