Становление многопартийности на современном этапе затрудняется снижением политической активности населения, несформированностью социальных интересов различных общественных групп. Политические организации сегодня - это не партии социальных групп, а предприимчивость активистов. Отсюда - их малочисленность, частая смена ориентиров, поиск своей социальной базы. Между партиями и организациями существуют конфликтные ситуации. Население оценивает партии чаще всего не по программам, практическим действиям, а по отношению к лидерам.
Условно можно выделить четыре этапа развития политического плюрализма в области в конце 80-х начале 90-х гг. ХХ века:
1. - возникновение неформальных политизированных обществ, клубов, групп (Добровольное общество содействия перестройке в г. Апатиты, Мурманский городской дискуссионный клуб "Гражданская инициатива", клуб активных сторонников перестройки и другие) - 1986-1988 годы.
2. - организация Мурманского объединенного демократического движения и блока "Демократические выборы-90" - 1989 - июнь 1990 года;
3. - создание на базе клубов, групп, обществ областных отделений и организаций партий, учреждение движения "Демократическая Россия" Мурманской области - июнь 1990 - август 1991 года;
4.- становление многопартийной системы при отсутствии монополии на власть одной партии - август 1991 года.[1 . - С.3]
Специфической особенностью Мурманской области является меньшая политизированность ее населения по сравнению с промышленными и интеллектуальными центрами России, что определяет "вялое" протекание политического процесса. Этим объясняется и меньший спектр представленных организаций (зарегистрированных), чем по России в целом.
Электоральная активность граждан Мурманской области. [2]
Дата выборов | 12.06.91 |
25.04.93 |
12.12.93 |
17.12.95 |
16.06.96 |
03.07.96 |
01.12.96 |
Численность избирателей (тыс.чел.) | 775.4 |
826.1 |
806.7 |
795.4 |
788.0 |
763.9 |
775.7 |
Доля избирателей, принявших участие в выборах (%) | 68.5 |
59.4 |
51.1 |
61.4 |
59.7 |
56.7 |
44.6 |
ОРГАНЫ ВЛАСТИ, РУКОВОДИТЕЛИ.
В области действует обычная для страны система власти. Законодательная власть принадлежит Областной Думе, избираемой на четыре года, исполнительная - администрации, глава которой избирается также на четыре года. Глава администрации Юрий Евдокимов был избран в декабре 1996 г. Прежде он был секретарем обкома КПСС, затем в 1990-1993 гг. - председателем облсовета. До перехода на партийную работу Ю. Евдокимов был известен как начальник штаба всесоюзной стройки - Ковдорского ГОК. После роспуска облсовета и проигрыша выборов в СФ в 1993 г. он на какое-то время выпал из политической жизни и ушел в предпринимательство, стал директором областного филиала финансовой корпорации "Система". Он возглавлял областной СПП, отделение Детского фонда, входил в КРО. Ю. Евдокимов - пример руководителя, считающегося в правительстве "умеренным хозяйственником", с которым можно работать и сотрудничать.
Выборы в областную Думу прошли в два приема, в апреле и ноябре 1994 г. Полномочия Думы, избранной на два года, в ноябре 1996 г. были продлены еще на год, новые выборы назначены на 7 декабря 1997 г. В Думе большинство составляют директора и профсоюзные работники, есть представители исполнительной власти.
Председатель Думы Павел Сажинов, член КПРФ, до избрания был главой Североморского горсовета, а прежде первым секретарем горкома КПСС. Уроженец архангельского села, он попал в область после службы в армии, был здесь на комсомольской и партийной работе. Избранный как противник администрации и правительства, он постепенно стал более умеренным и сейчас находит общий язык с исполнительной властью.
Представитель президента с сентября 1991 г. Иван Меньшиков до назначения был политработником, депутатом облсовета. Назначенный по рекомендации "ДемРоссии", он до сих пор сохраняет тесные связи с демократическими партиями, прежде всего, с ДВР. Отношения И. Меньшикова с прежним главой администрации были очень сложными, они не раз пытались добиться отставки друг друга, тогда И. Меньшиков опирался на поддержку заместителя руководителя президентской администрации В. Волкова, бывшего мурманчанина.
ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ.
Область с довольно сильным демократическим движением и невысоким влиянием обкомовской власти после 1991 г. оказалась в руках бывших секретарей обкома, сумевших освоиться в новых условиях и установить неплохие отношения с правительством и друг с другом. После осени 1993 г. вся полнота власти перешла к администрации. Областная Дума, избранная из-за низкого участия избирателей с запозданием на полгода, не получилась "карманной", но не стала и серьезным противовесом исполнительной власти. Выборы главы области в конце 1996 г. после упорной и равной борьбы привели к передаче власти от одного "умеренного хозяйственника" (бывшего секретаря обкома) к другому, прежнему главе облсовета, что устроило и правительство, и областных политиков.
В конце 80-х годов область отличалась достаточно высокой политической активностью. Здесь действовали неформальные движения, прежде всего мурманская "Гражданская инициатива" и апатитское Добровольное общество содействия перестройке (возглавлявший его инженер А. Оболенский даже прошел в народные депутаты СССР). Последние обкомовские руководители, ушедший в 1990 г. на пенсию Алексей Балагуров и сменивший его Сергей Серокуров, уже не были полновластными хозяевами области, они проиграли выборы народных депутатов 1989 и 1990 гг. После роспуска КПСС последний "первый" С. Серокуров вернулся на торговый флот капитаном корабля.
