Цели урока:
- Познакомить учащихся жизнью и творчеством Н.В.Гоголя.
- Продолжить изучение видов драматургии.
- Ознакомить учащихся с историей создания комедии.
- Воспитывать интерес к произведениям писателя.
- Развивать навыки создания презентации.
- Развивать навыки выразительного чтения, анализа текста.
Оборудование: портрет Н. В. Гоголя, мультимедиа проектор, афиши, иллюстрации к пьесе, учебник.
Ход урока
1. Очерк жизни и творчества Н.В.Гоголя (доклад учащегося).
2. Теория литературы. Драма.
3. В чем трудность изучения драматических произведений.
4. Словарная работа.
5. История создания комедии. Премьера “Ревизора” (сообщение учащегося).
6. Чтение афиши и беседа о принципах ее построения.
7. Чтение действия 1 и анализ монолога городничего.
На экране тема урока.
1. Организационный момент, сообщение целей урока.
Вступительное слово учителя:
Ребята, в этом году мы продолжаем изучать творчество Н.В.Гоголя. Послушаем сообщение о жизни и творчестве этого великого писателя (доклад учащегося).
2. Итак, “Ревизор” -драматургическое произведение. Что же это за вид литературы?
Драма (греч. – действие) – один из основных родов литературы.
Определение драмы – на экране.
В широком смысле слова драмой называется всякое литературное произведение, написанное в форме разговора действующих лиц, без авторской речи. Такие произведения предназначены для представления в театре.
На экране спроецировано:
Виды драматургических произведений:
Трагедия – произведение, в котором характер героя раскрывается в безвыходном положении, в неравной, напряженной борьбе, обрекающей его на гибель.
Драма – в узком смысле литературное произведение, изображающее сложный и напряженный конфликт, напряженную борьбу между действующими лицами.
Комедия – произведение, в котором отражается смешное жизни, осмеивается какое-либо нездоровое общественное или бытовое явление, смешные черты человеческого характера.
3. Сложность восприятия произведения этого жанра вызвана тем, что драматургия не повествует о своих героях, а раскрывает их судьбы и характеры в действии.
На экране проецируются приемы создания образа:
– рассказ действующих лиц о себе;
– высказывания о них других персонажей:
– раскрытие их поступков, поведения, жизненных позиций, взаимоотношений с
окружающими.
Автор ничего не объясняет, поэтому понять суть конфликта драматического произведения и его разрешения читатель должен сам. Важную роль играют ремарки, в которых отмечается психологическое состояние действующего лица в конкретный момент.
4. Проведем небольшую словарную работу.
Конфликт – разногласие, столкновение, лежащее в основе борьбы действующих лиц.
Завязка – событие, с которого начинается действие, влекущее за собой все последующие события в нем.
Развязка – заключительная сцена.
Мизансцена – расположение действующих лиц.
Экспозиция – вступительная часть сюжета, изображение общественной среды и жизненной обстановки, где складываются и развиваются черты характера действующих лиц, исторических условий, в которых развиваются события.
Сюжет – ряд событий, составляющих содержание произведения.
Теперь, вооружившись теоретическими знаниями, приступим к изучению бессмертной комедии Н.В.Гоголя.
5. Сообщение о создании комедии. Слово учителя.
Отдав первую редакцию комедии “Женитьба” Пушкину, Гоголь обратился к нему с просьбой о сюжете для новой комедии: “Сделайте милость, дайте какой-нибудь сюжет, хоть какой-нибудь, смешной или несмешной, но русский чисто анекдот. Рука дрожит написать… комедию”. Пушкин поделился с Гоголем одним из своих сюжетов– анекдотом о мнимом ревизоре, о забавной ошибке, которая повлекла за собой самые неожиданные последствия. На основе этой истории Гоголь написал свою комедию. В основе сюжета комедии – стремление чиновников скрыть от ревизора свои “грешки”. Гоголь осмеял как темные стороны российской действительности: произвол власти, взяточничество, невежество, хамство, казнокрадство, так и бытовую сторону жизни обитателей города: ничтожность интересов, лицемерие и ложь, пошлость, чванство, суеверие и сплетни. Комедия Гоголя затронула коренные вопросы народной, общественной жизни. Действующие лица истории о мнимом ревизоре – не частные люди, а должностные представители власти. События, связанные с ними, неизбежно захватывают много лиц: и власть имущих, и подвластных. Гоголь писал в “Авторской исповеди”: “В “Ревизоре” я решился собрать в одну кучу все дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за один раз посмеяться над всем”. “Ревизор” был закончен Гоголем 4 декабря 1835 года. В апреле 1936 года комедия была поставлена на сцене. Люди образованные и честные были в восторге. Большинство же не поняло комедии и отнеслось к ней враждебно. “Все против меня… – жаловался Гоголь в письме к знаменитому актеру Щепкину. После постановки “Ревизора” на сцене Гоголь полон мрачных мыслей. Его не во всем удовлетворила игра актеров. Его удручает всеобщее непонимание. В этих обстоятельствах ему трудно писать, трудно жить. Он решает уехать за границу, в Италию.
Известный сатирик М. Жванецкий говорил : “ Я всегда в выигрыше. Если живет мое произведение, я в выигрыше как писатель. Если оно умирает, я в выигрыше как гражданин”. Что имел в виду сатирик?
Почему “Ревизор” бессмертен? Хорошо это или плохо? Однозначного ответа быть не может.
6. Чтение афиши и замечаний для актеров.
Замечания для господ актеров дают обстоятельную характеристику героев.
В списке действующих лиц никакого ревизора нет. Значит, заглавный герой – внесценический персонаж?
На этот вопрос ответим в ходе анализа комедии.
7. Аналитическое чтение 1 действия . Анализ монолога городничего.
Как монолог городничего помогает понять нравы в городе?
Каждому из героев есть чего бояться, у всех ест грехи, все недобросовестны, никто не выполняет в городе должным образом своих обязанностей. От страха лишившись в своих рассуждениях здравого смысла, чиновники в каждом проезжем готовы видеть проверяющего. Больное русское общество заражено страшным вирусов современности -отсутствием правды на всех уровнях власти. Нет ни одного положительного образа чиновника в гоголевской комедии.
Домашнее задание:
1. Прочитать 1 и 2 действия.
2. Выступить в роли режиссера и подготовить режиссерское решение завязки (позы городничего и чиновников, их положение на сцене и т.д.)
Литература:
- А.М.Докусов, В.Г.Маранцман. Комедия Н.В.Гоголя “Ревизор” в школьном изучении. Ленинград, “Просвещение”, 1975.
- Л.Тимофеев, Н.Венгров. Краткий словарь литературоведческих терминов. М. “Просвещение”,1958.
- В.Я.Коровина. Литература 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в 2-х частях,М,Просвещение, 2007.
- С.Б.Шадрина. Литература 8 класс. Поурочные планы по учебнику В.Я.Коровиной, Волгоград, “Учитель”, 2008.
- И.В.Золотарева,Т.А.Крысова, Поурочные разработки по литературе. 8-й класс, М., “ВАКО” 2003.