Цели:
- формирование различных взглядов на проблему присоединения Сибири к России;
- развитие умения работать с различными историческими источниками;
- продолжить работу по формированию таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, выделение главного; хронологических и географических умений и навыков;
- воспитание коммуникативной культуры, интереса к истории родного края.
Задачи:
- создать рабочие группы, мотивировать их на достижение результатов работы, поставить проблемы урока;
- организовать самостоятельную работу в группах;
- подвести итоги урока в совместной дискуссии; организовать рефлексию.
Оборудование:
- карта “ Россия в XVI веке”;
- карта-схема “Походы Ермака и его атаманов”;
- репродукция картины В .И.Сурикова “Покорение Сибири Ермаком”;
- видеокассета “Ермак”;
- материалы из школьного краеведческого музея “Экспедиция на Ермакову горку”.
1-й урок
I. Актуализация опорных знаний. Мотивирующее начало. Исторические справки.
Происходит личностный контакт учителя с учениками, их взаимное принятие и включение мотива на совместную работу. Я пожелаю своим “коллегам-исследователям” успехов и скажу им, что я предвкушаю радость от урока, который сейчас начнется.
Вводное слово учителя.
– Далекий и таинственный край северо-восточной
Азии, названный Сибирью, привлекал внимание
людей давно, хотя его реальные географические
очертания не были известны до 18 века.
Открытие Сибири шло постепенно, первыми ее
узнали новгородцы. Их торговые и деловые
интересы были движущей силой, побуждающей к
освоению Сибири.
Тяжелое время переживала Россия в начале 80-х
годов XVI века. Поражение русских ратей на
западных границах, угроза, нависшая с юга, со
стороны крымских и азовских татар.
В начале мая 1581 года стало известно о нападении
на русские земли и ногайских татар. Неспокойно
было и на северо-востоке, за Уралом. Сложно
складывались отношения России с Сибирским
ханством. В 1580 году Кучум решил выступить против
России. Сложились такие обстоятельства, при
которых правительство России не могло выделить
дополнительных сил для защиты северо-западных
владений.
Поход дружины Ермака в Сибирь стал самым
знаменательным событием в ее открытии и началом
присоединения к России. Образ казачьего атамана
вырос до легендарной фигуры, хотя начало его
жизненного пути так и осталось неизвестным.
В разгроме ханства Кучума были заинтересованы
правительство Ивана Грозного и
солепромышленники Строгановы, но кто был
инициатором и организатором похода Ермака –
осталось загадкой истории. Более 400 лет отделяют
нас от тех событий, а неразрешенные вопросы
продолжают волновать историков.
Поход дружины Ермака в Сибирь стал границей ,
которая разделяет историю открытия и познания
нашего края на две части, до похода – это
неизведанный край, чем меньше о нем знали, тем
больше сообщали фантастических сведений. После
похода – реальное знакомство с нашим краем, о
котором остались документы, написанные как
донесения властям: отчеты, или “скаски”, т.е.
устные рассказы о реках, природе и народах
Сибири, записанные дьяками воеводских
канцелярий, челобитные на имя царя и др.. Начался
новый этап удивительной эпопеи открытия нашей
земли.
Работа с картой.
– Представьте, что вам необходимо разработать
стратегический план спасения русских земель.
Какое направление во внешней политике вы
считаете наиболее важным для России в 16 веке?
Какими военными силами будете располагать при
решении этой проблемы?
Докажите необходимость для развития торговых
связей России защиту и присоединение к
государству земель, лежащих за Уралом. Основной
военной силой считаем казачество.
Исторические справки.
Сообщения учащихся по темам:
- “Казаки на Волге и Яике”,
- “Купцы Строгановы”,
- “Ермак Тимофеевич”,
- “Сибирские летописи”.
II. Постановка проблемы. Сибирские летописи как источник знаний о походе Ермака.
– Как и почему в сибирских летописях возникло три разных взгляда на присоединение Сибири к России?
Работа в группах с фрагментами трех сибирских летописей.
Летопись 1 (Кунгуровская летопись)
“Во времена государя царя и великого князя всея России Ивана Васильевича на реке Волге и на Дону было много казаков. И по царскому повелению началось на них жестокое гонение и преследование на Волге и на дону: хватал, их по темницам сажали и предавали смертной казни. И потому атаманы и казаки ушли с Волги и Дону; Ермак Тимофеев с соратниками – 9 атаманов, Матвей Мещеряк, Иван Кольцов, с ними 540 человек – и пришли в Сибирь в 1581 году”.