После областных выборов 1990 г. за контроль над облсоветом и облисполкомом соперничали, в основном, представители второго-третьего эшелона партийно-хозяйственных руководителей. Председателем облсовета был избран секретарь обкома КПСС Ю. Евдокимов.
Главой администрации области в ноябре 1991 г. был назначен председатель Госкомсевера РСФСР Евгений Комаров, который прежде был начальником планово-экономического управления облисполкома, с 1988 г. - секретарем обкома, в 1990 г. претендовал на пост председателя облсовета. Он стал главой области вопреки мнению областной "ДемРоссии", отчаянно сопротивлявшейся назначению "партноменклатуры". Отношения между администрацией и облсоветом, возглавляемыми схожими по взглядам и опыту умеренными хозяйственниками, были спокойными и деловыми. После событий сентября - октября 1993 г., в ходе которых администрация поддержала действия президента, а облсовет осудил их, глава администрации Е. Комаров уже 10 октября 1993 г. принял решение о прекращении деятельности областного и местных Советов.
В выборах в СФ в декабре 1993 г. Е. Комаров не участвовал, сделав ставку на двух своих сторонников, которые и были избраны депутатами, - президента фирмы "Арктикасервис" Сергея Иевлева (27,1%) и управляющего делами администрации Л. Побединскую (25,3%). За бортом остались председатель распущенного облсовета Ю. Евдокимов (22,0%) и два кандидата "Выбора России" - журналист Н. Нечаева (20,3%) и заместитель руководителя президентской администрации, бывший народный депутат России В. Волков (16,5%).
Выборы в Совет Федерации 12 декабря 1993 года. [2].
Ф.И.О. |
Должность |
% |
Иевлев С.В. |
Предприниматель |
27,1 |
Побединская Л.В. |
Управляющий делами областной администрации |
25,3 |
Евдокимов Ю.А. |
Председатель облсовета |
22,0 |
Нечаева Н.Г. |
Председатель союза предпринимателей |
20,3 |
Почти весь 1994 г. областью управляла только исполнительная власть. Выборы облдумы в марте прошли при очень низкой явке, необходимое для начала работы количество депутатов не было избрано. До новых выборов действовало только совещательное Собрание депутатов. Довыборы в ноябре позволили Думе, хозяйственно-профсоюзной по составу, начать работу. Председателем был избран возглавлявший временное Собрание депутатов институтский преподаватель, бывший председатель Североморского горсовета П. Сажинов, член КПРФ, его заместителем стал председатель облсовпрофа Игорь Чернышенко.
Отношение Думы к администрации было достаточно недружелюбным, она стремилась к расширению своих полномочий, но возможностей у депутатов явно не хватало. Серьезный конфликт ветвей власти так и не разгорелся, администрация сохранила свое верховенство.
В Думе деятельнее других выглядела профсоюзная группа во главе с заместителем председателя И. Чернышенко, стремящаяся к большему контролю над администрацией и вступавшая с ней в конфликты по поводу местного самоуправления, бюджета, выбора уполномоченных банков. В администрации кроме самого Е. Комарова очень большое влияние имел его первый заместитель Юрий Бергер, которого нередко считали "настоящим" главой области, виновником многих скандалов и непопулярных решений. С приближением российских и областных выборов в мае 1996 г. Ю. Комаров предпочел отправить своего первого заместителя в отставку "по состоянию здоровья", были сменены и несколько глав местных администраций.
ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ.
Смена власти в конце 1996 г. не привела к коренным переменам в соотношении политических сил. На жизнь области, помимо администрации, большое влияние имеют директора крупнейших горнорудных предприятий, торгового и рыболовецкого флотов, столичных финансовых структур, велика роль Северного флота. Командующий флотом Олег Ерофеев, прежде явно сочувствовавший лево-патриотической оппозиции, сейчас больше склонен к поддержке правительства и областной исполнительной власти.
Опорой Ю. Евдокимова остаются приведшие его к власти СПП и профсоюзы, имеющие сильные позиции в облдуме, в меньшей степени отделения КРО, Движения "Честь и Родина". НДР был создан предыдущим главой области Е. Комаровым (он до сих пор возглавляет отделение движения, но входящие в него хозяйственники и управленцы наверняка пойдут на сближение с новым главой администрации). Еще одним ответвлением "партии власти", сейчас самым слабым, служит отделение РНК во главе с известным в области предпринимателем, бывшим депутатом СФ С. Иевлевым.
Крупнейшей партией является КПРФ с примерно тысячью членов и разветвленной сетью организаций, созданных и в ряде подразделений Северного флота. Тем не менее позиции этой партии, и вообще левых, не очень сильны. Первым руководителем воссозданной КПРФ стал бывший начальник "Мурманпромстроя" Игорь Каложин, в конце 1994 г. его сменил заместитель директора Апатитской ТЭЦ Михаил Антропов. Ключевую роль в организации играет и Юрий Тараканов, помощник архангельского депутата ГД Т. Гудимы.
Движение "Социалистический выбор" (Б. Цуканов, Ю. Тараканов), созданное после роспуска КПСС в 1991 г. и до создания КПРФ игравшее роль объединения коммунистов области, продолжает действовать, но отошло на второй план. Отделение АПР заметно, в основном, благодаря входящему в него депутату облдумы В. Калайде, кандидату левых на губернаторских выборах 1996 г. Слабы и немногочисленны РКРП и ВКПБ. Заметен Союз офицеров, но он ослаблен расколом на радикальное (В. Кислицын) и умеренное (Е. Бондаренко) крылья.
Хорошие результаты на выборах показывает ЛДПР (координатор - Александр Вихорев), но сильной организации у партии нет. Одна из ведущих фигур областной ЛДПР - Дмитрий Малышев, помощник депутата ГД А. Филатова.
