Урок внеклассного чтения в 6-м классе "Александр Яшин "Спешите делать добро""

Разделы: Литература


Цель: Формировать представление о личности поэта; вникать смысл прочитанного; воспитать в учениках добро и сострадание, пробудить их к свершению добрых дел.

1. Оргмомент. Знакомство с целью урока.

Эпиграфом нашего урока является пословица «Добрые дела красят человека».

Прежде чем начать урок проведем небольшую викторину, включающей в себя отрывки из прочитанных произведений, которые тесно связаны по смыслу и между собой, и с темой урока.

2. Викторина.

1) «Полюбила ты меня, красавица ненаглядная, в образе чудища безобразного за мою добрую душу и любовь к тебе. Полюби же меня теперь в образе человека».
(Аксаков «Аленький цветочек»)

2). «Не рано уж было.
Мимо бревно суковатое плыло. Сидя, и стоя, и лежа пластал
Зайцев с десяток спасалось на нем». (Н.А.Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»).

3). «Однажды с Рукодельницей беда приключилась: пошла она на колодец за водой, опустила ведро на веревке, а веревка-то и оборвись; упало ведро в колодец».
(Одоевский «Мороз Иванович»).

— Что объединяет эти произведения?

(Старый Мазай, Рукодельница . Что можно сказать о них, судя по поступкам.

— Что же, на ваш взгляд, является самым ценным в человеке? (Добрые дела, поступки)

— Эту тему о доброте, о добрых людях мы продолжим на этом уроке.

Тема нашего урока: А. Яшин «Спешите делать добрые дела».Запишем тему в тетрадях.

3. Сначала послушаем небольшое сообщение о поэте.

4. Чтение стихотворения учителем.

5. Словарная работа.

Отчим - неродной отец;

жалеть - чувствовать жалость, печалиться;

век - столетие;

срубить - построить.

6. Чтение учеником.

7. Работа с текстом

О чем говорится в этом стихотворении?

1 строфа. С отчимом ему жилось нелегко. Наверно, отчим был требовательным человеком. Мальчик был маленьким, поэтому он иногда не понимал этого. Но отчим его вырастил.

2 строфа. Когда отчим заболел и слег, о чем он мечтал? Значит, он очень любил мальчика. За требовательностью скрывалась большая любовь. 

Александр Яшин «Спешите делать добрые дела»

Мне с отчимом невесело жилось.
Все ж он меня растил-
И оттого
Порой жалею, что не довелось
Хоть чем-нибудь порадовать его.

Когда он слег и тихо умирал,
Рассказывает мать,
День ото дня
Все чаще вспоминал меня и ждал:
«Вот Шурку бы... Уж он бы спас меня!»

Бездомной бабушке в селе родном
Я говорил: «Мол, так ее люблю,
Что подрасту и сам срублю ей дом,
Дров наготовлю,
Хлеба воз куплю».

Мечтал о многом,
Много обещал...
Да на день опоздал,
И дня того не возвратят века.

Теперь прошел я тысячи дорог.
Купить воз хлеба, дом срубить бы мог...
Нет отчима,
И бабка умерла.

Спешите делать добрые дела.

3 строфа. В родном селе бездомной бабушке он мечтал построить дом. Купить воз хлеба (очень много хлеба). Как он относился к бабушке?

4 строфа. Поэт мечтал, много обещал. У него такие добрые чувства. Но он опоздал на день. Этого дня не возвратят века.

5 строфа. Поэт самостоятельный человек. Он может все. Но отчима нет, и бабка умерла. Их не воротить.

Спешите делать добрые дела.

Какое впечатление произвело на вас это стихотворение? (Жалость). Почему? После чтения стихотворения мы задумываемся о себе, об отношении к людям.

Осуждает или оправдывает автор своего героя?

Почему стихотворение называется «Спешите делать добрые дела».

Этой же фразой автор заканчивает стихотворение. Он призывает нас, делать добрые дела, не откладывая на потом. Потом будет поздно.

Основная мысль стихотворения- поэт обращается к нам, призывает нас делать добрые дела.

8. Физминутка.

Народ очень ценит добрых людей. «Добрые дела красят человека»- гласит народная мудрость. Добрые дела - это ежедневная помощь нуждающимся, полезная деятельность, работа. Я вам дала задание, чтоб вы приготовили пословицы о доброте. Давайте послушаем вас. Доброе дело само себя хвалит.

Доброму - добрая память.

Доброе сердце доходит до сердца.

На добрый привет - добрый и ответ.

Без добрых дел нет доброго имени.

С добрым жить хорошо.

Помимо пословиц и поговорок я привела вам отрывки из сочинений учеников о доброте. Давайте прочтем и запишем.

9. Высказывания о доброте. (Из сочинений).

«Доброта - теплота и бескрайность души, готовность помочь незнакомому человеку в беде. Творить добро - обязанность каждого человека на Земле, и каждый это умеет. Добро - это цветок, добрые дела - сад, разрастающийся с каждым днем. Учить добру нужно с самых первых дней жизни».

«Доброта - это язык, на котором могут говорить немые и который глухие могут слышать.

Творите добрые дела! Спешите делать добрые дела».

10. Итог урока.

Мы сегодня очень много говорили о доброте, о добрых людях. А теперь узнаем, какие добрые дела совершаете вы. Наша школа вступила в организацию «Добрые дети мира». У нас в классе имеется «Дерево добрых дел», где вы вывешиваете свои дела. Кто хочет прочитать свои дела?

11. Домашняя работа.

Написать сочинение «Добрый человек».