Цели игры:
- обобщение знаний по курсу истории средних веков и началу нового времени;
- воспитание организованности и умения работать в группе;
- развитие умения применять знания в нестандартных ситуациях.
Задача игры: активизировать познавательную и мыслительную деятельность учащихся.
Участники игры: учащиеся 6–7-х классов, объединенные в смешанные команды, богиня Клио и Робин Гуд (старшеклассники).
Эксперты: учителя школы, старшеклассники.
Ход игры
Представление
Ведущий объявляет о начале игры, представляет экспертную группу, дает слово командам.
Команды объявляют название, девиз, представляют эмблему.
– Сегодня пришла к нам в гости богиня истории Клио. Она будет помогать судить игру. И сейчас ей слово.
Богиня Клио приветствует всех участников:
Вас, отроки младые, пришедшие сюда,
Сегодня приглашаю я в средние века.
Пусть колесо истории так трудно повернуть,
Но знания вам помогут. Вперед! И в добрый путь!
Конкурс
Данный этап включает 4 гейма: разминка, “темная лошадка”, “ты мне – я тебе”, “заморочки”.
1 гейм: разминка
Задача этого гейма – ввод конкурсантов в круг понятий, фактов, исторических личностей, которые относятся к теме игры.
Каждая команда отвечает на 10 вопросов без обсуждения. Правильный ответ оценивается в 1 балл.
Для 1-й команды:
- Хранилище документов. (Архив)
- Глава католической церкви. (Папа Римский)
- Доля продуктов своего хозяйства, которую крестьянин должен был отдать феодалу. (Оброк)
- Родина арабов. (Аравийский полуостров)
- Явление, когда государство делится на части. (Раздробленность)
- Войны в Чехии в 1419–1434 гг. (Гуситские)
- Он первый проплыл вокруг света. (Магеллан)
- Хлодвиг был вождем племени... (Франков)
- То же, что русская летопись. (Хроника)
- История средних веков началась в …(476 г или V век)
Для 2-й команды:
- Земельное владение, за которое нужно было нести военную службу. (Феод)
- Принудительные обязанности крестьян. (Повинности)
- Когда возникло арабское государство (630 г.)
- Ежегодные торги. (Ярмарки)
- Представительный орган Англии. (Парламент)
- Кого называли усердно занимающимися. (Студентов)
- Владельцы мануфактур. (Капиталисты, буржуазия)
- Первого императора франков звали... (Карл Великий)
- Состязание рыцарей в силе и ловкости. (Турнир)
- Группы людей с одинаковыми правами и обязанностями, передающимися по наследству. (Сословия)
Для 3-й команды:
- Укрепленное жилище феодала. (Замок)
- Когда возник английский парламент. (1265 г.)
- Народная героиня, вдохновившая французов во время 100-летней войны на освобождение родины. (Жанна Д'Арк)
- Участники крестовых походов. (Крестоносцы)
- Грамота о прощении грехов. (Индульгенция)
- Он открыл морской путь в Индию. (Васко де Гама)
- Работы крестьян в хозяйстве феодала. (Барщина)
- Как называли участников Реформации. (Протестанты)
- Мусульманская религия. (Ислам)
- Хозяйство, где все продукты и вещи изготавливаются не для продажи, а для собственного потребления. (Натуральное)
2-й гейм: “Темная лошадка”
В этом гейме проверяется умение узнавать героев по некоторым фактам из их жизни.
Вопросы задает гость всем командам. Отвечает та команда, которая первой поднимет руку. За правильный ответ – 1 балл. При неправильном ответе команды дается возможность ответить другим участникам.
Он – любимый герой английских баллад, мужественный и верный друг угнетенных, он с ватагой доблестных стрелков скрывался в Шервудском лесу, отнимал деньги у богачей и отдавал их бедным. (Робин Гуд)
Появляется Робин Гуд.
Вопросы Робин Гуда:
– Узнайте исторического героя по отрывку.
“Ослепленный полководец,
на возу бесстрашно стоя,
голосом, подобным грому,
направляет ярость боя.
С ним один дружинник слева,
И один дружинник справа,
Вместо глаз они герою
Служат верно, не лукаво.” (“Ян Жижка”. Н.Ленау)
– О ком идет речь в этом отрывке.
“Мало книг у нас в народе.
Книги пишутся пером,
Дни и месяцы проходят
За медлительным трудом.
Я придумал способ новый
Из металла буквы лить,
Чтоб написанное слово
Напечатанным сменить.” (“Иоганн Гутенберг”. Е.Данько)
– Он погубил всех родственников, опасаясь, что они отнимут у него власть. (Хлодвиг)
В какой поэме описаны эти события.
