Визуализация информации как средство формирования компетенций обучающихся

Разделы: Литература, Общепедагогические технологии


Меняются цели и задачи, стоящие перед современным образованием, акцент переносится с “усвоения знаний” на формирование “компетентности”. Можно соглашаться с запросами общества, предъявляемыми к образованию, или нет, но адаптировать методические приемы и средства к современному образовательному процессу необходимо, потому как методика, как и общество в целом развивается спиралеобразно, улучшая и модернизируя “хорошо работающие старые приемы” - одним из которых является визуализация.

Психологи считают, что 80% современных школьников визуалы и только 20% аудиалы и кинестетики. Наверное, это закономерно, учитывая приоритетность клиповой культуры в век глобальной компьютеризации, поэтому школе важно своевременно корректировать преподавание сообразно запросам общества, ибо разумной методикой обеспечивается “и успеваемость, и реализация программы, и дисциплина, и плодотворность работы учителя, и дальнейший рост и развитие возможностей ученика”, - так считала М.А.Рыбникова. Нам кажется, что слова корифея литературного чтения звучат вполне современно и актуально.

Какие же основные компетенции формируются методом визуализации? Мы считаем, что все ключевые компетенции (по Хуторскому А.В.) предполагают формирование способностей у учащихся находить и применять нужную информацию, работать в команде, быть готовым в течение всей жизни к постоянному самосовершенствованию. Визуализация же подготавливает и создает благоприятные условия для их формирования.

Мультимедийные энциклопедии, интеллектуальные компьютерные игры, индивидуальные и групповые создания презентаций, опорные схемы, конспекты, планы, выполненные в электронном варианте, - формируют ценностно-смысловые компетенции. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в учебной и иной деятельности.

Несомненна развивающая роль интерактивной доски в усвоении знаний. Учащиеся имеют наглядную возможность коррекции и предупреждения ошибок. Интерактивную доску можно использовать для демонстрации картин, портретов, иллюстраций; для оформления и правки творческих работ, для групповой работы на разных этапах урока. При помощи реальных объектов и информационных технологий формируются умения самостоятельно вырабатывать учебно-познавательные компетенции.

Умение создавать презентации, электронные варианты схем, учебные и внеучебные проекты; способность интегрировать науку и видеть в частном целое - формируют общепредметные и коммуникативные компетенции, которые способствуют умению общаться в группе, создавать коммуникативное поле, разумно использовать ресурсы интернета. Огромное количество тренинговых дисков дает возможность самостоятельно проверять свои знания, умения и навыки; выявлять проблемы, улучшать результаты. Учителю такие тренинги дают возможность осуществлять системный контроль за усвоением знаний, выработкой навыков и умений как на уроках русского языка, так и литературы.

Существует большое разнообразие видов визуализация на уроке: видеоролики, фрагменты кинофильмов, презентации, опорные конспекты, схемы, таблицы, планы, развернутые вопросы и ответы, матрицы-подсказки, речевые штампы, тренажеры. Все средства зрительного восприятия помогает создать технически оснащенный кабинет русского языка и литературы, в котором обязательны компьютер, интерактивная доска, принтер, сканер, мультимедийные сопровождения и интернет.

Визуализацию можно использовать на всех этапах обучения: при объяснении нового материала; при повторении; при закреплении; при контроле и систематизации; при обобщении; при выполнении домашних заданий, заучивании наизусть; при работе с текстом произведения; при самостоятельной работе…и еще можно назвать множество при..., которые учитель самостоятельно определяет в учебном процессе.

Самая используемая и любимая учителями литературы составная визуализации – это презентация.

Чаще всего на уроках литературы используется презентация как фрагмент урока: компануется иллюстративный материал, биография писателя; создается образная или сравнительная характеристика героев, комплектуется видеоряд иллюстраций, возможно, с вкраплениями видеофрагментов; используются демонстрационные программы. Реже учителя проводят уроки-презентации (урок-лекция, урок-путешествие, урок-открытие…), что более приемлемо для проведения уроков в старших классах.

Одним из самых активно-деятельностных средств при работе с текстом на уроке является опорная схема.

