История и обществознание
-
Советско-финляндская война. Работа с источником 2008
Рекомендуем провести урок "Советско-финская война в воспоминаниях участников 40-х годов" с целью ознакомления учащихся с неизвестным для них событием из истории своей страны, активизировать изучение теоретического материала (из учебника), проанализировав одно из художественных воспоминаний о войне. Акцент при изучении делается на 2 аспекта: влияние идеологии в воспоминаниях и проявление патриотизма. Итогом работы считается эмоционально-оценочный вывод.
-
Урок-игра "Путешествие по средневековой Европе" 2008
Повторительно-обобщающие уроки, проводимые в форме конкурса команд, позволяют выявить и развить возможности каждого ученика, формируют у них умения и навыки работы в группе. Сочетание же урока-игры с театрализованными представлениями помогает учащимся "погрузиться" в атмосферу изучаемой исторической эпохи, содействует формированию у школьников развитого исторического воображения; проявлению и развитию их индивидуальных творческих способностей.
-
Интегрированный урок экономики, географии и информатики "Глобальные проблемы человечества" 2008
Интегрированный урок по теме "Глобальные проблемы человечества" в 11-м классе информационно-технологического профиля. Урок проводится в форме семинара-заседания комиссии ООН. При подготовке урока учащиеся создают компьютерные презентации по основным глобальным проблемам человечества. На уроке учащиеся знакомятся с глобальными проблемами человечества, осознают их опасность и предлагают пути их решения.
-
Внеклассное мероприятие по истории "Женщина на войне" 2008
Занятие "Женщина на войне" посвящено русской женщине — участнице боевых действий. Ход занятия построен по принципу исторического экскурса: от начала XIX века до наших дней. Проведение данного занятия способствует воспитанию патриотизма, развитию чувства гордости за Отечество, расширению кругозора учащихся, развитию навыков работы с дополнительной литературой. Данное занятие возможно провести в качестве урока Мужества накануне Дня Победы.
-
Урок истории по теме "Образование Древнерусского государства. Первые князья" 2008
Урок истории предназначен для проведения в 6-м классе. На изучение данной темы по программе отводится 1 час. Изучая эту тему, учащиеся получают возможность познакомиться с историей создания института государства в России в IX веке. Определяют основные признаки государства, узнают, кто стоял у истоков образования государства в России, какие князья и какой вклад внесли в это важное дело. Основой урока являются задачи, способствующие не просто усвоению определенных фактов, подтверждающих появление государства у восточных славян в IX в., а также развитие умений и навыков самостоятельной работы с текстом, формированию научного мировоззрения.
-
Интегрированный урок (ОБЖ + история) "Но простые и строгие слышим слова: «Боевым награждается орденом…»" 2008
При подготовке к уроку класс был разбит на 3 группы, и каждой из них были даны следующие задания: 1. Взять интервью у ветеранов ВОВ (какие есть награды и рассказ о них); 2. Собрать информацию о наградах своих родственников – очевидцев событий; 3. Собрать информацию у родственников о наградах, полученных в тылу. Результаты работы групп были представлены на уроке. В ходе урока ученики работали с исторической картой и документами. Данный урок формирует чувство патриотизма у учащихся, любви к свой малой Родине, ко всей Отчизне.
-
Открытый интегрированный урок в 5-м классе по курсам "Истоки" и "Русские умельцы" на тему "Ангелы в небе высоком живут" 2008
Данный урок помогает понять детям, почему же икона «Троица» А.Рублёва считается одним из чудес России, а также позволяет познать радость творчества при изготовлении куклы-ангела по старинной русской технологии.
-
Интегрированный урок (история + математика) в 6-м классе по теме "Наша древняя столица" (действия с десятичными дробями) 2008
Межпредметные связи усиливают активность учащихся, возникает новый ход мыслей путем включения элементов содержания из одних учебных дисциплин в содержание других. Эти связи способствуют образованию всесторонних цельных представлений, формированию научных понятий. Урок посвящен истории Московского Кремля. Урок поставлен в соответствии с действующей программой по математике для школ, работающих по базисному плану. Урок содержит материал для изучения темы «Десятичные дроби» 5–6-е классы. Отличительной особенностью урока является то, что задачи связаны с историей Московского Кремля, с его архитектурными и культурными памятниками. При составлении задач использовались сведения из трудов историков, реставраторов, археологов.
