Урок внеклассного чтения. Понятие "достоинство" в рассказе А.Б. Дальниченко "Похороны". 10-й класс

Разделы: Литература, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 10


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (553 кБ)


Цель урока: формирование базового понятия “достоинства” в сознании обучающихся через призму литературного произведения.

Задачи урока:

  • знакомство с биографией волгоградского писателя А.Данильченко;
  • анализ понятия “достоинство”, структура этого понятия;
  • анализ реализации понятия “достоинство” в рассказе “Похороны”.

Оформление: мультимедийная презентация по биографии писателя. Презентация.

Перед уроком дается предварительное задание для группы учащихся:

1) изучить биографию писателя А.Данильченко;

2) рассмотреть понятие “достоинство” в различных источниках и словарях.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя. Слайд 1, 2. Серьезным социально-нравственным содержанием насыщены многие произведения русских писателей. В.Астафьев, В. Шукшин, В. Домбровский, В. Распутин и многие другие затрагивали в своих повестях и рассказах нравственную проблематику, воспитывали читателя, помогали ему выбирать правильное решение. Именно к этому ряду авторов хочется отнести и волгоградского писателя Анатолия Борисовича Данильченко, чьи произведения пропитаны нравственностью и могут Вас, юных читателей, живущих в сегодняшнем жестоком мире, научить добру, справедливости, состраданию.

Одним из основных “компонентов” нравственности является, несомненно, “достоинство”. В современном мире – это одно из наиболее важных, животрепещущих понятий. Что же такое достоинство? Каким оно бывает? Как должно проявлять себя? Каждого ли человека можно назвать достойным? И наконец, как Анатолий Данильченко говорит нам о достоинстве? Вот на эти вопросы мы и попытаемся ответить на примере анализа его произведений.

Но сначала познакомимся с самим писателем.

2. Выступление группы литературоведов-биографов. Слайд 3. Анатолий Борисович Данильченко родился 8 июня 1940 года в поселке Гроза Гомельского района Гомельской области. Отец его, погибший в Польше в 1944 году, был учителем математики, мать — учительницей начальных классов. Родители с детства выработали в сыне трудолюбие, стремление к знаниям и потребность в их постоянном пополнении.

Слайд 4. Начиная с 1957-го, когда в многотиражной газете Гомсельмаша была опубликована его первая басня, А. Данильченко много сил отдавал литературному труду, выступая со стихами на страницах гарнизонной и окружной воинских газет, "Гомельской правды", журнала "Неман". Стихам были отданы его предпочтения и в первые годы обучения в Литературном институте имени М.Горького, куда он поступил в 1968 году.

Слайд 5. Придя в Литературный институт поэтом, А. Данильченко вышел в 1973 году из него прозаиком, написав первую книгу романа "Люди живут семьями", которая и осуществила рвавшийся наружу интерес к героической и повседневной жизни народа. Роман этот дорабатывался уже в Волгограде, где выпускник Литинститута начал работать сначала литсотрудником многотиражной газеты Волгоградтяжстроя "Строитель", а с 1974 года — редактором, затем старшим редактором редакционно-издательского отдела Высшей следственной школы, и вышел в свет в 1976 году.

С 1977 года А.Данильченко — член Союза писателей, а в 1985 — 1987 годах работал ответственным секретарем Волгоградской областной организации Союза писателей России.

В 90-е годы он создал и возглавил частное книжное издательство "Станица". За шесть лет активной деятельности А. Данильченко издал немало книг с общим тиражом, превышающим 1 млн. экземпляров. В основном это были произведения Понсона дю Террайля, но на полученную от француза прибыль выходили сразу три библиотеки волгоградских писателей: прозы, поэзии и первой книги молодого автора. Около двух десятков маститых и других литераторов получили трибуну для выступления перед читателями, причем прозаические произведения печатались тиражом в 5-10 тыс. экземпляров, о чем ныне можно лишь мечтать. Однако это издательство, добившееся явных успехов, практически прекратило свое существование.

Его родоначальник честно признал, что он был и остается знатоком издательского процесса, но - плохим коммерсантом. Второй причиной ухода А. Данильченко со сцены явилось его возвращение к активному творческому труду, подтверждением чего служит его новый роман "Патина". Была и третья причина: “Я часто шутил, - говорил Анатолий Борисович, - что, мол, выращу себе достойную смену и тут же уйду”.

Так оно и случилось. В 1995 году его сын Олег, которому сейчас немного за тридцать, организовал самостоятельное книжное издательство “Станица-2” (дабы не терять уже наработанное имя). Здесь трудятся профессионалы не только в книжном производстве, но и в сбыте.

