Викторина по сказкам А.С. Пушкина "Что за прелесть эти сказки". 5‒6-й класс

Разделы: Литература, Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (10 МБ)


Цели и задачи:

  • Прививать интерес к чтению художественной литературы, расширить литературный кругозор детей.
  • Развивать логическое мышление, память, внимание.
  • Пробудить интерес к творчеству А.С.Пушкина
  • Воспитывать аккуратность, опрятность, вежливость.
  • Повышать самооценку детей, укреплять классный коллектив.
  • Создание условий для проявления индивидуальности каждого ребенка. выявление творческого и нравственного потенциала.

Класс заранее желательно разделить на команды, дать им домашнее задание подготовить инсценировку сказки Пушкина, название сказки держать в секрете. До урока рассадить по командам.

1 слайд. Музыкальная заставка из телевизионной детской передачи “В гостях у сказки”.

2 слайд

А.С.Пушкин сопровождает нас всю жизнь. С самого раннего детства, когда мы не умели еще читать, самые родные и близкие люди читали нам вслух про царя Салтана и царевича Гвидона. Мы с детства помним строчки: “У Лукоморья дуб зеленый…”

В Царском Селе после многолетней разлуки Пушкин встретился с поэтом В.А.Жуковским. Вечерами они бродили вдоль озера… В один из вечеров поэты решили устроить состязание – кто лучше напишет сказку в стихах. Жуковский стал писать сказку о Берендее, а Пушкин взялся писать сказку о царе Салтане.

Сказку эту он услышал от своей няни. Она была прекрасной сказочницей, ее милые сказки – необыкновенно простые и волшебные, превращались под беглым, быстрым пером поэта в поющие строчки. А.С.Пушкин в своем письме брату Льву писал: “Знаешь ли мои занятия? До обеда пишу записки, после обеда езжу верхом, вечером слушаю сказки… Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!”

Для оформления 2 слайда использовала иллюстрацию И.Билибина к “Сказке о царе Салтане”.

3 слайд. А вот как выглядит эта иллюстрация в оригинале.

Многое о А.С. Пушкине вы уже знаете. Начнем же нашу викторину.

4 слайд

5 слайд. Скажите, кто изображен на портрете? Как зовут отца Пушкина? (Сергей Львович)

6 слайд. Скажите, кто изображен на портрете? Как зовут мать Пушкина?(Надежда Осиповна)

7 слайд. Скажите, кто изображен на портрете? Как их зовут?

8 слайд. Скажите, кто изображен на портрете? Арап Петра Великого кем приходится Пушкину? (прадедушка)

9 слайд. Сколько было детей в семье Пушкиных и как их звали (Ольга, Александр, Лев)

10 слайд

Пушкин любил свое отечество – Россию и ее народ. Поэт любил деревенские песни и сказки, всегда прислушивался к живому народному говору, записывал и запоминал меткие слова и выражения. Во времена Пушкина в дворянском обществе было принято говорить на французском языке, и , бывало некоторые дворяне своей родной язык знали намного хуже французского. Чистый , живой русский язык можно было услышать только среди простолюдинов. А Пушкин знал свой язык в совершенстве. И не только знал – в своих гениальных произведениях он воплотил всю красоту родной речи.

- Кто привил Пушкину любовь к родному языку?

11-18 слайды. Команды по очереди читают информацию со слайдов. А.С. Пушкин в детстве очень любил слушать сказки, рассказанные своей няней, Ариной Родионовной. Об этом знают все. Начиная с 1827 г. - по 1828 г. Пушкин проявляет усиленный интерес к народному творчеству. Еще до этого, во время пребывания в Михайловском, он охотно слушал песни и сказки крестьян и записывал их. С 1827 года он сам начинает писать “в народном вкусе”. Сказки Пушкина не являются точным переложением народных сказок, и лишь немногое из этих сказок попало в его стихотворные сказки. Большая же часть заимствована им из немецких сказок братьев Гримм. Выбирая занимательный сказочный сюжет и переделывая его свободно во вкусу русских народных сказок, Пушкин совершенно не заботился о подлинности рассказываемых сказок. Из вышесказанного можно сделать вывод, что сказкам присущ вымысел и романтизм, но интерес к сказкам Пушкина был, есть и остается. Интересно почему? А потому что они очень народны. В них отражены эпизоды из жизни простых крестьян и бедноты. Отражен в сказках Пушкина также и определенный уклад жизни простых людей.

Инсценировка сказки. Выступает 1 команда, остальные должны угадать, что это за сказка. Оценивается выступление, ответ команды.

Сейчас вы увидите иллюстрацию к сказке, вам нужно будет назвать ее и ответить на вопросы.