Демократические партии не имеют властных
постов (кроме представителя президента), но
сохраняют относительно сильные позиции.
Солиднее других выглядят ДВР во главе с
предпринимателем, в прошлом журналистом
Натальей Нечаевой, и "Яблоко", руководимое
научным сотрудником НИИ Игорем Лебедевым,
помощником депутата ГД А. Арбатова.
Действуют также РПРФ (С. Попов), РСДС (А. Иванов), а
также СДПР, ПРЕС, ХДС и еще ряд относительно
мелких организаций.
Отдельную, не очень большую, часть политического спектра составляют организации областников, выступающие за расширение полномочий области и в защиту прав ее постоянных жителей: Народное движение Мурмана, Движение "Мурман". В Союзе казаков Мурмана много отставных офицеров ВМФ, в их числе и атаман (третий за последние четыре года), предприниматель А. Ефремов.
ПРЕЗИДЕНТСКИЕ ВЫБОРЫ, РЕФЕРЕНДУМЫ 1991 -1996 гг.
Область на большинстве общероссийских голосований показывала "северные" реформаторские предпочтения. На референдумах 1991 г. за пост президента РСФСР (69,6%/69,9%) было отдано больше голосов, чем за сохранение СССР (66,1%/71,3%). Референдумы 1993 г. опять отодвинули область вправо: в апреле за доверие Б. Ельцину голосовало 72,8%/58,7%, в декабре за Конституцию - 69,8%/57,1%.
Референдумы (1991 -1993) [2].
Название |
Число голосов (%) |
РФ (%) |
За сохранение СССР (март 1991) |
66,1 |
71,3 |
За введение поста Президента РФ (март 1991) |
69,6 |
69,9 |
За доверие Президенту РФ (апрель 1993) |
72,8 |
58,8 |
За Конституцию РФ (декабрь 1993) |
71,3 |
58,4 |
На президентских выборах 1991 г. область вместе со всем Европейским Севером снизила относительную поддержку Б. Ельцина (56,0%/57,3%), а дополнительные голоса получили Н. Рыжков (17,7%/16,9%) и В. Жириновский (9,8%).
Выборы Президента РФ (12 июня 1991) [2].
Ф.И.О. |
Число голосов (%) |
РФ (%) |
Ельцин Б. |
56,0 |
57,3 |
Рыжков Н. |
17,7 |
16,9 |
Жириновский В. |
9,8 |
7,8 |
Тулеев А. |
6,1 |
6,8 |
Макашов А. |
2,1 |
3,7 |
В предвыборной кампании 1996 г. заметнее других были сторонники Б. Ельцина, в число которых входили администрация и командование Северного флота. Руководителем областного ОДОПП и доверенным лицом Б. Ельцина был контр-адмирал запаса Виктор Добушев, бывший начальник тыла Северного флота. Кроме "своего" В. Волкова из представителей президентской команды область посещали Н. Егоров и О. Сосковец. Действовали также штабы в поддержку Г. Зюганова (М. Антропов), А. Лебедя (Г. Мильдов), Е Явлинского (И. Лебедев, С. Попов) и В. Жириновского.
Преимущество Б. Ельцина (40,6%/35,3%) стало ощутимым уже в первом туре, а Г. Зюганов (12,1%/32,0%) был оттеснен на третье место после А. Лебедя (25,4%/14,5%). Повышенную поддержку получили и другие "третьи" кандидаты - Г. Явлинский (9,7%/7,3%) и В. Жириновский (7,0%/5,7%). Во втором туре перевес Б. Ельцина (70,1%/53,8%) над Г. Зюгановым (21,9%/40,3%) стал подавляющим.
Выборы Президента РФ (1996). [2].
Ф.И.О. |
Число голосов (%) |
РФ (%) |
16 июня |
||
Ельцин Б.Н. |
40,6 |
35,3 |
Лебедь А.И. |
25,4 |
14,5 |
Зюганов Г.А. |
12,1 |
32,0 |
Явлинский Г.А. |
9,7 |
7,3 |
Жириновский В.В. |
7,0 |
5,7 |
3 июля |
||
Ельцин Б.Н. |
70,1 |
35,3 |
Зюганов Г.А. |
21,9 |
40,3 |
ВЫБОРЫ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ДУМУ 1992 И 1995 ГГ.
Общефедеральный округ. Область - образец "северного" голосования с крайне низким влиянием левых и повышенной поддержкой правоцентристских партий. На выборах 1993 г. ЛДПР (21,4%/21,4%) победила с незначительным отрывом от "Выбора России" (20,7%/14,5%), получившего, как и "Яблоко" (12,6%/7,3%), высокую для себя поддержку. Совсем слабо выступили КПРФ (5,0%/11,6%) и АПР (1,1%/7,4%). Результат лучше обычного показала ДПР (6,2%/5,1 %), хуже - "Женщины России" (6,9%/7,6%) и ПРЕС
На выборах 1995 г. опять первой была ЛДПР (12,4%/11,2%) и, вновь, с очень небольшим отрывом. Так же слабо, как в прошлый раз, показали себя левые: КПРФ (11,0%/22,3%), "Коммунисты-СССР" (2,6%/4,5%), АПР (0,6%/3,8%). Дополнительные голоса получили НДР (10,8%/10,2%), "Яблоко" (10,6%/ 6,9%), "Женщины России" (7,0%/4,6%), КРО (6,0%/4,3%), ПСТ - Партия самоуправления трудящихся (5,2%/4,5%), ДВР (4,6%/3,9%). Депутаты по партийным спискам от области не избирались ни в 1993 г., ни в 1995 г.
