Цель урока:
- Расширить знания учащихся о личной и творческой биографии писателя, вписанной в контекст русской и мировой литературы
- Помочь учащимся понять Тургенева как человека и писателя, его отношение с действительностью; помочь учащимся активно воспринимать материал
- Формировать самостоятельность, внимательность, ответственность, воспитывать интерес к творчеству писателя
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Используемое оборудование: презентация
Эпиграф:
“Ежели Пушкин имел полное право сказать, что он пробуждал “чувства добрые”,
то то же самое и с такой же справедливостью мог сказать о себе и Тургенев”.
(М.Е. Салтыков-Щедрин)
ХОД УРОКА
Вступительное слово о писателе.
Всмотритесь в его портрет. Большой лоб, умные внимательные глаза. Спокойная, чуть печальная доброжелательность. Тургенев был красивым, высоким человеком. По наблюдению современников, Тургенев был широкоплечий, “почти огромного роста, имел глаза глубокие, задумчивые, улыбка обворожительная”. Он был интересным собеседником, рассказчиком-импровизатором, он был привлекательным для серьезного литератора, и для мальчика с его наивным сознанием. За его ум и красоту его называли “богом богов”, “Юпитером Олимпийцев”. Таким человеком был Иван Сергеевич Тургенев. (слайд 3)
Сообщение целей урока
- Родился писатель в 1818 году. Что это было за время для русской литературы? Кто из писателей уже состоявшийся литератор? (Фонвизин, Крылов, Жуковский, Карамзин) (слайд4)
Пройдет несколько лет, и Белинский скажет: литературы у нас нет. Но не будем торопиться с выводами: литературы нет, а великие писатели есть.
- В 1822 году, когда Тургеневу идет 5-й год,
- А.Пушкину – 23. Через год он напишет первые строфы “Евгения Онегина”,
- Грибоедову – 27,
- Гоголю – 13
- Белинскому – 11
- Гончарову и Герцену – 10
- Достоевскому и Некрасову идет 2-й год.
- Через год родится Островский, через 4 - Сатыков-Щедрин, через 6 – Толстой.
- Все они – одно поколение. (слайды 5-6)
Сообщение учащихся о родителях Тургенева (слайд 7)
Слово учителя.
Так случилось, что Иван Сергеевич Тургенев с малых лет был свидетелем наиболее отвратительных и бесчеловечных появлений крепостнического произвола. Много позднее он произнесет свою аннибалову клятву.
- Что такое аннибалова клятва? (особенно серьезная, важная, на всю жизнь)
- В чем она состояла для Тургенева? (слайд 8)
Тургенев от природы получил отвращение к насилию, нетерпимо относился к любому проявлению несвободы. Только после смерти матери, унаследовав имение, тургенев подписал всем своим крестьянам вольную.
Тургенев едва ли не единственный русский писатель который получил достойное систематическое образование: с детства изучал языки, знал немецкий и французский, хорошо знал иностранную литературу. С 15 лет изучает гуманитарные науки в университетах Москвы, Петербурга, Берлина. Тургенев успешно выдержал магистрский экзамен. Также он был большим знатоком живописи, музыки, хорошо играл в шахматы. (слайд 9)
Сообщение учащихся “Тургенев и журнал “Современник”. (слайды 10-11)
Мы знаем Тургенева как автора повестей, рассказов, романов, критических статей, но мало кто предполагает, что он еще и стихотворец. Некоторые из его стихов были положены на музыку.
Анализ стихотворения “В дороге” (слайд 12)
Сообщение учащегося о Полине Виардо
Слово учителя.
Несмотря на постоянное нахождение за границей, Тургенев всеми думами и помыслами оставался в России. Думал о ее будущем, о славе русской литературы. Умирающий писатель отправляет письмо Толстому с просьбой вернуться к литературной деятельности.
Для русской литературы Тургенев сдела то же самое, что Петр первый для Русского государства. Тургенев не был бы тургеневым, если бы удовлетворился собственной славой и поппулярностью в мире. Трудно назвать человека, который столько сделал для пропаганды русской литературы за границей. Тургенев стремился познакомить зарубежных читателей с книгами своих друзей и недругов, если книги этого заслуживали. Даже в годы разрыва с Толстым и Достоевским Тургенев активно способствовал их изданию в Европе.
Тургенев один из ппервых писателей мира, который получил почетное звание доктора права оксфордского университета за роль в движении за отмену крепостного права в России. (слайд 14)
Замыкалось кольцо тургеневской жизни.
Стихотворение “мы еще повоюем!” читает подготовленный ученик. (слайд 15)
Лицом к лицу он встретился с той, которая пугая его, явилась в виде страшной болезни – рака спинного мозга и приносила нечеловеческие страдания. Полина Виардо записывала его последние повести. За несколько дней до смерти писатель завещает похоронить себя на Волковом кладбище в Петербурге подле своего друга Белинского. (слайд 16)
Тело писателя было отправлено в Россию и согласно завещанию похоронено на Волковом кладбище. Причем, в Петербурге ему устроили такое торжественное погребение, какого не видывали со времен кончины Пушкина.
А в Париже на проводах гроба с телом писателя в Россию французский писатель и публицист Эдмон Абу сказал: “Франция с гордостью усыновила бы Вас, если бы Вы того пожелали, но Вы всегда оставались верным России...”
“В России каждый писатель был воистину и резко индивидуален, но всех объединяло одно упорное стремление – понять, почувствовать, догадаться о будущем страны, о судьбе ее народа, об ее роли на земле”. (М. Горький)
Домашнее задание:
1. Синквейн “Иван Тургенев”
2. Мини-сочинение: “Достоин ли И.С. Тургенев титула “человек, писатель, гражданин”? (по выбору учащихся)
3. “Отцы и дети”, главы 1-5