В 2000 году за роман "Люди живут семьями" А. Данильченко был удостоен Всероссийской литературной премии "Сталинград".

В 2001 году Анатолий Борисович Данильченко ушел из жизни [2].

Теперь рассмотрим, что такое “достоинство”, как его понимают ученые, современный человек.

3. Выступление группы исследователей-аналитиков. Достоинство - категория, имеющая несколько планов, уровней. В самом широком, философском плане достоинство - неотъемлемое позитивное качество человека в собирательном его значении как представителя рода человеческого. Один из основоположников концепции прав человека французский просветитель Ж.-Ж.Руссо полагал, что достоинство заложено в самой сути человека: “Отказаться от своей свободы - это значит отказаться от своего человеческого достоинства, от прав человека, даже от обязанностей... Такой отказ несовместим с человеческой природой”.

Разберемся, что же включает в себя понятие “достоинство”. Очевидно, что и оно тоже неоднозначно. Когда мы говорим о достоинстве человека, то уместнее всего рассматривать следующие его составляющие:

“гражданское достоинство” накрепко ассоциируется с готовностью человека отстаивать свои законные права, это его чувство собственного достоинства, отстаивающее себя в государстве и, если надо, от самого государства;

личное достоинство – это абсолютная ценность не только нашего физического естества, требующего внешней свободы от любого рода физического насилия, но и святыня нашего уникального внутреннего естества, требующего свободы внутренней, от любого рода насилия морального;

чувство собственного достоинства – это моральная добродетель, состоящая в том, что личное достоинство человека доросло в нем до самоосознания;

человеческое достоинство - та самая абсолютная ценность человека как такового, – прежде всего как просто биологической особи со всеми ее потребностями, общими всему человеческому роду. Физическое насилие, притеснение, возмущает человеческое достоинство.

Чтобы легче было классифицировать все “определения” достоинства, представим их в форме схемы: Рисунок 1. Слайд 6

Учитель: Учитывая все вышесказанное, рассмотрев подробно структуру понятия “достоинство”, мы можем утверждать, что можно и нужно с малых лет воспитывать в человеке чувство его личного достоинства. Совесть, стыд должны быть у человека личными – не рабскими, не производными от страха или послушания – так что без воспитания такого чувства достойного воспитания не получится...

4. Слово учителя. Анализ рассказа “Похороны”. Слайд 7.

А на примере чего можно воспитать достойного человека? Конечно же, на примере героев литературных произведений. И здесь очень важно подобрать “правильные” рассказы, повести, романы – те, в которых раскрываются важные нравственные категории. Именно эти категории мы и рассмотрим в произведениях А.Б.Данильченко.

Работа с классом: Слайд 8

1. Рассказ называется “Похороны”. Как вы думаете, почему именно похороны изобразил автор в этом рассказе? Каким, на ваш взгляд, должно быть поведение любого человека на похоронах?

(По'хороны — обряд погребения тела умершего человека у многих народов мира, выражающий расставание с человеком.

Похороны, горе, страдание... Что еще можно увидеть в такой момент? Любой человек должен проявлять сочувствие, сострадание). Слайд 9

2. На какие условные части можно разделить рассказ? Как бы вы назвали каждую часть?

Рассказ условно можно разделить на три части:

  • похороны “пышные”, генеральские,
  • похороны “средние”, с выставлением горя напоказ,
  • похороны “настоящие”, вызывающие у читателя боль и сострадание.

3. Кто является связующим звеном всего рассказа?

Это посторонний наблюдатель - водитель катафалка Степан. Герой описывает обыкновенный рабочий день. У него уже сложилось определенное отношение к процессу похорон: “Степан без особого любопытства, скорее по привычке, наблюдал за всем этим. В похоронном комбинате он работал десять лет и навидался всяких похорон: пышных, как эти, до убогости скромных, шумных и тихих, скорбных и скандальных. Это стало его обыденной, зачастую нудной, тягостной работой. Ни горе людское, ни слезы, ни истерики всерьез его больше не волновали. Привык”.

4. Обратите внимание на слово “привык”, именно оно передает нам то, к чему люди теперь относятся обыденно. Давайте найдем те строки, где показана “привычка” людей быть равнодушными к чужому горю. Для этого обратимся к анализу первых похорон, когда хоронили генерала, государственного человека, выполнившего, наверняка, свой долг перед родиной, семьей, друзьями и близкими.

