Итоговый обобщающий урок по теме: “Первобытный мир”.
Цели урока:
- в игровой форме проверить и обобщить знания учащихся по теме “Первобытный мир”;
- сформировать у них многогранный образ первобытной эпохи на самой заре человечества;
- продолжить формирование образных и логических способностей школьников, умений рассуждать, объяснять понятия, аргументировать свою точку зрения о фактах прошлого
- развивать навыки командной работы, разрешает учащимся по-деловому подойти к процессу усвоения знаний, развивает предпринимательскую инициативу, учит рисковать и анализировать собственные неудачи.
Оборудование:
- игровое поле, бланки учета ответов команд для судей;
- таблица баллов, карточки оценки работы одноклассников в командах (по 10 бальной системе);
- блокноты для решения задач.
Оформление класса: класс разбивается ни три части: игровое поле (учебная доска), ареопаг (стол судей), место сбора команд.
Игровое поле (см. Приложение) оформляется на доске при помощи карточек с номерами, под которыми зашифрованы вопросы по пяти темам. Здесь же располагается таблица баллов ответов команд и табло с баллами стоимости каждого вопроса.
Ареопаг определяет правильность ответов, назначает баллы по предложенному табло, штрафует команды в случае несвоевременного ответа или нарушения дисциплины.
Команды занимают свои места. Для них приготовлены флажки, при помощи которых они могут показать ведущему игры, что готовы дать правильный ответ.
Подготовка урока: создается инициативная группа учеников (5 человек), которым предлагается разработать вопросы для игры по темам: разное, охота, орудия труда, география и исторические задачи.
Класс разбивается на команды по 5–7 человек. Каждая команда должна приготовить свое представление (название, эмблема и девиз) и выбрать капитана.
Правила игры.
Игра содержит двадцать вопросов по пяти темам:
- разное,
- охота,
- орудия труда,
- география
- исторические задачи.
В каждой теме свои баллы за ответы (см. табло баллов). Все вопросы размещены на игровом поле под карточками с номерами. Ведущая команда выбирает любой номер и узнает вопрос, адресованный ко всем участникам игры. Участники готовят ответ на него. Задача капитанов команд поднять флажок как можно быстрее. Чей флажок поднят быстрее, та команда и отвечает. Если ответ дан правильно – команда получает баллы в соответствии с табло баллов, если нет, такое же количество баллов у нее отнимается. Задача команд набрать наибольшее число баллов в ходе игры. Побеждает та команда, которая набрала большее число баллов.
В ходе игры будет вопрос “аукцион”, количество баллов, за который устанавливают сами игроки, когда команда, предложившая максимальное число баллов за ответ, отвечает на вопрос, если она не отвечает, то баллы у нее не отнимаются. Вопрос “кот в мешке”, тема которого называться не будет. Команда, вытащившая этот вопрос, имеет право не отвечать на него, а передать одному из соперников.
Все ответы и решения команд озвучивает капитан команды.
Этапы игры.
Представление команд.
Команда представляет свое название и девиз. Эмблему демонстрирует капитан команды. Название команды судьи записывают в таблицу баллов на доске.
Разминка (проводится для определения команды, которая начнет игру).
Вопрос: Кто эти люди: живут, охотятся и защищаются от врагов вместе, кроме того, они ведут происхождение от общего предка? (Род, родственники)
Вопросы к игре (примерные). 1 тур
Разное (6 вопросов по 6 баллов)
5. Священное животное, от которого племя вело свой род. (Тотем)
19. Людей этой профессии древние называли передатчиками времени. А как их сейчас называем мы? (Историки)
2. “Аукцион”. Эта машина не ездит, но умеет управлять и принуждать? (Государство)
10. “Кот в мешке”. Какие ученые радуются мусору, оставленному другими людьми? (Археологи)
12. Что может рассказать ученым о древних людях то место, где когда-то горел костер? (След от костра позволяет сделать вывод, что люди овладели огнем. Представление о длительности жизни на стоянке дает толщина пепла, а специальный анализ сохранившихся в костре угольков позволяет ученым определить, сколько тысяч лет назад было срублено дерево, сгоревшее в костре.)
