Конспект урока истории в 3-м классе по теме: "Одежда в разные времена"

Разделы: История и обществознание, Начальная школа


Цели урока:

  • Обобщить знания учащихся об истории одежды.
  • Развивать умение учащихся работать с дополнительными источниками информации (литература, экскурсия) и использовать полученные знания в практической работе.
  • Воспитание интереса к истории родного края.

Оборудование:

  • Тематическая выставка литературы.
  • Иллюстрации, репродукции картин русских художников по теме урока.
  • Элементы костюмов к заданию “Одень куклу”.
  • Серия открыток “Национальный костюм народов России”.
  • Тетрадь для творческих работ “Введение в историю” 3 класс.

ХОД УРОКА

I.

Учитель. Обратите внимание на оформление доски. Можете ли вы сказать, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке? (Об одежде). А почему на уроке истории мы говорим об одежде?

Дети. История одежды – часть общей истории.

У. На предыдущих уроках мы узнали, какую одежду носили древние греки, какая мода была при дворе французских королей, “заглядывали” в сундуки русских крестьян. Вспомнить об этом вам предлагает кроссворд-шарада.

  1. Тип безрукавки в русском женском костюме, которую одевали в холодную погоду.
  2. Русская женская одежда без рукавов с застежкой сверху до низу?
  3. Вид одежды Древних римлян?
  4. Что еще носили в Древнем Риме?
  5. Один из видов одежды в Древней Греции?

– Какое слово получилось по вертикали? (Зеркало)
– А какое отношение оно имеет к одежде? (Когда одеваемся, смотрим в зеркало)
– А как же без него!

И сияет и блестит!
Никому оно не льстит,
А любому правду скажет –
Все как есть ему покажет.

– Именно к нему человек во все времена обращался с вопросом: “А красив ли я?”

II.

Учитель. Говоря об истории костюма, мы не можем не вспомнить о том, какую одежду носили на Руси. Некоторые ее виды упомянули, разгадывая кроссворд. Однако вспомним подробнее.

Сообщение, подготовленное учеником.

– Россия – огромное государство, которое населяют десятки больших и малых народов. Каждый из них привносит в одежду свои особенности. Об этом нам рассказывают иллюстрации, на которых мы видим русский народный костюм различных регионов России.

На каждой парте лежит открытка с изображением костюма какой-либо области, края России. Проводится сравнительный анализ, в ходе которого выявляется общие детали: сарафаны, рубахи, преобладание в одежде красного цвета.

– Кольский полуостров – тоже часть России. Какие народы являются коренными жителями нашего края? (Саамы, поморы)
Откуда пришло такое название “поморы”? Чем они занимались?

Учащиеся отвечают, используя сведения, полученные во время экскурсии в Краеведческий музей.

– Вспомните, как одевались поморские женщины.

Индивидуальное задание у доски “Одень куклу” – выбрать детали одежды для поморки.

– Почему в одежде поморской женщины присутствуют детали традиционного русского костюма? (Предки поморов были выходцами русских земель).

– Чем любили украшать свою праздничную одежду поморские женщины? (Жемчугом)

Одновременно с работой у доски проводится проверка домашнего задания.

– Так как одежда имела большое значение для человека, народ посвятил ей загадки, пословицы и поговорки.

Учащиеся озвучивают подобранные ими пословицы, поговорки, загадки об одежде.

III.

Учитель. На предыдущих уроках мы пришли к выводу, что одежда украшала и защищала человека. А что еще мог рассказать костюм о своем владельце?

Учащиеся выполняют задание в тетради для творческих работ и приходят к выводу:

1) костюм определял место человека в обществе;
2) указывал на профессию.

У. – Итак, почему же на уроках истории мы уделяем внимание одежде? (Одежда – часть истории и культуры любого народа.)

– О прошлом одежды мы узнали многое. Но давайте помечтаем и представим себе, во что будут одеваться люди в ближайшем будущем.

Домашнее задание: конкурс рисунков “Мода будущего”.

Литература:

  1. Е.Н.Рогов. “Атлас истории культуры России”. – М., 1993.
  2. История костюма. М. “РОСМЭН” 1998.
  3. О.Д.Кащенко, Т.В.Козлова. “Покупателю об одежде и моде”. М. “Экономика” 1986.
  4. Фотоальбом “Государственная Третьяковская галерея”. М. “Искусство” 1998.
  5. Серия открыток “Национальный костюм народов России”. М. “Искусство” 1982.