Летом 2003 г. в МОУ СОШ №1 г. Кушва Свердловской области был создан дидактический театр “Щенки собаки Качалова”.
Цель театра – популяризация исторических знаний среди учащихся посредством драматизации. Подобная форма работы позволяет не только пробуждать интерес к знаниям, но и развивать творческие способности подростков, а главное – ребята сами созидают!
Первой постановкой театра стал спектакль “Школьные истории”. Содержательная линия спектакля такова: ученики при помощи компьютера путешествуют по разным странам и эпохам, знакомясь с первобытной школой, школой Древнего Египта, Средневековым университетом и школой на Руси.
Данный спектакль рассчитан на учащихся среднего звена. Его можно показывать 1 сентября, а так же во время тематических недель знаний в школе. Длительность спектакля (25 – 30 минут) способствует тому, что данную постановку можно включить и в урочную систему. Далее предлагается сценарий спектакля.
Действующие лица:
- Ученик
- Ученица
- Учитель – старик (каменный век)
- Керк, с ним 3 ученика
- Имхотеп, с ним 3 ученика
- Вагант
- Студенты (массовка)
- Боярин – учитель, с ним ученики
Ученики в школьной форме, с букетами идут в школу. 1 сентября.
Ученик – Привет, Маша! Целое лето не виделись!
Ученица – Здравствуй, Сергей! Да, действительно, летние каникулы промелькнули, вот и 1 сентября.
Звенит звонок.
Ученик – Ну вот и звонок звенит. Первый в этом учебном году. И уже завтра начнётся… Уроки, домашние задания, контрольные и зачёты. Эх, хорошо было древним людям: ни тебе химии, ни тебе физики. Знай по лесу гуляй, ну, или за мамонтом бегай. Никакой школы!
Ученица – А ты в этом абсолютно уверен?
Ученик – Конечно, какая же школа была в каменном веке?
Ученица – Я думаю, что ты заблуждаешься. Пойдём-ка заглянем в школьный компьютер.
Сцена I. Каменный век.
Две группы людей. Отдельно мужчины и женщины.
Мужская группа:
Старик – Я просил вас найти хорошие куски кремня, чтобы научиться делать охотничий нож. Покажите свои находки.
Дети протягивают ему свои находки
Старик – Керк, разве это кремень?
Керк – конечно, кремень. Из него выйдет самый лучший в мире охотничий нож!
Старик – Увы, мой друг, должен тебя разочаровать. Этот камень никогда не даст острого скола и из него никогда не выйдет отличный охотничий нож. Но вот на охоте, с такими знаниями, ты можешь остаться без оружия.
Керк- Подумаешь, я возьму самый большой камень, и с ним пойду на мамонта!
Другой мальчик – И уронишь себе на ногу! 9смех)
Старик – Ну, всё, успокоились! Я просил вас найти в лесу растения, останавливающие кровь. Вы все справились!
- Да, да …
Старик – Керк, а что это у тебя?
Керк – Трава для остановки крови, как Вы и велели, учитель!
Старик – Я очень надеюсь, что ты ещё не опробовал её в деле, иначе не миновать беды!
Керк – Почему?
Старик – Да потому, что если приложить эту траву к ране, она начнёт гноиться и воспаляться! Это ядовитая трава, мы натираем ею стрелы, когда идём на врагов!
Керк – Подумаешь, траву перепутал. И вообще, травами девчонки должны заниматься. Это их дело.
Другой мальчик – Что же ты, на охоту за собой девчонок потащишь, чтобы во всём тебе помогали? (Смех)
Старик – Верно. Чтобы стать отличным охотником, мало иметь острый нож и сильные руки. Нужна ещё и умная голова.
*******************
Ученик – Неужели, древние люди действительно так хорошо ориентировались в минералогии и ботанике?
Ученица – Конечно. Учёные давно доказали, что одних только съедобных растений древние люди знали больше 5 тысяч, современный горожанин знает намного меньше. Для наших предков знакомство с миром было действительно школой – школой выживания.
Ученик – Ну, хорошо, убедила! В первобытном обществе учиться приходилось много, иначе можно было погибнуть. Ну а дальше? Не алгебру же с геометрией они учили в Древнем мире?
Ученица – Думаю, ты опять поспешил с выводами. Давай-ка, вновь заглянем в школьный компьютер.
Сцена II. Древний Египет.
Имхотеп – Ну, что, мальчики, готовы ли вы внимать знаниям, которые вложил в нас великий Осирис?
