Открытый урок в 6 классе
Основные задачи урока:
- Способствовать определению фактов подтверждающих появление государства у восточных славян в IX в.
- Содействовать дальнейшему развитию умений и навыков самостоятельной работы с текстом;
- Способствовать формированию научного мировоззрения, с позиций которого учащиеся учатся рассматривать исторические процессы и явления.
Оборудование урока. Карта “Древнерусское государство в IX-XII вв.”; учебник §5; картина (из альбома) “Полюдье”; листки с закрепляющим тестом.
План урока.
- Организационный момент.
Учитель, называет тему урока, знакомит учеников с основными задачами, которые необходимо рассмотреть и решить на уроке. Знакомит с планом урока (записывает на доске):
- Рождение государства Русь
- Далекие походы русов. Аскольд и Олег (2 пол. IX в.– нач. X в.)
- Полюдье. Князь Игорь.
- Внешняя политика князей Святослава и Владимира 2 пол. X в.
II. Изучение нового материала по плану урока
1. Беседа учителя с учениками по вопросам с последующими комментариями.
- Итак, давайте рассмотрим, что из себя представляла Русь в IX в. К тому времени на территории, которую позднее назвали Киевской Русью, проживали различные славянские племена, объединенные в союзы. Центром их был город, находящийся на р. Днепр и названный по имени первого князя Кия, Киевом, появившийся здесь еще в VI в. Но государство не возникает по воле одного человека, для этого нужны объективные причины. Для того чтобы вспомнить, при каких обстоятельствах возникает государство, вспомним, что мы знаем об этом понятии из истории Древнего мира.
(Учитель прикрепляет к доске слово – государство)
Учитель – Итак, что такое государство и когда оно появляется?
Ученики – Государство имеет свою территорию, которой управляет глава государства, у которого есть войско и казна, а чтобы эта казна не была пуста, все платят налоги.
Учитель – Как вы думаете, в первобытнообщинном строе существовало государство?
Ученики – Нет.
Учитель – Почему, вы думаете?
Ученики – Все было общее, все были равны, вождем был самый смелый, вопросы решали сообща на народном собрании.
Комментарий учителя: Все это стало возможно с развитием земледелия, ремесла и распадом первобытнообщинного строя. Государство появляется в тот момент, когда люди перестают быть равными друг другу, а вождем становится сын вождя и вопросы решаются не на собрании, а князем совместно с приближенными к нему людьми, которые получают название – знать. Для того чтобы все подчинялись принятым главой государства законам – нужно войско, а для пополнения казны и выдачи жалованья воинам нужно собирать налоги.
Учитель – На прошлом уроке мы выяснили, что общество, которое в то время имело место на Руси, относится к периоду феодализма, а значит и государство, которое здесь возникло, будет феодальным, ученые ему дадут название – раннефеодальное (слово крепится на доске).
- Теперь нам осталось выяснить, что подтвердило появление государства на Руси в IX веке?
Открываем учебник на стр.32 и находим ответ на вопрос.
Ученики. В 1892 г. найдена рукопись на персидском языке, в которой содержится рассказ о Руси – первой половины IX в. и в ней отражены следующие факты, свидетельствующие о появлении государства.
При помощи учителя эти факторы записываются в тетради и на доске.
- Царь.
- Рыцарство (феодалы).
- Столица.
- Налоги.
Учитель – Учитывая это свидетельство, “Повесть временных лет” Нестора-летописца, археологических раскопок, следует считать рождением государства Русь первую половину IX века.
2. Приступаем к рассмотрению следующего вопроса.
Учитель – Давайте, определим основные задачи, которые стояли перед Русью в IX веке. Текст с.38-39.
Ученики. 1) Защита своего государства от степняков (хазар и печенегов). С ними воевал киевский князь Аскольд, в этих битвах погиб его сын.
2) Защита от варягов. С этой целью был построен город Новгород во 2 половине IX века. Один из варяжских князей Рюрик княжил в нем, в последствии рюриковичами считались всех русских князей.
3) Задачей государства была торговля с другими странами. Для этого существовал путь из “варяг в греки”.
Комментарий учителя: Вы правильно назвали основные задачи государства в IX в. Хочется дополнить, что в IX веке Новгород и Киев соперничали за первенство в государстве. Все решилось после смерти Рюрика. На его месте оказался Олег. Старший дружинник и опекун малолетнего Игоря (сына Рюрика), он решил захватить Киев и править в нем. В 882 г. он выступил в поход на Киев, хитростью проникнув в Киев, и убив Аскольда, он от имени Игоря стал править. В 911 г. во главе русских войск он участвовал в походе на Царьград (Константинополь) и заключил договор с Византией. Как пишет Нестор в “Повести временных лет” Олег победил греков и, прибив свой щит к вратам Царьграда, сказал им: “Платите мне дань”. И сказали греки: “Что хочешь дадим тебе”.
3.