-
Развитие творческих способностей учащихся в процессе приобщения к региональной истории и культуре 2008
Краеведение увеличивает пространство, в котором учащиеся могут развивать свою творческую и познавательную деятельность, реализовывать свои личностные качества, демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными основным образованием. Учитывая возрастные особенности учащихся, мы используем различные уровни познавательной краеведческой работы.
-
Разработка интегрированного урока "Человек на войне" (по "Севастопольским рассказам" Л.Н. Толстого). Крымская война 1853–1856 гг 2008
Интегрированный урок истории и литературы для учащихся 10-го класса знакомит учащихся с идейно-художественным своеобразием «Севастопольских рассказов», развивает умения анализировать, синтезировать, обобщать факты, делать исторический прогноз; на примере стойкости, мужества русских солдат, матросов, офицеров способствует проявлению сочувствия, добра, отрицания насилия, неприятия зла.
-
Информационные технологии на уроках истории 2008
В процессе изучения нового материала, обсуждения итогов Второй мировой войны, событий послевоенного периода сформировать представление у учащихся о "холодной войне". Подчеркнуть причинно-следственную связь между итогами Второй мировой войны и последующими событиями "холодной войны".
-
Урок по теме "Московская Русь" 2008
Данная система обучения предусматривает групповую форму работы. Особое внимание уделяется анализу документов, на основе которых устанавливается истинная картина событий, формируется представление о развитии страны в данный период. Перед учащимися определяются учебные задачи: проанализировать документ, установить соответствие событий, указать верные утверждения, восстановить последовательность событий, определить последствия.
-
Разработка урока по обществознанию "Трудовое право несовершеннолетних". 9-й класс 2008
Сценарий урока по обществознанию в 9-м классе, цели которого — дать учащимся представление о трудовых правах несовершеннолетнего.
-
Урок по курсу истории России в 6-м класе "Преданья старины глубокой" (культура Древней Руси X — начала XIII в.) 2008
Урок сочетает в себе знания из разных областей и должен познакомить учащихся с лучшими произведениями русской культуры; выяснить, в чем заключаются особенности древнерусской культуры; воспитывать патриотическое отношение к своей Родине; развить умение анализировать текст и делать выводы.
-
Урок по теме "Отечественная война 1812 года" 2008
Урок по теме рекомендуется для проведения в 8-м классе. Основной акцент при создании образа отечественной войны сделан на рассмотрение и изучение документальных источников, в основном это воспоминания современников. Достижению поставленной цели способствует презентация, в которую включена вставка видеосюжета. Очень важным считаю воспитание патриотизма на уроках истории, для более яркого проявления чувств использовала цвета, создание ромашки. Этот элемент урока использовался еще и как физкультминутка. Урок предполагает умение выражать собственное мнение и критическое мышление.
-
Урок истории в 6-м классе по теме "Архитектурные памятники Московского Кремля" 2008
Урок истории, цели которого ознакомить учащихся с развитием русской архитектуры в XV–XVI веках, воспитывать любовь к прекрасному, уважение к архитектурным памятникам, развивать логическое мышление учащихся.
-
Программно-методическая разработка курса "Политология" 10–11-е классы 2008
В течение тысячелетий политика являлась и сейчас является структурообразующим элементом общества. Программа курса ставит целью дать знания, необходимые для выработки мнения о событиях, происходящих в стране, её истории. «Основы политологии» – интегративный курс, пересекающийся с модулями курса «Обществознание» в 10–11-х классах и курсами 10–11-х классов «Всеобщей истории», где преобладает цивилизационный подход в изучении истории. Программа может быть использована в качестве элективного курса по обществознанию в 10–11-х классах.
-
Курс по выбору для 9-го класса "Подвижники Руси" 2008
Цели урока: рассказать об усобицах в русском государстве на примере сыновей Владимира Святославича; воспитать у детей милосердие, уважение и любовь к близким; развить умение аргументировать собственную точку зрения на исторический факт.
-
Повторительно-обобщающий урок по истории Средних веков в 6-м классе по теме "Средние века: «темные» или «светлые»?" 2008
Цель урока: создать образ средневековья, сравнить раннее и классическое средневековье по плану: государственное устройство, сельское хозяйство, жизнь общества, культура; подвести учащихся к самостоятельному выводу.
-
Первый властелин единого Китая 2008
Урок истории в 5-м классе по теме «Первый властелин единого Китая». Урок усвоения и первичного закрепления знаний. Цель урока: познакомить с историей возникновения Китая. На уроке используются приемы синквейн и кластер.
