Интегрированный урок по истории Ханты-Мансийского округа и истории России в 10-м классе: "Поход дружины Ермака в Сибирь. Присоединение Сибири к России"

Разделы: История и обществознание


Цели:

  • формирование различных взглядов на проблему присоединения Сибири к России;
  • развитие умения работать с различными историческими источниками;
  • продолжить работу по формированию таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, выделение главного; хронологических и географических умений и навыков;
  • воспитание коммуникативной культуры, интереса к истории родного края.

Задачи:

  • создать рабочие группы, мотивировать их на достижение результатов работы, поставить проблемы урока;
  • организовать самостоятельную работу в группах;
  • подвести итоги урока в совместной дискуссии; организовать рефлексию.

Оборудование:

  • карта “ Россия в XVI веке”;
  • карта-схема “Походы Ермака и его атаманов”;
  • репродукция картины В .И.Сурикова “Покорение Сибири Ермаком”;
  • видеокассета “Ермак”;
  • материалы из школьного краеведческого музея “Экспедиция на Ермакову горку”.

1-й урок

I. Актуализация опорных знаний. Мотивирующее начало. Исторические справки.

Происходит личностный контакт учителя с учениками, их взаимное принятие и включение мотива на совместную работу. Я пожелаю своим “коллегам-исследователям” успехов и скажу им, что я предвкушаю радость от урока, который сейчас начнется.

Вводное слово учителя.

– Далекий и таинственный край северо-восточной Азии, названный Сибирью, привлекал внимание людей давно, хотя его реальные географические очертания не были известны до 18 века.
Открытие Сибири шло постепенно, первыми ее узнали новгородцы. Их торговые и деловые интересы были движущей силой, побуждающей к освоению Сибири.
Тяжелое время переживала Россия в начале 80-х годов XVI века. Поражение русских ратей на западных границах, угроза, нависшая с юга, со стороны крымских и азовских татар.
В начале мая 1581 года стало известно о нападении на русские земли и ногайских татар. Неспокойно было и на северо-востоке, за Уралом. Сложно складывались отношения России с Сибирским ханством. В 1580 году Кучум решил выступить против России. Сложились такие обстоятельства, при которых правительство России не могло выделить дополнительных сил для защиты северо-западных владений.
Поход дружины Ермака в Сибирь стал самым знаменательным событием в ее открытии и началом присоединения к России. Образ казачьего атамана вырос до легендарной фигуры, хотя начало его жизненного пути так и осталось неизвестным.
В разгроме ханства Кучума были заинтересованы правительство Ивана Грозного и солепромышленники Строгановы, но кто был инициатором и организатором похода Ермака – осталось загадкой истории. Более 400 лет отделяют нас от тех событий, а неразрешенные вопросы продолжают волновать историков.
Поход дружины Ермака в Сибирь стал границей , которая разделяет историю открытия и познания нашего края на две части, до похода – это неизведанный край, чем меньше о нем знали, тем больше сообщали фантастических сведений. После похода – реальное знакомство с нашим краем, о котором остались документы, написанные как донесения властям: отчеты, или “скаски”, т.е. устные рассказы о реках, природе и народах Сибири, записанные дьяками воеводских канцелярий, челобитные на имя царя и др.. Начался новый этап удивительной эпопеи открытия нашей земли.

Работа с картой.

– Представьте, что вам необходимо разработать стратегический план спасения русских земель.
Какое направление во внешней политике вы считаете наиболее важным для России в 16 веке? Какими военными силами будете располагать при решении этой проблемы?
Докажите необходимость для развития торговых связей России защиту и присоединение к государству земель, лежащих за Уралом. Основной военной силой считаем казачество.

Исторические справки.

Сообщения учащихся по темам:

  • “Казаки на Волге и Яике”,
  • “Купцы Строгановы”,
  • “Ермак Тимофеевич”,
  • “Сибирские летописи”.

II. Постановка проблемы.  Сибирские летописи как источник знаний о походе Ермака.

– Как и почему в сибирских летописях возникло три разных взгляда на присоединение Сибири к России?

Работа в группах с фрагментами трех сибирских летописей.

Летопись 1 (Кунгуровская летопись)

“Во времена государя царя и великого князя всея России Ивана Васильевича на реке Волге и на Дону было много казаков. И по царскому повелению началось на них жестокое гонение и преследование на Волге и на дону: хватал, их по темницам сажали и предавали смертной казни. И потому атаманы и казаки ушли с Волги и Дону; Ермак Тимофеев с соратниками – 9 атаманов, Матвей Мещеряк, Иван Кольцов, с ними 540 человек – и пришли в Сибирь в 1581 году”.