Учитель: Кроме задач по защите своего государства и укрепления международного престижа у государства, есть задача – пополнять свою казну. С ноября по апрель киевский князь и дружина объезжали свои земли и собирали дань, в то время это называлось “полюдье” (слово крепится на доске). Обратите внимание на эту картину – что на ней изображено?
(На доске репродукция “Полюдье”)
Ученики: Князь. Дружина. Крестьяне, несущие все, что есть в их хозяйстве.
Учитель: Князь зимой отправлялся в круговой объезд земель древлян, дреговичей, кривичей, северян и других славян, плативших ему дань (работа с картой).
В 945 г. князь Игорь Старый также отправился за данью в Древлянскую землю, собрав дань, не вернулся в Киев, а еще раз пошел к Древлянам, решив, что мало собрал. Древляне убили князя.
– Подумайте, почему древляне убили князя Игоря?
Обратитесь к документу (стр.44).
Ученики: Они его убили, чтобы самим остаться в живых.
Учитель: После Игоря стала княжить его жена Ольга. Она отомстила древлянам за смерть мужа, но установила нормы сбора дани (уроки) и места сбора дани (погосты), это было первое в истории Руси нормированное налогообложение зависимого от Руси населения.
Слова крепятся на доске.
4.
Учитель: Перейдем к рассмотрению последнего вопроса нашей темы. После Ольги правил ее сын Святослав. Он изменил свое отношение к далеким походам и экспедициям. Во второй половине X века Русь дважды меняет свою политику, совершенствуя ее: один раз – при Святославе, второй раз – при его сыне Владимире. Наша задача выяснить – что каждый из них ставил своей главной задачей в деле управления государством.
1.С кем и ради чего воевал?
2.Каких успехов добился?
3.Кого из них больше, и почему любил русский народ?
(Вопросы вывешиваются на доску на плакате).
Для этого мы разделимся на две группы: одна будет отвечать на вопросы, имея в виду князя Святослава, а другая князя Владимира. Первая группа работает с текстом ст. “Походы князя Святослава” с.45; Вторая группа с текстом ст. “Оборона Руси от печенегов” с.50.
Через 10 минут (по готовности) ученики отвечают:
I группа. Направил свое оружие против соседей. Победил Волжскую Булгарию, разгромил Хазарское царство, начал войну с Византией, которая хотела отрезать Русь от Черного моря. Главная ошибка – недооценил печенегов. В 972 г., возвращаясь из похода на Византию, был разбит печенегами у Днепровских порогов, из его головы сделали чашу. Завоевания огромны, но не прочны, так как пренебрегал обороной от кочевников. Киевляне его упрекали: “Князь! Ты ищешь чужих земель, а своей родной пренебрегаешь!”
II группа. После смерти Святослава князем после борьбы со своими братьями стал Владимир Святославович. Главное внимание обратил на организацию обороны и сплочение огромной державы под своей властью. Государство объединило к этому времени всех славян. Владимир создает целую оборонительную систему:
- Строит на южных рубежах крепости, они имели – полые резонаторы;
- На важных крепостях, прикрывавших Днепровские броды строит башни для сигнальных костров;
- Для надежности южные крепости заселялись выходцами из северных районов:
Натиск печенегов был остановлен. О Владимире сложены былины, народ его называл “Красное солнышко”.
Комментарии учителя: Итак, ребята, мы рассмотрели последний вопрос нашей сегодняшней темы, но знакомство с Древней Русью у нас продолжится на следующих уроках, а сейчас давайте подведем итог проделанной на уроке работы и закрепим полученные знания.
Закрепление пройденного материала:
У каждого на столах листки с вопросами теста (см. приложение). Учащиеся выполняют тестовые задания.
За партой сидящие ученики меняются ответами и проверяют тест вместе с учителем, у кого правильных ответов будет:
11 – 10 = 5; 9 – 7 = 4; 6 – 4 = 3.
Листки сдают учителю для последующего выставления оценок в журнал.
Домашнее задание: параграф 4, стр. 32-40(3,5 вопрос); параграф 5, стр.40-50(1,3,4 вопрос)
Использованная литература
- А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. “История государства и народов России с древнейших времен до начала XVI в.”.-6 класс. М.: Дрофа, 2002.
- В.Ф. Антонов “Книга для чтения по истории СССР с древнейших времен до конца 18 века”. М.: “Просвещение”,1984.
- И.Я. Лернер “Задачник по истории Отечества”– 6-7кл. М.: “Аквариум”, 1997г.
- Л.И. Зверева “Тестовые задания по истории России с древнейших времен до конца 18 века”– 6-7 кл. М.: “Сфера”, 2000.
- М.Н. Зуев “История 5-11 класс. Краткий справочник школьника”. М.: “Дрофа”, 1997.
- Л.В. Жукова “Контрольные и проверочные работы по истории 5-9 класс”. М.: “Дрофа”, 1999г.
- А.Г. Степанищев “История в таблицах 5-11 класс”. Справочное пособие. М:“Дрофа”, 2000.