К началу XXI века в общеобразовательных учебных заведениях нашей страны произошли кардинальные изменения как в содержании, так и в структуре исторического образования. Это нашло отражение в утверждении концентрической системы преподавания обществоведческих дисциплин: первый концентр – основная школа (5-9 классы), второй концентр – средняя школа (10-11 классы). Оформилась и дифференциация подходов к изучению истории на этих двух уровнях.
В первом концентре история изучается в классическом варианте, где в основе лежит событийно-хронологический принцип, упор делается на усвоение учащимися самых значимых дат, фактов, проблем, выбор наиболее важных исторических личностей, развитие и закрепление у школьников навыков и умений сравнивать, устанавливать закономерности. На этом уровне преподаватели используют различные объяснительные модели истории: формационную, культурологическую, ризомную и другие.
Второй концентр нацеливает на изучение истории на проблемно-теоретическом уровне. В полной средней школе важнейшим итогом является не просто усвоение фактов, событий и установление взаимосвязей между ними, но и их интерпретация, сравнение различных подходов к объяснению явления, выяснение зависимости современных тенденций развития с историческим прошлым. Особую роль в объяснении истории на этом уровне играют цивилизационный и социокультурный подходы.
Такое разделение по уровням и теоретическое их наполнение, казалось бы, позволяют учителю легко перевести эти новые положения в практическую плоскость. Но здесь-то и возникают проблемы: явно не достаточное количество учебного времени для интерпретации истории во втором концентре; отсутствие современных, адаптированных к условиям школы учебников и методической литературы, основанных на цивилизационном принципе объяснения прошлого и т.д. Одной из трудностей для преподавателя по-прежнему остаётся вопрос отбора материала, распределение его по уровням и истолкование, т.к. во втором концентре происходит возвращение к тому же событийно-хронологическому ряду (хотя и более насыщенному), что и в первом. Эта проблема до сих пор недостаточно исследована, поэтому учителю приходится браться за ее разработку на свой страх и риск, методом проб и ошибок.
Попытаемся рассмотреть данный вопрос на примере одной из самых важных тем всемирной и отечественной истории XX века – Первой мировой войны. Для разработки её сначала укажем на главные положения, установленные Обязательным минимумом содержания исторического образования:
Основная школа: |
Средняя (полная) школа: |
Первая мировая война (причины, участники, итоги, последствия). Версальско-Вашингтонская система. Россия в международных отношениях начала XX века. Россия в Первой мировой войне | Конфликты и войны в XX веке: глобализация и последствия. Первая и Вторая мировые войны |
Столь же краток стандарт среднего образования по истории, положения которого предлагалось ввести в учебный процесс с сентября 2006 г. Он определял следующий Обязательный минимум содержания основных образовательных программ по истории:
Основное общее образование |
Полное общее образование |
Первая мировая война: причины, участники, основные этапы военных действий, итоги. Россия в Первой мировой войне | Мировые войны в истории человечества: социально-психологические, демографические, экономические и политические причины и последствия. Россия в Первой мировой войне. Влияние войны на российское общество |
Как видим, только на основе этих минимизированных положений крайне сложно "развести" содержание, задачи, цели, объяснительные модели по разным концентрам, поэтому каждый преподаватель вынужден самостоятельно "торить" пути разработки проблемы. К сожалению, бывает и так, что в полной средней школе, по-существу, происходит только дублирование материала о Первой мировой войне, уже изученного в первом концентре.
Исходя из специфики двухуровневого школьного исторического образования, приводим вариант возможного изучения темы: "Первая мировая война" в основной и средней школе.
