История и обществознание

Сортировка: новинки, темы Класс:
  • Проект программы для уроков истории, МХК и внеклассных мероприятий в средних и старших классах 2008

    Авторы: Русинова Мария Владимировна, Шевелева Галина Витальевна

    Оригинальность проекта состоит в соотнесении культуры ХХ в. со своими социокультурными, духовными ценностями. Проблемы искусства рассматриваются на материале конкретных, часто общеизвестных культурных явлений, событий, имен не только русской, но и мировой культуры. Проект направлен на тех, кто в нем участвует, и на поиск единомышленников. Опора на особенности современного ученика совпадает с возможностями интерактивного подхода к проекту.

  • Учебник обществоведения Л.Н. Богомолова. Первый год изучения 2008

    Автор: Карташева Любовь Александровна

    Дается попытка анализа учебника по обществоведению Л.Н. Богомолова и возможные затруднения на первом году обучения обществоведению.

  • История выборов главы исполнительной власти субъекта Федерации 2008

    Автор: Игнатова Елена Юрьевна

    Цели урока: познакомить учащихся с изменениями в избирательном законодательстве, связанными с назначением главы администрации субъекта РФ; развивать умения учащихся работать с дополнительной литературой; сравнивать и анализировать нормативные акты; воспитывать чувство гражданственности. Тема связанна с воспитательной программой гимназии "Возрождение, или Гражданин России ХХI века".

  • Система экспресс-контроля на уроках истории: "Хронологический, именной и словарный диктант" 2008

    Автор: Игнатова Наталья Георгиевна

    Программа по курсам истории включает перечень исторических понятий и терминов, поражающих любое воображение своим разнообразием и разнородностью. Усвоение исторических понятий учащимися развивает специальное историческое мышление, создаёт опорные знания, прививает устойчивый интерес к изучению истории. Систематическое повторение и проверка как новых, так и уже изученных понятий способствует закреплению материала, развивает память и способствует более сосредоточенному отношению к предмету. Система повторения понятий, терминов, дат, названий и имён помогает учителю вести более целенаправленную работу по систематизации знаний.

  • Использование презентаций на уроках истории 2008

    Автор: Ларин Алексей Викторович

    Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) способны предложить все возрастающие возможности для развития системы образования. ИКТ являются эффективным средством повышения познавательного интереса учащихся, создают условия для построения индивидуальных образовательных траекторий школьников. Мультимедийные продукты и услуги Интернета предоставляют широчайшие возможности повышения эффективности процесса обучения. Наиболее приемлемым способом использования компьютера на уроках истории является применение программы Microsoft PowerPoint. С его помощью учитель имеет возможность использовать компьютер не как некий чужеродный элемент, который необходимо встроить в урок, а как средство, помогающее грамотно организовать обучение истории.

  • Программа элективного курса "Избирательное право России и Дона: история и современность" для учащихся 10-х классов 2008

    Автор: Петренко Татьяна Александровна

    Программа элективного курса "Избирательное право России и Дона: история и современность" разработана для учащихся 10-х классов и служит дополнением к изучению обществознания, углубляет знания учащихся в области "Избирательного права", формирует модели поведения в ситуациях выбора. В работе представлено календарно-тематическое планирование программы.

  • Урок-зачет по теме : "Россия в первой половине XIX века" 2008

    Автор: Чубарова Мария Николаевна

    На изучение темы "Россия в первой половине XIX в." отводится 20 часов. Наиболее целесообразной формой проведения итогового занятия по данной теме представляется урок-зачет. Подготовка к нему начинается с первого урока. На уроке обобщения нужно не только проверить знания учеников, но и постараться кратко еще раз очертить основные тенденции развития России в данный период. Также необходимо акцентировать внимание на причинно-следственных выводах. Учащиеся сами выбирали вопросы в соответствии со своим уровнем знаний, поэтому вопросы составлялись на основе дифференциации, т.е. на "3", на "4", на "5".


  • "Нелегкий путь к мечте" — интегрированный урок по истории и культуре Башкортостана 2008

    Автор: Чингина Лариса Викторовна

    На данном уроке учащиеся знакомятся с жизнью и творчеством выдающегося, известного на весь мир танцора, хореографа и дирижера Рудольфа Нуриева. "Я хотел бы, чтобы мой танец производил такое же впечатление, как и картина великого художника. Пусть мной восхищаются, пусть меня ненавидят, но пусть никто не останется равнодушным", - писал в своей "Автобиографии" великий танцор. Мечта великого танцора сбылась, но заплатил он за это высокую цену. Цена эта - одиночество.

  • Путешествие в древность с использованием краеведческого материала 2008

    Автор: Стародубцева Надежда Николаевна

    Цель урока: через краеведческий материал помочь учащимся почувствовать "дыхание истории", сопричастность малой родины к всемирной истории.

  • Курс по выбору для 9-го класса "Подвижники Руси" 2008

    Автор: Бикбаева Эндже Ильнуровна

    Цели урока: рассказать об усобицах в русском государстве на примере сыновей Владимира Святославича; воспитать у детей милосердие, уважение и любовь к близким; развить умение аргументировать собственную точку зрения на исторический факт.