-
Интегрированный урок "Святая к музыке любовь…" 2008
Данный урок может проводиться для учащихся 9–11-x классов, а также как внеклассное мероприятие по немецкому языку. Урок проводится в форме музыкального путешествия, для этого необходимо создать творческую атмосферу урока: зажжённые свечи, музыкальные инструменты, возможно, костюмы, платья или элементы одежды XVII–XIX вв.
-
Проект программы для уроков истории, МХК и внеклассных мероприятий в средних и старших классах 2008
Оригинальность проекта состоит в соотнесении культуры ХХ в. со своими социокультурными, духовными ценностями. Проблемы искусства рассматриваются на материале конкретных, часто общеизвестных культурных явлений, событий, имен не только русской, но и мировой культуры. Проект направлен на тех, кто в нем участвует, и на поиск единомышленников. Опора на особенности современного ученика совпадает с возможностями интерактивного подхода к проекту.
-
Учебник обществоведения Л.Н. Богомолова. Первый год изучения 2008
Дается попытка анализа учебника по обществоведению Л.Н. Богомолова и возможные затруднения на первом году обучения обществоведению.
-
История выборов главы исполнительной власти субъекта Федерации 2008
Цели урока: познакомить учащихся с изменениями в избирательном законодательстве, связанными с назначением главы администрации субъекта РФ; развивать умения учащихся работать с дополнительной литературой; сравнивать и анализировать нормативные акты; воспитывать чувство гражданственности. Тема связанна с воспитательной программой гимназии "Возрождение, или Гражданин России ХХI века".
-
Система экспресс-контроля на уроках истории: "Хронологический, именной и словарный диктант" 2008
Программа по курсам истории включает перечень исторических понятий и терминов, поражающих любое воображение своим разнообразием и разнородностью. Усвоение исторических понятий учащимися развивает специальное историческое мышление, создаёт опорные знания, прививает устойчивый интерес к изучению истории. Систематическое повторение и проверка как новых, так и уже изученных понятий способствует закреплению материала, развивает память и способствует более сосредоточенному отношению к предмету. Система повторения понятий, терминов, дат, названий и имён помогает учителю вести более целенаправленную работу по систематизации знаний.
-
Использование презентаций на уроках истории 2008
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) способны предложить все возрастающие возможности для развития системы образования. ИКТ являются эффективным средством повышения познавательного интереса учащихся, создают условия для построения индивидуальных образовательных траекторий школьников. Мультимедийные продукты и услуги Интернета предоставляют широчайшие возможности повышения эффективности процесса обучения. Наиболее приемлемым способом использования компьютера на уроках истории является применение программы Microsoft PowerPoint. С его помощью учитель имеет возможность использовать компьютер не как некий чужеродный элемент, который необходимо встроить в урок, а как средство, помогающее грамотно организовать обучение истории.
-
Программа элективного курса "Избирательное право России и Дона: история и современность" для учащихся 10-х классов 2008
Программа элективного курса "Избирательное право России и Дона: история и современность" разработана для учащихся 10-х классов и служит дополнением к изучению обществознания, углубляет знания учащихся в области "Избирательного права", формирует модели поведения в ситуациях выбора. В работе представлено календарно-тематическое планирование программы.
-
Урок-зачет по теме : "Россия в первой половине XIX века" 2008
На изучение темы "Россия в первой половине XIX в." отводится 20 часов. Наиболее целесообразной формой проведения итогового занятия по данной теме представляется урок-зачет. Подготовка к нему начинается с первого урока. На уроке обобщения нужно не только проверить знания учеников, но и постараться кратко еще раз очертить основные тенденции развития России в данный период. Также необходимо акцентировать внимание на причинно-следственных выводах. Учащиеся сами выбирали вопросы в соответствии со своим уровнем знаний, поэтому вопросы составлялись на основе дифференциации, т.е. на "3", на "4", на "5".
-
"Нелегкий путь к мечте" — интегрированный урок по истории и культуре Башкортостана 2008
На данном уроке учащиеся знакомятся с жизнью и творчеством выдающегося, известного на весь мир танцора, хореографа и дирижера Рудольфа Нуриева. "Я хотел бы, чтобы мой танец производил такое же впечатление, как и картина великого художника. Пусть мной восхищаются, пусть меня ненавидят, но пусть никто не останется равнодушным", - писал в своей "Автобиографии" великий танцор. Мечта великого танцора сбылась, но заплатил он за это высокую цену. Цена эта - одиночество.
-
Путешествие в древность с использованием краеведческого материала 2008
Цель урока: через краеведческий материал помочь учащимся почувствовать "дыхание истории", сопричастность малой родины к всемирной истории.