Курс по выбору для 9-го класса "Подвижники Руси"

Разделы: История и обществознание


Тема: Заступники Русской Земли.

Продолжительность: 45 мин.

Класс: 9.

Цель:

Образовательная: Рассказать об усобицах в русском государстве на примере сыновей Владимира Святославича.

Воспитательная: Воспитать у детей милосердие, уважение и любовь к близким.

Развивающая: Развить у учеников умение аргументировать собственную точку зрения на исторический факт.

Тип урока: Объяснение нового материала.

Метод: Лекция, беседа.

Оборудование: Карта “Древняя Русь”, портреты Бориса, Глеба, Святополка.

Основные моменты урока:

Организационный момент – 1 мин. Содержание, цели и задачи курса. Тема итогового проекта. Критерии оценки.

Объявление целей и задач урока.– 2 мин.

Изучение материала (30 мин.):

1. Наследники Владимира I

2. 3 центра борьбы за власть

3. Смерть первых русских святых. 20 мин

4. Исторические источники по данной теме. 10мин.

Учитель:

- Почему Борис и Глеб добровольно приняли мученическую смерть, а не спаслись бегством.

- С кем из библейских персонажей можно сравнить Святополка?

Закрепление материала - 11 мин.

Тестирование.

1. При каких князья Киевская Русь достигла наивысшего могущества?

  1. При Олеги и Святослава.
  2. При Владимир еI и Ярославе Мудром.
  3. При Рюрике и Олеге.

2. Соотнесите личные и вошедшие в историю имена киевских князей:

A.Олег 1. Старый
B.Игорь 2. Мудрый
C.Святополк 3. Вещий
D.Ярослав 4. Святой
E.Владимир 5. Окаянный

3. Кому принадлежат это выражение: “Не подниму руки на брата своего”?

  1. Владимиру I.
  2. Игорю.
  3. Святополку.
  4. Борису.

4. Соотнесите наследников ВладимираI Святославича с их землями:

A.Ярослав 1. Муром
B.Святослав 2. Тмутаракань
C.Всеволод 3. Новгород
D.Борис 4. Древлянская земля
E.Глеб 5. Ростов
F.Святополк 6. Киев
G.Мстислав 7. Владимир- Волынский

5. В каком году убиты Борис и Глеб:

  1. в 1015 г.
  2. в 1020 г.
  3. в 1072 г.

6. Как называется Древнерусский источник, посвященный жизни Бориса и Глеба?

  1. “Трагедия на Альте”.
  2. “Сказание о жизни святых”.
  3. “Сказание и страсть и похвала святую мученику Бориса и Глеба”.

7. Домашнее задание - 1 мин.

Творческое задание:

Написать характеристику Бориса или Глеба.

Творческое задание:

Написать характеристику Бориса или Глеба.

Приложение