История и обществознание
-
Проект программы для уроков истории, МХК и внеклассных мероприятий в средних и старших классах 2008
Оригинальность проекта состоит в соотнесении культуры ХХ в. со своими социокультурными, духовными ценностями. Проблемы искусства рассматриваются на материале конкретных, часто общеизвестных культурных явлений, событий, имен не только русской, но и мировой культуры. Проект направлен на тех, кто в нем участвует, и на поиск единомышленников. Опора на особенности современного ученика совпадает с возможностями интерактивного подхода к проекту.
-
Учебник обществоведения Л.Н. Богомолова. Первый год изучения 2008
Дается попытка анализа учебника по обществоведению Л.Н. Богомолова и возможные затруднения на первом году обучения обществоведению.
-
История выборов главы исполнительной власти субъекта Федерации 2008
Цели урока: познакомить учащихся с изменениями в избирательном законодательстве, связанными с назначением главы администрации субъекта РФ; развивать умения учащихся работать с дополнительной литературой; сравнивать и анализировать нормативные акты; воспитывать чувство гражданственности. Тема связанна с воспитательной программой гимназии "Возрождение, или Гражданин России ХХI века".
-
Система экспресс-контроля на уроках истории: "Хронологический, именной и словарный диктант" 2008
Программа по курсам истории включает перечень исторических понятий и терминов, поражающих любое воображение своим разнообразием и разнородностью. Усвоение исторических понятий учащимися развивает специальное историческое мышление, создаёт опорные знания, прививает устойчивый интерес к изучению истории. Систематическое повторение и проверка как новых, так и уже изученных понятий способствует закреплению материала, развивает память и способствует более сосредоточенному отношению к предмету. Система повторения понятий, терминов, дат, названий и имён помогает учителю вести более целенаправленную работу по систематизации знаний.
-
Использование презентаций на уроках истории 2008
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) способны предложить все возрастающие возможности для развития системы образования. ИКТ являются эффективным средством повышения познавательного интереса учащихся, создают условия для построения индивидуальных образовательных траекторий школьников. Мультимедийные продукты и услуги Интернета предоставляют широчайшие возможности повышения эффективности процесса обучения. Наиболее приемлемым способом использования компьютера на уроках истории является применение программы Microsoft PowerPoint. С его помощью учитель имеет возможность использовать компьютер не как некий чужеродный элемент, который необходимо встроить в урок, а как средство, помогающее грамотно организовать обучение истории.
-
Программа элективного курса "Избирательное право России и Дона: история и современность" для учащихся 10-х классов 2008
Программа элективного курса "Избирательное право России и Дона: история и современность" разработана для учащихся 10-х классов и служит дополнением к изучению обществознания, углубляет знания учащихся в области "Избирательного права", формирует модели поведения в ситуациях выбора. В работе представлено календарно-тематическое планирование программы.
-
Урок-зачет по теме : "Россия в первой половине XIX века" 2008
На изучение темы "Россия в первой половине XIX в." отводится 20 часов. Наиболее целесообразной формой проведения итогового занятия по данной теме представляется урок-зачет. Подготовка к нему начинается с первого урока. На уроке обобщения нужно не только проверить знания учеников, но и постараться кратко еще раз очертить основные тенденции развития России в данный период. Также необходимо акцентировать внимание на причинно-следственных выводах. Учащиеся сами выбирали вопросы в соответствии со своим уровнем знаний, поэтому вопросы составлялись на основе дифференциации, т.е. на "3", на "4", на "5".
-
"Нелегкий путь к мечте" — интегрированный урок по истории и культуре Башкортостана 2008
На данном уроке учащиеся знакомятся с жизнью и творчеством выдающегося, известного на весь мир танцора, хореографа и дирижера Рудольфа Нуриева. "Я хотел бы, чтобы мой танец производил такое же впечатление, как и картина великого художника. Пусть мной восхищаются, пусть меня ненавидят, но пусть никто не останется равнодушным", - писал в своей "Автобиографии" великий танцор. Мечта великого танцора сбылась, но заплатил он за это высокую цену. Цена эта - одиночество.
-
Путешествие в древность с использованием краеведческого материала 2008
Цель урока: через краеведческий материал помочь учащимся почувствовать "дыхание истории", сопричастность малой родины к всемирной истории.
-
Курс по выбору для 9-го класса "Подвижники Руси" 2008
Цели урока: рассказать об усобицах в русском государстве на примере сыновей Владимира Святославича; воспитать у детей милосердие, уважение и любовь к близким; развить умение аргументировать собственную точку зрения на исторический факт.
