Тема: Заступники Русской Земли.
Продолжительность: 45 мин.
Класс: 9.
Цель:
Образовательная: Рассказать об усобицах в русском государстве на примере сыновей Владимира Святославича.
Воспитательная: Воспитать у детей милосердие, уважение и любовь к близким.
Развивающая: Развить у учеников умение аргументировать собственную точку зрения на исторический факт.
Тип урока: Объяснение нового материала.
Метод: Лекция, беседа.
Оборудование: Карта “Древняя Русь”, портреты Бориса, Глеба, Святополка.
Основные моменты урока:
Организационный момент – 1 мин. Содержание, цели и задачи курса. Тема итогового проекта. Критерии оценки.
Объявление целей и задач урока.– 2 мин.
Изучение материала (30 мин.):
1. Наследники Владимира I
2. 3 центра борьбы за власть
3. Смерть первых русских святых. 20 мин
4. Исторические источники по данной теме. 10мин.
Учитель:
- Почему Борис и Глеб добровольно приняли мученическую смерть, а не спаслись бегством.
- С кем из библейских персонажей можно сравнить Святополка?
Закрепление материала - 11 мин.
Тестирование.
1. При каких князья Киевская Русь достигла наивысшего могущества?
- При Олеги и Святослава.
- При Владимир еI и Ярославе Мудром.
- При Рюрике и Олеге.
2. Соотнесите личные и вошедшие в историю имена киевских князей:
A.Олег | 1. Старый |
B.Игорь | 2. Мудрый |
C.Святополк | 3. Вещий |
D.Ярослав | 4. Святой |
E.Владимир | 5. Окаянный |
3. Кому принадлежат это выражение: “Не подниму руки на брата своего”?
- Владимиру I.
- Игорю.
- Святополку.
- Борису.
4. Соотнесите наследников ВладимираI Святославича с их землями:
A.Ярослав | 1. Муром |
B.Святослав | 2. Тмутаракань |
C.Всеволод | 3. Новгород |
D.Борис | 4. Древлянская земля |
E.Глеб | 5. Ростов |
F.Святополк | 6. Киев |
G.Мстислав | 7. Владимир- Волынский |
5. В каком году убиты Борис и Глеб:
- в 1015 г.
- в 1020 г.
- в 1072 г.
6. Как называется Древнерусский источник, посвященный жизни Бориса и Глеба?
- “Трагедия на Альте”.
- “Сказание о жизни святых”.
- “Сказание и страсть и похвала святую мученику Бориса и Глеба”.
7. Домашнее задание - 1 мин.
Творческое задание:
Написать характеристику Бориса или Глеба.
Творческое задание:
Написать характеристику Бориса или Глеба.