Цели урока:
- Обобщить знания учащихся об истории одежды.
- Развивать умение учащихся работать с дополнительными источниками информации (литература, экскурсия) и использовать полученные знания в практической работе.
- Воспитание интереса к истории родного края.
Оборудование:
- Тематическая выставка литературы.
- Иллюстрации, репродукции картин русских художников по теме урока.
- Элементы костюмов к заданию “Одень куклу”.
- Серия открыток “Национальный костюм народов России”.
- Тетрадь для творческих работ “Введение в историю” 3 класс.
ХОД УРОКА
I.
Учитель. Обратите внимание на оформление доски. Можете ли вы сказать, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке? (Об одежде). А почему на уроке истории мы говорим об одежде?
Дети. История одежды – часть общей истории.
У. На предыдущих уроках мы узнали, какую одежду носили древние греки, какая мода была при дворе французских королей, “заглядывали” в сундуки русских крестьян. Вспомнить об этом вам предлагает кроссворд-шарада.
- Тип безрукавки в русском женском костюме, которую одевали в холодную погоду.
- Русская женская одежда без рукавов с застежкой сверху до низу?
- Вид одежды Древних римлян?
- Что еще носили в Древнем Риме?
- Один из видов одежды в Древней Греции?
– Какое слово получилось по вертикали? (Зеркало)
– А какое отношение оно имеет к одежде? (Когда
одеваемся, смотрим в зеркало)
– А как же без него!
И сияет и блестит!
Никому оно не льстит,
А любому правду скажет –
Все как есть ему покажет.
– Именно к нему человек во все времена обращался с вопросом: “А красив ли я?”
II.
Учитель. Говоря об истории костюма, мы не можем не вспомнить о том, какую одежду носили на Руси. Некоторые ее виды упомянули, разгадывая кроссворд. Однако вспомним подробнее.
Сообщение, подготовленное учеником.
– Россия – огромное государство, которое населяют десятки больших и малых народов. Каждый из них привносит в одежду свои особенности. Об этом нам рассказывают иллюстрации, на которых мы видим русский народный костюм различных регионов России.
На каждой парте лежит открытка с изображением костюма какой-либо области, края России. Проводится сравнительный анализ, в ходе которого выявляется общие детали: сарафаны, рубахи, преобладание в одежде красного цвета.
– Кольский полуостров – тоже часть России.
Какие народы являются коренными жителями нашего
края? (Саамы, поморы)
Откуда пришло такое название “поморы”? Чем они
занимались?
Учащиеся отвечают, используя сведения, полученные во время экскурсии в Краеведческий музей.
– Вспомните, как одевались поморские женщины.
Индивидуальное задание у доски “Одень куклу” – выбрать детали одежды для поморки.
– Почему в одежде поморской женщины присутствуют детали традиционного русского костюма? (Предки поморов были выходцами русских земель).
– Чем любили украшать свою праздничную одежду поморские женщины? (Жемчугом)
Одновременно с работой у доски проводится проверка домашнего задания.
– Так как одежда имела большое значение для человека, народ посвятил ей загадки, пословицы и поговорки.
Учащиеся озвучивают подобранные ими пословицы, поговорки, загадки об одежде.
III.
Учитель. На предыдущих уроках мы пришли к выводу, что одежда украшала и защищала человека. А что еще мог рассказать костюм о своем владельце?
Учащиеся выполняют задание в тетради для творческих работ и приходят к выводу:
1) костюм определял место человека в обществе;
2) указывал на профессию.
У. – Итак, почему же на уроках истории мы уделяем внимание одежде? (Одежда – часть истории и культуры любого народа.)
– О прошлом одежды мы узнали многое. Но давайте помечтаем и представим себе, во что будут одеваться люди в ближайшем будущем.
Домашнее задание: конкурс рисунков “Мода будущего”.
Литература:
- Е.Н.Рогов. “Атлас истории культуры России”. – М., 1993.
- История костюма. М. “РОСМЭН” 1998.
- О.Д.Кащенко, Т.В.Козлова. “Покупателю об одежде и моде”. М. “Экономика” 1986.
- Фотоальбом “Государственная Третьяковская галерея”. М. “Искусство” 1998.
- Серия открыток “Национальный костюм народов России”. М. “Искусство” 1982.