Краеведческий компонент в образовании

Разделы: История и обществознание, Администрирование школы, Внеклассная работа


“Земля помнит, кто жил на ней и что делал. Если дети забудут дела отцов своих и дедов, то земля напомнит. Поэтому человеку нельзя терять родину. Даже мысленно…Потеря родины вызывает ощущения сиротства и неприкаянности”. (В. Николаев)

При первом взгляде на карту Сибири убеждаешься в том, что Красноярский край занимает весьма внушительную центральную часть ее территории. Не вся она обустроена. Далеко не вся изучена. На историко-культурном полотне судьбы края до сих пор имеются большие пробелы. Недооценка культурного наследия края, города приведет к постепенной деградации нации. Любовь к Отечеству зарождается с малого – с любви к своему дому, улице, городу, краю.

Несмотря на политические и экономические потрясения, Канск пронес через свою историю, сохранил и развивает лучшие черты и традиции российской глубинки. Спокойствие и размеренность жизни, взвешенность намерений и поступков, основательность - вот те вечные, жизненные законы народной мудрости, которые так характерны для жителей Канска.

За многовековую историю города и края накоплен достаточный опыт, который при умелом использовании позволит воспитать лучшие человеческие качества: мужество, смелость, честность, справедливость, уважение к старшим.

С целью изучения истории края несколько лет назад в региональный компонент учебного плана был введен курс “История Красноярского края”, но к сожалению, без хорошо подготовленного учебно-методического сопровождения, данный курс не мог качественно преподаваться, и при очередном пересмотре регионального компонента был забыт.

Попыткой восполнения данного пробела в образовании и воспитании является работа творческой группы учителей гимназии “Краеведческий компонент образования в деятельности классного руководителя, семьи, учреждений культуры города”. Ее задача: в течение года организовать самостоятельную познавательную деятельность гимназистов 1-7 классов по проблемам: история семьи ее традиции; историческое краеведение; люди оставившие след в истории города, края и др.

Руководителем самостоятельной работы ребенка может выступить не только учитель, но и любой компетентный специалист в его области исследования, в том числе и родитель. Поэтому одним из результатов деятельности творческой группы мы ожидаем изменение взаимоотношений между семьей и гимназией. Родители, втянутые в деятельность, из контролеров качества образования становятся основными заказчиками образования, ответственными за выбор своими детьми темы самостоятельной познавательной деятельности, ее освоения, оформления, презентации; переживают ситуацию успешности, тем самым непосредственно влияя на атмосферу нравственной среды воспитанников.

У педагогов гимназии – руководителей работ в деятельности повышается компетентность в создании образовательной среды, дающей каждому гимназисту найти в обучении индивидуальный, личностный смысл; они учатся использовать многообразные образовательные траектории учеников и осваивают демократические способы управления различными видами познавательной деятельности.

Первый опыт краеведческой работы в течение учебного года завершился в апреле 2002 г. гимназической конференцией “Канск – город моего детства, моей мечты”. На ней двадцать гимназистов представляли свои работы исторического краеведения и проекты для города “своей мечты”: от заводов по переработке отходов (В. Макаренко – 6 кл.), и фонтана на Предмостной площади до тинейджер-кафе “ Галактика” (коллективный проект 7 “Б” класса).

На следующий год данная конференция при поддержке УО города приобрела статус городской. В ней приняли участие одиннадцать общеобразовательных учреждений. В четырех секциях после пленарной части защищали свои работы более 30 учащихся.

Наш город за четыре минувших века не канул бесследно во мглу веков, а уверенно прошагал по дорогам столетий. Что за неведомые силы помогли ему на этом пути? Какие жизненные родники удерживали людей здесь, в окружении бездорожной тайги, бесчисленных озер и топких болот, давали им силы укорениться в этом суровом краю? Находили ответы на поставленные вопросы в своих работах ребята.

На секции историческое краеведение были представлены работы, в которых прослеживается вся история города с момента основания до современности: “Основание Канского острога” (школа № 7 - Башкирова Дарья); “Партизанское движение Канского района” (Сунцова Елена, гимназия №1); “Канск в годы Великой Отечественной войны” (Разумов Д., гимназия №1). Пушняк Артур (гимназия №1, 7 кл.)   рассмотрел трагическую судьбу российских немцев, жителей города Канска, и отметил, что нельзя допустить произвола и жестокости по отношению как к целым народам, так и к отдельным личностям.