5. Как показаны первые похороны? С помощью каких средств автор передает нам “горе напоказ”? Как описаны родственники покойного?

Хоронили генерала, но процессия казалась ненастоящей, “словно понарошку, как театральные представления по телевизору: похоже на правду, на жизнь обычную, а все не жизнь. Парадность, чинность, торжественность и пестрота превращали похороны в некий праздник, в некое действо, лишенное горя и скорби об умершем”. Даже родственники равнодушны к происходящему, никто из них не сел в машину рядом с гробом. Писатель, чтобы подчеркнуть эту несуразность ситуации, всего лишь упоминает об одной детали – “сухие глаза вдовы”. Действительно, ее интересует только то, почему не прислали отдельную машину. Но оказывается, даже собственный сын не приехал на похороны отца: “Загранка есть загранка”.

6. Давайте понаблюдаем, как ведут себя сослуживцы на похоронах генерала. Составим сравнительную таблицу ситуаций, которые обсуждают на похоронах. (Высвечиваем на доске, анализируем лексику). Слайд 10

Тема разговора Цитаты О покойном
Поездка на кладбище

 

 

 

Рыбалка, поездка на пляж

 

 

Поездка в колхоз

“В одном месте решали, ехать на кладбище или не ехать, и склонялись к тому, чтобы не ехать, поскольку народу хватает да и вообще в такую жару нечего там делать

“В другом говорили совсем о постороннем, то ли о сегодняшней вечерней рыбалке, то ли о завтрашней поездке на пляж

“Чуть дальше курсанты обсуждали предстоящую поездку в колхоз на уборку...”

- ...Суровый был мужик, не отнимешь.

- Но и справедливый, тоже не отнимешь.

- ...Вот ведь, в лучшей больнице лежал, каких профессоров из Москвы приглашали! А толку?

- Цирроз печени есть цирроз печени...И до шестидесяти пяти не дотянул. Эх, мужчины!

Возникшее у него при виде солдатского ордена Славы уважение к генералу незаметно растворилось, исчезло”

Такие разговоры воспринимаются кощунственно: одни решали ехать или не ехать на кладбище в такую жару, другие говорили о сегодняшней вечерней рыбалке, курсанты обсуждали предстоящую поездку в колхоз на уборку. Мы так и не узнали, что за человек был генерал, как он жил, служил, любил, ненавидел. Зато мы знаем, что интересовало всех присутствующих на похоронах: кому достанется генеральский пост? Вот и всё уважение к покойному. А оно есть основа достоинства. Если нет первого, то нет и второго.

Слайд 11

- Можем ли мы этих героев назвать достойными людьми?

Нет, они не проявляют уважения ни к умершему, ни к самим себе.

7. Обратимся ко второй части рассказа: жена хоронит мужа. Степан тут же обращает внимание на вдову: “Так уж она причитала, так голосила и обвисала, едва не падая, на руках окружавших ее женщин, что все провожающие только о ней и сокрушались: “Ах, бедняжка, как переживает! Как убивается!”. Ну, наконец-то, думает читатель, теперь перед нами действительно достойный человек, с его горем, страданием, переживанием.

- Так ли это? Какие слова заставили вас отвернуться от этой героини?

Дамочка быстро преображается, когда на нее никто не обращает внимания: “Она уже не рыдала, не падала в обморок – она приказывала властным голосом”.

- А что происходит на кладбище? Как автор описывает поведение вдовы и сына в такой критической ситуации?

Еще больше лицемерия проявляет эта женщина, когда рядом с могилой начинает требовать свидетельство о смерти. Пасынок и мачеха делят наследство: “Решил все себе захапать. Не выйдет, милок. Не выйдет! Не ты наживал, а мы с отцом... Я наследница!” И здесь же, на кладбище, завязывается драка “с беспорядочным размахиванием руками, трепанием волос, царапанием и визгом”. К тому времени, когда недавних родственников растянули в разные стороны, лицо пасынка было исцарапано в кровь. Он прикладывал к лицу носовой платок и поносил вдову, не стесняясь в выражениях. И вдова, удерживаемая подругами, не оставалась в долгу. Даже более того: ее замысловатой отборной брани мог позавидовать любой уличный хулиган.

