История и обществознание
-
Политические партии современной России накануне выборов. Урок в 9-х, 11-х классах) 2003
Урок объединяет не только два предмета школьного курса: историю и обществознание, но и является совместном уроком для учащихся 9-11-х классов. Подобного рода уроки можно проводить и по другим темам истории и обществоведения, особенно при рассмотрении сложных, проблемных вопросов.
-
Открытый урок по предмету "Человек и общество". Тема: "Вавилон" 2003
Урок - поиск, по воображаемой ситуации: ученики - представители разных цивили-заций собрались на искусственном спутнике "Вавилон", чтобы решить, какое государство построить. Ученики изучают материалы (сохранившиеся сведения), слушают экспертов и решают голосованием, какую модель избрать. Урок можно использовать как целиком, так и фрагментами в зависимости от подготовки учащихся.
-
Преподавание курса "Основы философии в школе" 2003
Вся многогранная культура, обусловливающая различные цивилизации, существовавшие в прошлом и существующие в наши дни, в качестве важнейшей составляющей включает в себя ту или иную сумму философских знаний. Изучение философии - необходимая сторона процесса образования. В статье предлагается вариант программы курса "Основы философии" для учащихся 10-11 классов, а также пример урока по разделу "Русская философия"
-
Зачетная форма преподавания курса истории "Россия и мир в ХХ и XXI веке" в 11-м классе 2003
Традиционно различные виды зачета используются учителями только как форма проверки знаний, здесь же зачет выступает не только как форма контроля, но и изучения учебного материала, его обобщения и систематизации, эффективно сочетаясь с блочно-модульным подходом в обучении.
-
Применение модульной технологии на уроках истории на примере урока по теме "Русский национальный характер" 2003
Урок по данной теме может рассматриваться как часть обществоведческого курса и как часть курса "История мировых цивилизаций". Он разработан с использованием технологий модульного и проблемного обучения. Данная разработка включает в себя: проект урока; технологическую карту урока для учащихся; перечень заданий.
-
Разработка урока по истории России "Быт и нравы горожанина в XVII в." (7-й класс) 2003
Интегрированный урок по изучению быта и традиций русского горожанина XVII века. Задача: проследить связь культурных ценностей прошлого и настоящего, познакомиться с технологией приготовления блюд русской кухни. Использован метод работы в поисковых группах. Учащимся дана возможность побывать в обстановке XVII века и изготовить оберег: куклу-закрутку.
-
Способы формирования хронологических знаний и умений через карточки-сорбонки 2003
Усвоения дат важных исторических событий требует механического запоминания. Для превращения скучного и малоэффективного "зазубривания" дат в интересную и продуктивную деятельность можно использовать ряд способов с карточками-сорбонками. Способы выполняются индивидуально, коллективно, в парах и в группах.
-
Методика проведения лабораторно-практической работы на базе археологического материала 2003
Всесторонне анализируя археологические находки как самостоятельный исторический источник, учащиеся делают выводы, на основе которых составляется рассказ по данной теме.
-
Четыре времени века. Обобщение и систематизация знаний на уроке истории 2003
Не разрозненные факты, а система фактов формирует убеждения, которые, в свою очередь, определяют поведение человека. Поэтому именно систематизация является краеугольным камнем в научном познании и вообще, и в исторической науке в частности. Схема сопоставления изменения общественно-политической ситуации в России со сменой времен года в природе помогает решить данную задачу.
-
Региональный компонент краеведческой работы в современных условиях школы 2003
Надвинувшаяся на Россию угроза национально-культурной деградации активизировала в обществе процесс осознания необходимости серьезного изучения мудрых глубин национальной духовной и материальной культуры и преображение ее на прочной основе народности, гуманизма и патриотизма.
-
Конспект урока истории в 6-м классе 2003
Урок простроен по традиционной сиситеме с элементами развивающего обучения. Используется поисково-исследовательский метод работы, который помогает создать проблемную ситуацию, нацелить учащихся на анализ документов, схем, рисунков.
-
Использование новых информационных технологий (НИТ) на уроках истории на примере повторительно-обобщающего урока-игры в 10-м классе по теме "Тайны мировых цивилизаций" 2003
Урок представляет собой тестовую контрольную работу, выполненную в виде исторической игры, каждый новый слайд которой отражает новый вопрос. Ответы записываются на контрольный листок и в конце урока сдаются учителю для проверки.
-
Обобщающее внеклассное мероприятие "Бизнес-класс" по теме "Экономическое развитие современной цивилизации" 2003
Данное внеклассное мероприятие разработано для учащихся 11-го класса общеобразовательной школы. Рекомендуется для проведения после завершения изучения темы "Экономическое развитие современной цивилизации" по предмету "Обществознание". Цель: используя игровые методы занятия, обобщить знания учащихся по теме.
-
Литературно-краеведческий час "Вечной памятью живы" 2003
Одна из позиций воспитательной работы в школе - воспитание гражданственности. Данное мероприятие наглядно показывает, как пробудить в ребенке патриотизм, как задеть его струны души объединенными силами искусства и краеведения.
-
Учебная игра "Исторический аукцион" 2003
Данная методика ставит целью показать место и роль исторических деятелей в истории Отечества; она призвана расширить понятийный аппарат учащихся.
-
История древнего мира, 5-й класс. Открытый урок. Тема: "Древняя Спарта" 2003
Цели: овладение учащимися основами знаний об историческом пути человечества, его социальном, духовном, нравственном опыте; формирование ценностных ориентаций и убеждений учащихся на основе личностного осмысления опыта истории, восприятии идей гуманизма, уважения прав человека и демократических ценностей, патриотизма и взаимопонимания между народами.
