Изменения в жизни человека
Человек --> труд (речь, мышление, обычаи, традиции) --> группы людей--> племена (200-300 чел.) --> государство --> общество ( общие взгляды, верование, армия, правительство)+ общие заботы: возведение плотин, строительство путей (дорог), покорение природы.
В уроке № 2 “Происхождение и развитие человека” узловыми понятиями являются “технический прогресс” и “социальный прогресс”, учащиеся их с трудом различают, поэтому мы составляем в тетрадях таблицу, для того чтобы разобраться в их сути.
Технический прогресс |
Социальный прогресс |
Камни Первые топоры, наконечники стрел из кремня Костяные молотки, палицы, молотки, ножи Колесо Простейшие механизмы - рычаги, блоки, вороты, гончарный круг, примитивный ткацкий станок |
Внешний обмен людей; умения и
навыки Манеры общаться друг с другом Образ жизни |
Урок № 12 “Человечество как сумма поколений” содержит много понятий, цифр, информации – выделяем несколько узловых схем:
Важными понятиями этого урока являются: материальная культура и нематериальная культура. Для уяснения понятий идет работа с учебником и составляется таблица в тетрадях.
Материальная культура |
Нематериальная культура |
|
|
|
|
Общее: результат деятельности людей |
||
Различие: |
||
сотворены
руками; |
сотворены
разумом; |
При изучении главы “ Исторические ступеньки развития общества” изготавливаем плакаты:
Сложным для пятиклассников является понятие “демократия” в теме “Возникновение ранних государств”. Работа с ними на уроке идет отдельно – для этого вывешивается схема.
В разделе “Ребенок в школе” составляются и используются такие схемы:
Важнейшей частью курса обществознания в 6 классе является глава 2. “Экономическая сфера” - это начальный этап формирования у учащихся экономических понятий, представлений. В ходе работы с материалом на доске вывешиваются следующие схемы:
Узловыми вопросами политико-правовой сферы являются : государство, наука, граждане, конституция, право и правопорядок.
Устройство страны по Конституции:
При изучении главы 4 “ Духовная сфера” выстраиваем логические цепочки изменений в жизни людей, например, при изобретении книгопечатания.