Создание дидактического материала на уроках обществознания в 5-м классе. Введение. Природа и общество

Разделы: История и обществознание


Изменения в жизни человека

Человек --> труд (речь, мышление, обычаи, традиции) --> группы людей--> племена (200-300 чел.) --> государство --> общество ( общие взгляды, верование, армия, правительство)+ общие заботы: возведение плотин, строительство путей (дорог), покорение природы.

В уроке № 2 “Происхождение и развитие человека” узловыми понятиями являются “технический прогресс” и “социальный прогресс”, учащиеся их с трудом различают, поэтому мы составляем в тетрадях таблицу, для того чтобы разобраться в их сути.

Технический прогресс

Социальный прогресс

Камни
Первые топоры, наконечники стрел из кремня
Костяные молотки, палицы, молотки, ножи
Колесо
Простейшие механизмы - рычаги, блоки, вороты, гончарный круг, примитивный ткацкий станок
Внешний обмен людей; умения и навыки
Манеры общаться друг с другом
Образ жизни

Урок № 12 “Человечество как сумма поколений” содержит много понятий, цифр, информации – выделяем несколько узловых схем:

Важными понятиями этого урока являются: материальная культура и нематериальная культура. Для уяснения понятий идет работа с учебником и составляется таблица в тетрадях.

Материальная культура

Нематериальная культура

Орудия труда
Храмы
Дома
Украшения
Дороги
Плотины

Нормы
Правила
Образцы
Эталоны
Законы
Церемонии
Ритуалы
Символы
Мифы
Знания
Идеи
Обычаи
Традиции
Язык

Общее: результат деятельности людей

Различие:

сотворены руками;
существуют долго

сотворены разумом;
существуют, пока их соблюдают

При изучении главы “ Исторические ступеньки развития общества” изготавливаем плакаты:

Сложным для пятиклассников является понятие “демократия” в теме “Возникновение ранних государств”. Работа с ними на уроке идет отдельно – для этого вывешивается схема.

В разделе “Ребенок в школе” составляются и используются такие схемы:

Важнейшей частью курса обществознания в 6 классе является глава 2. “Экономическая сфера” - это начальный этап формирования у учащихся экономических понятий, представлений. В ходе работы с материалом на доске вывешиваются следующие схемы:

Узловыми вопросами политико-правовой сферы являются : государство, наука, граждане, конституция, право и правопорядок.

Устройство страны по Конституции:

При изучении главы 4 “ Духовная сфера” выстраиваем логические цепочки изменений в жизни людей, например, при изобретении книгопечатания.