  • Интегрированный урок литературы и истории "Тайники русской жизни" 2008

    Авторы: Родионова Тамара Ивановна, Шатрова Наталья Анатольевна

    На уроке идет рассмотрение образа Ивана Грозного в истории и литературе. Можно найти богатый материал об эпохе правления Ивана Грозного; используется инсценирование художественных произведений, пополняется и активизируется словарный запас учащихся.

  • "Многим прославились греки навеки". Урок истории в 5-м классе 2008

    Автор: Васильева Татьяна Александровна

    Обобщающе-повторительный урок " Многим прославились греки навеки" - урок применения знаний по теме "Древняя Греция". В план урока введены следующие виды работ: тест, выявление и исправление ошибок в текстах, защита проектов по самостоятельно выбранным темам: "Олимпийские игры", "Тайна имени", "Наука и изобретения", "Театр".

  • Урок по теме "Гражданство как правовая категория" 2008

    Автор: Селезнева Ольга Александровна

    Целью урока является объяснение порядка приобретения гражданства; рассмотрение правил получения гражданства РФ и оснований для прекращения гражданства РФ. На уроке учащиеся работают с документом; анализируют статьи закона, сравнивают их и делают выводы; решают практические задачи и получают умения выбирать формы поведения и способы защиты прав и интересов личности.

  • Интеллектуальная игра для старшеклассников по истории "В глубь веков" 2008

    Авторы: Дмитриева Светлана Николаевна, Гущина Ирина Васильевна

    Игра направлена на развитие познавательного интереса, проверку глубины знаний, развитие творческих способностей учащихся. Мероприятие сопровождается инсценировками на историческую тематику, что придаёт игре динамичность и зрелищность, усиливает интерес учащихся к прошлому своей страны.


  • Историческая игра "Русь летописная" 2008

    Авторы: Демина Светлана Валентиновна, Бабаян Аида Юрьевна, Пчелинцева Татьяна Михайловна, Томарова Елена Леонидовна

    Игра "Русь летописноя" проходит по примеру телевизионной передачи "Звездный час". Она развивает у учащихся интерес к историческому наслдедию.

  • Разработка конкурсного урока по обществознанию на тему "Свобода — неоспоримая ценность" 2008

    Автор: Степушина Елена Юрьевна

    Предлагаемый вариант урока по обществознанию по теме «Свобода в деятельности человека» построен на основе методических приемов развивающего обучения. Интерактивные методы, быстрая смена видов деятельности позволяют не только активизировать работу учащихся, но и максимально вовлечь их в решение задач урока на всех этапах, начиная с самостоятельной постановки проблемы, определения путей её решения и заканчивая этапом рефлексии, в ходе которого ученики размышляют над важнейшими мировоззренческими вопросами.

  • Конспект урока по истории на тему "Крещение Руси" 2008

    Автор: Федака Елена Владимировна

    Данный урок ставит своей целью на основании знаний учащихся о сущности и причинах возникновения религии выяснить общие черты и различия между язычеством и христианством. Показать прогрессивное значение принятия христианства на Руси. Раскрыть социальные корни возникновения религии, способствовать формированию научного мировоззрения учащихся, умения анализировать, сравнивать, делать выводы, используя исторические источники. Составлять план-конспект на основании рассказа учителя и текста документа.

  • Использование метода мини-проектов на уроках истории 2008

    Автор: Зимина Елена Григорьевна

    Статья раскрывает возможности использования метода мини-проектов на уроках истории на второй ступени обучения. Автор обосновывает необходимость внедрения этого приема для формирования и развития основных компетенций. Приводятся особенности использования мини-проектов именно в этих классах. Исходя из собственного опыта, автор предлагает конкретные примеры проектов и дает рекомендации по их использованию. Все приведенные примеры были с успехом апробированы и доказали свою эффективность в процессе организации творческой деятельности учащихся.

  • Урок истории России в 11-м классе на тему: "Внешняя политика России в 2001-2007 гг." 2008

    Автор: Цветков Андрей Васильевич

    Урок проводится в компьютерном (демонстрационном) классе. Основой урока является презентация (PowerPoint). Настройка презентации установлена таким образом, чтобы максимально облегчить работу учителю и учащимся, предоставив необходимое время для работы с конспектами. Урок строится в виде лекции. Данный вид урока, на мой взгляд, необходимо использовать в старших классах для подготовки учащихся к будущей учебе в вузах и ссузах. Этому способствует зачетно-лекционная система изучения предмета в классах старшей ступени.

  • Интегрированный урок по теме "Международные отношения в 30–40-е гг. XX в." 2008

    Автор: Грозина Татьяна Алексеевна

    Интегрированный урок истории в 11-м классе по теме «Международные отношения в 30–40-е годы XX века» иллюстрирует события внешней политики СССР накануне войны. Материал позволяет учителю использовать как лекционный материал, работу с видеоисточником, так и продолжить отработку навыков самостоятельной работы с историческим материалом, а также отрабатывать навыки анализа и логического мышления.