Жерен прорвал броню одним ударом
И в грудь врагу всадил свое копье.
Тогда с коня на землю мавр испанский
Сраженным пал – взял душу сатана.
Жарен копьем эмира поражает,
Он щит пробил, рассек на мавре броню,
Копье всадил врагу он прямо в сердце…
“Вот бой так бой!” – воскликнул Оливьер. (В поэме “Песнь о Роланде”)
3-й гейм: “Ты мне – я тебе”
В гейме определяется умение составлять вопросы по изученному материалу и отвечать на вопросы соперников.
Каждая команда задает соперникам заранее составленный вопрос. Правильный ответ оценивается в 1 балл. За правильно и интересно составленный вопрос эксперты начисляют команде 1–2 балла.
4-й гейм: “Заморочки”
В этом гейме в конкурсной форме проверяется уровень знаний и умений учащихся.
Участники команды вытягивают номер вопроса и после 30-секундного обсуждения отвечают. За правильный ответ – 1 балл. При неправильном ответе команды дается возможность ответить другим участникам.
- Какое расстояние между Константинополем и Стамбулом? (Названия одного города)
- Определите архитектурный стиль (по картине).
- Если в названии реки, протекающей в Европе, изменить одну букву, то получится имя жестокого испанского герцога, известного жителям Нидерландов. (Эльба – Альба)
- Первый слог – нагруженная телега, второе – день, который бывает раз в жизни, но отмечается каждый год; целое – эпоха Гуманизма. (Воз-рождение)
- Первое – домашние птицы, второе – местоимение; целое – участники освободительной борьбы в Чехии в 15 веке. (Гуси-ты)
- Первый слог – нота, второе – установленный образец одежды; целое – изменение в обществе, преобразование. (Ре-форма)
- Первое – начальная буква алфавита; второе – человек, не имеющий прав и собственности; целое – житель Аравии. (А-раб)
- Кто мог сказать эти слова: “Произнося мне приговор, вы дрожите больше, чем я, идущий на костер.” (Дж. Бруно)
- Представьте, что вы оказались в г. Констанце в 1415 г. Очевидцем каких событий вы могли бы стать? (Казнь Я.Гуса)
- Что бы вы подумали, если бы увидели, как один рыцарь бросил другому перчатку? (вызов на дуэль)
- Средневековые купцы везли товар на ярмарку. Вдруг сломалась колесо телеги. Содержимое выпало на землю. Что может произойти дальше? (“Что с воза упало, то пропало”.)
- Если в названии физкультурного снаряда изменить последнюю букву, то получится состязание в силе и ловкости. (Турник-турнир)
- Представьте, что вы, отчалив от берегов Испании, плывете на каравелле на запад по Атлантическому океану в поисках Индии 512 лет (число меняется каждый год) назад. Кто возглавляет вашу экспедицию? (Х.Колумб)
- Название какой войны указывает на ее продолжительность? (Столетняя)
- Вопрос по картинке. В какой стране и в какое время могло существовать поместье, изображенное на плане? (Огораживания, Англия, XVI В.)
- “Все села, предместья и города
Участвуют в производстве сукна.
Много сил и средств, много труда
Отдает сукноделию наша страна.
И в каждом месте особый труд:
Здесь пряжи прядут, ткачи ткут,
Валяльщики ловко валяют сырье,
Красильщики искусно красят сукно”.
Как называется предприятие, на котором трудятся эти рабочие? (Мануфактура)
- “Сосуды из графита и стекла…
мышьяк и сера, ртуть и нашатырь,
а разных трав – так их не перечесть…
Подмешивай селитру, купорос,
Сурьму и сурик или винный камень
Иль сплавы всякие…
Смесь зашипит, забулькает, забродит…
А выплавишь и …”
Что хотели получить таким способом алхимики? (Золото)
- Когда в истории воевали цветы? (Война Алой и Белой роз)
- Кому принадлежат эти слова: “Кто не умеет притворяться, тот не умеет царствовать”. (Людовик XI, французский король)
- Кому принадлежат эти слова: “Государство – это я!” (Людовик XIV, французский король)
Подведение итогов игры. Вручение грамот и призов.
Муза Клио обращается к участникам:
“Был путь к победе труден,
закончилась игра.
Подведены итоги.
Прощаться нам пора.
Как солнце щедро дарит
Тепло и свет растениям,
Так дарит добрым людям
Наука свои тайны.
Так будьте же пытливы
И к вам придет успех!
Спасибо за участие в игре!