-
Сибирь в XVII в. (с использованием регионального компонента) 2003
Данный материал может быть использован при изучении темы "Народы России в XVII веке" как дополнительный материал о малых народах Сибири.
-
Устный журнал "История развития русского женского костюма" 2003
Историю костюма можно изучать не только на уроках технологии, но и истории, ИЗО, или использовать как внеклассное мероприятие. Ребята попадают на выставку, где показано, как развивался женский костюм со времён Древней Руси до наших дней. Учитель как экскурсовод в занимательной стихотворной форме знакомит посетителей с выставкой. А ребята дают пояснения ключевых слов, с которыми познакомились самостоятельно, проштудировав литературу библиотеки. Полученные знания закрепляются в игре.
-
Интегрированный урок: информатика - история 2003
Интегрированный урок информатика - история в 10-м классе по теме "Обобщающий урок: Русь во времена монголо-татарского нашествия". Педагогическая идея состоит в следующем: продемонстрировать связь между предметами общественного и прикладного циклов; показать разнообразие форм и методов проверки знаний учащихся.
-
Урок-обобщение по теме: "Русь во времена монголо-татарского нашествия", интегрированный урок история - информатика в 10-м классе 2003
Цель урока: показать межпредметную связь уроков гуманитарного и прикладного циклов, на примере изучения темы "Русь во времена монголо-татарского нашествия".
-
Методика проведения игры на уроках истории в системе развивающего обучения 2003
Сегодня одним из ведущих методов современного нетрадиционного урока является игровой. Игра на уроке истории - активная форма учебного занятия, в процессе которой моделируется ситуация прошлого, "оживают" участники событий, возникают альтернативные подходы к оценке проблем прошлого. Знания, приобретаемые в игре, становятся для каждого ученика личностно значимыми, эмоционально окрашенными. Игра создает яркое образно-конкретное представление об изучаемой эпохе.
-
Активные формы обучения 2003
Под активными методами обучения подразумеваются методы, основанные на коммуникациях, объективно возникающих как между учащимися, так и между учениками и учителем. Суть метода заключается в том, что ученик из ведомого превращается в управляющего процессом познания, при этом активно задействуется природная любознательность учащегося, обучение из работы превращается в игру, то есть использование активных методов становится элементом положительной мотивации ученика.
-
Гражданин России 2003
Представлена разработка интегрированного урока по истории России и правоведению. Знакомство с государственной символикой России и республики Тыва.
-
История повседневности в исследованиях старшеклассников (из опыта Вятской гуманитарной гимназии с углубленным изучением английского языка) 2003
Статья посвящена исследованиям гимназистов по истории повседневности. Эта история тех, кто не виден большой историей, это жизнь людей, которые включены в исторический процесс как рядовые участники. Основные темы исследований: история семей, школы, города. Они опираются на материалы архивов, письменную мемуаристку и устные свидетельства. История повседневности помогает гимназиста более адекватно воспринимать исторический процесс, снимается противоречие между историей и жизнью.
-
Ролевая игра с элементами творческой мастерской "На тропе белой смерти" 2003
Урок завершает изучение темы "Социальные нормы и отклоняющееся поведение". Цель первого урока: узнать, что такое наркомания, понять, почему так велика зависимость определенной части общества от страшного зелья; попытаться разобраться в том, что толкает человека на пагубный путь потребления наркотических средств. Цель второго урока - задуматься над тем, что можно сделать для предотвращения проникновения наркотиков в нашу жизнь, создать запрещающие нормы права и сравнить их с действующими статьями УК РФ. Игра является наиболее естественным способом как жизнедеятельности, так и учебной деятельности подростков. Она приближает учебный процесс к реальной жизни, позволяет моделировать отклоняющееся поведение и при этом помогает лучше усвоить правовой материал. Поэтому часть урока отводится ролевой игре.
-
Кризис военно-коммунистической политики 2003
Урок опирается на исследовательскую работу учащейся по краеведению, помогающую успешно усвоить материал, где акцент преподавания переносится с пассивного восприятия материала на активную мыслительную деятельность, способствующую рождению новых идей и решений. Использование исследовательской работы помогает критически осмысливать события и судьбы людей, показывать, что история одной семьи перекликается с судьбой всей страны.
-
Конспект урока по истории Древнего мира в 5-м классе 2003
Целью моей работы был поиск форм и методов обучения, способствующие быстрой адаптации пятиклассников при переходе из начальной школы в среднее звено. На своих уроках я обращаю особое внимание на мотивацию, воспитательный характер обучения и учет индивидуальных особенностей учащихся (разноуровневые задания).
-
Историческая игра "Путешествие в древнегреческую школу" 2003
Методическая разработка может быть использована как на уроках истории, так и во внеурочное время. Развивает у учащихся интерес к предмету, помогает обобщить материал по теме "Культура Древней Греции". Игра построена на игровой, интерактивной методике. Рассчитана на учащихся 6-х классов.
-
Интегрированный урок по литературе по теме "Сказочные богатыри" (Р.Н. и Е.В. Бунеевы "Маленькая дверь в большой мир". 2-й класс, раздел III) 2003
Интегрированный урок литературы, музыки и истории, развивающий творческое воображение учащихся, воспитывающий у них чувство патриотизма.
-
Урок истории, 11-й класс. Новая экономическая политика 2003
В истории нашего государства, нашей страны было много исторических событий и явлений, о которых и сегодня много говорят, спорят, дискутируют. Таким является вопрос и о НЭПе. На уроках истории в 11-х классах мы с учащимися попытались определить, в чем противоречивость НЭПа, его сущность, актуальность и историческая значимость (если есть таковая). Я надеюсь, что в определенной степени нам это сделать удалось.