Цели:
- Обучающая: расширить знакомство обучающихся с лирикой М.Ю.Лермонтова, познакомить с основными мотивами его лирики; помочь обучающимся проникнуться настроением стихотворений М.Ю. Лермонтова, почувствовать их поэтичность.
- Развивающая: развивать творческое мышление, умение выбирать из огромного литературного материала наиболее важную информацию, делать выводы.
- Воспитательная: формировать любовь и уважение к литературным, музыкальным произведениям; воспитывать чувство любви к русской природе; формировать чувство толерантности, ответственности.
Оборудование: портреты М.Ю.Лермонтова, иллюстрации ребят к стихотворениям поэта, запись романсов на стихи М.Ю.Лермонтова.
Тип урока: изучение нового материала.
I. Организационный момент
- Здравствуйте, дорогие ребята! Наш урок - это урок-концерт, посвященный лирике М.Ю.Лермонтова. На уроке мы постараемся погрузиться в лирику поэта и почувствовать мелодичность и музыкальность его стихов и проникнуться настроением его лирики.
II. Поэтическая пятиминутка
-
Начинаем наш урок литературы с поэтической пятиминутки. Сегодня она посвящена, как вы сами можете догадаться, лирике М.Ю.ЛермонтоваЧтение стихотворений М.Ю.Лермонтова "Сосна", "Утес", "Листок", "Парус".
- Что объединяет данные стихотворения?
- Тема одиночества. (Размышления учащихся об одиночестве сосны, утеса, листочка...).
- М.Ю. Лермонтов. Поэт необыкновенной силы и таланта. Ему было 28 лет, когда жизнь его трагически оборвалась. Но, несмотря на такой короткий срок, он оставил нам большое количество прекрасных стихов. Слушая эти стихи, понимаешь, как одинок был этот поэт, мотив одиночества и печали постоянно звучит в его стихах. Почему?
- С самого раннего детства Михаил Юрьевич испытал, что такое одиночество: смерть матери, отдаление отца, были товарищи по играм, но не было близких друзей, не было братьев и сестер, и во взрослой жизни опять одиночество.
III. Анализ стихотворения "Воздушный корабль"
- Данное стихотворение - это свободное переложение посвященной Наполеону баллады австрийского поэта Цедлина. (Чтение стихотворения подготовленным учеником).
- Что мы знаем о Наполеоне? (Историческая справка учащегося о личности Наполеона).
- Что роднит лирического героя и образ Наполеона в предложенном стихотворении? Чувство одиночества, безысходности.
IV. Слово учителя о поэме М.Ю.Лермонтова "Беглец".
- Поэма "Беглец" написана, вероятнее всего, после поездки Лермонтова на Кавказ в 1837 году. Подзаголовок "горская легенда" указывает на связь с кавказским фольклором. Черкесская песня о юноше, вернувшемся в родной аул из похода против русских, в котором погибли его товарищи (за предательство был приговорен к изгнанию из страны). (Поэма читает учитель).
Словарная работа.
- Коран - священная книга мусульман.
- Сакля - кавказская хижина, землянка.
- Чело - лоб.
- Очи - глаза.
- Гяур - Презрительное название у мусульманина, исповедующего ислам.
- Что вы почувствовали после прочтения поэмы?
- Почему мать отреклась от своего сына?
- Как идея поэмы перекликается с мотивом одиночества в лирике М.Ю.Лермонтова?
V. Работа со стихотворением "Выхожу один я на дорогу..."
- Стихотворение написано в последний год жизни поэта. (Чтение стихотворения подготовленным учеником).
Слово учителя: Красота, музыкальность стихотворений Лермонтова привлекает многих композиторов. Некоторые стихотворения уже при жизни поэта были положены на музыку. Свыше 240 произведений Лермонтова были положены на музыку: "Парус", "На севере диком стоит одиноко...", "Воздушный корабль", "Вверху одна горит звезда", "Выхожу один я на дорогу...". Последний романс в исполнении Лемешева мы сейчас послушаем (музыка Шашиной).
Звучит романс "Выхожу один я на дорогу..." на слова М.Ю.Лермонтова
- Мы с вами сегодня на уроке прослушали стихотворения и поэму М.Ю.Лермонтова, романс на слова Лермонтова, какое чувство, настроение вызывают данные произведения? (Чувство грусти, печали)
Слово учителя: Именно такое настроение было у молодого поколения 30-х годов 19 века. Это время николаевской реакции: доносы, слежка, но совсем невыносимым было вмешательство в частную жизнь, вскрытие личной переписки. Но, несмотря на грусть и печаль, которые возникают после прочтения данных стихотворений М.Ю.Лермонтова, мы уйдем с сегодняшнего урока с ощущением праздника от соприкосновения с лирикой М.Ю.Лермонтова.
Домашнее задание: Написать сочинение-миниатюру "Истоки мотива одиночества М.Ю. Лермонтова"