Мальчики – О, да, учитель Имхотеп!
Имхотеп – Будь писцом – он освобождён от всяких повинностей, от работы мотыгой. Ты не будешь таскать корзин, не будут тебя сечь прутьями. Будь писцом, чтобы тело твоё было мягким и рука твоя мягкой. И ты будешь выходить в белой одежде, тебя все будут почитать и приветствовать. Писцы – у ног владыки Египта и внимают словам его. Итак, что я задавал вам на сегодня?
1 ученик – Мы должны были рассчитать, сколько камня надо на строительство самой большой пирамиды для владыки Египта, да будет он силён и могуч.
2 ученик – площадь основания этой пирамиды – 54 000 м2 , высота её – 150 м. Значит, объём пирамиды составит 2 525 000 м3. Значит, именно столько камня нужно на самую великую пирамиду Египта.
Имхотеп – Ну, что ж, с этой задачей вы справились. Решите другую: Каждый из 7 человек имеет 7 кошек. Каждая кошка съедает по 7 мышек, каждая мышка за лето уничтожает 7 ячменных колосков. А из зёрен 1 колоска может вырасти 7 горстей ячменного зерна. Сколько горстей зерна ежегодно спасается благородными кошками? Сосчитайте дома. (16 807).
Один из учеников всё время вертится и мешает.
Имхотеп – Не проводи ни одного дня в безделье, иначе будут бить тебя. Уши мальчика на спине его, и он слушает, когда его бьют. Надоело мне повторять тебе наставления. Ударю я тебя 100 раз, и ты будешь как побитый осёл. Если будешь бродить по улицам, то будешь избит плетью из кожи бегемота. Обезьяна и та понимает слова, обучают даже львов, но не тебя. Ты поступаешь по-своему.
**********************
Ученик – Ох, и достанется ему сейчас! Неужели всё так и было?
Ученица – Компьютер показал всю правду. Например, речь шла о самой большой пирамиде Египта – пирамиде Хеопса. Учёные подсчитали, что только на площади основания этой пирамиды можно построить 1000 2-х комнатных квартир.
Ученик – Ну, ладно, про пирамиду – правда. А задача про кошек? Это же не может быть, чтобы в Древнем Египте – и задачки со степенями!
Ученица – И всё же это правда. Эта задача была найдена в одном из египетских папирусов, как, впрочем, и то поучение, которое ты слышал из уст Имхотепа.
Ученик – Чего же тогда ждать от Древней Греции, если её считают колыбелью мудрости? Ученики учились сразу в лицеях и академиях?
Ученица – а ведь ты прав. Учились и в Лицеях и в Академиях. Точнее в Ликее и Академии. Но только взрослые…
Ученик – Вспомнил, нам на уроках истории рассказывали, что с 7 лет греческие мальчишки ходили в школу, где их учили читать, писать и считать. А с 12 лет они начинали заниматься ещё и в палестрах – уже спортом. Вот бы здорово было учиться только в палестре!
Ученица – Древние греки так не думали, поэтому посещая гимнасии занимались там не только спортом, но и учились красноречию – умению говорить красиво и убедительно.
Ученик – Ладно с древним миром всё понятно! Школа была, и была необходима. А как же мрак средневековья?
Ученица – Смотри…
Сцена III. Средневековый университет.
Две группы студентов.
1-й студент – сначала было яйцо, так как из яйца появляется курица.
2-й студент – Нет сначала была курица. Ведь кто-то же должен был снести это яйцо!
Шум – Курица! – Яйцо! –Драка
3-й студент, сидевший до этого в стороне: Друзья-студенты, прекратите, остановитесь, я новые стихи сочинил!
Я кочующий школяр…
На меня судьбина
Свой обрушила удар,
Что твоя дубина.
Нам профессор предложил
В диспуте сражаться
Слов не хватит доказать
Мы решили драться
Ох и труден путь студента
То – штудируй, то – учи.
Тяжела ученья лента
Лучше в дворники иди!
Все аплодируют и уходят
Ученик – Ну, и что это было? Школа бокса, или школа разбойников?
Ученица, улыбаясь – Ни то, ни другое! Это средневековый университет, где учились студенты. Очень часто они участвовали в диспутах-спорах, пытаясь доказать свою точку зрения.
Ученик – Ага! И если аргументов не хватало, в ход шли кулаки?
Ученица – Совершенно верно! Диспуты зачастую заканчивались дракой противоборствующих сторон.