На секции географическое краеведение слушались работы, посвященные истории предприятий города: кондитерской фабрики, Канского БХЗ, комбината хлебопродуктов. “Историческую летопись Свято-Троицкого собора” - представила вниманию слушателей Клепикова Юля (6 кл.). Собор, по ее мнению - “сердце”, он всегда собирал вокруг себя город. О том, каким высоким авторитетом пользовалась Браженская церковь и о трагической судьбе храма Святых первоапостольных Петра и Павла рассказала Мыцикова Анна из с. Бражное.

О людях - творцах истории родного края шла речь на секции “Люди, события, факты”. От Анисимова Виктора из с. Бражное слушатели узнали о том, что волею судьбы знаменитый советский генерал Дубинский И.В. несколько лет жил в с. Бражное. Династии купцов Годаловых, посвящены работы Царевой Дарьи и Алипина Ильи (гимназия №1). Рузнева Лолита (школа № 11) познакомила с судьбой Петрушина Д.С., выдающегося революционера. Ученица 3-го класса Екатерина Козлова реализовала давнюю мечту мамы - Тамары Владимировны, - приступила к описанию истории своей семьи.

Волнует ребят и будущее нашего города: пусть на нашей малой Родине все будет для жизни человека, пусть каждый дом в нем, каждая семья чувствует теплоту и уют, которые, несомненно, обретает славный сибирский город на реке Кан. На секции “Социальные и фантастические проекты” Анищенко Олеся (8 кл., гимназия №1) предложила “Проект озеленения Предмостной площади”, Ташина Василина – проект “Детский театр будущего Канска”.

По итогам краеведческой работы в 2002 году первое место было присуждено 6 “А” классу. На традиционном празднике “День гимназии” коллективу была вручена экскурсионная путевка в с. Бражное. 1 июня 2002 г. такая экскурсия состоялась: ребята познакомились со старинным сибирским селом, где жил и работал 21 герой Социалистического труда. Побывали в Браженской школе, которая существует более 120 лет. Канский краевед В.А. Крамной, - активный участник наших конференций, - познакомил гимназистов с экспонатами - предметами старины, найденными в окрестностях села при раскопках в разное время.

Вторая краеведческая конференция завершилась в марте 2003 г. вручением благодарностей участникам, советами экспертов по продолжению работы над темами и выходом в свет сборника, в который включены лучшие работы участников конференции.

Нельзя лучше сказать о значимости краеведческой работы, чем это сказали дети:

“Как мало мы знаем о тех местах, где живем. Нам предоставляются разные возможности познать то, о чем мы не знаем. Каждый уважающий себя человек должен этим воспользоваться, и я не могу себе позволить жить в городе, и не знать его историю. Ведь история Канска – это и маленькая история моей жизни” - Клепикова Юля (6 класс);

“Нам, молодым, которым жить и творить в XXI веке, не безразлична судьба малой Родины” - пишет группа девочек 6, 7 классов школы № 15: “И хотелось бы обратиться ко всем людям словами А.Е.Ферсмана: “Познайте свою гору и речонку! Не бойтесь, что малы эти горушки и речки, ведь из малого вырастает большое””.

Подводя итог той большой работе, которая была проведена гимназическим сообществом по теме: “Канск – город моего детства, моей мечты”, при имеющих место недостатках, следует отметить положительные моменты:

  • впервые гимназистам и учащимся города 1-7 классов была предоставлена возможность проявления своих исследовательских способностей;
  • в ходе работы над темой у детей приобретался опыт исследовательской работы с первоисточниками, в т.ч. с материалами архива; общения с участниками описываемых событий; формировалось мастерство публичного выступления. Возможно для кого-то - это начало будущей карьеры ученого;
  • родители оказались сопричастны к жизни школы; школа становится все более открытой для общества;
  • для будущего города были внесены перспективные, интересные предложения, которые можно осуществить.
  • дети расширяли свои знания по изучаемой теме, у них воспитывалось чувство патриотизма, любви к своей малой Родине, умение быть неравнодушными к проблемам своего города и размышлять, как улучшить жизнь людей.