-
Интегрированный урок литературы и истории "Тайники русской жизни" 2008
На уроке идет рассмотрение образа Ивана Грозного в истории и литературе. Можно найти богатый материал об эпохе правления Ивана Грозного; используется инсценирование художественных произведений, пополняется и активизируется словарный запас учащихся.
-
"Многим прославились греки навеки". Урок истории в 5-м классе 2008
Обобщающе-повторительный урок " Многим прославились греки навеки" - урок применения знаний по теме "Древняя Греция". В план урока введены следующие виды работ: тест, выявление и исправление ошибок в текстах, защита проектов по самостоятельно выбранным темам: "Олимпийские игры", "Тайна имени", "Наука и изобретения", "Театр".
-
Урок по теме "Гражданство как правовая категория" 2008
Целью урока является объяснение порядка приобретения гражданства; рассмотрение правил получения гражданства РФ и оснований для прекращения гражданства РФ. На уроке учащиеся работают с документом; анализируют статьи закона, сравнивают их и делают выводы; решают практические задачи и получают умения выбирать формы поведения и способы защиты прав и интересов личности.
-
Интеллектуальная игра для старшеклассников по истории "В глубь веков" 2008
Игра направлена на развитие познавательного интереса, проверку глубины знаний, развитие творческих способностей учащихся. Мероприятие сопровождается инсценировками на историческую тематику, что придаёт игре динамичность и зрелищность, усиливает интерес учащихся к прошлому своей страны.
-
Историческая игра "Русь летописная" 2008
Игра "Русь летописноя" проходит по примеру телевизионной передачи "Звездный час". Она развивает у учащихся интерес к историческому наслдедию.
-
Разработка конкурсного урока по обществознанию на тему "Свобода — неоспоримая ценность" 2008
Предлагаемый вариант урока по обществознанию по теме «Свобода в деятельности человека» построен на основе методических приемов развивающего обучения. Интерактивные методы, быстрая смена видов деятельности позволяют не только активизировать работу учащихся, но и максимально вовлечь их в решение задач урока на всех этапах, начиная с самостоятельной постановки проблемы, определения путей её решения и заканчивая этапом рефлексии, в ходе которого ученики размышляют над важнейшими мировоззренческими вопросами.
-
Конспект урока по истории на тему "Крещение Руси" 2008
Данный урок ставит своей целью на основании знаний учащихся о сущности и причинах возникновения религии выяснить общие черты и различия между язычеством и христианством. Показать прогрессивное значение принятия христианства на Руси. Раскрыть социальные корни возникновения религии, способствовать формированию научного мировоззрения учащихся, умения анализировать, сравнивать, делать выводы, используя исторические источники. Составлять план-конспект на основании рассказа учителя и текста документа.
-
Использование метода мини-проектов на уроках истории 2008
Статья раскрывает возможности использования метода мини-проектов на уроках истории на второй ступени обучения. Автор обосновывает необходимость внедрения этого приема для формирования и развития основных компетенций. Приводятся особенности использования мини-проектов именно в этих классах. Исходя из собственного опыта, автор предлагает конкретные примеры проектов и дает рекомендации по их использованию. Все приведенные примеры были с успехом апробированы и доказали свою эффективность в процессе организации творческой деятельности учащихся.
-
Урок истории России в 11-м классе на тему: "Внешняя политика России в 2001-2007 гг." 2008
Урок проводится в компьютерном (демонстрационном) классе. Основой урока является презентация (PowerPoint). Настройка презентации установлена таким образом, чтобы максимально облегчить работу учителю и учащимся, предоставив необходимое время для работы с конспектами. Урок строится в виде лекции. Данный вид урока, на мой взгляд, необходимо использовать в старших классах для подготовки учащихся к будущей учебе в вузах и ссузах. Этому способствует зачетно-лекционная система изучения предмета в классах старшей ступени.
-
Интегрированный урок по теме "Международные отношения в 30–40-е гг. XX в." 2008
Интегрированный урок истории в 11-м классе по теме «Международные отношения в 30–40-е годы XX века» иллюстрирует события внешней политики СССР накануне войны. Материал позволяет учителю использовать как лекционный материал, работу с видеоисточником, так и продолжить отработку навыков самостоятельной работы с историческим материалом, а также отрабатывать навыки анализа и логического мышления.