Содержательные и методические единицы |
Первый концентр – 9 класс |
Второй концентр – 11 класс |
1. Цели | Помочь учащимся достигнуть понимания причин, развития, результатов Первой мировой войны, совершенствуя навыки работы с исторической картой, текстом учебника, схемами рабочей тетради, развивая умения заполнять хронологические таблицы, самостоятельно делать выводы с формированием убеждённости в крайней опасности войн, в преимуществах мирных способов решения международных, межгосударственных разногласий | Помочь учащимся понять сущность Первой мировой войны, её особенности, глобальное влияние на ход развития человечества, установить место войны в ряду событий XX в.; продолжить развитие навыков самостоятельной работы с текстом учебника, умений поиска необходимой информации в ходе подготовки опережающего задания, проводить анализ документального материала, вести дискуссию, обосновывать свою точку зрения; воспитывать чувство ответственности при деятельности в группе, формировать убежденность в необходимости совместной борьбы за сохранение мира, чувство толерантности, стремления к сотрудничеству |
2. Основное содержание | Создание Тройственного союза и Тройственного согласия, империалистические войны конца XIX-начала XX в. как предзнаменование мирового военного конфликта. Подготовка различных стран к войне. Повод к войне, её причины. Планы участников войны, их силы. Характер Первой мировой войны. Ход военных действий на различных фронтах. Обстановка в тылу воюющих стран. Изменения в составе противоборствующих блоков. Участие России в Первой мировой войне. Материальные и социальные итоги войны | Первая мировая война: сущность, особенности, отличия от других крупных военных конфликтов. Первая мировая война – общецивилизационный, межцивилизационный или внутрицивилизационный кризис? Характер Первой мировой войны: мнения историков. Первая мировая война в глазах политиков и обывателей. Влияние Первой мировой войны на развитие цивилизации: распад империй, формирование государственно-монополистического капитализма, мировой революционный кризис, пролетарские революции, "выпадение" Советской России из мира западной цивилизации, территориальные изменения и новые принципы международных отношений после Великой войны, новейший этап истории человечества |
3. Главные понятия | Антанта, Тройственный союз, империалистические войны, повод к войне, причины войны, план Шлиффена, характер Первой мировой войны, Четверной союз, аннексия, контрибуция, революционизация | мировая война, цивилизационный кризис, государственно-монополистический капитализм, мировой революционный кризис, Версальско-Вашингтонская система, Лига Наций, новейшая история |
4. Исторические личности | Франц-Фердинанд, Г. Принцип, Франц-Иосиф, Вильгельм II, Николай II, П. Гинденбург, Ф. Фош, А.А.Брусилов, Э.Людендорф, Нивель, Ранненкампф, Самсонов | Франц-Фердинанд, Франц-Иосиф, Вильгельм II, Николай II, П. Гинденбург, Ф. Фош, А.А.Брусилов, Д. Ллойд Джордж, Ж. Клемансо, В. Вильсон |
5. Даты и события | 28 июня 1914 г. – убийство
Франца-Фердинанда. 28 июля 1914 г – объявление Австро-Венгрией войны Сербии. 1 августа 1914 г. – начало Первой мировой войны. Сентябрь 1914 г. – битва на Марне. Февраль-март 1916 г. – бои под Верденом Апрель 1917 г – вступление в войну США. 3 марта 1918 г – Брестский мир. 3-4 ноября 1918 г. – капитуляция Австро-Венгрии. 11 ноября 1918 г – окончание Первой мировой войны. |
28 июня 1914 г. – убийство
Франца-Фердинанда. 28 июля 1914 г – объявление Австро-Венгрией войны Сербии. 1 августа 1914 г. – начало Первой мировой войны. 11 ноября 1918 г. – окончание Первой мировой войны. 1919 г. – Парижская конференция, создание Лиги Наций, подписание Версальских договоров. 1921 г. – Вашингтонская конференция. |
6. Формы и методы работы. |
|
|
7. Учебно-методический комплект | Настенная карта "Первая мировая война"; учебники: Кредер А.А. Новейшая история зарубежных стран. 9 кл.; Алексашкина Л.Н. Новейшая история. 9 кл.; Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России XX в. 9 кл.; Данилов А.А., Косулина Л.Г. Рабочая тетрадь по истории России. XX в. 9 кл. Вып. I.; 1000 вопросов и ответов по истории / Под общ. ред. Л.Н. Алексашкиной; Баева А.Т. Итоговый урок по теме: “Первая мировая война”// Преподавание истории в школе. – 2004. – № 6; Формирование образа врага в Первую мировую войну. http://kamensky.perm.ru/proj/vrag/index/htm ; Интернет-история Первой мировой войны.www.worldwar1.com ( на английском языке) | Настенные карты: "Первая мировая война", "Европа в 1918-1923 гг."; учебники: Хачатурян В.М. История мировых цивилизаций. 10-11 кл.; Загладин Н.В. Всемирная история. XX в. 11 кл.; Сороко-Цюпа и др. Мир в XX в. 11 кл.; Левандовский А.А. Россия в XX в. 11 кл.; Островский В.П., Уткин А.И. История России XX в. 11 кл.; материалы для учителя: Алексашкина Л.Н. Мир в XX в.: Доп. Материалы и практикум к учебникам по новейшей истории; Уткин А. Первая мировая война //История. Прил. к газете "Первое сентября". – 2000. – №№ 33-34. |
8. Время на изучение | 2 учебных часа |
2 учебных часа |
Проект подготовлен учителем высшей категории ср. школы №1 г. Нижнекамска Мельниковым А.А.