Повторительно-обобщающий урок в 10-м классе по теме: "Россия в XVIII веке"

Разделы: История и обществознание


Цели урока:

Дидактическая: создать условия для осознания и осмысления изученного материала в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся

Содержательная:

  • Образовательный аспект: создание условий для освоения учащимися исторических фактов, дат, событий;
  • Развивающий аспект: развитие коммуникативных навыков, умений работать с различными видами источников, навыков исторического анализа;
  • Воспитательный аспект: создание условий для уважения к историческому прошлому нашей страны.

Формы организации познавательной деятельности:

  • индивидуальная,
  • групповая.

Для работы на уроке формируются группы по 5 человек.

Оборудование:

  • Буганов В.И., Зырянов П.Н. История России XVII–XIX век. М., 2002.
  • Федорчук И.А., История. Интеллектуальные игры для школьников. Ярославль, 1998.
  • Жукова Л.В., Контрольные и проверочные работы по истории, 10–11 кл. Москва, 1997.
  • Портреты Екатерины II, Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны, Петра II.
  • Задания для групповой работы (класс делится на 3 группы).
  • “Дерево познания” – изображение дерева с отрывающимися листьями.

Ход урока

1. Повторение изученного материала будет вестись в следующих направлениях (запись на доске):

История XVIII века в личностях, датах, событиях

Личности

1. Аукцион. Назвать имена людей, оставивших свой след в XVIII веке. Назвавший последнее имя считается победителем.

2. Определите исторического деятеля:

А) Возведение на престол этой женщины проходило неспокойно, так как не все считали такой шаг правильным; в конечном счете, вопрос решала гвардия;

  • большую часть времени она проводила в развлечениях, которые порой затягивались до утра;
  • именно при этой правительнице был заключен союз с Австрией, о котором так много говорили во времена Петра I;
  • эта женщина не могла сама править государством, поэтому решающую роль в жизни страны играли представители так называемой “новой знати”;
  • по ее собственному завещанию (составленному не совсем добровольно) престол российский после ее смерти переходил к мужскому представителю царского дома, фактически лишая власти ее собственных дочерей.

Б) Об этом совсем молодом человеке говорили, что он добр и любит справедливость;

  • он писал своей сестре, что будет честно и порядочно царствовать, заботиться о бедных, облегчать всех страждущих, подобно римскому императору Веспасиану;
  • на престол вступил по завещанию, коронация прошла установленным порядком; по этому поводу был издан милостивый манифест, дававший подданным некоторые льготы;
  • при этом правителе произошло персональное изменение в высших кругах власти, следствием которого стало снижение веса “новой знати” и усиление старой аристократии;
  • правил совсем недолго, скончавшись от оспы накануне своей свадьбы.

В) Об этой правительнице В.О. Ключевский писал, что ей была свойственна ожесточенная жажда удовольствий и грубых развлечений; русские и иностранные современники подчеркивали ее чрезвычайную любовь к роскоши;

  • овдовела сразу вскоре после своей свадьбы, отпразднованной с особой пышностью при Петре I, и провела много лет в чуждом ей окружении, вдали от родины;
  • ее воцарение на престол в России произошло по желанию знати, которая предприняла попытку ограничить самодержавную власть;
  • эта женщина была плохо образована и, хотя каждый день с 9 часов утра принимала чиновников, все бумаги подписывала, не читая их;
  • правление ее традиционно воспринимается как самый мрачный период в XVIII столетии из-за засилья иностранцев, однако исследователи Е.В. Анисимов и А.Б. Каменский считают такое мнение историческим мифом.

Г) Был сыном польского офицера недворянского происхождения;

  • в юности учился в Кенигсбергском университете, но из-за какой-то темной истории был вынужден его оставить;
  • попытался найти счастье при петербургском дворе во времена Петра I, но, поскольку никакими особыми талантами не отличался, даром потерял время;
  • этого человека чаще всего характеризуют как грубого, алчного, мстительного, но при этом обращают внимание на его привлекательную внешность;
  • его служба началась с Конюшенного ведомства, но позднее он стал обладателем множества титулов и наград, имел огромное влияние на царский двор.

Даты

1. Восстановить даты в восходящем хронологическом порядке – исторические пятнашки.

1730–1740 1740 н. – 1740 1773–1775 1727–1730
1787–1791 1761–1762   1787–1790
1741–1761 1735–1739 1725–1727 1740–1741
1757–1762 1682–1725 1741–1743 1762–1796

2. Соотнести даты и события (запись на доске).

