Проект программы для уроков истории, МХК и внеклассных мероприятий в средних и старших классах

Разделы: История и обществознание, Внеклассная работа, МХК и ИЗО


unsaved:///newpage2.htm

Цели проекта

  • Способствовать формированию позитивного, толерантного мировоззрения через освоение художественной культуры. Выработать у участников проекта умение видеть глубинный смысл движения культуры, понимать и чувствовать ее формы.
  • Создать условия для развития познавательной и духовной потребности понимать себя через культуру, т.е. создание среды самореализации.
  • Развивать умение анализировать, обобщать процессы, происходящие в культуре в соответствии с исторической эпохой.
  • Способствовать воспитанию активной, самостоятельной и неравнодушной личности.
  • Способствовать социализации участников проекта в информационном обществе.

Миссия проекта состоит в том, чтобы обеспечить свободное и непосредственное вхождение подростков в современное сообщество через погружение в мир художественной культуры посредством интерактивного общения.

Содержание

Проект отличается многоуровневым подходом по содержанию и рассчитан с одной стороны, на подготовленного участника, с другой на неискушенного зрителя. При этом каждый может найти для себя что-то созвучное своему внутреннему миру, расширить горизонты своего восприятия.

Для достижения поставленных целей и задач предполагается проведение таких мероприятий как: интерактивные занятия, направленные на знакомство и осмысление отечественной и мировой культуры 20 века, тренинги и ролевые игры, которые позволяют синтезировать процессы культуры 20 века и эмоционально прочувствовать идеи и образы искусства, проведение акций и конкурсов социально-культурного характера, организация выставок и тематических презентаций, бесед для города (детские клубы, больницы, детские дома), создание видеофильмов, посещение музеев, туристические поездки с целью знакомства с произведениями искусства.

Участники проекта приобретут опыт креативного освоения полученных знаний в новой социальной среде, познакомятся с новыми технологиями коммуникативного общения.

Участники получат ключевые знания о развитии отечественной и мировой культуры 20 века, научатся определять стилевые особенности крупнейших памятников искусства.

Элективный курс «Страницы истории русской культуры» для учащихся старших классов.

Сентябрь

Интерактивное занятие «Духовные истоки серебряного века»

  • Поэзия А. Ахматовой, А. Блока, Д. Мережковского

  • Живопись авангардистов начала 20 в.

  • Москва – центр культурной жизни

Акция «Москва и Вятка начала 20 века»

  • Понятие «акционизма»

  • «Ходячая реклама»

  • Чтение стихов

  • Театрализация «образа» столицы и губернского города начала 20 века

Выставка «Вятский москвич Аполлинарий Васнецов»

  • Подготовка материала о творчестве А. Васнецова

  • Понятие о выставочной деятельности

  • Организация и проведение выставки

Октябрь

Интерактивное занятие «Семья Васнецовых: культурный центр России»

  • Погружение в атмосферу семьи Васнецовых

  • Творчество В. Васнецова – традиции и новаторство

  • Роль Васнецовых в жизни Вятки

Поездка в Рябово – на Родину братьев Васнецовых

  • Прогулка по васнецовским местам

Кировский Художественный Музей имени братьев Васнецовых

  • Экскурсия по залам музея

  • Итоговое занятие «Мой Васнецов»

  • Эссе. Викторина. Презентации. Коллажи по работам Васнецова.

Ноябрь

Интерактивное занятие «Поездка за границу в начале 20 в. (новое в науке, музыке и архитектуре)»

Связь между открытиями науки в области физики, химии, биологии (Зигмунд Фрейд, Исаак Ньютон, Роберт Милликен, Эрнст Гекель, Альберт Эйнштейн, Уолтер Эшби, Резерфорд, Амброз Флеминг) с музыкой(С.Франк, К.Сен-Санс, Клод Дебюсси, М.Равель, Н.А.Римский-Корсаков, О.Респига, Эрик Сати, Артур Онеггер, Игорь Стравинский, Бела Барток, Карл Орф, Оливье Мессиан) и архитектурой (Луис Салливен, Гектор Гимар, Антонио Гауди, Отто Вагнер, Ле Корбюзье, Вальтер Гропиус, Фрэнк Ллойд Райт)

Выставка «Новое в живописи в начале 20 века»

  • Ролевые беседы о стилях и направлениях русского авангарда

  • Подготовка материала о творчестве художественных объединений начала 20 в. («Мир искусства», «Бубновый валет», «Синий всадник»)

  • Создание собственных работ в стиле авангардистов начала 20 в.

  • Организация и проведение выставки

Поездка в Москву – посещение музея изобразительных искусств имени Пушкина и Третьяковской галереи на Крымском валу

Декабрь

Интерактивное занятие «Европейский постимпрессионизм»

  • Понятие «постимпрессионизма», его особенности, основные представители (Ван Гог, Сезанн, Гоген, Врубель, Тулуз-Лотрек

Тренинг «Я – постимпрессионист»

  • Принцип вживания в образ постимпрессиониста

  • Индивидуальные особенности авторского стиля

Акция «Новогодний постимпрессионизм»

  • Живые картины по полотнам постимпрессионистов

  • Актеры, певцы, танцовщицы, циркачи в новогодней Франции

Инсталляции «для города» - «Снег, краски и фигуры»

  • Смена цвета в зимнем городе

  • Устойчивые закономерности цветовых сочетаний и форм

Репортаж о постимпрессионизме в Вятке

  • Поиск постимпрессионизма в культуре Вятки 20-21 вв.

