Цель: познакомить учащихся с лучшими произведениями русской культуры; выяснить, в
чем заключаются особенности древнерусской культуры; воспитывать
патриотическое отношение к своей Родине и гордость; умение анализировать текст
и делать выводы.
Оборудование: компьютер, карта, атласы у учащихся, аудиозаписи: Бородин “Князь
Игорь”, “Колокольный звон”. Костюмированное представление “Плач
Ярославны”. Толковый словарь С. Ожегова.
Ход урока:
“От древних лет давно минувших
С седых времен родимой стороны,
Во мгле веков, бесследно потонувших,
Хранятся дивные преданья старины”
Слово учителя:
Сегодня наш урок посвящен изучению культуры древней Руси. Мы познакомимся с лучшими произведениями древнерусской культуры, с её особенностями. Ребята, две недели назад мы с вами были в картинной галерее, которая является жемчужиной Российской культуры. Мы остановились перед обворожительной картиной Васнецова “Богатыри”. Перенесемся сейчас в эпоху этих героев. Погрузимся в картину, где мы выясним все особенности и тонкости древнерусской культуры.
Но прежде, чем мы проделаем эту работу, нам необходимо выяснить, что такое “культура”. Из урока обществознания, мы знаем, что культура подразделяется на “духовную” и “материальную”. Обращаемся к толковому словарю С. Ожогова: Культура – совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей (высокий уровень культуры).
Обращаемся к учебнику стр.96, § 13, пункт 1. “Особенности древнерусской культуры”. Нам необходимо выяснить особенности (учащиеся читают по абзацам и устно выделяют).
- Культура была единая.
- Общее с угоро-финскими народами.
- Влияние Византийской культуры и других народов.
- Переплетение христианской и языческой культуры.
Ребята, как вы думаете, что являлось на Руси центром культуры? (города).
Назовите, самые крупные города, возникшие к ХIII веку. Открываем атласы на стр. 5 Покажите на карте. (к концу ХII века – 238 городских поселений).
Не забываем, что находимся в эпохе былинных героев. Мы сейчас подъезжаем к Киеву и нас ослепляют “золотые ворота”. Действительно они были “золотыми”?
Киев был большим и богатым городом. Недаром в летописи было сказано: “Киев – слава, и честь, и мать, и слава всей Русской земли”.
О чем свидетельствуют названия улиц – “Гончарная”, “Оружейная”, “Кузнечная”?
По своим размерам, количеству каменных зданий он превосходил многие европейские столицы. Недаром дочь Ярослава Мудрого Анна, ставшая королевой Франции, была поражена убогостью Парижа по сравнению со столицей Руси.
До Х века строили из дерева. Русское деревянное зодчество имело свои традиции. Резьба по дереву непременно украшала деревянные строения.
Каменное строительство началось на Руси в конце Х века после принятия христианства. Строили из известняка и кирпича.
“Мы, русские, по преимуществу народ зодчих” - говорил известный известный искусствовед Игорь Грабарь.
После 988 года начался расцвет церковной архитектуры. Храмы стали главным украшением городов. Училась Русь возведению каменных храмов у Византии. В основу древнерусских соборов лег греческий крестово-купальный тип храма: квадрат, расчлененный четырьмя столбами, составляет его основу; примыкающие к подкупольному пространству прямоугольные ячейки образуют архитектурный крест, на нем лежит барабан. Строить на Руси любили. Их сооружали сначала с греческими мастерами. Затем появились русские мастера. В Византийском стиле появились славянские традиции. Так Софийский храм в Киеве дополнился 13 веселыми главами. Строительство – это тоже политика. Софийские соборы возникали в крупных центрах Руси. Был брошен вызов Византии: (слайды) - Софийский собор в Киеве. Софийский собор в Новгороде. Храм Покрова на Нерли.
“О, Русь, благословенная моя!
Познать тебя не хватит целой жизни,
Твоих церквей златые купола,
И многовещий звон колоколов отчизны!
(колокольный звон)
А сейчас войдем в храм. С принятием христианства искусство пережило глубокие перемены. Христианское искусство подчинено воспеванию Бога, подвигов святых. Большинство церквей имели богатое внутреннее убранство. Мастера выкладывали декоративные узоры мозаичных полов, составляли из кусочков цветного непрозрачного стекла – смальты настенные и купольные картины. Древнерусские мастера умели создавать разнообразные оттенки мозаики: зеленый имел 25 оттенков, коричневый – 23. По сырой штукатурке водяными красками писали фрески.