Территориальный округ.
Область образует два округа, в 1995 г. не изменившихся. При распределении округов в 1995 г. она только чудом, а точнее - из-за предоставления властями Краснодарского края заниженных данных о числе избирателей, избежала потери второго места. Постоянное сокращение числа избирателей в области делает при выборах в следующую ГД уменьшение числа округов с двух до одного почти неизбежным. Мурманский округ включает в себя областной центр, военно-морской Североморск и малозаселенные восточные районы, Мончегорский - остальную часть области, в том числе, все очаги добычи никеля, железной руды, апатитов.
В Мончегорском ТИО в 1993 г. в упорной борьбе первым стал выдвинутый "Выбором России" бывший народный депутат России Владимир Мананников (14,2%), работавший тогда в президентской комиссии законодательных предложений. Совсем немного отстали от него рабочий бетонного завода член КПРФ Виктор Ладан (14,6%) и представлявший "Гражданский союз" директор Института экономических проблем Геннадий Лузин (13,4%), а также директор тепличного комбината Павел Богушевич (11,4%), кандидат АПР.
На выборах 1995 г. главными соперниками шедшего от ДВР В. Мананникова были депутат СФ Л. Побединская от НДР, прежде работавшая управляющим делами администрации, и президент московского банка "Еврокосмос" Наталья Лазарева, которая, по оценкам, пользовалась негласной поддержкой администрации, а также кандидат КПРФ Михаил Антропов. Борьба между тремя правыми кандидатами едва не вывела на первое место М. Антропова (14,7%), но выиграла все-таки Л. Побединская (17,0%), немного отстали Н. Лазарева (12,3%) и В. Мананников (12,2%). Особенностью выборов стало участие сразу четырех кандидатов-военнослужащих (а также одного военного пенсионера), по отдельности выступивших неудачно, но в сумме набравших 14% голосов, - можно предположить, что единый кандидат от военных мог бы рассчитывать на победу в округе. Депутат облдумы Василий Калайда, будущий кандидат левых сил на губернаторских выборах, был восьмым с 4,0%.
В Мурманском ТИО в 1993 г. с большим отрывом победил министр иностранных дел Андрей Козырев (38,5%), представлявший "Выбор России". Заметно отстали от него руководитель областной ПЭС предприниматель Юрий Лысенко (12,1%), шедший от ПРЕС бывший народный депутат СССР Андрей Золотков (9,9%), инженер-химик, и председатель Североморского горсовета, нынешний председатель облдумы П. Сажинов (5,2%).
На выборах 1995 г. манкировавший своими обязанностями в ГД, но не в округе, А. Козырев был выдвинут НДР, но пошел на выборы независимым и опять уверенно выиграл (40,9%). Второй была Любовь Жириновская (9,5%), сестра вождя ЛДПР ("Я доверил вам самое дорогое, что у меня есть!", - заявлял тот мурманским избирателям). Из местных сильнее других были представлявший "Яблоко" научный сотрудник И. Лебедев (8,1%), шедший от КРО заместитель председателя облдумы, председатель облсовпрофаз И. Чернышенко (7,5%) и шедший независимым активист КПРФ Ю. Тараканов (6,7%), помощник депутата ГД.
Используемые источники.
1. Политические партии и общественные движения Мурманской области. Справочник. - Мурманск.: Север, 1993
Практикум.
для урока по теме "Становление демократических институтов в Мурманской области в 90-е гг. ХХ века".
Документ №1.
УСТАВ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ.
(в ред. Законов Мурманской области от 02.07.1998 N 108-01-ЗМО, от 30.11.1998 N 114-01-ЗМО, от 12.01.2000 N 176-01-ЗМО, от 13.04.2000 N 189-01-ЗМО, от 14.06.2001 N 271-01-ЗМО, от 25.11.2002 N 372-01-ЗМО); (название в ред. Закона Мурманской области от 14.06.2001 N 271-01-ЗМО). Принят Мурманской областной Думой 26 ноября 1997 года
Преамбула - "Мурманская областная Дума, действуя от имени граждан Российской Федерации, проживающих на территории Мурманской области, основываясь на Конституции Российской Федерации, признавая права и свободы человека и гражданина как высшие ценности, руководствуясь интересами населения Мурманской области, выражая стремление к утверждению принципов правового государства и гражданского общества, принимает настоящий Устав Мурманской области. (преамбула в ред. Закона Мурманской области от 14.06.2001 N 271-01-ЗМО)"
Глава 3. Основы организации государственной власти в Мурманской области
Статья 9.
1. Источником государственной власти в
Мурманской области является народ - граждане
Российской Федерации, проживающие на территории
Мурманской области, составляющие население
Мурманской области. (часть 1 в ред. Закона
Мурманской области от 14.06.2001 N 271-01-ЗМО)
2. Население Мурманской области осуществляет
свою власть непосредственно, а также через
органы государственной власти.
Статья 10.
1. Высшим непосредственным выражением власти
населения Мурманской области являются областной
референдум и свободные выборы.
2. Областной референдум и выборы осуществляются
на основе всеобщего, равного и прямого
избирательного права при тайном голосовании, в
соответствии с федеральными законами и законами
Мурманской области.
3. В целях обеспечения реализации и защиты
избирательных прав и права на участие в
референдуме населения Мурманской области,
осуществления подготовки и проведения на
территории Мурманской области выборов и
референдумов, в соответствии с федеральным
законом и законом Мурманской области, образуется
Избирательная комиссия Мурманской области.