Летопись 2 (Строгановская летопись)
“В 1582 году, 1 сентября, на память преподобного отца нашего Столпника, Семен, и Максим, и Никита Строгановы отправили против сибирского султана атаманов и казаков, Ермака Тимофеева с соратниками, а с ними отпустили, собрав из крепостей своих разных служилых вольных людей: Литву, и татар, и русских – отважных и смелых, достойных воинов 300 человек все вместе, сообща; и в том их войске собралось всего 840 человек, смелых и отважных. И удоволили их вознаграждением и в различные доспехи облачили их, вооружением пушками, и пищалями, и всяким оружием, и разными припасами, и всем остальным в достатке снабдили их, и проводников, знающих тот сибирский путь, и переводчиков с бусурманского языка им дали и отпустили в Сибирскую землю с миром...”
Летопись З. (Есиповская летопись)
“А Ермак каждый струг для дружины своей у Максима снаряжал по принуждению, а вовсе не по доброй воле или взаймы, но убить хотел, имущество его разграбить, хозяйство его и при нем живущих разорить вконец. И напал на Максима с угрозами. Максим же убеждал Богом и государем, чтобы по счету им запасов давать. И для того просил у них кабалу: “Когда возвратитесь, то с кого за те запасы плату взять и как вернете – точно или с прибылью?”. Тогда из войска громче всех Иван Кольцов и есаулы кричали: “Эй, мужик, что ты уже мертв, возьмем и разнесем тебя в клочья! Дай нам под расписку на каждый струг поартельно, всякому человеку из 5000 поименно З фунта пороха, свинца и оружие, три пушки полковые, по З пуда муки ржаной, несколько пудов масла и знамена полковые с иконами – каждой сотне по знамени.” Тогда напуганный до смерти Максим с помощниками своими отворил амбары хлебные и по распискам полковых писарей, соблюдая вес, выдавал денно и нощно каждому по требованию “общим счетом на струги” После работы с историческими летописями каждая группа заполняет схему, затем представители групп сообщают результаты совместной исследовательской деятельности, опираясь на проблемные вопросы. Наглядная схема заполняется и на доске. (Смотрите схему)
III. Ролевая игра.
Учащиеся делятся на три группы представителей государства, народа и купцов. От их имени они вырабатывают цели похода и освоения Сибири. Затем эти цели обобщаются, и выводится значение присоединения Сибири к России.
2-й урок.
IV. Самостоятельная работа учащихся в группах.
Группы получают различные задания.
Задание для первой группы. Работая с картосхемой, текстом учебника и документами хрестоматии определите основные этапы похода Ермака, обоснуйте свой выбор.
Задание для второй группы. Используя документы хрестоматии и текст учебника, выскажите ваше мнение об участниках похода Ермака. Какими людьми вы их представляете?
Задание для третьей группы. Используя материалы документов, иллюстрации учебника, ответьте на вопросы: “Почему имя Ермака сохранилось в песнях и легендах? Почему вокруг его имени так много споров?”
Подведение итогов работы. Обобщение выводов.
Просмотр фрагмента видеофильма “Ермак” (сюжет взятия казаками Кашлыка) и работа с репродукцией картины В.И.Сурикова “Покорение Сибири Ермаком”.
Группы получают новые задания:
1 группа.
- Каков исторический фон данного источника знаний?
- Какую информацию содержит источник?
- В чем отличие этих источников от исторических летописей?
2 группа.
- Используя карто-схему и текст учебника, составьте историческую справку о “ясачном походе в земли остяков”.
- Когда казаки проходили по территории нашего поселка?
З группа.
- Используя данные экспедиции на Ермакову горку, опираясь на материалы музея, попытайтесь найти объяснение названию археологическому памятнику.
Выступления представителей групп.
V. Рефлексия.
- Какой этап урока понравился больше?
- Какие знания помогли решать проблемы урока?
- Каких знаний вам не хватало, и чем вы воспользовались?
- Какие действия ваших друзей помогли вам решить эту проблему?
VI. Итоги.
Итоговые выступления групп явились
содержательным итогом урока. Подчеркиваю в
завершении занятия, что в ходе сегодняшнего
урока ученикам удалось увидеть на примере
собственной деятельности, как возникают
оценочные суждения о больших исторических
событиях.
Предельно кратко вспоминаю цели урока,
поставленные в начале урока, анализирую работу
групп и благодарю своих учеников за интересную,
совместную, творческую работу.
Литература:
1. История ХМАО, Екатеринбург, “Волот”, 1999 год стр. 121-131;
2. Кузнецова Ф.С. “История Сибири” ч. 1 Новосибирск: “ I4НФОЛI4О” 1999 г., стр.3б-59;
3. Хрестоматия “История ХМАО” Издательство “Волот”,стр.47- 55.;
4. Сахаров А.Н., Буганов В.И. “История Сибири с древнейших времен до конца XVII века”, М. Просвещение, 1995 г. стр 207 -209.