  • Вступление на престол Петра II 1730 г.
  • Начало работы Уложенной комиссии 1755 г.
  • Воцарение Екатерины I 1725 г.
  • Начало Семилетней войны 1767 г.
  • Манифест о вольности дворянства 1783 г.
  • Восшествие на престол Анны Иоанновны 1682 г.
  • Учреждение Московского университета 1790 г.
  • Взятие русскими крепости Измаил 1725 г.
  • Воцарение на престол Елизаветы Петровны 1757 г.
  • Учреждение Академии наук 1741 г.
  • рисоединение Крыма к России 1785 г.

События

Вычерните лишнее

  • Помещичьи крестьяне, монастырские крестьяне, экономические крестьяне, государственные крестьяне.
  • Тайный Совет, Верховный Тайный Совет, Кабинет ее императорского величества, комитет министров, конференция при высочайшем дворе.
  • Екатерина I, Петр II, Анна Ивановна, Анна Петровна, Иван Антонович, Елизавета Петровна.
  • Барщина, подушная подать, натуральный оброк, денежный оброк.
  • Настоящие городовые обыватели, купцы трех гильдий, цеховые ремесленники, иногородцы и иностранцы, именитые горожане, посадские люди, стрельцы.
  • Ф. Растрелли, Ф. Шубин, Э. Фальконе, М. Козловский, Ф. Брунеллески, Ф. Гордеев.
  • И. Аргунов, Д. Черный, А. Антропов, Ф. Рокотов, Д. Левицкий, В. Боровиковский.
  • Ф. Растрелли, В. Серов, Д. Ухтомский, Ч. Камерон, В. Баженов, Д. Кваренги, М. Казаков.

Работа над ошибками

Класс делится на 3 группы. Каждая получает карточку с текстом, в котором нужно исправить ошибки. По окончании работы один представитель от группы зачитывает текст в исправленном виде.

1. В 1742 г. Последовал новый дворцовый переворот. Императрицей стала старшая дочь Петра великого Елизавета.

Была она женщина веселая, склонная к празднествам. Все государственные дела она перепоручила фаворитам, в первую очередь Григорию Орлову. При вступлении на престол обещала никого не отправлять в ссылку, но слово не сдержала, в ссылку было отправлено 80 тыс. человек.

Правительство Елизаветы проводило курс на увеличение привилегий дворянства. В их пользу была издана “Жалованная грамота”. Во времена Елизаветы Петровны велась русско-шведская война. По Абоскому миру Россия отдала Швеции часть территории.

2. Инициатором этого движения стали яицкие казаки. Во главе восстания оказался Иван Емельянович Пугачев, неграмотный, но очень смелый. Он провозгласил себя императором Петром II. Уже в 1763г. Под его знамена стали стекаться казаки. Под томском был расположен лагерь восставших. По всей стране отсюда рассылались манифесты Пугачева, в которых содержались призывы расправляться с дворянами и чиновниками. Обещания земли и воли. В Южной Сибири большинство мелких городков сдавались без боя, а вот крупных городов захватить пугачевцам не удалось. Последнее сражение состоялось у Татищевой крепости в сентябре 1775 г., казнили Пугачева в Петербурге на Сенатской площади.

3. Александр Васильевич Суворов родился 13 ноября 1730 г. В семье зажиточного купца. В детстве и юности был любознательным, много и жадно читал, отличался крепким здоровьем и грезил о славе Фридриха Великого.

Служба Суворова началась в Преображенском полку. Не раз он громил пруссаков, попадая в окружения, всегда выходил из них с честью.

После Семилетней войны получил чин подполковника. Он разработал основы боевой тактики, которые изложил в книги “Наука наступать”.

Весной 1773 г. Суворов, уже полковник, воевал на Дунае против шведов и одержал блестящие победы у Туртукая и Козлуджи. Рымник, Фокшаны, Измаил прославили имя Суворова по всей Европе.

Задание “Дерево познания”

Каждая группа учащихся должна записать по 3 вопроса, прикрепив их на “листочке” на “дерево познания”; по очереди учащиеся отвечают на вопросы, снимая “листья” с “дерева познания”.

Задание “Музей”

Учащиеся, работая в группах, должны составить список вещей, которые бы могли создать представление о России XVIII века современному человеку. Оценивается научность, умение заинтересовать материалом, оригинальностью идей.

Творческое домашнее задание

Составить тест по изученной теме.