Ученик – Не с тех ли времён сохранились драки и в современных школах? Что-то мы с тобой всё по миру колесим, а в Россию так и не заглянули. Неужели у нас школ не было? Ни за что не поверю!
Ученица – И правильно… Ещё князь Владимир в 988 году приказал отдавать боярских детей в “обучение книжное” А его сын – Ярослав Мудрый в Новгороде открыл первую школу а 1030 году. И судя по берестяным грамотам почти всё население города было грамотным!
Ученик – Как же, помню про берестяную грамоту мальчика Онфима. Но ведь опять мальчишка! Ты заметила, что на протяжении веков учили только мальчишек!
Ученица – На Руси эта несправедливость была исправлена. Первую в средневековой Европе школу для девочек основала сестра Владимира Мономаха –Янка, монахиня Андреевского монастыря… Ну, что? Ты готов посмотреть на русскую школу, скажем, при Иване Грозном?
Ученик – Готов! Смотрим!
Сцена IV. Школа при Иване Грозном.
Дети нерешительно входят в комнату.
Учитель – Поклонитесь Кузьме Демьянычу и скажите приветное слово!
Ученики (вразброд) – Здравствуйте, Кузьма Демьяныч!
Учитель встаёт и вдруг гаркнул: - Снять шапку, когда входишь к своему учителю! (Замахивается на учеников, те резко сдёргивают шапки, поклонившись в пояс)
Учитель – В школу с молитвой входи и тако же из неё, молясь, выходи. Повернитесь лицом ко святым образам. Совершите крестное знамение. Трижды поклонитесь до земли. Да поживее! (Он машет указкой, дети опустились на колени и 3 раза коснулись лбом пола).
Учитель – Кто великовозрастный – садитесь подальше от меня, а малыши-недоростки – поближе. Указанное учителем место береги, чужого не занимай и товарищей своих не утесняй!
Ученики садятся, один из них открывает книгу с указкой.
Учитель (ударяя его) – книжицы ваши добре храните. Не очень разгибайте и листов напрасно не переворачивайте. Книгу аще кто не бережёт. Таковой души своей не стережёт.
Если вы все в приказаниях моих пребудете, то никогда от меня избиты не будете. Теперь, наставив на внимание ухо, тихо слушайте. Первым начинается знак “Аз” Повторите!
Дети (хором) – Аз!
Учитель - А этот другой знак есть “Буки” (показывает) С ним вы одолеете хитрость науки. Повторите громогласно за мной: Буки. “Буки” и “Аз” изрекаются “Ба”
Дети – Буки и аз изрекаются ба.
В это время один ученик дремлет, другой его щипает, тот подпрыгивает. Мальчики смеются.
Учитель закричал – Слышу я шум и крик неполезный, а аз сие будет вам плач слезный! Кто урока данного не изучит, таковой свободного выхода из школы не получит. А кто упирается во зле, на школьном полежит на козле! – Иди сюда, да ложись на скамью. Сейчас будете слушать, как блеет школьный козел. Заблеял раз, заблеял два – просветлела голова! А как молчит на козле, значит упорствует во зле!
*********************
Ученик – Ужас просто! Тут действительно нужны крепкие нервы. А ещё говорят, что у нас учителя строгие! Кстати, нам не пора на свой урок?
Ученица – Подожди, ещё минутка у нас есть! Ребята, вы познакомились со школой разных времён и народов. А вам мы предлагаем пофантазировать и предложить свой проект школы будущего. Какой вы видите школу лет через 100, 200, …а может и через 1000 лет. Все подробности – в объявлении в фойе школы. А вот сейчас нам действительно пора на урок, чтобы не покарали нас наши строгие учителя. Пока, до встречи, ребята!
После окончания спектакля внимание учащихся привлекается к конкурсу “Школа будущего”. Ученики предлагают свои проекты, которые можно использовать в дальнейшей работе: либо представить лучшие идеи в новом спектакле, либо, на основе этих проектов, провести школьный конкурс “Учитель года” и т.д.
Литература:
- Происхождение вещей. Очерки первобытной культуры /под ред. Е.В. Смирнитской. – М.: 1995
- Календарь школьника. 1990
- Замаровский В. Путешествие к 7 чудесам света. М.: 1980
- Вигасин, Годер, Свенцицкая ИДМ. 5 класс. М.: 1998
- Брандт М.Ю. ИСВ. 6 кл. М. 2000
- Ян В.Г. Никита и Микитка М.: 1988