Цель: показать значение дерева рябины в жизни и поэтике русского народа.
Задачи:
- развивать умение работать с различными источниками информации;
- развивать навык самостоятельной работы;
- учить работать в группе, обосновывать мнение, принимать критику;
- развивать речь;
- показать красоту русской природы и русского языка;
- воспитывать гражданско-патриотические чувства.
Оборудование: ватман, краски; выставка фотографий и иллюстраций с изображением рябины; ветки и грозди рябины; диск с записями песен о рябине; подборка текстов, книг, энциклопедия.
Участники: учитель, ученики 6 кл., родители
Ход урока.
- Вступительное слово учителя.
- Стадия вызова:
- Составление кластера «Что мы знаем о рябине».
- Презентация кластера.
- Стадия осмысления: индивидуальная работа с источниками информации. Дополнения.
- Стадия рефлексии. Дети делятся новой информацией, выражают своё отношение к теме.
- Какие вопросы остались неосвещенными? - Почему рябину так назвали?
- В каких еще художественных произведениях показана рябина?
- Почему рябина – символ России?
Примечание: заранее дети выбрали из предложенного учителем или нашли самостоятельно в библиотеке или Интернете стихи, песни, сказки, рассказы, в которых показан образ рябины; выучили наизусть, подготовили выразительное чтение, чтение по ролям или инсценирование.
- Стадия поиска ответов на вопросы 1 и 3 ( работают двумя группами), представители групп делятся добытой информацией.
- Обобщающая беседа в форме литературно-музыкальной композиции «Угощаю рябиной» (см. приложение № 1).
- Учитель предлагает попробовать угощение – рябину в сиропе.
- Учащиеся оставляют отзывы об уроке в тетради « Я скажу так…».
- Домашнее задание: разучить песни о рябине, чтобы на следующем уроке-экскурсии спеть их.
Самоанализ.
Шестиклассники – очень активные, любознательные, мобильные дети. Опыт работы в группах и коллективе, опыт поиска информации у них есть (я применяю технологию РКМЧП и проектно-исследовательскую деятельность несколько лет). Такие виды работы они воспринимают положительно и с интересом. Умственные способности детей этого класса неравные, но хорошо то, лидеры дифференцировали участие каждого, хотя и выражали недовольство нерасторопностью одноклассников. Дети этого класса артистичны, с богатым воображением, поэтому предложили инсценировать сказку о рябинке и с удовольствием пели вместе с родительницами, приглашенными на урок. Катя Ч., проникнувшись темой, сочинила стихотворение «Одинокая рябина». Цель урока была достигнута.
Список литературы:
- Землянский А.Ф.. Одушевление.- М., Молодая гвардия, 1977.
- Тайц Я.. Рябинка.- Русский язык за рубежом, № 2, 1986, стр. 10-12.
- Брагина А.А.. Ягода-рябина.- Русский язык за рубежом, № 2, 1986, стр. 5 – 9.
- (автор неизвестен). Песни и стихи о рябине. – Русский язык за рубежом, № 2, 1986, стр. 15-16.
- Подборка стихов советских поэтов о рябине.
- Подборка рецептов приготовления рябины.
- Ситников А.. Школьный этимологический словарь русского языка.- Ростов-на-Дону, « Феникс», 2005.
- Лапатухин М.С. и др.. Школьный толковый словарь русского языка.- М, Просвещение, 1981.
- Энциклопедия для детей. Биология, т 2, гл. ред. М. Аксенова.- М, Аванта, 2004.