Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления новой учебной информации.
Цели по содержанию:
- Познакомить учащихся с культурой и особенностями культуры Древней Руси.
- Развивать интерес у учащихся к произведениям прошлого Руси.
- Воспитывать уважение к культуре и историческому наследию.
Эпиграф: “О, светло светлая и прекрасно украшенная земля Русская, многими красотами прославлена ты…Всем ты преисполнена, земля Русская…
План урока:
- Особенности культуры Древней Руси.
- Письменность и литература.
- Зодчество и изобразительное искусство.
- Ремесло.
ХОД УРОКА
1. Вступление.
Приступая к изучению темы, необходимо подробнее остановиться на определении термина “культура”. В современном мире существуют различные толкования понятия “культура”.
- Культура – возделывание, обработка.
- Культура – целостное, системное единство составных ее частей.
- Культура – совокупность материальных и духовных ценностей, которые постоянно создаются и накапливаются человечеством.
- Культура – исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.
Работа над понятиями
– Подходят ли нам эти определения?
2. Оособенности культуры Древней Руси.
Мы отмечаем Византийское влияние и находим положительное значение для Руси. В чем оно проявлялось? Ребята пытаются самостоятельно называть.
- Это потребность и готовность восприятия достижений высокоразвитой культуры;
- Русь была не пассивным объектом его приложения, а играла активную роль в этом процессе;
- Заимствование подвергалось глубокой трансформации под воздействием местных традиций, творчески перерабатывались и становились достоянием самобытной древнерусской культуры.
В.Н.Лазарев писал: “Усвоить принципы византийского искусства стремились буквально во всех странах. Но далеко не всем это было под силу. Киевская Русь не только сделала византийское наследие своим достоянием. Она дала ему глубокое творческое претворение, целиком подчинив тем задачам, которые стояли перед ее художниками”.
– Какие задачи стояли перед русскими мастерами?
- Идея единства;
- Идея прославления князей;
- Оценка исторических событий и деятелей.
Наиболее интенсивными культурные связи с
Византией были до середины XII века.
Самобытная культура Древней Руси развивалась в
постоянных контактах с культурами других стран и
народов, особенно в области церковной идеологии
и изобразительного искусства.
Таким образом, мы делаем вывод, что
культурное взаимодействие Русского государства
с зарубежными странами складывалось по-разному и
различались по степени их интенсивности.
Наиболее многогранными они были после принятия
Русью христианства.
3. Фольклор Древней Руси.
О богатстве и разнообразии фольклора Древней
Руси свидетельствуют письменные источники.
Значительное место занимала календарная
обрядовая песня: заговоры, заклинания, обрядовые
песни. Обрядовый фольклор включал в себя
свадебные песни, похоронные плачи – причитания,
песни на пирах и тризнах (слушаем фрагменты
народных песен). Существовали такие формы
фольклора, как пословицы, загадки, сказки,
трудовые песни (примеры).
Письменные памятники донесли до нас
многочисленные предания о родоначальниках
племен и княжеских династий, об основании
городов, о борьбе с чужеземцами. Народные
сказания отразились в “Слове о полку Игореве”, и
в “Повести временных лет”. Летописное
повествование о событиях IX–X веков практически
целиком основано на фольклорном материале.
Вершиной устного народного творчества является
былина. В ней отразилось единство государства,
борьба с иноземными захватчиками, дух
патриотизма, гордость за свою Родину.
– Какие былины вы можете назвать? (Ребята называют известные им былины)
Появление письменности означало качественный скачок в развитии культуры, так как письменность является важнейшим средством закреплении и передачи во времени и в пространстве знаний, мыслей, идей, сохранения и распространения достижений культуры. Развитие письменности привело к распространению грамотности среди слоев городского населения. Об этом свидетельствуют берестяные грамоты, обнаруженные в Новгороде (иллюстрации в учебнике). Одними из основных оригинальных жанров литературы стало летописание. Дошедшая до нас летопись “Повесть временных лет” была создана около 1113 года монахом Киево-Печерского монастыря Нестором. (Иллюстрация – в учебнике)
Дальше идет работа с “Повестью временных лет” по вопросам:
– Почему князь Игорь пошел на поводу у дружины
и вернулся к древлянам?
