Литература
-
Тема родовой и исторической памяти в повести И.С. Шмелёва "Лето Господне" 2013
Цель урока: воспитание молодого поколения, уважение к прошлому страны, прививать любовь к родине, людям, родным; учить видеть то хорошее и полезное, что они делают и помогать им в меру своих сил. Урок спланирован таким образом, что на примере рода Шмелёвых читатели следят за теми шагами, которые делает маленький Ваня, чтобы стать похожим на своего благочестивого отца.
-
Урок литературы по теме "Мелочи жизни" в рассказе Н.С. Лескова "Старый гений" 2013
Урок использует приемы развития критического мышления с целью повышения познавательного интереса учащихся, совершенствования их умения исследовать художественный текст, делать выводы об актуальности проблем, поднятых в литературном произведении. Работа с текстом формирует коммуникабельную критически мыслящую личность, способную к социальному взаимодействию.
-
Урок-лекция "С.А. Есенин и Тульский край" 2013
Материал, представленный в разработке урока, использован в качестве регионального компонента в дополнение к учебной программе по литературе для учащихся общеобразовательных школ. Цель урока: познакомить с важнейшими фактами биографии, связанными с пребыванием С.А. Есенина на Тульской земле.
-
Интегрированный урок "Стрелки романовых часов" 2013
Урок посвящён русскому романсу, жизнь которому дало великое чувство любви; песням, которые так щедро украшают время влюбленных. В романсе воплотились воедино высокий слог и чистое звучание. В нем отразились думы, настроения и переживания людей. Читая стихи А.Пушкина, М.Лермонтова, А.Блока и других поэтов, невольно обращаешь внимание на их музыкальную организацию.
-
Технология педагогической мастерской на уроке русской литературы 2013
В статье представлена методическая разработка урока русской литературы в 6-м классе «Чехов смеется» по технологии педагогической мастерской. Цель работы – развивать умение учащихся самостоятельно добывать знания в процессе работы над творчеством А.П. Чехова и приобщить их к русской культуре.
-
Поэт и его подвиг. Обзор жизненного пути А.Блока 2013
Урок вызывает у учащихся интерес к поэзии А.Блока, анализирует формирование личности поэта, выясняет, какие черты характера поражали современников, выделяет особенности стиля, раскрывает уникальность и беспрецедентную широту проблематики. Александр Блок – рыцарь Прекрасной Дамы или лермонтовский Мцыри? Тяжелое и бесконечно усталое лицо поэта на портрете руки художника Сомова. Гамаюн России, вещий поэт, предсказавший «неслыханные перемены».
-
Урок-исследование по литературе по теме "Этот мир очарований, этот мир из серебра". 11-й класс 2013
Урок проводится в форме исследования. Цель: включение учащихся в процесс познания, поиска и переработки информации, обучение умению делать выводы, обобщать, сопоставлять факты в ведении дискуссии. Урок формирует у учащихся умение самостоятельно добывать знания, исследовать, делать выводы и обобщать сказанное.
-
"Нравственная культура человека в умении мерить одинаковой мерой и равноценно ценить как собственное, так и чужое достоинство…" 2013
Целm урока: привлечь внимание учеников к обсуждению вопросов, связанных с понятием "сострадание", "доброта"; познакомить ребят с Библейскими историями, раскрывающими суть этих слов; продолжить разговор о правилах поведения, оценке своих поступков; повторить жанровые признаки сказки: троекратный повтор, гипербола и др.
-
Размышления над пьесами "Бесприданница" и "Дом Бернарды Альбы". Трагедия "горячего сердца" 2013
Цели урока: рассказать ребятам о сравнительно-сопоставительном изучении драм; усовершенствовать у учащихся навыки анализа художественного произведения; научить слушать и видеть произведение; воспитать вдумчивого читателя; познакомить ребят с историей России XIX века; дать понять, что произведение – это художественное отражение жизни, психология людей того времени; научить находить опорные и ключевые слова; задавать наводящие вопросы; найти в тексте эпизоды, выражающие жизненную действительность.