Входящий в Софию видел сквозь сумрак сводов залитое солнцем центральное пространство храма. Со стен смотрели невиданной величины портретные изображения князя и великокняжеской семьи, а с высоты главного купола взирал суровый лик Христа. В глубине виднелась громадная фигура Богоматери. Она молилась, простирая руки вверх. В древнем Киеве её называли “нерушимой стеной”. Почему? Молящиеся чувствовали особую близость к Богу – в этом проявлялась великая сила древнерусского искусства.
Наряду с фресками в православном храме всегда можно увидеть иконы. Появление икон восходит к вершинам раннего христианства.
Иконопись – это искусство изображения по строго определенным принципам (канонам).
Сообщение об иконописи. Слайды “Богоматерь Владимирская”, “Спас Нерукотворный”, “Благовещение Устюжное”.
“Там была столь великая красота, что язык передать не может. Мы и не знаем, на земле ли находимся, или на небе. Кто хоть раз попробовал сладкого, не захочет горькое. Так и мы, узнав веру греков, не хотим иной”.- говорили русские послы, посетив храм Византии.
Основой любой древней культуры является письменность. В начале Х века существовала русская письменность. Широкое распространение получили славянский алфавит, созданный братьями Кириллом и Мефодием. Они перевели многие религиозные книги на славянский язык. Создали Кириллицу и глаголицу. При церквях и монастырях создавались школы.
Какой факт свидетельствовал тому, что население на Руси умело читать и писать? (слайд “Берестяные грамоты”).
Берестяные грамоты Онфима.
Давным-давно – 800 лет назад – в одной новгородской усадьбе на Великой улице Неревского конца затеяли уборку. Мели, мыли, терли, выкидывали ненужные вещи. Кто-то собрал в охапку исписанные берестяные листки – ученические труды шести-семилетнего Онфима и бросил их недалеко от частокола. Обычно ненужный берестой растапливали печь, но в тот момент у хозяев, видимо, и без “тетрадок” Онфима имелось чем запалить дрова.
Вскоре на “тетрадки” навалили разного хлама, потом земли и опять мусора. И так из столетия в столетие. С Х по ХХ века новгородский культурный слой (слой земли, в котором из века в век накапливается строительный и хозяйственный мусор, сохраняются остатки древних сооружений и т. п.) вырос более чем на 5 метров. Берестяные грамоты Онфима лежали выше новгородской земли Х века на 3 метра, а от нас с вами их отделяло 2 метра. Попали берестяные грамотки Онфима в почву где-то между 1224-1238 гг., а летом 1956 г. Были найдены археологами. В походной археологической лаборатории закипела работа. Грамоты очищали щеточками от земли, распаривали в кипятке, расслаивали бересту, и слои, содержащие текст, зажимали между стеклами для сушки. Текст копировали и немало узнали о маленьком жителе Новгорода ХIII века.
Рассказ о книгах, (слайд “Книга”).
Переписывать и переводить книги на Руси стали при Владимире Святом. Его сын Ярослав поднял это на высоту государственного дела. В построенном по его воле Софийском соборе в Киеве в 1037 г. Завели мастерскую по созданию книг и книгохранилище при ней. Помимо Киева в Х – ХI вв. книгописание также существовало при Софийском соборе в Новгороде. Писцы-монахи копировали Библию, евангелия.
Самая древняя книга, дошедшая до нас, это Остромирово Евангелие (1056-1057). Она была заказана новгородским посадником Остромиром. Ученые полагают, что заказ был выполнен в Киеве.
Кроме духовных сочинений переводили книги светского содержания, в частности византийские исторические хроники, жизнеописание Александра Македонского и другие труды. Их любили читать в княжеско-боярской среде.
Но особенно популярны стали книги, содержавшие выдержки из различных духовных и светский сочинений. Это были своеобразные энциклопедии мудрости, называемые изборниками. До нас дошло два изборника, написанных в 1073 и 1076 гг. для сына Ярослава Мудрого Святослава. Наиболее известен “Изборник Святослава” 1073 г. Это сочинение, некогда составленное для болгарского царя Симеона, русские мастера книжного дела переписали для Святослава с незначительными изменениями.