Учитель должен помнить, что схема не самоцель, а только метод концентрации внимания на тексте, проблеме; регулятор погружения обучающихся в ткань повествования. Предназначение схемы - помочь учащимся разобраться в содержании, проблематике, философии художественного текста. Предпочтение всегда отдается схемам-заготовкам, которые можно использовать в работе с любым текстом.

1. Особенности жанра произведения

Автор Название Тема Идея Композиция

2. Литературные герои произведения

Главное действующее лицо

Портретные характеристики

Условия жизни

Характеристика образа

Взаимоотношения с миром

3. Сопоставление героев

Эпизоды для сопоставления Сходства Различия

4. Сюжетная линия героев

Глава Место и время действия Хроника событий Круг общения Восприятие мира Характер героя

5. Этапы композиционного развития драматического действия

Действие. Место действия Завязка Кульминация Развязка

Более интересны матричные схемы или речевые штампы; они помогают ученику вырабатывать стиль, усваивать терминологию, связно излагать материал.

Нравственные уроки Достоевского.

- Разгадать тайну своего предназначения для мира главный герой решает не в акте созидания, а … Возможно ли дать счастье людям таким образом? Идейная направленность романа связана с внутренней борьбой между Богом и Дьяволом в сердце человека. По мнению Достоевского, победа остается за … Согласны ли вы с писателем? … Мы боимся людского суда, злимся даже, когда всякий пытается разбираться в тебе и поступках твоих. Страшен для человека суд...

Схема-план активизирует работу с текстом

Работа с главой из романа Гончарова:

  1. Композиционная роль главы.
  2. Месторасположение, описание Обломовки: какие художественные средства используются. Для чего?
  3. Детство Обломова: в какой атмосфере рос, какие люди окружали, как к нему относились?
  4. Образ жизни обломовцев: кого и почему напоминают жители Обломовки?
  5. Отношения к образованию Обломова и его родителей (литературная параллель).
  6. Сказки и байки нянюшек. Раскройте положительные и отрицательные стороны взаимосвязи менталитета русского народа и характера Обломова?
  7. Счастье в понимании “обломовцев”? (Сравнить с “мечтой” Обломова)

Подобные схемы помогает систематизировать материал и подготовить ученика к написанию сочинения.

Метод визуализации удобен при заучивании стихов. Для быстрого заучивания наизусть предлагаем реанимировать старую систему иллюстрирования стихов. Читаем выразительно стихотворение, затем построчно записываем на интерактивной доске, подбирая к каждой строке визуальный ряд. После прочтения целой строфы оставляем на доске только визуальный ряд и воспроизводим по нему стихотворение. Подобная игровая форма визуализации развивает память и способствует формированию образного мышления.

Конечно, литературу невозможно уложить в яркую картинку или схему, но украсить и сделать насыщеннее урок можно попытаться…

Визуализация не замена живому слову учителя.

Навыки оформления презентаций, схем, помогающие в работе с текстом, анализом произведения, видеоролики нужны как средство, обогащающее воспитанников мыслями и чувствами; способное разнообразить и сделать ярче методическое построение современного урока.

При планировании урока следует помнить: “В поступках учителя всегда лежит расчет и вдохновение”, - напоминает учителю М.А. Рыбникова.

Не следует игнорировать на уроках визуализацию, так как она способствует развитию образно-эмоциональной памяти обучающихся и формирует множество вышеуказанных компетенций. Современный урок ценен не только получаемой на нем информацией, сколько обучением в ходе его приемам работы с информацией: добывания, систематизации, обмена, эстетического оформления и демонстрации результатов.

Литература

1.www.1imu.com. –Интерактивный класс.

2. Плигин А.А. Развитие познавательных процессов в различных образовательных технологиях, М.: Народное образование, 2010 г.

3. Розов Н.Х. Некоторые проблемы применения компьютерных технологий и технологий при обучении в средней школе // Вестник МГПУ. Серия “Информатика и информатизация образования” № 1 – М.: МГПУ, 2003., с. 102-106.

4. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты. Доклад на отделении философии обучения и теории педагогики. РАО23.

Презентация