-
Инфорационно-коммуникационные технологии как форма компетентностного подхода в обучении русскому языку и литературе 2013
Цель информационно-коммуникационных (компьютерных) технологий: развитие личности и формирование ключевых компетенций: информационной, коммуникативной, лингвистической, языковой и культуроведческой.
-
Урок-размышление по рассказу А.Платонова "Юшка" "Без доброты и сострадания нет человека…" 2013
Урок литературы имеет прежде всего большую воспитательную ценность. Размышление учеников над содержанием рассказа, его героями, их взаимоотношениями позволяет задуматься над такими философскими проблемами рассказа, как ценность жизни человека, сокровенность бытия, природа любви к ближнему, добро и зло, жестокость и милосердие.
-
На границе двух миров. А.С. Пушкин. Баллада "Песнь о вещем Олеге" 2013
Урок повторяет жанровые особенности баллады и летописи; сравнивает главных героев стихотворения; рассматривает, как в стихотворении отразилось противостояние «своего» и «чужого» мира; расширяет кругозор учащихся и прививает интерес к литературе и истории.
-
Урок литературы по рассказу А.Платонова "Юшка". 7-й класс 2013
Урок литературы выстроен на основе технологии встречных усилий, сотрудничества. Изучение материала основано на анализе текста с привлечением Библии, словаря Ожегова. Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый, поисковый. Цель урока: формировать умение определять тему, идею рассказа, характеризовать героев, расширить кругозор учащихся; развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, развивать художественные способности.
-
Жизнь и творчество М.Ю. Лермонтова 2013
Цель урока: знакомство с жизнью и творчеством М.Ю. Лермонтова; повторение ранее изученных произведений писателя; закрепление навыков конспектирования на слух.
-
Тема "горячего" и "холодного" сердца в русской и зарубежной литературе (по сказке В.Гауфа "Холодное сердце", фантастической повести Дж.Крюса "Тим Талер, или Проданный смех" и повести В.Железникова "Чучело") 2013
«Человек, лишенный сердца, живет по своим законам», – сказал великий грузинский поэт и государственный деятель Шота Руставели. Автор доказывает истинность этих слов, размышляя над прочитанными произведениями: сказкой В.Гауфа «Холодное сердце», фантастической повестью Дж.Крюса «Тим Талер, или Проданный смех» и повестью В.Железникова «Чучело».
-
Проектно-исследовательская деятельность учащихся старших классов (из опыта работы) 2013
В статье представлен учебный проект по литературе в старших классах: технология подготовки и реализации. Презентация может использоваться учителем для вовлечения учащихся в проектную деятельность и для знакомства со структурой нового вида работы.
-
Опыт прочтения произведений малой солженицынской прозы ("Крохотки") 2013
Книги Солженицына – история не только страны, но и души человека. Солженицын вернул в литературу героя, в котором соединились терпение, разумность, расчетливая сноровистость, умение приспособиться к нечеловеческим условиям. В статье анализируются произведения писателя.
-
"Василий Андреевич Жуковский. Баллада "Светлана"". 7-й класс 2013
Урок посвящен изучению творчества В.А. Жуковского. Следует обратить внимание учащихся на характер и художественное своеобразие его баллад, познакомить с биографией поэта и его творчеством. Нучить сравнительному анализу программных произведений Жуковского и Бюргера.
-
Открытый урок литературы по теме "К.Г. Паустовский. Рассказ "Телеграмма"" 2013
Урок учит выборочно пересказывать, внимательно относиться к слову, воспитывает в подростках чувство благодарности и заботы к родителям, умение ценить красоту и силу материнской любви.
-
Жить по правде – один из принципов жизни А.И. Солженицына 2013
На уроке показывается необычность литературной судьбы А.И. Солженицына, его талант. Ученики знакомятся с творчеством писателя.
