Цели и задачи гражданско-патриотического воспитания.
Современное общество заинтересованно в том, чтобы граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Поэтому перед школой стоит задача подготовить выпускника умеющего:
— самостоятельно приобретать знания, уметь
применять их на практике для решения
разнообразных возникающих проблем, чтобы на
протяжении всей жизни иметь возможность найти в
ней своё место;
— уметь критически мыслить;
— в ситуациях нравственного выбора не забывать о
совести;
— быть комуникабельным, контактным в различных
социальных группах, уметь работать в коллективе.
Решение этих задач в условиях резкой социальной системы дифференциации, девальвации духовных ценностей процесс сложный, многогранный, я бы сказала, тонкий, деликатный, так как затрагивает сознание, душу человека, а так же требует определённой парадигмы образования, рассматривающей ученика как субъекта деятельности. Использование в учебном и воспитательном процессе новых педагогических технологий делает возможным вовлечение каждого учащегося в активный познавательный процесс.
Понимание гражданско-патриотического воспитания, на мой взгляд, заключается, в первую очередь, в формировании нравственных качеств, так как патриотизм обретает силу в том обществе, где отношение к его пониманию и восприятию одинаково для всех граждан, независимо от занимаемого ими места, где каждый соотносит свои действия с пользой для общества, осознаёт, что сегодняшние деяния не выльются в бедствие завтра.
Исходя из такого понимания необходимо обращать внимание на воспитание не только патриотизма как политической любви к Отечеству, но и морально-нравственной и физической любви, когда воспитывается любовь к согражданам, желание делать им добро, любовь к родной речи, желание жить и трудиться на родной земле. Всё это присутствует в представленной системе, в формах работы.
Формирование нравственных ценностей, способствующих гражданственности, осуществляется в соответствии с возрастными особенностями и на основе принципа активности самих учащихся.
Активность в данном случае является следствием целенаправленных педагогических воздействий на организации воспитательного пространства. Все формы деятельности, представленные в системе предполагают взаимопонимание и взаимоприятие учителя и ученика, диалогичность общения, рефлексию, повышенную эмоциональность.
Теоретическими основами отбора форм, методов и средств формирования нравственных, гражданских позиций и качеств были выбраны идеи гуманизма, с системой целостности, адекватности форм и методов гражданско-патриотического воспитания его целям и задачам, интеграции воспитательных факторов. Среди вариантов работы, которые способствуют осознанию гражданских патриотических ценностей российского общества были выбраны следующие формы, методы и приёмы: поисково-исследовательская деятельность, игра, метод проектов.
Так, например, организация выездного экологического лагеря “Экоимпульс” позволяло на протяжении 5-и лет активно формировать:
— умение жить, строить отношения в
разновозрастном коллективе;
— заботиться о младших, помогать тому, кто рядом
в данный момент;
— умение работать в коллективе;
— осваивать роль лидера, учиться принимать
решения;
— сознательную творческую, поисковую
деятельность;
— интерес к истории своего края через опыт
поисковой деятельности;
— экологическую культуру.
Представленная мной система гражданско-патриотического воспитания была выстроена в школе как часть воспитательной системы школы и, на мой взгляд, решает задачи, о которых я писала в начале статьи, на основе принятия учащимися духовно-нравственных ценностей.
Система гражданско-патриотического воспитания школы №15 г. Владимира.
Цель: формирование гражданской культуры — как определённых нравственных правовых, политических знаний, помогающих осознать свои гражданские права и обязанности, а так же определить место и роль в решении задач, стоящих перед обществом.
Основные направления деятельности. |
|||
Патриотическое воспитание на историческом материале. | Нравственное воспитание. | Гражданское воспитание. | Интернациональное воспитание. |
Цель патриотического воспитания: формирование патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей по защите интересов Родины. | Цель: формирование нравственных качеств личности учащихся. | Цель: формирование гражданских качеств личности. | Цель: воспитание осознанного восприятия исторических знаний о дружбе народов, их равенстве, солидарности в борьбе с античеловеческими проявлениями, уважение к культуре других народов. |
1. Классные часы и уроки истории, посвященные изучению символики РФ. | 1. Эколого-краеведческий лагерь “Экоимпульс”. | 1. Элементы самоуправления в школе (совет командиров). | Евроклуб. |
2. Клуб “Патриот” (на базе кадетского класса). | 2. Литературно-музыкальный клуб “Зелёная лампа”. | 2. Участие в конкурсе правовых знаний “Гражданином быть обязан”. | |
3. Участие в городских конкурсах ”Знай и люби родной Владимир”,”Героика Российской державы”,”Ты- Владимирец”. | 3. Театральная студия “Кристалл”. | 3. Благотворительные акции: “Пожилой человек”, “Посылка воину”, концерты в доме престарелых. | |
4. Ежегодный марафон “Земля на которой ты живёшь”. | 4. Деятельность пед.классов. | 4. Сбор макулатуры. | |
5. Поисково-исследовательская
работа. 6. Посещение историко-культурных мест города, страны. 7. Участие в городской военно-спортивной игре “Зарница”. 8. Участие в конкурсе “Спасите, друзья”. |
5. Встреча выпускников школы. | 5. Общественное событие “Экономическая игра”. |