Цели и задачи урока:
- Продолжение формирования у учащихся навыков аналитической деятельности.
- Формирование представления о возможности существования других взглядов и оценок, отличных от собственных.
- Закрепление умения собирать и анализировать материалы из различных источников, относясь к ним с критической точки зрения, рассматривая их в конкретном историческом контексте.
- Анализ факторов, влияющих на политическое развитие современной России, характеристика противоречивости развития.
- Актуализация знаний учащихся по проблеме становления политического режима в современной России.
Тип урока: дебаты.
Ключевые понятия и термины: политический режим, демократия, авторитаризм, тоталитаризм, конституция.
Основные этапы подготовки урока:
- Класс делится на 2 команды и получает опережающее задание. На этом этапе анализируются известные авторитетные журналы и газеты, печатающие информацию о политической жизни страны ( “АиФ”, “Российская газета”, “Коммерсант”, “Полис”, “Социс”.), а также просматривают телевизионные передачи (“Итоги”, “Время”, “Зеркало”, “Времена” и т.д.). Изучается и анализируется законодательная база РФ.
- Команды готовят материал для проведения дебатов с точки зрения утверждения и отрицания.
- Судьи выбираются методом голосования. Количество судей должно быть нечётным Выбирается таймкипер (им может быть и учитель).
- Накануне проведения дебатов проводится жеребьёвка, с помощью которой определяется утверждающая команда и отрицающая.
- Каждая команда выбирает 3 человек (спикеров), которые будут принимать непосредственное участие в дебатах.
ХОД УРОКА
Порядок выступления | Спикер | Время выступления | Роль спикера |
1 |
Первый спикер утверждающей команды (У1) | 6 мин |
Представляет утверждающую команду
(Ф.И.). Формулирует тему дебатов: Политический режим современной России: демократия. Актуальность: сегодня существует очень много споров о политических преобразованиях правительства во главе с В.В. Путиным. Делаются выводы о том, что в России свёртываются преобразования, а личность Путина приобретает всё больше авторитарных черт. Мы с этим не согласны. Заявляется позиция: мы считаем, что в России утвердился демократический режим. Объясняются ключевые понятия: утверждение, демократический, режим, Россия, неизбежно. В организационной форме выдвигаются основные аргументы утверждающей команды. Например: 1) В 1993 г. в России была принята Конституция, которая главной своей целью ставит обеспечение и защиту прав и свобод человека и гражданина. 2) В экономической сфере активно развиваются рыночные отношения, свободная конкуренция. 3) В политической сфере можно наблюдать многопартийность, реальная возможность участия граждан в политической деятельности. Заканчивается выступление чётким формулированием утверждающей команды: таким образом, наша команда считает, что вышеперечисленные факты доказывают, в России утвердился демократический режим. |
2 |
Третий спикер отрицающей команды (О3) задаёт вопросы первому спикеру утверждающей команды. | 3 мин. |
Раунд перекрёстных вопросов: (О3)
задаёт перекрёстные вопросы (У1) с целью
принизить значение аргументов утверждающей
команды. Например: 1) Не кажется ли вам, что наша Конституция только декларирует права и свободы, а на самом деле права человека в России постоянно ущемляются? 2) Если во главу угла в нашей стране ставятся права и свободы человека, то почему по обращениям в международные организации по правам человека Россия занимает одно из первых мест? 3) В странах, где сложился демократический политический режим правительство заботится о стариках и детях, а говоря о нашей стране, разве можно это утверждать? (У1) отвечает на вопросы (дискуссия во время раунда не допускается). |
3 |
Первый спикер отрицающей команды (О1) | 6 мин. |
Представляет отрицающую команду. Формулирует тезис отрицания: Мы считаем, что в России формируется не демократический, а авторитарный политический режим. Тем более, что современный авторитарный режим приобретает новые черты. Опровержение аргументов, представленных (У1). Например: 1) Философ И.Ильин утверждает, что свобода в истинном понимании, нужна только тем, кто ведёт духовную жизнь. У нас, к сожалению, народ требует “хлеба и зрелищ”. Народ в основном заботится только о собственном материальном благосостоянии, а свободу превращает в анархию и разнузданность. 2) В России проявляются только внешние атрибуты свободы: законы, выборы, референдумы и т.д. (О1) в организованной форме выдвигает аргументы отрицающей команды. Например: 1) В сложившейся экономической и политической ситуации всё чаще раздаются голоса о приходе к власти “сильной руки”, которой, по мнению многих, является наш президент В.В.Путин. И в современной ситуации у него практически нет конкурентов. 2) Последние выборы в Государственную Думу показали, что в России складывается доминирующая партия “Единая Россия”. 3) Между элитными группами (правительство, ВПК, парламент) существует договорённость о контроле экономики и силовых структур. |
4 | Третий спикер утверждающей команды (У3) задаёт вопросы (О1) | 3 мин. | (У3) Задаёт перекрёстные вопросы (О1) с
целью принизить значение аргументов (О1).