-
Жизнь и творчество Н.А. Некрасова 2013
Урок знакомит с биографией поэта. Дается общее представление об основных вехах творчества, раскрывается глубина поэтического мастерства, колорит эпохи и ее влияние на человеческие судьбы.
-
Литературная гостиная, посвященная творчеству Н.М. Рубцова 2013
В статье описан сценарий литературной гостиной, посвященной творчеству Н.М. Рубцова: цель проведения, оформление, правила поведения в гостиной. Рассказывается о биографии и творческом пути поэта XX века Н.М. Рубцова с момента рождения, 3 января 1936 года, до трагической гибели, 19 января 1971 года. Рассказ сопровождается чтением стихотворений поэта. В заключение предлагается провести рефлексию учащихся.
-
Урок литературы по теме "Детство А.С. Пушкина. Стихотворение "Няне"" 2013
Цель урока: знакомство с некоторыми фактами биографии А.С. Пушкина, стихотворениями, посвященными няне поэта; развитие навыков выразительного чтения, словесного рисования, умения выделять в тексте произведения изобразительно-выразительные средства и определять их роль в стихотворении; обучение приемам целостного анализа текста лирического произведения.
-
Тема искусства и творчества в повести Н.В. Гоголя "Портрет" 2013
Урок литературы раскрывает тему искусства, творчества и две важнейшие проблемы, поставленные в повести, – предназначение и положение художника в обществе, вопрос о самой сущности искусства.
-
"Образ учителя в русской литературе (на материале произведений В.П. Астафьева, В.Г. Распутина, Ф.Искандера)". 8-й класс 2013
Урок задуман как занятие по «сквозной» теме обобщает знания художественных произведений, рассчитан на самостоятельную подготовку учащихся. Тема занятия раскрывается на материале произведений В.П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет», В.Г. Распутина «Уроки французского», Ф. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла». Урок сопровождается презентацией.
-
Формирование духовно-нравственных ценностей на нетрадиционных уроках литературы 2013
Статья посвящена современному уроку литературы и теоретическим проблемам современной методической науки, нетрадиционным формам урока литературы, формированию духовных и нравственных ценностей.
-
"М.Е. Салтыков-Щедрин "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил". Сатира и юмор в сказке". 9-й класс 2013
Урок обогащает представление учащихся о юморе и сатире, особенностях сатирического повествования; расширяет знание учащихся об авторской иронии, гиперболе, гротеске; выявляет связь сказки с народной сказкой; формирует умение самостоятельно работать в группе, аргументировать свою точку зрения.
-
Серебряный век русской поэзии 2013
Дать толкование понятия «Серебряный век», сделать обзор поэзии, познакомить учащихся с основными направлениями и представителями эпохи, актуализировать знания учащихся 9-го класса о творчестве поэтов Серебряного века с целью дальнейшего восприятия стихотворений указанного периода помогает презентация «Серебряный век русской поэзии».
-
Урок литературы по теме "Влияние Гражданской войны на судьбы людей" (сопоставительный анализ рассказов М.А. Шолохова "Родинка" и "Семейный человек"). 11-й класс 2013
Урок предваряет изучение романа М.А. Шолохова «Тихий Дон». После урока учащимся легче разобраться с перипетиями романа-эпопеи, понять поступки героев, сделать выводы. Рассказы «Родинка» и «Семейный человек» имеют много общего в структурном построении. Содержат в себе трагические страницы истории донского казачества. Однако причины трагедий, произошедших с людьми, разные.
-
Поиск истины по рассказу В.Г. Распутина "Женский разговор" 2013
Урок внеклассного чтения развивают навыки самостоятельного анализа прозаического произведения, учит выделять и осмысливать авторскую позицию, развивает умение видеть приемы актуализации художественного слова. Автор формирует у школьников читательскую самостоятельность, учит выражать свои мысли и чувства, возникшие при чтении произведения, давать обоснованные суждения о произведении.