  • Урок-конкурс (повторительно-обобщающий урок) из серии "Самый умный" по теме "Смутное время" для 7-го класса 2008

    Автор: Мелащенко Валентина Николаевна

    События Смутного времени интересны и поучительны. Материал этой темы всегда хорошо усваивается учащимися, но особенно нравятся ребятам уроки, где присутствует дух состязания, соперничества. Данный урок позволяет не только обобщить знания по теме, но и развить умение пользоваться своими знаниями при выполнении разнообразных заданий, научить детей правильно вести себя во время игры.


  • Урок истории "Модернизация Японии". Новая история, 8-й класс 2008

    Автор: Лысак Марина Юрьевна

    Урок по теме «Модернизация Японии» проведен в 8-м классе в рамках курса Всеобщей истории. Данный урок относится к разделу «Страны Азии и Африки в новое время». Проблемный урок изучения нового материала.

  • Урок истории в 8-м классе с использованием ИКТ "Россия на рубеже XVIII –XIX вв." 2008

    Автор: Жукова Светлана Александровна

    Урок обобщения и систематизации знаний по истории в 8-м классе с использованием ИКТ проводится в форме решения познавательных задач. Таким образом обеспечивается закрепление в памяти учащихся знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по изучению нового материала. В ходе закрепления повышается уровень осмысления изученного. Учащиеся приходят к выводу о том, что социально-экономические процессы в стране приходили в противоречие с объективными потребностями развития.

  • Урок в 9-м классе по теме "Правовые основы брака и семьи" 2008

    Автор: Афанасьева Татьяна Филипповна

    Учащимся предлагаются вопросы, на которые должны ответить они сами, их родители или обсудить их всей семьей. Один из учащихся выступает в роли консультанта-работника ЗАГСа. Данный урок позволяет познакомить учащихся с основами семейного права; рассмотреть проблемы, возникающие в семье; обсудить обязанности и ответственность, которые налагает на человека семья; способствовать формированию ответственного отношения к семье; учить ребят вести дискуссию, отстаивать свое мнение.

  • Внеклассное мероприятие по истории "Исторический марафон" 2008

    Автор: Григорьева Лилия Валерьевна

    Представленный материал - внеклассное мероприятие "Исторический марафон", основанное на материале истории Древнего мира. Мероприятие, о котором ребята знают с начала учебного года, стимулирует их к изучению дополнительного материала, изготовлению костюмов, репетициям театрализованного представления. Эта игра призвана привить живой интерес учащихся к предмету, понять полезность приобретаемых знаний.

  • Урок истории в 9-м классе по теме: "Накануне 1905 года" 2008

    Автор: Биткова Оксана Валерьевна

    На уроке учащиеся получат представление о причинах начала революции 1905-1907 годов. Продолжат формирование способностей анализировать исторические документы, работать с видеоматериалами, обобщать полученные знания в краткой, сжатой форме, в виде синквейна.

  • Русская культура Х–ХII вв. 2008

    Автор: Середникова Любовь Ивановна

    Представлен урок истории по теме "Русская культура X-XII вв. Учитывая личностно-ориентированный подход к обучению, предполагается вовлечение обучающихся в активную познавательную деятельность, выполнение ими целого ряда самостоятельных заданий, с целью восприятия и осознания, осмысления, обобщения и систематизации знаний. Урок нацелен на развитие творческих способностей, аналитического мышления, навыков работы с источниками и литературой; призван воспитывать патриотизм, коммуникативную культуру. Урок предполагает проведение инсценирования, индивидуальных сообщений.

  • Интегрированный урок (история + обществознание) "Влияние гражданской войны на цивилизационные процессы в России" (11-й класс) 2008

    Авторы: Уткина Ольга Леонидовна, Уткин Владимир Анатольевич

    Интегрированный урок истории и обществознания "Влияние гражданской войны на цивилизационные процессы в россии" завершает изучение темы "Гражданская война в России", а также позволяет обобщить и углубить знания по теме "Особенности российской цивилизации" и "Социальные отношения" (обществознание 11-й класс). В проект урока включены элементы технологии критического мышления, так как она позволяет формировать умение применить знания в новых ситуациях и при решении новых проблем; сопоставлять и сравнивать различные точки зрения, связывать знания и жизненный опыт с новой информацией.


  • Использование компьютерных технологий на уроках в начальной школе. Конспект урока по теме "Гроза 1812 года. Бородинское сражение" 2008

    Автор: Баловнева Елена Николаевна

    Данная работа представляет собой конспект урока по теме "Гроза 1812 года. Бородинское сражение". На уроке применяются компьютерные технологии.

  • Урок истории на тему "Воинская слава России, XVII–XVIII вв.", 10-й класс 2008

    Автор: Кавиева Люция Габдельнуровна

    В данной разработке представлен интегрированный урок истории, на котором учителя поставили перед собой задачу показать, как в то время развивалась регулярная армия России, создавались ее традиции и слава. Уроку предшествовала самостоятельная поисковая работа учащихся с дополнительными источниками информации. На уроке использовались педагогические технологии: проблемное обучение, коллективная и групповая формы организации деятельности учащихся.