Летопись 2 (Строгановская летопись)

“В 1582 году, 1 сентября, на память преподобного отца нашего Столпника, Семен, и Максим, и Никита Строгановы отправили против сибирского султана атаманов и казаков, Ермака Тимофеева с соратниками, а с ними отпустили, собрав из крепостей своих разных служилых вольных людей: Литву, и татар, и русских – отважных и смелых, достойных воинов 300 человек все вместе, сообща; и в том их войске собралось всего 840 человек, смелых и отважных. И удоволили их вознаграждением и в различные доспехи облачили их, вооружением пушками, и пищалями, и всяким оружием, и разными припасами, и всем остальным в достатке снабдили их, и проводников, знающих тот сибирский путь, и переводчиков с бусурманского языка им дали и отпустили в Сибирскую землю с миром...”

Летопись З. (Есиповская летопись)

“А Ермак каждый струг для дружины своей у Максима снаряжал по принуждению, а вовсе не по доброй воле или взаймы, но убить хотел, имущество его разграбить, хозяйство его и при нем живущих разорить вконец. И напал на Максима с угрозами. Максим же убеждал Богом и государем, чтобы по счету им запасов давать. И для того просил у них кабалу: “Когда возвратитесь, то с кого за те запасы плату взять и как вернете – точно или с прибылью?”. Тогда из войска громче всех Иван Кольцов и есаулы кричали: “Эй, мужик, что ты уже мертв, возьмем и разнесем тебя в клочья! Дай нам под расписку на каждый струг поартельно, всякому человеку из 5000 поименно З фунта пороха, свинца и оружие, три пушки полковые, по З пуда муки ржаной, несколько пудов масла и знамена полковые с иконами – каждой сотне по знамени.” Тогда напуганный до смерти Максим с помощниками своими отворил амбары хлебные и по распискам полковых писарей, соблюдая вес, выдавал денно и нощно каждому по требованию “общим счетом на струги” После работы с историческими летописями каждая группа заполняет схему, затем представители групп сообщают результаты совместной исследовательской деятельности, опираясь на проблемные вопросы. Наглядная схема заполняется и на доске. (Смотрите схему)

III. Ролевая игра.

Учащиеся делятся на три группы представителей государства, народа и купцов. От их имени они вырабатывают цели похода и освоения Сибири. Затем эти цели обобщаются, и выводится значение присоединения Сибири к России.

2-й урок.

IV. Самостоятельная работа учащихся в группах.

Группы получают различные задания.

Задание для первой группы. Работая с картосхемой, текстом учебника и документами хрестоматии определите основные этапы похода Ермака, обоснуйте свой выбор.

Задание для второй группы. Используя документы хрестоматии и текст учебника, выскажите ваше мнение об участниках похода Ермака. Какими людьми вы их представляете?

Задание для третьей группы. Используя материалы документов, иллюстрации учебника, ответьте на вопросы: “Почему имя Ермака сохранилось в песнях и легендах? Почему вокруг его имени так много споров?”

Подведение итогов работы. Обобщение выводов.

Просмотр фрагмента видеофильма “Ермак” (сюжет взятия казаками Кашлыка) и работа с репродукцией картины В.И.Сурикова “Покорение Сибири Ермаком”.

Группы получают новые задания:

1 группа.

  • Каков исторический фон данного источника знаний?
  • Какую информацию содержит источник?
  • В чем отличие этих источников от исторических летописей?

2 группа.

  • Используя карто-схему и текст учебника, составьте историческую справку о “ясачном походе в земли остяков”.
  • Когда казаки проходили по территории нашего поселка?

З группа.

  • Используя данные экспедиции на Ермакову горку, опираясь на материалы музея, попытайтесь найти объяснение названию археологическому памятнику.

Выступления представителей групп.

V. Рефлексия.

  • Какой этап урока понравился больше?
  • Какие знания помогли решать проблемы урока?
  • Каких знаний вам не хватало, и чем вы воспользовались?
  • Какие действия ваших друзей помогли вам решить эту проблему?

VI. Итоги.

Итоговые выступления групп явились содержательным итогом урока. Подчеркиваю в завершении занятия, что в ходе сегодняшнего урока ученикам удалось увидеть на примере собственной деятельности, как возникают оценочные суждения о больших исторических событиях.
Предельно кратко вспоминаю цели урока, поставленные в начале урока, анализирую работу групп и благодарю своих учеников за интересную, совместную, творческую работу.

Литература:

1. История ХМАО, Екатеринбург, “Волот”, 1999 год стр. 121-131;

2. Кузнецова Ф.С. “История Сибири” ч. 1 Новосибирск: “ I4НФОЛI4О” 1999 г., стр.3б-59;

3. Хрестоматия “История ХМАО” Издательство “Волот”,стр.47- 55.;

4. Сахаров А.Н., Буганов В.И. “История Сибири с древнейших времен до конца XVII века”, М. Просвещение, 1995 г. стр 207 -209.