(часть 3 введена Законом Мурманской области от
14.06.2001 N 271-01-ЗМО)
Статья 11.
1. Государственную власть в Мурманской области
осуществляют образуемые Мурманской областью
самостоятельно органы государственной власти
Мурманской области.
2. Систему органов государственной власти
Мурманской области составляют:
- законодательный (представительный) орган государственной власти;
- высший исполнительный орган государственной власти;
- иные органы государственной власти, образуемые в соответствии с Уставом области.
В Мурманской области устанавливается должность высшего должностного лица Мурманской области.
3. Полномочия органов государственной власти Мурманской области и высшего должностного лица Мурманской области устанавливаются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом и законами Мурманской области. (статья 11 в ред. Закона Мурманской области от 14.06.2001 N 271-01-ЗМО)
Статья 12.
1. Деятельность органов государственной
власти Мурманской области осуществляется в
соответствии со следующими принципами:
а) государственная и территориальная целостность Российской Федерации и Мурманской области;
б) распространение суверенитета Российской Федерации на всю ее территорию;
в) верховенство Конституции Российской Федерации и федеральных законов на всей территории Российской Федерации;
г) единство системы государственной власти;
д) разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную в целях обеспечения сбалансированности полномочий и исключения сосредоточения полномочий, или большей их части, в ведении одного органа государственной власти, либо должностного лица;
е) разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Мурманской области;
ж) самостоятельное осуществление органами государственной власти Мурманской области принадлежащих им полномочий;
з) самостоятельное осуществление своих полномочий органами местного самоуправления.
2. Органы государственной власти Мурманской
области обеспечивают реализацию прав граждан на
участие в управлении делами государства как
непосредственно, так и через своих
представителей, в том числе, путем
законодательного закрепления гарантий
своевременного назначения даты выборов в органы
государственной власти Мурманской области и
органы местного самоуправления и гарантий
периодического проведения указанных выборов.
3. Органы государственной власти Мурманской
области содействуют развитию местного
самоуправления на территории Мурманской
области.
4. Органы государственной власти Мурманской
области обеспечивают соответствие Конституции
Российской Федерации, федеральным
конституционным законам и федеральным законам
принимаемых (принятых) ими Устава и законов
Мурманской области и иных нормативных правовых
актов и осуществляемой ими деятельности, а также
несут ответственность за нарушение Конституции
Российской Федерации, федеральных
конституционных законов и федеральных законов.
(статья 12 в ред. Закона Мурманской области от
14.06.2001 N 271-01-ЗМО)
Статья 13.
Законодательную власть в Мурманской области
осуществляет Мурманская областная Дума - высший
и единственный законодательный
(представительный) орган государственной власти
Мурманской области (далее - областная Дума).
(статья 13 в ред. Закона Мурманской области от
14.06.2001 N 271-01-ЗМО)
Статья 14.
1. Исполнительную власть в Мурманской области
осуществляют Губернатор Мурманской области -
высшее должностное лицо Мурманской области
(далее - Губернатор области), Правительство
Мурманской области - высший исполнительный орган
государственной власти Мурманской области
(далее - Правительство области) и иные органы
исполнительной власти Мурманской области (далее
- органы исполнительной власти области),
образуемые в соответствии с Уставом области.
2. Систему органов исполнительной власти области
возглавляет Правительство области.
Губернатор области возглавляет Правительство
области. (статья 14 в ред. Закона Мурманской
области от 14.06.2001 N 271-01-ЗМО)
Статья 15.
1. Судебная власть в Мурманской области действует
в пределах собственных полномочий, независимо от
законодательной и исполнительной властей.
2. Правосудие в Мурманской области
осуществляется только судами, учрежденными в
соответствии с Конституцией Российской
Федерации, федеральными конституционными
законами и федеральными законами. (часть 2 в ред.
Закона Мурманской области от 14.06.2001 N 271-01-ЗМО)
Статья 16.
1. Федеральные органы исполнительной власти, в
соответствии с федеральным законом,
осуществляют свои полномочия на территории
Мурманской области непосредственно или через
создаваемые ими территориальные органы.
2. Областная Дума и Правительство области в
случаях, предусмотренных федеральными законами,
согласовывают назначение на должность
руководителей территориальных органов
федеральных органов исполнительной власти.
(статья 16 в ред. Закона Мурманской области от
14.06.2001 N 271-01-ЗМО)
Глава 4. Права и свободы человека и гражданина
на территории
Мурманской области
Статья 17.
1. В Мурманской области признаются и
гарантируются права и свободы человека и
гражданина согласно общепризнанным принципам и
нормам международного права и Конституции
Российской Федерации.
2. Граждане Российской Федерации обладают на
территории Мурманской области всеми правами и
свободами, предусмотренными Конституцией
Российской Федерации, федеральными законами,
Уставом и законами Мурманской области.
3. Иностранные граждане и лица без гражданства
пользуются в Мурманской области правами и несут
обязанности наравне с гражданами Российской
Федерации, кроме случаев, установленных
федеральными законами или международными
договорами Российской Федерации.
Статья 18.
1. Обеспечение прав и свобод человека и
гражданина в Мурманской области гарантируется
системой народовластия, разделением властей,
государственной, в том числе судебной, защитой
его прав и свобод и является основным
содержанием деятельности органов
государственной власти и органов местного
самоуправления.
2. Все органы государственной власти и
должностные лица при решении вопросов,
затрагивающих права и свободы человека и
гражданина, обязаны осуществлять свою
деятельность в порядке и формах, прямо
предусмотренных Конституцией Российской
Федерации, федеральными законами, Уставом и
законами Мурманской области.