-
Урок-конкурс (повторительно-обобщающий урок) из серии "Самый умный" по теме "Смутное время" для 7-го класса 2008
События Смутного времени интересны и поучительны. Материал этой темы всегда хорошо усваивается учащимися, но особенно нравятся ребятам уроки, где присутствует дух состязания, соперничества. Данный урок позволяет не только обобщить знания по теме, но и развить умение пользоваться своими знаниями при выполнении разнообразных заданий, научить детей правильно вести себя во время игры.
-
Урок истории "Модернизация Японии". Новая история, 8-й класс 2008
Урок по теме «Модернизация Японии» проведен в 8-м классе в рамках курса Всеобщей истории. Данный урок относится к разделу «Страны Азии и Африки в новое время». Проблемный урок изучения нового материала.
-
Урок истории в 8-м классе с использованием ИКТ "Россия на рубеже XVIII –XIX вв." 2008
Урок обобщения и систематизации знаний по истории в 8-м классе с использованием ИКТ проводится в форме решения познавательных задач. Таким образом обеспечивается закрепление в памяти учащихся знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по изучению нового материала. В ходе закрепления повышается уровень осмысления изученного. Учащиеся приходят к выводу о том, что социально-экономические процессы в стране приходили в противоречие с объективными потребностями развития.
-
Урок в 9-м классе по теме "Правовые основы брака и семьи" 2008
Учащимся предлагаются вопросы, на которые должны ответить они сами, их родители или обсудить их всей семьей. Один из учащихся выступает в роли консультанта-работника ЗАГСа. Данный урок позволяет познакомить учащихся с основами семейного права; рассмотреть проблемы, возникающие в семье; обсудить обязанности и ответственность, которые налагает на человека семья; способствовать формированию ответственного отношения к семье; учить ребят вести дискуссию, отстаивать свое мнение.
-
Внеклассное мероприятие по истории "Исторический марафон" 2008
Представленный материал - внеклассное мероприятие "Исторический марафон", основанное на материале истории Древнего мира. Мероприятие, о котором ребята знают с начала учебного года, стимулирует их к изучению дополнительного материала, изготовлению костюмов, репетициям театрализованного представления. Эта игра призвана привить живой интерес учащихся к предмету, понять полезность приобретаемых знаний.
-
Урок истории в 9-м классе по теме: "Накануне 1905 года" 2008
На уроке учащиеся получат представление о причинах начала революции 1905-1907 годов. Продолжат формирование способностей анализировать исторические документы, работать с видеоматериалами, обобщать полученные знания в краткой, сжатой форме, в виде синквейна.
-
Русская культура Х–ХII вв. 2008
Представлен урок истории по теме "Русская культура X-XII вв. Учитывая личностно-ориентированный подход к обучению, предполагается вовлечение обучающихся в активную познавательную деятельность, выполнение ими целого ряда самостоятельных заданий, с целью восприятия и осознания, осмысления, обобщения и систематизации знаний. Урок нацелен на развитие творческих способностей, аналитического мышления, навыков работы с источниками и литературой; призван воспитывать патриотизм, коммуникативную культуру. Урок предполагает проведение инсценирования, индивидуальных сообщений.
-
Интегрированный урок (история + обществознание) "Влияние гражданской войны на цивилизационные процессы в России" (11-й класс) 2008
Интегрированный урок истории и обществознания "Влияние гражданской войны на цивилизационные процессы в россии" завершает изучение темы "Гражданская война в России", а также позволяет обобщить и углубить знания по теме "Особенности российской цивилизации" и "Социальные отношения" (обществознание 11-й класс). В проект урока включены элементы технологии критического мышления, так как она позволяет формировать умение применить знания в новых ситуациях и при решении новых проблем; сопоставлять и сравнивать различные точки зрения, связывать знания и жизненный опыт с новой информацией.
-
Использование компьютерных технологий на уроках в начальной школе. Конспект урока по теме "Гроза 1812 года. Бородинское сражение" 2008
Данная работа представляет собой конспект урока по теме "Гроза 1812 года. Бородинское сражение". На уроке применяются компьютерные технологии.
-
Урок истории на тему "Воинская слава России, XVII–XVIII вв.", 10-й класс 2008
В данной разработке представлен интегрированный урок истории, на котором учителя поставили перед собой задачу показать, как в то время развивалась регулярная армия России, создавались ее традиции и слава. Уроку предшествовала самостоятельная поисковая работа учащихся с дополнительными источниками информации. На уроке использовались педагогические технологии: проблемное обучение, коллективная и групповая формы организации деятельности учащихся.