- Слово учителя. Думаем, сама сцена говорит за себя. О достоинстве вдовы даже особо говорить не стоит – его просто нет. И потеряла она его давно, судя по высказыванию пасынка. Это один из самых плохих примеров “потерянного” достоинства. Чтобы подчеркнуть нелепость ситуации, автор вкладывает в уста Степана, наблюдающего за происходящим, одно единственное слово: “Коме-едь...”. Давайте сравним, какой лексикой описывает автор поведение сына и мачехи (таблица высвечивается на доске): Слайд 12

Поведение сына Поведение мачехи
- Зоя Филипповна,- вмешался сын покойного,- ну, что вы в самом деле. Какая разница? На кладбище простимся...

- ...Все, что вам причитается, вы получите.

От неожиданности пасынок опешил на мгновение и едва было не сплошал...однако быстро пришел в себя и резко отбил ее руку

Он прикладывал к лицу носовой платок и поносил вдову, не стесняясь в выражениях...

Так уж она причитала, так голосила и обвисала, едва не падая, на руках окружавших ее женщин, что все провожающие только о ней и сокрушались...

Голосила без передышки, на одной ноте, не подпуская никого к покойному...

Глаза ее хищно впились в бумаги, сверлящий цепкий взгляд, казалось, готов был вырвать их из рук пасынка...

Вдова накинулась на него шипящей кошкой, норовя запустить руку в карман и выхватить нужные ей бумаги...

- Становится больно и противно за всех нас. Неужели мы все так равнодушны к горю, и ничего кроме денег нас не интересует?

8. Давайте обратимся к описанию последних похорон. Что говорит о них автор?

Автор описывает последние похороны: мать-старушка хоронила сына, которого ждала с Севера много лет. “Плакать она больше не могла – стояла у гроба окаменелая, почти повиснув на чужих руках. Сын был единственным человеком, связывающим ее со всем остальным миром, единокровным началом”.

- Как ведет себя Степан на этих похоронах?

Наблюдая со стороны, Степан не увидел ничего нового для себя, “однако мотора он не запускал, сидел недвижимо, повинуясь непонятному чувству – то ли жалости, состраданию, то ли щемящей безысходности, то ли чувству какой-то своей вины”. Эти чувства возникают у героя тогда, когда он видит не притворство, не показуху, а настоящее человеческое горе: “Степан не уезжал. Он не мог представить себе, почему не торопился на дачу, почему изменяет твердому правилу водителей катафалков – не поддаваться жалости и ни в чем не уступать просителям, но знал определенно, что сегодня будет ждать столько, сколько потребуется”.

Затем он подвез участников похорон до дома. Да, у Степана есть чувство собственного достоинства. Несмотря на свою черствость, он повел себя достойно Человека. Он помог просителям. Тем, для которых похороны – действительно трагедия, а не способ наживы или обычная светская церемония. Степан проявил самые лучшие качества личного достоинства, не дав себе опуститься до уровня тех самых вдов и капитанов.

- Давайте подведем итог. Слайды 13-15 .Анатолий Данильченко в этом рассказе мастерски выстраивает градацию похорон: “пышные”, “средние”, “скромные” - и это деление распространяется и на мир людских чувств: горе по сценарию, горе напоказ и горе человеческое. Его произведение заставляет нас, читателей, задуматься над многими вопросами бытия, решить для себя дилемму: быть человеком или нелюдем.

- Опираясь на рассказ, на ситуацию, описанную в нем, на образы героев, на таблицы, иллюстрирующие, что есть достоинство, попробуйте сформулировать кодекс “достойного человека”. (Эти постулаты высвечиваем на экране). Слайды 16-17.

- Живи и действуй в согласии со своей совестью и системой общечеловеческих ценностей.

- Храни свою честь и достоинство. Несмотря на трудности, старайся развивать и обогащать свои убеждения, свой внутренний мир, себя как личность.

- Поддерживай в себе чувство любви к людям, к живой и неживой природе, к родине, к близким и дальним к тебе людям. Не будь равнодушен к несправедливости.

- Обращение с другими людьми должно быть вежливым и предупредительным. Относись с должным уважением и доброжелательностью к каждому человеку.

- Будь милосердным. Сочувствуй слабым, больным, попавшим в беду, обездоленным.

- Делай добро не из тщеславия и не для показа, а как крайне важное, а порой и трудное дело.

8. Домашнее творческое задание. Проанализируйте самостоятельно рассказ А.Данильченко “В аэропорту”.

Литература

1. Данильченко, А.Б. Счастливый: Повести и рассказы [Текст]. – Волгоград: Ниж.-Волж. кн. изд-во. – 1990. – 352 с.

2. Смирнов, В.Б. По следам времени. Из истории писательской организации Царицына – Волгограда [Текст]. – Волгоград: Комитет по печати, 1996. – 528 с.: ил.