3. Нормативные правовые акты органов
государственной власти Мурманской области,
затрагивающие права, свободы и обязанности
человека и гражданина, не применяются, если они
не опубликованы официально для всеобщего
сведения.
Статья 19.
1. Каждый имеет право свободно искать, получать,
передавать, производить и распространять любым
законным способом информацию о деятельности
органов государственной власти области, органов
местного самоуправления и соответствующих
должностных лиц.
2. Органы государственной власти Мурманской
области и органы местного самоуправления, их
должностные лица обязаны обеспечить каждому
возможность ознакомления с документами и
материалами, непосредственно затрагивающими его
права и свободы, если иное не предусмотрено
федеральными законами или законами Мурманской
области.
Статья 20.
1. Каждый вправе защищать свои права и свободы, а
также права и свободы других лиц всеми способами,
не запрещенными законом.
2. Каждому гарантируется судебная защита его прав
и свобод, а также возможность обжалования в суде
решений и действий (бездействий) органов
государственной власти Мурманской области,
органов местного самоуправления и должностных
лиц.
3. В Мурманской области признается и
гарантируется право каждого на объединение с
другими, в том числе в целях защиты своих прав и
законных интересов.
4. В целях обеспечения гарантий государственной
защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и
уважения государственными органами, органами
местного самоуправления и должностными лицами
может учреждаться должность Уполномоченного по
правам человека Мурманской области.
5. Правовой статус Уполномоченного по правам
человека устанавливается законом Мурманской
области.
Статья 21.
1. Защита прав национальных меньшинств,
проживающих на территории Мурманской области,
осуществляются в соответствии с Конституцией
Российской Федерации и федеральными законами.
(часть 1 в ред. Закона Мурманской области от 14.06.2001
N 271-01-ЗМО)
2. Органы государственной власти Мурманской
области содействуют коренному народу Кольского
Севера - саамам - в реализации их прав на
сохранение и развитие родного языка,
национальной культуры, традиций и обычаев.
3. В исторически сложившихся районах проживания
саамы, представители других коренных народов
Севера Российской Федерации пользуются правами
на традиционные виды природопользования и
промыслов. (часть 3 в ред. Закона Мурманской
области от 14.06.2001 N 271-01-ЗМО)
Статья 22.
В Мурманской области признается деятельность
религиозных конфессий, действующих в рамках
закона.
Документ №2.
Устав города-героя Мурманска. (в ред. решения
Мурманского городского Совета от 28.02.2001 N 3-40)
Принят на городском референдуме г. Мурманска 17 декабря 1995 года.
Преамбула "Самоуправление города Мурманска - признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации, самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы самоуправления вопросов местного значения. Самоуправление осуществляется исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.
Устав самоуправления города в соответствии с Конституцией и законодательством Российской Федерации определяет и закрепляет общие положения, принципы, формы, систему и структуру местного самоуправления, организацию деятельности по решению задач социально - экономического развития города, защите прав и интересов, повышения уровня жизни и благополучия его жителей.
Самоуправление города в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом и законами Мурманской области, а также настоящим Уставом".
Глава II. СИСТЕМА САМОУПРАВЛЕНИЯ ГОРОДА
Статья 6. Права граждан на местное самоуправление.
Граждане РФ, обладающие избирательными правами согласно Конституции РФ, постоянно или преимущественно проживающие на территории города Мурманска, согласно действующему законодательству имеют равные права на осуществление местного самоуправления - признаваемой и гарантируемой Конституцией РФ самостоятельной и под свою ответственность деятельности населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций. (абзац в ред. решения Мурманского городского Совета от 28.02.2001 N 3-40)
Граждане осуществляют свое право на местное самоуправление:
- через городские референдумы;
- через участие в выборах представительных органов и должностных лиц местного самоуправления;
- через выборные органы местного самоуправления;
- через органы территориального общественного самоуправления;
- путем проявления народной инициативы, включая правотворческую в вопросах местного значения, а также путем индивидуальных и коллективных обращений в органы местного самоуправления. (абзац в ред. решения Мурманского городского Совета от 28.02.2001 N 3-40)
Статья 7. Принципы местного самоуправления в городе.
Местное самоуправление в городе Мурманске осуществляется на следующих принципах: (абзац в ред. решения Мурманского городского Совета от 28.02.2001 N 3-40)
- гарантия реализации закрепленных Конституцией и действующим законодательством Российской Федерации прав и свобод граждан; (абзац в ред. решения Мурманского городского Совета от 28.02.2001 N 3-40)
- законность и гласность;
- участие граждан в процессах выработки и принятия решений по важнейшим вопросам местного значения;
- самостоятельность и независимость органов местного самоуправления в пределах предоставленной им компетенции;
- подотчетность органов местного самоуправления своим избирателям;
- ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления;
- сочетание местных и государственных интересов.
Статья 8. Система органов самоуправления города
Система органов самоуправления города создается гражданами, проживающими в городе, с целью самостоятельного и эффективного решения вопросов местного значения исходя из интересов населения.
В систему органов местного самоуправления города входят:
- глава муниципального образования (мэр) города - должностное лицо местного самоуправления, избираемый всем населением города;
- Мурманский городской Совет - выборный представительный орган местного самоуправления;
- администрация города Мурманска - исполнительный орган местного самоуправления;
- ;органы территориального общественного самоуправления.
>Статья 9. Законодательная основа местного самоуправления.