  1. 19 слайд. Назовите сказку. “Сказка о мертвой царевне и семи богатырях”.
  2. К кому обращался королевич Елисей за помощью, когда искал царевну-невесту? (К солнцу, к месяцу, к ветру.)
  3. Кто ему подсказал, где искать царевну? (Ветер.)
  4. 20 слайд. Назовите сказку (клик ) “Сказка о рыбаке и рыбке”.
  5. Сколько раз старик из “Сказки о рыбаке и рыбке” закидывал невод в море? (Три раза.)
  6. С чем пришел невод в первый раз? (С одною тиной.)
  7. С чем пришел невод во второй раз? (С травой морскою.)
  8. С чем пришел невод в третий раз? (С золотой рыбкой.)
  9. Сколько лет жили старик со старухой у самого синего моря?
    (Жил старик со своею старухой
    У самого синего моря;
    Они жили в ветхой землянке
    Ровно тридцать лет и три года.)
  10. 21 слайд. Назовите сказку (клик) “Сказка о царе Салтане”.
  11. О каких чудесах говорится в “Сказке о царе Салтане”? (О чудном острове с городом, о ручной белке, о богатырях, о царевне Лебеди.)
  12. 22 слайд. Назовите сказку (клик) “Сказка о золотом петушке”. Кто подарил царю Дадону золотого петушка?
    (Вот мудрец перед Дадоном
    Стал и вынул из мешка
    Золотого петушка.)
  13. Почему золотой петушок заклевал до смерти царя Дадона? (Петушок отомстил за своего хозяина-мудреца.)
  14. 23 слайд. Назовите сказку (клик) “Сказка о попе и его работнике Балде”. Что случилось с попом с первого щелча? (“Прыгнул поп до потолка”.)
  15. Со второго? (“Лишился поп языка”.)
  16. С третьего щелчка? (“Вышибло ум у старика”.)
  17. 24 слайд. Назовите самые популярные сказки А.С.Пушкина.

25-32 слайды. Нужно ответить на вопросы. Ребята поочередно читают вопросы, отвечают на них, затем проверяют ответ.

33 слайд.Нужно найти героев сказок, побеждает та команда, которая найдет больше героев.

34 слайд. Перед вами волшебный ларец. В нем находиться волшебный предмет, вам нужно угадать, что его. Можно задавать вопросы, но только те, на который можно ответить да или нет. Появляется волшебный предмет.

35- 39слайды. Из страны сказок нам прислали телеграмма, только на них не написано от кого они. Это вам предстоит угадать. Если команда называет сказку по отрывку, то – 2 балла, если понадобилась подсказка в виде рисунка то – 1 балл.

39 слайд. Картина какого известного художника изображена на слайде слева?

Врубель Михаил Александрович. 1900. Холст, масло. 142,5 х 93,5

Царевна-Лебедь – героиня "Сказки о царе Салтане" А.С.Пушкина, навеянная образами древнеславянских мифов. Новое воплощение сказка Пушкина обрела в одноименной опере Н.А.Римского-Корсакова (1900). Врубель оформлял этот спектакль, а партию Царевны-Лебедь исполняла жена художника Надежда Забела-Врубель (1868–1913). "Все певицы, поют, как птицы, а Надя – как человек!" – говорил о ней Врубель. Но картина – не костюмированный портрет артистки, это чарующий миф о высшей красоте, о тайне ее проявления в мире. В эстетике символизма лебедь олицетворяет вдохновение, которое может и возвысить душу, и привести ее к познанию темных, таинственных сторон жизни. Художник наделяет свой образ демоническими чертами. Царевна-Лебедь – существо двойственной природы, она олицетворяет две стихии – темную, холодную водную и одновременно устремленную ввысь воздушную, небесную. Художник пытается уловить момент превращения девы в птицу, чудесную метаморфозу форм, словно тающих в последних лучах заката. Он передает ускользающее движение уходящей царевны. Изображение кажется бесплотным призрачным видением.

Инсценировка сказки. Выступает 2 команда, остальные должны угадать, что это за сказка. Оценивается выступление, ответ команды.

40-41 слайды. А сейчас мы с вами погуляем по саду, в котором когда-то гулял Пушкин. На слайде изображен сад в Болдино, где Пушкин и написал свои сказки. Задача команд собрать наливные яблоки, для того чтобы получить яблоко нужно правильно ответить на вопрос.

42-46 слайды. Назовите сказку. Если команда называет сказку по отрывку, то – 2 балла, если понадобилась подсказка в виде рисунка то – 1 балл.

Аукцион. Кто больше???

В каких сказках Пушкина встречаются числа? (“Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях”. Три щелка в “Сказке о попе и работнике его Балде”. Тридцать три богатыря, три девицы в “Сказке о царе Салтане”. Тридцать три года жили старик со старухой у синего моря, трижды закидывал невод старик в “Сказке о рыбаке и рыбке” и т. д.)

Инсценировка сказки. Выступает 3 команда, остальные должны угадать, что это за сказка. Оценивается выступление, ответ команды.

47 слайд.

Назовите имена, тех чьи портреты вы видите. Из какого произведения эти герои.

А теперь “Музыкальная угадай-ка” на уроке музыки вы с этим произведением уже познакомились. Сейчас вы услышите отрывки и вам нужно будет назвать как они называются.

48 слайд.

Сказки – это всегда чудеса и встреча с добром и злом. Вы прекрасно справились со всеми заданиями.Вот и закончилась наша викторина. Самое время выявить победителя. (считаю жетоны, которые команды получили за правильные ответы) В заключении хочу вам всем пожелать, чтобы вы читали сказки Пушкина, чтобы у вас на всю жизнь сохранились незабываемые впечатления от его чудесных произведении.

Использованная литература.

  1. Сборник сказок А.С.Пушкина.
  2. Тест заведующей библиотекой Центра образования "Школа здоровья" № 943 Александровой Ириной Михайловной.
  3. Давыдова Лариса Николаевна, учитель начальных классов МОУ г.Кургана “Лицей №12”.