Переписывать книги считалось богоугодным подвигом. Это и впрямь был подвиг, так как писали особым почерком – уставом, старательно вырисовывая каждую букву, отчего на одну книгу уходили порой годы.
Писали книги на телячьей коже – пергамене. На большую книгу шло стадо телят. Книги имели небольшие рисунки – миниатюры, рисованные заставки. Обложки изготавливали из дерева и кости, окованных драгоценными металлами, и украшали самоцветами. Рукописная книга часто была настоящим произведением искусства.
В монастырской келье узкой,
В четырех глухих стенах,
О земле о древнерусской
Быль записывал монах.
Что такое летопись?
Выдающимися памятниками письменности стали летописи.
В ХII веке монах Киево-Печерского монастыря Нестор создал знаменитую летопись “Повесть временных лет”. Он рассказывает, как возникли славянские племена и народы. “Откуда есть пошла Русская земля?” и отвечает на этот вопрос.
Первым литературным произведением Руси считается “Слово о Законе и Благодати” Иллариона.
В ХII века появляется “Поучение” Владимира Мономаха. На ваших столах лежат листочки с выдержками из исторического документа. Давайте прочитаем их и проанализируем.
Какие нравственные качества прославлял Владимир Мономах?
Наивысшим достижением литературы Древней Руси является “Слово о полку Игореве”. Это поэма эпохи. В центре её повествования лежал неудачный поход князя Игоря Святославовича против половцев в 1185 году. Вся поэма – взволнованный призыв к единству Руси. (слайд)
Давайте послушаем отрывок оперы Бородина “Князь Игорь”. Я хочу предложить вам театрализованное действо “Плач Ярославны” (слайд).
На уроках литературы вы изучали былины.
Какие вы знаете былины?
Кто является главным героем былин?
В “героический” период истории Руси – период возникновения государства, борьбы с кочевниками появилось много произведений устного творчества: местных сказаний, “рыцарских” песен дружинников о походах и былин о богатырях.
Былины сохранились до наших дней на Русском Севере, где до ХIХ века крестьяне под гудок и гусли полупели-полурассказывали о стольном граде Киеве, о ласковом князе Владимире и его богатырях. Открыл былины сосланный в Оловецкую губернию П.Н. Рыбников.
Он записывал былины за сказителями, фольклористы конца ХIХ – начала ХХ века. Так, Шарк-великан и Кудреван – это хан Шарукан, Тугарин Змеевич – Тугоркан, Коньшак – Кончак, Идолище Поганое – Итларь.
Русские былинные персонажи и их прообразы: Вольга – сын Святослава Олег, Владимир Красно Солнышко - Владимир Святой и его правнук Владимир Мономах, Волхв Свеславич – Всеслав Полоцкий, Добрыня Никитич – дядя Владимира Святого новгородский посадник Добрыня Малкович, Апраксна-королевишна – сестра Владимира Мономаха Евпраксия, Чурило – Всесовлод Ольгович.
Лучше всего новгородцы сохранили былины, где действовали новгородские персонажи. Это так называемый новгородский цикл былин, созданный в ХII – ХIII веках. Но поскольку “ласковый князь Владимир” тоже был когда-то новгородским посадником, новгородцы помнили и былины киевского цикла. Эти южные былины попали на Север в конце ХI – ХIII в. Вместе с бегущими от половецкого натиска переселенцами из Южной Руси. Былины дошли до нас в сильно переработанном виде, с наложениями реалий более позднего времени. Враги-кочевники в них – не половцы или печенеги, а татары. Однако многие герои
Былины, сказки, песни – это фольклор. Былины – это сказания о прошлом, в которых прославлялись подвиги русских богатырей.
Рассказ о картине Васнецова “Богатыри” (слайд).
Почему картина называется “Богатыри”?
Вывод: Итак, мы познакомились с эпохой былинных героев. Каковы же особенности культуры? Из каких компонентов состоит культура?
Задание: “Найти лишнее”.
- Софийский собор, с/к “Олимпийский”, храм Покрова на Нерли.
- Мозаика, фреска, молитва.
- Летопись, былины, сказки.
- Иконы, картина, рисунок.
Древнерусское государство отличалось высоким для своего времени уровнем развития культуры. При этом Русь творчески переработала культурные достижения Византии и других соседних государств, формируя свои самобытные культурные традиции. Древнерусская культура стала неотъемлемой частью мировой культуры.
Гордиться славою предков не только нужно, но и должно. Домашнее задание § 13.