Местное самоуправление в городе осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, действующим федеральным законодательством, Уставом и законами Мурманской области и настоящим Уставом.
Порядок взаимных отношений и основы разграничения полномочий и предметов ведения между федеральными и региональными органами государственной власти и органами местного самоуправления определяются Конституцией Российской Федерации, федеральным и областным законодательством, настоящим Уставом. (абзац в ред. решения Мурманского городского Совета от 28.02.2001 N 3-40)
Федеральные законы и законы Мурманской области, устанавливающие нормы муниципального права, не могут противоречить Конституции Российской Федерации, Федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и ограничивать гарантированные ими права местного самоуправления. В случае противоречия норм муниципального права, содержащихся в законах, применяются положения Конституции РФ и указанного Федерального закона.
Статья 10. Предметы ведения местного самоуправления города (название в ред. решения Мурманского городского Совета от 28.02.2001 N 3-40)
На основании Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в ведении местного самоуправления находятся следующие вопросы местного значения: (абзац в ред. решения Мурманского городского Совета от 28.02.2001 N 3-40)
1. Изменение Устава города, контроль за его
соблюдением.
2. Владение, пользование и распоряжение
муниципальной собственностью.
3. Решение финансовых вопросов местного значения
и распоряжение муниципальными финансовыми
ресурсами.
4. Формирование, утверждение и исполнение
местного бюджета.
5. Установление местных налогов и сборов.
6. Обеспечение комплексного социально -
экономического развития города.
7. Содержание и использование муниципального
жилого фонда и нежилых помещений.
8. Организация, содержание и развитие сети
муниципальных учреждений дошкольного, основного
общего и профессионального образования.
(подпункт 8 в ред. решения Мурманского городского
Совета от 28.02.2001 N 3-40)
9. Регулирование планировки и застройки
городской территории.
10. Организация, содержание и развитие сети
муниципальных учреждений здравоохранения,
обеспечение санитарно - эпидемиологического
благополучия населения.
11. Охрана общественного порядка на территории
города, организация и содержание муниципальных
органов охраны общественного порядка и
осуществление контроля за их деятельностью.
12. Создание условий для жилищного и социально -
культурного строительства на территории города.
13. Регулирование и контроль за использованием
земли, акватории Кольского залива, естественных
и искусственных водоемов и недр при
строительстве подземных объектов.
14. Организация, содержание и развитие сети
муниципальных энерго-, газо-, тепло- и
водоснабжения и канализации.
15. Организация снабжения населения и
муниципальных предприятий топливом.
16. Организация дорожного строительства на
территории города и содержание дорог местного
значения.
17. Благоустройство и озеленение территории
города.
18. Организация утилизации и переработки бытовых
отходов.
19. Организация ритуальных услуг и содержание
мест захоронения.
20. Организация и содержание муниципального
архива.
21. Организация транспортного обслуживания
населения и муниципальных учреждений.
22. Организация обеспечения населения услугами
связи.
23. Создание условий для обеспечения населения
услугами торговли, общественного питания и
бытового обслуживания.
24. Создание условий для осуществления
предпринимательской деятельности.
25. Сохранение памятников истории и культуры,
находящихся в муниципальной собственности,
утверждение названий административных округов,
городских улиц, проспектов, площадей и т. д.
26. Организация и содержание муниципальной
информационной службы.
27. Создание городских средств массовой
информации и благоприятных условий для
деятельности других средств массовой
информации.
28. Создание муниципально - общественной системы
по работе с детьми и молодежью, условий для
деятельности молодежных и детских общественных
объединений, осуществляющих мероприятия в
области государственной молодежной политики,
направленные на социальное становление,
развитие и самореализацию детей и молодежи в
общественной жизни.
29. Создание условий для организации зрелищных
мероприятий.
30. Создание условий для развития и работы
спортивных и физкультурных учреждений.
31. Обеспечение социальной защиты отдельных групп
населения (инвалидов, участников войн и других
граждан, нуждающихся в поддержке общества).
32. Содействие занятости населения, в первую
очередь граждан с ограниченной
трудоспособностью.
33. Участие в охране окружающей среды в пределах
города.
34. Обеспечение противопожарной безопасности,
организация муниципальной пожарной службы.
35. Обеспечение защиты населения и территории
города от чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера.
Органы местного самоуправления города вправе принимать к рассмотрению и иные вопросы, не исключенные из их ведения законами Российской Федерации или Мурманской области и не переданные (законодательно) в исключительную компетенцию других муниципальных образований или органов государственной власти. (абзац в ред. решения Мурманского городского Совета от 28.02.2001 N 3-40)
Органы местного самоуправления города могут осуществлять функции, выходящие за рамки осуществления ими полномочий по решению вопросов местного значения, в случаях наделения законами РФ и Мурманской области конкретными государственными полномочиями с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых средств. (абзац в ред. решения Мурманского городского Совета от 28.02.2001 N 3-40)
Документ №3.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЯХ.
(в ред. Федеральных законов от 21.03.2002 N 31-ФЗ, от 25.07.2002 N 112-ФЗ, от 23.06.2003 N 85-ФЗ)
Принят Государственной Думой 21 июня 2001 года.
Одобрен Советом Федерации 29 июня 2001 года.
В Российской Федерации признаются политическое
многообразие, многопартийность. Исходя из этого
конституционного принципа, государством
гарантируется равенство политических партий
перед законом независимо от изложенных в их
учредительных и программных документах
идеологии, целей и задач.
Государством обеспечивается соблюдение прав и
законных интересов политических партий.
Глава I.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Предмет регулирования настоящего
Федерального закона.