  • Оформление материалов для итогового занятия

  • Представление

Январь

Интерактивное занятие «20 век в творчестве Пикассо»

  • Стили и жанры

  • Цветовые периоды творчества Пикассо

Интерактивное занятие «Недостижимое совершенство Дали»

  • Понятие «сюрреализма»

  • Как стать художником по Дали

Городской творческий конкурс с призовым фондом «Найди Пикассо и Дали в Вятке 21 века»

  • Проведение творческих встреч

  • Реклама, организация и проведение конкурса рисунков и эссе

Февраль

Интерактивное занятие «Кино, балет и музыка в России первой четверти 20 века»

  • История кино в России

  • Дягилевские сезоны в Париже

  • Синтез русского искусства

Интерактивное занятие «Кино, танец и музыка в мире второй половины 20 века»

  • Русское в европейской и мировой культуре (М.Растропович,

  • Г. Вишневская, А. Солженицын, М. Барышников, С. Краморов,О.Видов)

  • Классика современного мирового кино (Ингмар Бергман, Фрэнсис Форд Коппола, Микеланджело Антониони, Такеши Китано, Эмир Кустурица, Бернардо Бертолуччи, Тинто Брасс, Лукино Висконти, Франко Дзеффирелли, Федерико Феллини)

  • Новые течения в мировой музыке и танце

Презентация «Clubbing или клуб для посвященных»

  • Просмотр кино и видео материалов

  • Создание видеотеки

Март

Интерактивное занятие «Архитектура как способ объединения людей»

  • Особенности архитектуры как вида искусства

  • Гуманистическая роль архитектуры

Интерактивное занятие «Стилевые направления в архитектуре как отражение миропонимания»

  • Архитектурные стили и эпохи

Ролевая игра «В поисках архитектуры Вятки»

  • Интервью с жителями города об архитектуре Вятки

  • Инсценирование архитектурных сюжетов современного города

Акция «Парад парковых скульптур»

  • Экологическая экспедиция по благоустройству парковых территорий

  • Скульптура как средство приобщения людей к искусству

Апрель

Интерактивное занятие «Фотография – искусство, расширяющее художественные горизонты»

  • Знакомство с искусством фотографии

  • Черно-белая или цветная фотография?

  • Фотография – искусство или технология?

Фоторепортаж «Фотосессия для города»

  • Определение объектов фотосессии

  • Организация и проведение

Выставка «Фотографии повсюду»

  • Конкурс работ по итогам фотосессии

  • Создание портфолио

  • Организация и проведение выставки

Май

Интерактивное занятие «Феномен математического искусства Эшера»

  • Видение искусства через математические принципы

  • Знакомство с работами художника

  • Создание собственных работ

Интерактивное занятие «Концептуализм как жизненная философия»

  • Понятие «концептуализма»

  • Концептуализм как способ поиска смысла жизни

Итоговая выставка «Освоение искусства 20 века – диалог поколений»

  • Главная идея диалогичности искусства

  • Обобщения опыта, приобретенного на занятиях курса

  • Презентация проектов

Итоговая акция «Погружение в культуру»

  • Мониторинг проделанной работы

  • Выход на новые перспективы

Интерактивный проект «Вятка старая и новая» - серия видеофильмов.

  • Привлечение туристов в наш город,
  • создание условий для изучения истории родного города,
  • способствование возвращения исторического названия городу,
  • воспитание чувства гордости и любви к родному краю.

Фильм «Вятские храмы: вчера и сегодня»

Фильм «Архитектура города: парадоксы времени».

Фильм Земляки: знаменитые и неизвестные.

Фильм Учебные заведения: взгляд из настоящего в прошлое.

Деятельность по реализации проекта повышает и укрепляет статус города и области в общероссийском пространстве, а в перспективе предполагается выход на международный рынок.

Результаты проекта могут быть использованы другими детско-юношескими организациями, а также учреждениями культуры и образования.

Проект может быть предложен школам города, городским музеям и департаменту образования города Кирова и городскому комитету по делам молодежи.

Информация о деятельности по проекту будет размещена в местных СМИ, а также в интернете.

Содержание проекта ориентировано на обмен опытом, проведение методических советов, открытых мероприятий, выездных консультаций, которые позволят откорректировать, отследить, дополнить и усовершенствовать работу.

Методы и приемы реализации проекта

  1. Интерактивное занятие

  2. Акция

  3. Выставка

  4. Ролевые беседы

  5. Поездка

  6. Тренинг

  7. Репортаж

  8. Конкурс

  9. Презентация

  10. Ролевая игра

  11. Фоторепортаж

  12. Фильм

Риски

Возможный риск – это набор участников проекта. Так как работа предполагается во внеурочное время и не имеет обязательного оценочного характера, будет трудно набрать группу или, наоборот – в группе может оказаться большее количество желающих. В первом случае мы проводим рекламную акцию с целью привлечения в проект новых участников. Во втором случае пересматриваем организацию работы, например, создаем несколько групп.

Возможными дополнительными эффектами могут стать: новые участники проекта, новые темы и связи.

Перспективы

Проект предполагает установление связей с предприятиями города с дальнейшей совместной разработкой проектов, связанных с их историей развития, а также поможет развивать коммерческое направление.

Инициаторы проекта готовы реализовать не только свои программы, но и активно внедрять новые идеи коллег.

Считаем, что результаты проекта могут быть использованы другими детско-юношескими организациями, а также учреждениями культуры и образования. Мы намерены предложить свой проект городским музеям и департаменту образования города Кирова и городскому комитету по делам молодежи.