Цели урока:
- способствовать усвоению учащимися сущности понятия “гражданин”, закрепить и углубить теоретические знания о демократическом поведении личности в ходе избирательной компании;
- содействовать практическому овладению способами деятельности, отражающими роль избирателей;
- продолжить формирование навыков коллективной, групповой и дискуссионной работы, развивать аналитические умения школьников;
- стремиться воспитывать учащихся в духе гражданственности, на конкретном примере показать необходимость активной гражданственной позиции.
Новые понятия:
- “гражданское совершеннолетие”;
- гражданская ответственность перед обществом.
Оборудование: анкета “Гражданское совершеннолетие” (см. Приложение I), заполненные листы с подписями в поддержку кандидатов, программы кандидатов, агитационная литература, подготовленная помощниками кандидатов в Совет Школы. Бланки и урна для голосования. Памятный знак победителю игры.
Оформление класса: подготовка отдельного стола “Центризберком”, места для голосования с урной, таблица для подведения итогов анкетирования наносится на доску, агитационная литература кандидатов.
Подготовка урока: подобная форма урока предполагает длительную подготовительную работу и со стороны учащихся и со стороны учителя. На первых этапах учитель координирует деятельность школьников.
Предварительно учащиеся получают задание: выбрать из своей среды пять человек, которые способны отстаивать их интересы в Совете Школы. Создается инициативная группа по разработке анкеты “Гражданское совершеннолетие” (см. Приложение I). На втором этапе, выбранные претенденты в кандидаты на выборы в Совет Школы должны собрать в свою поддержку голоса своих одноклассников. В ходе первого тура борьбы остаются двое, набравшие большее число голосов и продолжающие избирательную компанию. На третьем этапе кандидаты собирают команду помощников (по 2 человека у каждого кандидата) и вместе с ними разрабатывают предвыборную программу. Учитель предлагает ряд вопросов, которые позволят школьникам сориентироваться в составлении программы (см. Приложение II). Для иллюстрации можно предложить одну из предвыборных программ реальных кандидатов в городское собрание, в областную Думу или в президенты. На этом же этапе по завершении составления программ, помощники получают задание: организовать рекламную компанию в поддержку своего кандидата (это могут быть и рекламные листы, и рекламные плакаты). Важно подчеркнуть, что в ходе рекламной компании не использовались “грязные” политические технологии: антиреклама конкурента, подкупы голосов, давление. Оставшиеся учащиеся получают задание подготовить вопросы к кандидатам. Четвертый этап – это сама игра, которая длится в течение урока.
В игре принимают участие все учащиеся, двое – в роли “кандидатов”, четыре человека – в роли “помощников” кандидатов, остальные – в качестве “избирателей”. “Кандидаты” и “помощники” подготавливают выступления по защите своих программ. “Избиратели” должны взвесить все “за” и “против” в позиции каждого кандидата, прежде чем отдать свой голос за одного из них.
Ход урока
Организационный момент: проверка подготовленности класса к уроку (количество присутствующих на уроке учеников), раздаются листы с программой кандидатов, бланки анкеты “Гражданское совершеннолетие”. Вывешивается агитационная литература кандидатов.
Вводное слово учителя, в котором он знакомит учащихся с ходом сегодняшней игры и подводит учеников к пониманию темы урока: “Гражданское совершеннолетие”.
В течение нескольких предыдущих уроков мы знакомились с основными формами политического участия личности в жизни общества и обязанностями гражданина, среди которых главной является активное участие гражданина в политической жизни общества и управлении страной. Только тогда, когда человек способен подняться до интересов общества, умеет политически грамотно отстаивать свои интересы, мы можем говорить о гражданском совершеннолетии личности.
Все вы по Конституции РФ в 18 лет получите избирательные права, а значит, сможете участвовать в жизни государства, отдавая свой голос в защиту той или иной точки зрения, того или иного кандидата. Однако свою гражданскую позицию нужно уметь отстаивать уже сейчас, потому что “гражданское совершеннолетие” наступает не с факта получения избирательных прав, а с того времени, когда вы не просто знаете свои права, но и умеете ими пользоваться.
На сегодняшнем уроке вам представится возможность поучаствовать в выборах: кому-то в качестве кандидатов в члены Совета Школы, а кому-то уже сейчас предстоит стать избирателями. Может быть, будут и те, кто выберет пассивную форму политического поведения, а проще говоря, решить в выборах не участвовать.
Перед выборами социологи проводят исследования среди населения, дабы узнать настроение избирателей. Не будем и мы отходить от этой традиции. Прошу вас ответить на вопросы анкеты. Члены “Центризберкома” ее соберут и начнут обрабатывать, пока будут идти предвыборные дебаты. С результатами анкеты мы познакомимся перед выборами.