– Что означают слова “творили насилие над ними
мужи его”?
– Какой вывод можно сделать о силе власти князя?
Таким образом, мы делаем вывод, что в Киевской Руси данного периода люди стремились отразить события в устном народном творчестве и в письменных источника.
4. Зодчество Древней Руси.
До конца X века на Руси не было монументального
зодчества, но существовали богатые традиции
деревянного строительства, некоторые формы
которого повлияли на развитее каменной
архитектуры.(рассматриваем по учебнику схему
храмов).
Вершиной зодчества является Софийский собор в
Киеве, построенный в 1037–1054 годах греческими и
русскими мастерами (иллюстрация в учебнике).
Вслед за киевской Софией были построены
Софийские соборы в Новгороде, Полоцке (иллюстрации
в учебнике).
Сравнение соборов.
Вывод: единство Древнерусского государства, растущая сила и могущество местных князей, стремление состязаться с Киевом, утвердить растущую самостоятельность.
5. Монументальная живопись.
С принятием христианства из Византии на Русь пришли новые для нее виды монументальной живописи – мозаика, фреска, иконопись.
Работа над понятиями.
- Мозаика – изображение, выполненное из цветных камней;
- Фреска – живопись водяными красками по сырой штукатурке;
- Иконопись – произведение станковой живописи, имеющее культовое назначение.
Роспись храма должна была передать основные
положения христианского вероучения, служить
своеобразным “евангелием для неграмотных”.
Фигуры писались плоскими и неподвижными.
Условный золотой фон иконы символизировал
божественный свет. Суровой красотой отличаются
мозаики и фрески. Все изображения пронизаны
идеей величия, торжества и незыблемости
православной церкви и земной власти.
Из всего увиденного можно сделать вывод, что
древнерусские зодчие всегда хорошо выбирали
места для строительства зданий. Они были людьми
одухотворенными, понимали и ценили красоту.
Отсюда органическое слияние их творений с
природой.
6. Прикладное искусство.
Каждая вещь, созданная ремесленником, была неповторимой, заставляла собой любоваться, являлась истинным произведением искусства. Выписывают понятия:
- Художественное ремесло – ремесло, отвечающее требованиям искусства;
- Прикладное искусство – художественное изготовление предметов быта;
- Зернь – украшение ювелирных изделий зернышками из металла;
- Гравировка – украшение ювелирных изделий рисунком, вырезанным на металле;
- Филигрань – ювелирное изделие в виде узорчатой сетки из тонкой крученой проволоки.
Рассмотриваются иллюстрации в учебнике. Учащиеся делают вывод.
Таким образом, все эти иллюстрации говорят о
высоком художественном вкусе и таланте русских
ремесленников и о том, что город являлся центром
ремесла.
Сегодня на уроке мы только приоткрыли страничку
культуры Древней Руси.
Древнерусское искусство – это великое творение
своего времени. Оно неповторимо, как и та эпоха,
которая его породила. И оно входит в духовную
культуру современного человека как неповторимая
ступень в художественном развитии нашего народа,
как живое свидетельство его могучей
созидательной деятельности на заре национальной
истории.
Тест для закрепления материала
1. Византийские монахи создали во второй половине IX века славянскую азбуку, которая получила название:
- черты и резы;
- глаголица;
- кириллица.
2. Живописное художественное произведение малых размеров, которым украшали книги, называлось:
- икона;
- миниатюра;
- мозаика.
3. Автором “Повести временных лет” был:
- Нестор;
- Владимир Мономах;
- Ярослав Мудрый.
4. Первый православный храм, построенный в Киеве:
- десятинная церковь;
- Софийский собор;
- Пятницкая церковь.