4. Именно так в древних верованиях назывался предмет или живое существо, приносимое в дар божеству. (Жертва)
Охота (4 вопроса по 3 балла)
1. В пещере Монтеспан археологи нашли глиняную фигурку медведя с многочисленными следами от ударов копья. О чем это говорит?
3. Какие занятия возникли у древнего человека благодаря охоте? (Скотоводство, изготовление меховой одежды, орудий труда из кости)
16. “Аукцион” Первым помощником человека на охоте стали предки собаки, родственники современных… (Волков)
20. Именно поэтому древняя глиняная посуда имела заостренные или округленные днища. (Печей и столов тогда не было, а на костре между камнями такая посуда была устойчивее.)
Орудия труда (5 вопросов по 4 балла)
6. “Кот в мешке”. Какое орудие труда было первым у людей? (Сколотый камень и палка)
11. С изобретением этого орудия труда, один гончар мог обеспечить посудой целое поселение земледельцев. (Гончарный круг)
15. Именно женщина изобрела это орудие труда, позволившее одеть тканью всю семью. (Ткацкий станок)
9. При помощи этого орудия труда в Древнем Египте убирали урожай зерна. (Серп)
8. “Аукцион” Какое орудие труда изобрел человек, наблюдая за особенностью дерева, верхушка которого могла легко гнутья и выпрямляться не ломаясь? (Лук)
География (3 вопроса по 3 балла)
7. Континент, на котором возникло государство Египет. (Африка)
13. “Кот в мешке”. Именно этот город был столицей Южного Египта. (Фивы)
17. “Аукцион”. Эта река берет свое начало в сердце континента, высоко в горах, разливается с восходом звезды Сириус, именно с ней связана история возникновения первого государства на планете Земля. (Нил)
Исторические задачи (2 вопроса по 7 баллов)
14. Какое из этих двух событий произошло раньше: открытие Колумбом Америки в 1492 году или первый олимпийские игры в истории человечества в 776 г. до н.э.? (Первые олимпийские игры)
18. Первые олимпийские игры состоялись в 776 г. до н.э., а Римская империя пала в 476 г. н.э. Сколько веков прошло между этими событиями? (12 веков и 52 года)
“Своя игра” (2 тур)
По окончании 1-го тура судьи подводят итоги игры (количество баллов у команд). Команда, которая не смогла набрать положительную сумму баллов в первом туре, не принимает участия в “Своей игре”. Оставшиеся команды самостоятельно устанавливают размер выигрышных баллов за вопрос. Их задача в ходе ответа или проигрыша стать владельцами наибольшего числа очков. Команда, имеющая в конце “Своей игры” большее число баллов, объявляется победителем.
На предложенный вопрос команды отвечают на листочках, на них же они записывают планируемую сумму баллов и передают ответы судьям. Правильно ответившая команда приплюсовывает к набранным очкам сумму, поставленную за данный вопрос, проигравшая – отнимает.
Вопрос (готовит учитель):
Они стали самыми древними правилами поведения людей. (Табу)
Итоги игры.
Награждение победившей команды памятными призами.
В конце занятия каждому игроку предлагается оценить работу одноклассников в своей команде и заполнить карточку (см. Приложение II).
С учетом этих данных учитель оценивает работу учащихся на уроке, определяет их отношение к предмету и подобной форме проведения учебных занятий.
Приложение I
Игровое поле.
Табло баллов
Название темы | Баллы за правильный ответ |
Разное | 6 |
Охота | 3 |
Орудия труда | 4 |
География | 6 |
Исторические задачи | 7 |
Номера вопросов
1 | 5 | 9 | 13 | 17 |
2 | 6 | 10 | 14 | 18 |
3 | 7 | 11 | 15 | 19 |
4 | 8 | 12 | 16 | 20 |
Таблица баллов ответов команд
Команды | 1…. | 2… | 3… |
Сумма баллов |
Приложение II
Карточка оценки работы одноклассников в командах (по 10 бальной шкале)
Список команды | Индивидуальная работа (эмблема, девиз) | Участие в коллективной работе (организация, устные ответы, дополнения, генерирование идей) |
1…. 2…. 3…. 4…. 5…. |