Начало игры
Учитель предлагает вытянуть жребий для начала избирательной компании, которая строится по следующему плану:
Этапы игры:
- Знакомство с кандидатами (6 минут). По очереди кандидаты выступают перед избирателями, знакомят их с фактами своей биографии и своей программой.
- Выступления помощников кандидатов (6 минут). В случае необходимости они разъясняют отдельные положения программы, акцентируют внимание избирателей на личных качествах кандидатов.
- Прения (10 минут). Избиратели задают вопросы,
выступают в поддержку или с критикой программных
положений, приводя аргументы в подтверждение ее
несостоятельности.
Большая роль при обсуждении программ принадлежит учителю. Он открывает дискуссию и направляет ее. Задача учителя вести игру, а не навязывать свою точку зрения. Он строго следит за регламентом, при необходимости задает вопросы по программе кандидатам, ограничивает некорректные выпады со стороны оппонентов. Перед заключительной частью игры учитель знакомит с итогами анкетирования. - Выборы (3 минуты). Итогом игры являются тайные выборы кандидата. Учащиеся на чистых бланках с печатью учебного заведения (их количество равно числу присутствовавших в классе учеников) пишут фамилию кандидата, за которого они отдают свой голос, и помещают свой лист в урну для голосования, находящуюся за ширмой.
- Мозговой штурм.
Задание классу: скажите, в чем проявляется гражданская ответственность человека перед обществом (полученные варианты ответов записываются на доску).
Гражданин – человек высоких нравственных качеств, обладающий политической и правовой культурой, политически активный, живущий нуждами и интересами своей страны.
Итоги урока: “Центризберком” проводит подсчет голосов, пока проходит игра “Мозговой штурм”. Когда итоги подведены, учитель оглашает результаты игры, поздравляет с победой кандидата и вручает памятный знак “Кандидат от 11-го класса в Совет Школы на 200__ год”. Звучит гимн гимназии № 9.
Приложение I
Анкета “Гражданское совершеннолетие” (примерный вариант)
1. Как вы считаете, демократическое правление – это
- Осуществление власти народом через своих представителей, избранных в представительные органы,
- Передача властных функций наиболее достойным профессионалам в разных сферах общественной жизни,
- Результат борьбы политических партий и передача властных полномочий победившей партии.
2. Каково ваше отношение к следующему суждению: простые люди не должны участвовать в разработке и принятии политических решений, это дело политиков.
- Согласен,
- Не согласен,
- Не знаю.
3. От чего зависит благополучие человека?
- От самого человека,
- От того, на сколько справедливо устроено общество,
- От связей и родственников.
4. Если бы вам завтра пришлось принять участие в выборах, то…
- Принял бы активное участие,
- Не принял бы участия,
- Затрудняюсь ответить.
Приложение II
Алгоритм подготовки к избирательной компании кандидатов от класса
1. Выбрать из одноклассников 2-х человек в группу “помощников” кандидатов.
2. Вместе с “помощниками” разработать отличительный знак вашей команды и девиз предвыборной компании. Отличительный знак должны иметь все члены команды.
3. Вместе с “помощниками” разработайте проект своей программы с учетом следующих советов и пожеланий:
- Первая часть предвыборной программы обычно посвящается кратким анкетным данным.
- Вторая часть – конкретные предложения и критика. Сформулируйте основные направления совершенствования работы школы, которые мог бы, по вашему мнению, возглавить Совет Школы. Определите цели каждого из этих направлений и средства их достижения. Что нового в жизни учащихся может произойти с вашим появлением в Совете Школы. Приведите доводы в пользу предложенных вами мер.
- Попытайтесь в своей программе ответить на следующие вопросы: Нужна ли демократизация школы, в которой я учусь? Может ли школа влиять на формирование демократической политической культуры старшеклассников? Можно ли добиться большей свободы и ответственности ученика в школьном учебном процессе?
На базе созданной программы подготовить выступление в объеме 5 минут. Помощники подготавливают на 2 минуты тезисы в защиту поддерживаемого кандидата.
Приложение III
Бланки анализа анкет “Гражданское совершеннолетие”
Вопрос 1 | Осуществление власти народом через своих представителей, избранных в представительные органы | Передача властных функций наиболее достойным профессионалам в разных сферах общественной жизни | Результат борьбы политических партий и передача властных полномочий победившей партии |
Как вы считаете, демократическое правление – это… |
Вопрос 2 | Согласен | Не согласен | Не знаю |
Каково ваше отношение к следующему суждению: простые люди не должны участвовать в разработке и принятии политических решений, это дело политиков |
Вопрос 3 | От самого человека | От того, на сколько справедливо устроено общество | От связей и родственников |
От чего зависит благополучие человека? |
Вопрос 4 | Принял бы активное участие | Не принял бы участия | Затрудняюсь ответить |
Если бы Вам завтра пришлось принять участие в выборах, то… |