Предметом регулирования настоящего
Федерального закона являются общественные
отношения, возникающие в связи с реализацией
гражданами Российской Федерации права на
объединение в политические партии и
особенностями создания, деятельности,
реорганизации и ликвидации политических партий
в Российской Федерации.
Статья 2. Право граждан Российской Федерации на объединение в политические партии.
Право граждан Российской Федерации на объединение в политические партии включает в себя право создавать на добровольной основе политические партии в соответствии со своими убеждениями, право вступать в политические партии либо воздерживаться от вступления в политические партии, право участвовать в деятельности политических партий в соответствии с их уставами, а также право беспрепятственно выходить из политических партий.
Статья 3. Понятие политической партии и ее структура.
1. Политическая партия - это общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.
2. Политическая партия должна отвечать следующим требованиям:
- политическая партия должна иметь региональные отделения более чем в половине субъектов Российской Федерации, при этом в субъекте Российской Федерации может быть создано только одно региональное отделение данной политической партии;
- в политической партии должно состоять не менее десяти тысяч членов политической партии, при этом более чем в половине субъектов Российской Федерации политическая партия должна иметь региональные отделения численностью не менее ста членов политической партии в соответствии с пунктом 6 статьи 23 настоящего Федерального закона. В остальных региональных отделениях численность каждого из них не может составлять менее пятидесяти членов политической партии в соответствии с пунктом 6 статьи 23 настоящего Федерального закона;
- руководящие и иные органы политической партии, ее региональные отделения и иные структурные подразделения должны находиться на территории Российской Федерации.
3. Под региональным отделением политической партии в настоящем Федеральном законе понимается структурное подразделение политической партии, созданное по решению ее уполномоченного руководящего органа и осуществляющее свою деятельность на территории субъекта Российской Федерации. В субъекте Российской Федерации, в состав которого входит (входят) автономный округ (автономные округа), может быть создано единое региональное отделение политической партии. Иные структурные подразделения политической партии (местные и первичные отделения) создаются в случаях и порядке, предусмотренных ее уставом.
4. Цели и задачи политической партии излагаются
в ее уставе и программе.
Основными целями политической партии являются:
- формирование общественного мнения;
- политическое образование и воспитание граждан;
- выражение мнений граждан по любым вопросам общественной жизни, доведение этих мнений до сведения широкой общественности и органов государственной власти;
- выдвижение кандидатов на выборах в законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления, участие в выборах в указанные органы и в их работе.
Статья 8. Основные принципы деятельности политических партий.
1. Деятельность политических партий основывается на принципах добровольности, равноправия, самоуправления, законности и гласности. Политические партии свободны в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов деятельности, за исключением ограничений, установленных настоящим Федеральным законом.
2. Деятельность политических партий не должна нарушать права и свободы человека и гражданина, гарантированные Конституцией Российской Федерации.
3. Политические партии действуют гласно, информация об их учредительных и программных документах является общедоступной.
4. Политические партии должны создавать мужчинам и женщинам, гражданам Российской Федерации разных национальностей, являющимся членами политической партии, равные возможности для представительства в руководящих органах политической партии, в списках кандидатов в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления.
Рабочая тетрадь по теме "Становление демократических институтов в Мурманской области в 90-е гг. ХХ века".
Рабочий лист 1
1.Определите значение понятия "политическая
партия". Какой конституционный принцип
положен в основу существования политических
партий в РФ? Чем обусловлена его необходимость?
(практикум, документ №3).
2. Перечислите требования и основные принципы
деятельности, которым должна соответствовать
политическая партия в соответствии с законом РФ.
(практикум, документ №3).
3. Используя учебник Боголюбова Л. Н. "Человек и
общество. 10-11 кл." (с. 152-153; 332 - 334)
охарактеризуйте различные подходы к типологии
политических партий. С чем Вы связываете
специфику каждого из них?
4.Охарактеризуйте процесс становления
многопартийности в России в период с 1992 г.
(учебник Шилобод М. И., Первухин А. С., Кривошеев В.
Ф. Политика и право., С. 261-265).
5.Сравните условия формирования партий в начале
ХХ века и в наши дни? Что, на Ваш взгляд, может
объединять эти периоды российской истории в
процессе становления политических партий и в чем
их своеобразие?
6.Можно ли выделить, на Ваш взгляд, общие
закономерности возникновения и развития
политических партий в России конца X IX - начала ХХ
века и конца ХХ века?
Рабочий лист 2
1.Какую роль играют политические партии в
условиях становления демократического общества?
В чем их необходимость?
2.Проанализируйте схему 1. Ответьте на вопросы:
2.1. Почему возникла необходимость разделения политических партий на кадровую, массовую партии и партию избирателей во второй половине ХХ века? С какими изменениями в политической жизни Западной Европы Вы бы их связали?
2.2.Какая из предложенных характеристик политических партий на Ваш взгляд отражает специфику большей части современных российских партий?
Схема 1.
Классификация партий (по М.Дюверже и Дж.Сарторри)
Мухаев Р. Т. Политология. 10-11 кл. - М.: Дрофа, 1997. - С. 287.
1.На основе материала урока выявите специфику политического развития Мурманской области в 90-х гг. ХХ века.
2.Используя выдержки из Уставов Мурманской
области и города Мурманска, раскройте основные
принципы организации государственной власти и
органов местного самоуправления.
3.Используя Уставы Мурманской области и города
Мурманска, докажите, что документ соответствует
основным принципам демократии и гражданского
общества. Что на Ваш взгляд должно быть
доработано в этих документах?