Например: 1) Уже тот факт, что мы свободно можем обсуждать политику и поведение президента и правительства, разве не свидетельствует в пользу демократического режима? 2) Разве граждане России не имеют право выбирать власть? Авторитет нашего президента, велик, но это ещё не факт, что именно его изберут на новый срок. |
5 | Второй спикер утверждающей команды (У2) | 5 мин. | Опровергает аргументы,
представленные (О1) Например: 1) По конституции Россия является президентской республикой, и это объясняет ведущую роль нашего президента. 2) Нынешнее правительство во главе с президентом сегодня активно борется с так называемыми “элитными группами” и олигархами. Восстанавливает аргументы утверждающей команды. Усиливает утверждающую линию. Например: 1) Данные социологических опросов показывают, что большинство россиян не хотели бы расставаться с такими составляющими демократии, как свобода слова, свобода печати и т.д. 2) Экономическое развитие России, благодаря рыночным механизмам, либеральным законам постепенно выходит из состояния кризиса. |
6 | (О1) задаёт вопросы (У2) | 3 мин. | (О1) задаёт перекрёстные вопросы с
целью принизить значение аргументов и
доказательств (У2). Например: Но как относиться
к опросу, в котором россиянам предложили выбрать
наиболее близкого им политического лидера
прошлого и настоящего? Одно из первых мест занял
такие жёсткие лидеры, как Андропов и Тэтчер Разве
это демократические лидеры? (У2) отвечает на вопросы. |
7 | Выступление (О2) | 5 мин. | (О2) опровергает аргументы,
предоставленные утверждающей командой.
Например: 1) Говоря о свободе слова, хотелось
бы вспомнить последние законы об освещении
предвыборной кампании, которые значительно
ограничили в свободе СМИ. А на местном уровне в
ряде регионов наблюдается открытое давление на
СМИ. Восстанавливает аргументы отрицающей команды, усиливает отрицающую линию. Например: Последние выборы показали, что демократические партии, такие как “Союз правых сил” потерпели поражение, а большинство голосов набрала партия президента. Конечно, ведь она могла использовать административный ресурс. Разве это демократия? |
8 | (У1) задаёт вопросы (О2) | 3мин. | (У1) задаёт перекрёстные вопросы (О2) с
целью принизить аргументы и доказательства (О2).
Например: Не только в России, но и в других
демократических государствах есть лидирующие
партии, разве этот факт мешает хоть в какой то
мере развитию демократии в странах Европы? (О2) отвечает на вопросы. |
9 | Третий спикер утверждающей команды. | 5 мин. | Представляет финальный контраст игры
с целью усиления утверждающей линии. Выделяет наиболее важные области столкновения (роль современного российского лидера, обеспечение прав и свобод в современной России). Проводит сравнительный анализ позиций сторон по ключевым вопросам и объясняет, почему приводимые утверждающей командой аргументы более убедительны.(На современном этапе цивилизации демократический режим является наиболее прогрессивным. Его поддерживают в 60 странах мира. Это страны с наиболее стабильной экономикой и политической системой). Делает эффектное заключение: Демократию как систему У.Черчиль считал скверной, хотя всё остальное ещё хуже. Демократия хрупка, неудержима. Она нуждается в постоянном совершенствовании и защите. В странах, где утвердилась реальная демократия, на её развитие потребовалось более 200 лет. Поэтому наивно полагать, что в России всё сразу стало бы гладко. Но на сегодняшний день правительство и страна уже столько сделали на зтом пути, что можно смело утверждать: Россия – демократическая страна. |
10 |
Третий спикер отрицающей команды | 5 мин. |
Представляет финальный контраст игры
с целью усиления отрицающей линии. Выделяет наиболее важные области столкновения. Проводит сравнительный анализ позиций сторон по ключевым вопросам и объясняет, почему приводимые отрицающей командой аргументы более убедительны. (Современная ситуация в экономике и политике, исключительное положение российского президента ещё раз показывают что для российской ментальности не свойственны демократические ценности) Делает эффектное заключение: Конечно возвращения к “андроповскому социализму” не произойдёт, но по способу осуществления власти в России уже сегодня установлен авторитарный режим в форме президентской республики. И именно авторитарный режим оказался способен эффективно реагировать на возникающие проблемы. |
– По ходу игры судьи заполняют судейский протокол, в котором фиксируют все аргументы и контраргументы, а по окончании дебатов судьи, не совещаясь между собой, принимают решение, какой команде отдать предпочтение по результатам дебатов. Команда, набравшая большинство голосов судей, побеждает.
Аргументы, доводы, контраргументы могут меняться в зависимости от решения учащихся.